Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

9 января 2001 г.

 

N 4

 

ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.97 N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевую Программу развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 2).

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные Программы развития сестринского дела и план мероприятий с учетом отраслевой Программы.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

 

Министр

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

Приложение N 1

к приказу Министерства

здравоохранения

Российской Федерации

от 09.01.2001 г. N 4

 

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПАСПОРТ

ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    Наименование Программы   Развитие сестринского     дела      в

                             Российской Федерации

 

    Основание для разработки Концепция развития  здравоохранения и

    Программы                медицинской   науки   в    Российской

                             Федерации,               утвержденная

                             постановлением          правительства

                             Российской Федерации от 5 ноября 1997

                             года N 1387,

                             приказ Министерства   здравоохранения

                             Российской Федерации  от  31  декабря

                             1997 года N 390 "О мерах по улучшению

                             сестринского   дела   в    Российской

                             Федерации"

 

    Заказчик Программы       Министерство          здравоохранения

                             Российской Федерации

 

    Основные   разработчики  Министерство          здравоохранения

    Программы                Российской Федерации,

                             Московская медицинская  академия  им.

                             И.М.Сеченова Минздрава России,

                             Межрегиональная            ассоциация

                             медицинских сестер России

 

    Цель и задачи Программы  Формирование оптимальных  условий для

                             повышения  эффективности  и  усиления

                             роли    сестринского    персонала   в

                             оказании  медицинской  и   медико   -

                             социальной помощи населению:

                             - совершенствование       нормативной

                             правовой, материально - технической и

                             организационно  -  методической  базы

                             для   совершенствования   организации

                             работы сестринского персонала;

                             - совершенствование           системы

                             подготовки       и       эффективного

                             использования сестринских кадров;

                             - совершенствование           системы

                             управления сестринским персоналом;

                             - развитие новых организационных форм

                             и   технологий  оказания  медицинской

                             помощи сестринским персоналом;

                             - обеспечение    развития     научных

                             исследований в сестринском деле;

                             - повышение    профессионального    и

                             социального   статуса    сестринского

                             персонала;

                             - обеспечение социальной защищенности

                             специалистов сестринского дела;

                             - содействие                 развитию

                             профессиональных          сестринских

                             ассоциаций   и   привлечение   их   к

                             реформированию в области

 

    Сроки и этапы реализации 2001-2005 гг.:

    Программы                первый этап - 2001-2002 гг.  включает

                             создание     нормативной    правовой,

                             материально    -    технической     и

                             организационной базы;

                             второй этап - 2003-2005 гг.  включает

                             реализацию  экономически  эффективных

                             форм  и  методов  работы сестринского

                             персонала

 

    Перечень       основных  - нормативное  правовое   обеспечение

    разделов Программы       сестринской деятельности;

                             - основные направления деятельности и

                             совершенствование организации  работы

                             сестринского персонала;

                             - развитие  системы профессионального

                             образования  и  кадровой  политики  в

                             области сестринского дела;

                             - развитие   научных  исследований  в

                             сестринском деле;

                             - информационное    обеспечение     и

                             управление сестринской деятельностью;

                             - развитие           профессиональных

                             сестринских объединений, ассоциаций и

                             союзов

 

    Исполнители    основных  Министерство          здравоохранения

    мероприятий Программы    Российской Федерации,

                             ММА им.     И.М.Сеченова    Минздрава

                             России,

                             ГНИЦ профилактической        медицины

                             Минздрава России,

                             ВУНМЦ по  непрерывному медицинскому и

                             фармацевтическому         образованию

                             Минздрава России,

                             НИИ социальной гигиены,  экономики  и

                             управления    здравоохранением    им.

                             Н.А.Семашко РАМН (по согласованию),

                             Межрегиональная            ассоциация

                             медицинских сестер России

 

    Источники финансирования Средства федерального        бюджета,

    Программы                внебюджетные    средства   и   другие

                             источники,     не      противоречащие

                             законодательству Российской Федерации

 

    Ожидаемые     конечные   Повышение медицинской и экономической

    результаты               эффективности деятельности лечебно  -

                             профилактических  учреждений,  исходя

                             из   показателей   эффективности    и

                             качества      работы     сестринского

                             персонала

 

    Система      организации Управление и контроль за  реализацией

    контроля за исполнением  Программы  осуществляется  Минздравом

    Программы                России.    Координацию     выполнения

                             программных  мероприятий осуществляет

                             Совет     Минздрава     России     по

                             сестринскому      делу.      Основные

                             направления  и  положения   программы

                             ежегодно  уточняются,  исходя из хода

                             ее   выполнения    и    эффективности

                             использования средств

 

Состояние проблемы и обоснование необходимости ее

решения программными методами

 

Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал - это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;

обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико - социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально - приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.

Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико - демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения;

ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:

- развитием первичной медико - санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

- реструктуризацией лечебно - профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;

- расширением объемов помощи на дому;

- увеличением реабилитационных мероприятий;

- формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

- внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.

Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.

Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.

В соответствии с решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико - санитарную и медико - социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно - обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.

Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно - профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело".

Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.

В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако, очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально - экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела.

Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

- совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;

- совершенствование нормативной правовой, материально - технической и организационно - методической базы;

- совершенствование управления сестринской деятельностью;

- информационное обеспечение организации сестринского дела.

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации.

Приоритетами данной Программы являются:

- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;

- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;

- совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;

- использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико - социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;

- информационным, научно - методическим и материально - техническим обеспечением сестринской деятельности.

Предполагается последовательное и постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения.

 

Цель и задачи Отраслевой программы

 

Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико - санитарной и медико - социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:

- совершенствование нормативной правовой, организационно - методической и материально - технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

 

Основные направления реализации Отраслевой программы

 

1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.

 

Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно - профилактических учреждениях, а также учреждениях медико - социальной помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер сестринской деятельности.

Требуется осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно - профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом.

Предполагается разработка:

методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических учреждений;

предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности;

отраслевых нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения.

 

2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала.

 

Исходя из роли сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского дела:

разработка модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи, расширения амбулаторно - поликлинической сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних;

разработка модели деятельности специалистов сестринского дела медико - социальных отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело";

разработка перечня должностей для специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения;

переход к 3-х степенной системе обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности младшей медицинской сестры по уходу.

Предполагается разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;

пересмотр Положения о специалисте сестринского дела фельдшерско - акушерского пункта (ФАП) с учетом современных условий;

поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности.

 

3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела.

 

Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения.

Предполагается развитие профессиональной подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике.

Предусматривается продолжить разработку методической документации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;

обеспечение учебно - методической литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;

разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно - профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;

формирование целевого заказа на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами;

разработка программ по организации повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений.

Предполагается формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.

 

4. Развитие научных исследований в сестринском деле.

 

Предусматривается обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы.

Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело".

Планируется обеспечение регулярного проведения научно - практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.

Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела.

 

5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью.

 

Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.

Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле.

Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.

 

6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.

 

Предусматривается разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела.

 

Ресурсное обеспечение Отраслевой программы

 

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 

Механизм реализации Отраслевой программы, организация

и контроль за ее исполнением

 

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.

Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.

Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации

Отраслевой программы

 

Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:

- укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела

- удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;

- рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;

- провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.

 

 

 

 

Приложение N 2

к приказу Министерства

здравоохранения

Российской Федерации

от 09.01.2001 г. N 4

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

┌────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┐

│ N/N│   Наименование мероприятия     │Срок       Ответственные │

                                    │исполне-   исполнители 

                                    │ния                     

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

│ 1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности. 

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│1.1.│Разработать нормативные правовые│2001-    │Минздрав России,│

    │документы, определяющие реформи-│2002 гг. │НИИ   социальной

    │рование организационной структу-         │гигиены,       

    │ры, содержания и характера сест-         │экономики      и│

    │ринской деятельности.                    управления     

                                             │здравоохранением│

                                             │им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│1.2.│Осуществить комплекс мероприятий│2001-    │Минздрав России,│

    │по созданию  стандартов/протоко-│2005 гг. │НИИ   социальной

    │лов профессиональной сестринской│         │гигиены,       

    │деятельности лечебно - профилак-         │экономики      и│

    │тических учреждений.                     управления     

                                             │здравоохранением│

                                             │им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│1.3.│Разработать новые   методические│2001-    │Минздрав России,│

    │рекомендации по определению диф-│2002 гг. │НИИ   социальной│

    │ференцированной    нагрузки   на│         │гигиены,       

    │сестринский персонал  лечебно  -│         │экономики      и│

    │профилактических  учреждений,  с│         │управления     

    │учетом реформирования  сестринс-         │здравоохранением│

    │кой деятельности.                        им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│1.4.│Разработать предложения по мето-│2001-2002│Минздрав России,│

    │дике оплаты  труда  сестринского│гг.      │НИИ   социальной│

    │персонала  в  зависимости от ка-         │гигиены,       

    │чества, объема выполняемой рабо-         │экономики      и│

    │ты и уровня образования на осно-         │управления     

    │ве новых технологий  сестринской         │здравоохранением│

    │деятельности.                            им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│1.5.│Разработать отраслевые норматив-│2001-2002│Минздрав России,│

    │ные правовые акты по охране тру-│гг.      │НИИ  социальной │

    │да  в  учреждениях здравоохране-         │гигиены,       

    │ния.                                     │экономики      и│

                                             │управления     

                                             │здравоохранением│

                                             │им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

    2. Основные направления деятельности и совершенствование   

             организации работы сестринского персонала.        

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│2.1.│Разработать модели  деятельности│2001-    │Минздрав России,│

    │специалистов сестринского дела. │2002 гг. │НИИ   социальной

                                             │гигиены,       

                                             │экономики      и│

                                             │управления     

                                             │здравоохранением│

                                             │им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│2.2.│Разработать перечень  должностей│2001-    │Минздрав России │

    │для специалистов с повышенным  и│2002 гг. │               

    │высшим  медицинским образованием│                        

    │по  специальности   "сестринское                        

    │дело" для учреждений здравоохра-│                        

    │нения.                                                  

                                                            

│2.3.│Обеспечить переход к 3-х степен-│2001-    │Минздрав России │

    │ной системе обслуживания пациен-│2005 гг. │               

    тов в федеральных больничных уч-│                        

    │реждениях.                                              

                                                            

│2.4.│Разработать сестринские програм-│2001-    │Минздрав России,│

    │мы по формированию здорового об-│2002 гг. │ГНИЦ           

    │раза жизни,  планированию семьи,│         │профилактической│

    │предупреждению  социально значи-         │медицины       

    │мых заболеваний.                         │Минздрава России│

                                                            

│2.5.│Пересмотреть Положение  о  сест-│2001-    │Минздрав России │

    │ринском  персонале фельдшерско -│2002 гг. │               

    │акушерского пункта, утвержденном                        

    │приказом МЗ СССР N 900 от 26 се-│                        

    │нтября 1978 года "О штатных нор-│                        

    │мативах фельдшерско - акушерских│                        

    │пунктов" с учетом новых требова-│                        

    │ний современных условий.                                

                                                            

│2.6.│Провести поэтапно аттестацию ра-│2001-    │Минздрав России │

    │бочих  мест  специалистов  сест-│2005 гг. │               

    │ринского  дела в соответствии со                        

    │стандартами их  профессиональной                        

    │деятельности.                                           

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

  3. Развитие системы профессионального образования и кадровой 

              политики в области сестринского дела             

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│3.1.│Разработать методическую   доку-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │ментацию по проведению  итоговой         │ВУНМЦ       по 

    │государственной  аттестации  вы-         │непрерывному   

    │пускников средних и высших меди-         │медицинскому  и │

    │цинских образовательных учрежде-         │фармацевтичес- 

    │ний по  подготовке  сестринского         │кому образованию│

    │персонала.                               │Минздрава России│

                                                            

│3.2.│Обеспечить создание учебно - ме-│2001-    │Минздрав России,│

    │тодической  литературы для сред-│2005 гг. │ВУНМЦ       по 

    │них и высших медицинских учебных│         непрерывному   

    │заведений  по  подготовке  сест-         │медицинскому  и │

    │ринского персонала.                      фармацевтичес- 

                                             │кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│3.3.│Разработать программы    взаимо-│2002 г.  │Минздрав России,│

    │действия учебных  медицинских  и│         │ВУНМЦ       по 

    │лечебно  -  профилактических уч-         │непрерывному   

    │реждений по обеспечению  практи-         │медицинскому  и │

    │ческой  подготовки  сестринского         │фармацевтичес- 

    │персонала.                               кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│3.4.│Сформировать целевой  заказ   на│2001 г.  │Минздрав России,│

    │подготовку  специалистов в меди-         │ВУНМЦ       по 

    │цинских образовательных учрежде-         │непрерывному   

    │ниях   для  обеспечения  средних         │медицинскому  и │

    │учебных заведений педагогически-         │фармацевтичес- 

    │ми кадрами.                              кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│3.5.│Разработать программы по повыше-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │нию квалификации и переподготов-         │ВУНМЦ       по 

    │ке  руководителей и преподавате-         │непрерывному   

    │лей медицинских  образовательных│         медицинскому  и │

    │учреждений,  осуществляющих обу-         │фармацевтичес- 

    │чение сестринского звена.                кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│3.6.│Сформировать банк  унифицирован-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │ных  тестовых заданий для прове-         │ВУНМЦ       по 

    │дения сертификации и  аттестации│         непрерывному   

    │сестринского персонала.                  медицинскому  и │

                                             │фармацевтичес- 

                                             │кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│3.7.│Разработать рекомендации по соз-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │данию в средних медицинских  об-         │ВУНМЦ       по 

    │разовательных  учреждениях служб│         непрерывному   

    │содействия в трудоустройстве вы-         │медицинскому  и │

    │пускников.                               │фармацевтичес- 

                                             │кому образованию│

                                             │Минздрава России│

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

     4. Развитие научных исследований в сестринском деле.      

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│4.1.│Обеспечить реализацию  программы│2001-    │Минздрав России,│

    │научных  исследований по приори-│2005 гг. │ММА         им. │

    │тетным  направлениям  в  области│         │И.М.Сеченова   

    │сестринского  дела  и прикладным         │Минздрава России│

    │дисциплинам на 2001-2005 годы.                          

                                                            

│4.2.│Разработать новые и усовершенст-│2001-    │Минздрав России,│

    │вовать  существующие  технологии│2005 гг. │ММА         им. │

    │подготовки специалистов со сред-         │И.М.Сеченова   

    │ним  медицинским  и высшим меди-         │Минздрава России│

    │цинским образованием  по  специ-         │ВУНМЦ       по 

    │альности "сестринское дело".             непрерывному   

                                             │медицинскому  и │

                                             │фармацевтичес- 

                                             │кому образованию│

                                             │Минздрава России│

                                                            

│4.3.│Обеспечить регулярное проведение│2001-    │Минздрав России,│

    │научно - практических  конферен-│2005 гг. │ММА         им. │

    │ций  по  актуальным  проблемам в│         │И.М.Сеченова   

    │области сестринского дела.               │Минздрава России│

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

    5. Информационное обеспечение и управление сестринской     

                          деятельностью                        

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│5.1.│Разработать и апробировать моде-│2001-    │Минздрав России,│

    │ли   автоматизированных  рабочих│2005 гг. │НИИ   социальной

    │мест для руководителей сестринс-         │гигиены,       

    │кого звена.                              экономики      и│

                                             │управления     

                                             │здравоохранением│

                                             │им.  Н.А.Семашко│

                                             │РАМН        (по │

                                             │согласованию)  

                                                            

│5.2.│Усилить роль   Совета  Минздрава│2001-    │Минздрав России │

    │России по  сестринскому  делу  в│2005 гг. │               

    │реализации  Отраслевой программы│                        

    │развития сестринского дела.                             

                                                            

│5.3.│Организовать на страницах  изда-│2001 г.  │Минздрав России │

    │ния  "Медицинская  газета" сест-│                        

    │ринскую рубрику.                                        

                                                            

│5.4.│Создать раздел      "Медицинская│2001 г.  │Минздрав России │

    │сестра"  на сайте Минздрава Рос-│                        

    сии в Интернете.                                        

                                                             

│5.5.│Разработать условия для проведе-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │ния конкурса на лучшую медицинс-         │Межрегиональная │

    │кую сестру,  менеджера сестринс-         │ассоциация     

    │кого дела.                               медицинских    

                                             │сестер России  

                                                            

│5.6.│Обеспечить подготовку и проведе-│2002 г.  │Минздрав России,│

    │ние II-го Всероссийского  съезда│         Межрегиональная

    │специалистов сестринского дела.         ассоциация     

                                             │медицинских    

                                             │сестер России  

├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤

      6. Развитие профессиональных сестринских объединений,    

                      ассоциаций и союзов.                     

├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤

│6.1.│Разработать соглашение о сотруд-│2001 г.  │Минздрав России,│

    │ничестве между Минздравом России│         Межрегиональная

    │и   Межрегиональной  ассоциацией│         │ассоциация     

    │медицинских сестер России в  об-         │медицинских    

    │ласти сестринского дела.                 сестер России  

                                                            

│6.2.│Установить партнерские отношения│2001 г.  │Минздрав России,│

    │с Международным Союзом медицинс-         │Межрегиональная │

    │ких  сестер  для обмена опытом в         │ассоциация     

    │области сестринского дела.               медицинских    

                                             │сестер России  

                                                            

│6.3.│Обеспечить взаимодействие с сот-│2001 г.  │Минздрав России │

    │рудничающим  с  ВОЗ  центром  по                        

    │сестринскому делу.                                      

└────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┘

 

Пояснительная записка к Отраслевой программе развития

сестринского дела в Российской Федерации

 

Основанием для разработки настоящей Отраслевой программы является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Объектом программы является сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

С переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла потребность в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.

Как показывает мировая практика, рациональное использование сестринских кадров ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов в здравоохранении, больше внимания уделяется профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, так как сестринской практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента, семью и общественные группы.

Развитие сестринского дела в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечается несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.

На решение данных проблем направлена разработанная Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико - социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Целью Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации является формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико - социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Для ее достижения предполагается реализация ряда задач, в частности:

- совершенствование нормативной правовой, организационно - методической и материально - технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Приоритетными направлениями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются:

- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего самостоятельностью;

- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения.

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации реализуется в период с 2001 по 2005 годы.

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование мероприятий в рамках региональных программ развития сестринского дела предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в размерах, определяемых соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий позволит:

- способствовать развитию менее затратной медицинской помощи;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации сестринского персонала для работы в лечебно - профилактических, медико - социальных учреждениях;

- удовлетворить спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную помощь;

- рациональному использованию кадровых и финансовых ресурсов;

- провести реструктуризацию лечебно - профилактических учреждений с привлечением сестринского персонала.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, осуществит переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности и создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, в конечном итоге будет способствовать охране здоровья граждан.

Исполнителями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), межрегиональная ассоциация медицинских сестер России.

Управление и контроль за реализацией Отраслевой программы осуществляется Минздравом России. Координирует работу по реализации Отраслевой программы Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024