МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
9 января 2001 г.
N 4
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387, приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.97 N 390 "О
мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также
резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить отраслевую Программу
развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по
реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
(приложение N 2).
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные
Программы развития сестринского дела и план мероприятий с учетом отраслевой
Программы.
4. Контроль за
выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения
Российской Федерации Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 09.01.2001 г. N 4
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАСПОРТ
ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование Программы Развитие сестринского дела
в
Российской
Федерации
Основание для разработки Концепция
развития здравоохранения и
Программы медицинской науки
в
Российской
Федерации, утвержденная
постановлением
правительства
Российской
Федерации от 5 ноября 1997
года N 1387,
приказ Министерства здравоохранения
Российской
Федерации от 31
декабря
1997 года N 390
"О мерах по улучшению
сестринского дела
в Российской
Федерации"
Заказчик Программы Министерство здравоохранения
Российской
Федерации
Основные
разработчики Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации,
Московская
медицинская академия им.
И.М.Сеченова
Минздрава России,
Межрегиональная
ассоциация
медицинских сестер
России
Цель и задачи Программы Формирование оптимальных условий для
повышения эффективности
и усиления
роли сестринского персонала
в
оказании медицинской и
медико -
социальной помощи
населению:
-
совершенствование нормативной
правовой,
материально - технической и
организационно -
методической базы
для совершенствования организации
работы
сестринского персонала;
-
совершенствование системы
подготовки и
эффективного
использования
сестринских кадров;
-
совершенствование системы
управления
сестринским персоналом;
- развитие новых организационных форм
и технологий
оказания медицинской
помощи сестринским
персоналом;
- обеспечение развития
научных
исследований в сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса
сестринского
персонала;
- обеспечение
социальной защищенности
специалистов
сестринского дела;
- содействие развитию
профессиональных
сестринских
ассоциаций и
привлечение их к
реформированию в
области
Сроки и этапы реализации 2001-2005 гг.:
Программы первый этап - 2001-2002
гг. включает
создание нормативной правовой,
материально -
технической и
организационной
базы;
второй этап -
2003-2005 гг. включает
реализацию экономически
эффективных
форм и
методов работы сестринского
персонала
Перечень основных - нормативное
правовое обеспечение
разделов Программы сестринской деятельности;
- основные
направления деятельности и
совершенствование
организации работы
сестринского
персонала;
- развитие системы профессионального
образования и
кадровой политики в
области
сестринского дела;
- развитие научных
исследований в
сестринском деле;
-
информационное обеспечение и
управление
сестринской деятельностью;
- развитие профессиональных
сестринских
объединений, ассоциаций и
союзов
Исполнители основных Министерство здравоохранения
мероприятий Программы Российской Федерации,
ММА им. И.М.Сеченова Минздрава
России,
ГНИЦ
профилактической медицины
Минздрава России,
ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию
Минздрава России,
НИИ социальной
гигиены, экономики и
управления здравоохранением им.
Н.А.Семашко РАМН
(по согласованию),
Межрегиональная
ассоциация
медицинских сестер
России
Источники финансирования Средства
федерального бюджета,
Программы
внебюджетные средства и
другие
источники, не
противоречащие
законодательству
Российской Федерации
Ожидаемые конечные
Повышение медицинской и экономической
результаты эффективности деятельности
лечебно -
профилактических учреждений, исходя
из показателей
эффективности и
качества работы
сестринского
персонала
Система
организации Управление и контроль за реализацией
контроля за
исполнением Программы осуществляется Минздравом
Программы России. Координацию выполнения
программных мероприятий осуществляет
Совет Минздрава России
по
сестринскому делу.
Основные
направления и положения программы
ежегодно уточняются,
исходя из хода
ее выполнения
и эффективности
использования
средств
Состояние проблемы
и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Комплекс политических, социально -
экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние
годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.
Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего
дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из
бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования
не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
Сестринское дело - важнейшая составная
часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами
и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей
населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Сестринский персонал - это работники,
имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское,
Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в
установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет
сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины
болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных
и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует
система здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для
удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.
ВОЗ подтверждает, что укрепление и
развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:
разработки стратегии планирования
трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
создания нормативной правовой базы для
развития сестринского дела;
обеспечения условий для эффективной
деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего
профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских
работников.
На протяжении последних десятилетий в
стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к
значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной
науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии
квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения
обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами,
увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и,
как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено
осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и
экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях
формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения,
обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении
профилактической направленности, решении задач медико -
социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское
образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по
специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную
категорию работников здравоохранения.
В условиях экономических преобразований в
России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся
потребностям здравоохранения, быть социально - приемлемой, при этом
гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.
Важнейшими детерминантами, определяющими
потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико -
демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение
населения;
ухудшение состояния здоровья населения;
хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в
частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.
Это требует более широкого использования
сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в
профилактической направленности здравоохранения.
Роль, функции и организационные формы
деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами,
стоящими перед здравоохранением:
- развитием первичной медико - санитарной
помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья,
гигиеническое обучение и воспитание населения;
- реструктуризацией лечебно -
профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в
стационаре;
- расширением объемов помощи на дому;
- увеличением реабилитационных
мероприятий;
- формированием больниц/отделений с
различной интенсивностью лечения и ухода;
- внедрением хосписов и оказанием
паллиативной помощи умирающим.
Перечисленные факторы требуют
совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации
специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и
состава сестринских кадров.
Препятствиями для осуществления
необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до
настоящего времени остаются слабая материально - техническая база
образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных
педагогических кадров и др.
Решением Коллегии
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года
"О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской
Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего,
повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности
"сестринское дело", разработки и внедрения Государственных
образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации,
Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала,
проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.
В соответствии с решениями Министерства
здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию
качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены
изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико - санитарную и медико - социальную профилактику, обучение новым технологиям
сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности
сестринского персонала.
Система здравоохранения в целом страдает
от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования
сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает
существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая
диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается
взаимосвязанными негативными тенденциями:
- увеличением во врачебной деятельности
доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих
осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
- принижением роли сестринского персонала
в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы,
часто не требующей профессиональной подготовки.
Последнему фактору способствует
исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого
вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной
деятельности.
Осуществление необходимых изменений в
кадровой политике в области здравоохранения требует научно - обоснованных
подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров,
эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального
соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.
Более 20 факультетов образовательных
учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку
менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время,
остается не решенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве
случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно - профилактических
учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские
способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента,
психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в
дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по
специальности "сестринское дело".
Зарубежный опыт организации сестринского
дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену
традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи,
связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с
проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
В реформировании сестринского дела
возможно использование международного опыта. Однако, очевидна
бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа,
необходимой коррекции и адаптации к социально - экономическим условиям нашей
страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее
влияние на успешность реформирования сестринского дела.
Для проведения реформ в сестринском деле
в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:
- совершенствование системы
профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
- совершенствование нормативной правовой,
материально - технической и организационно - методической базы;
- совершенствование управления
сестринской деятельностью;
- информационное обеспечение организации
сестринского дела.
Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде
отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации.
Приоритетами данной Программы являются:
- всеобщность, социальная справедливость
и доступность медицинской помощи населению;
- обеспечение эффективного управления
сестринским персоналом;
- повышение уровня квалификации
сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры новой
формации, высоко квалифицированного специалиста,
способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего
самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала,
направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение
качества жизни населения.
Достижение приоритетов Программы
осуществляется:
- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие
и совершенствование сестринского дела;
- совершенствованием системы
профессиональной подготовки сестринского персонала;
- использованием современных и
экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в
работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико - социальной помощи, профилактическую направленность,
повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;
- информационным, научно - методическим и
материально - техническим обеспечением сестринской деятельности.
Предполагается последовательное и
постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного
потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе
здравоохранения.
Цель и задачи
Отраслевой программы
Программа ставит целью формирование
условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в
оказании медико - санитарной и медико - социальной
помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения,
связанные со всеми аспектами сестринского дела.
Достижение цели Отраслевой программы
предполагает решение ряда задач:
- совершенствование нормативной правовой,
организационно - методической и материально - технической базы для
реформирования сестринского дела;
- совершенствование системы подготовки,
повышения квалификации и использования сестринских кадров;
- содействие созданию условий для
развития и совершенствования сестринского дела;
- совершенствование системы управления
сестринской деятельностью;
- развитие новых организационных форм и
технологий сестринской деятельности;
- повышение эффективности использования
кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
- обеспечение качества сестринской
деятельности;
- обеспечение развития научных исследований
в сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной защищенности
сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных
сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.
Основные
направления реализации Отраслевой программы
1. Нормативное правовое обеспечение
сестринской деятельности.
Предусматривается совершенствование
правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка
пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих
сестринскую деятельность в лечебно - профилактических учреждениях, а также
учреждениях медико - социальной помощи, разработка
документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер
сестринской деятельности.
Требуется осуществить комплекс
мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской
деятельности лечебно - профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего
внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические
рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию
наблюдения за пациентом.
Предполагается разработка:
методических рекомендаций по пересмотру
дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических
учреждений;
предложений по методике оплаты труда
специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой
работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской
деятельности;
отраслевых нормативных правовых актов по
охране труда в учреждениях здравоохранения.
2. Основные направления деятельности и
совершенствование организации работы сестринского персонала.
Исходя из роли сестринской деятельности в
оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания
населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой
предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием
регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского
дела:
разработка модели деятельности
специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи,
расширения амбулаторно - поликлинической сети с поэтапным переходом к общей
врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского
персонала в сторону увеличения последних;
разработка модели деятельности
специалистов сестринского дела медико - социальных
отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим
медицинским образованием по специальности "сестринское дело";
разработка перечня должностей для
специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием
по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения;
переход к 3-х степенной системе
обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности
младшей медицинской сестры по уходу.
Предполагается разработка сестринских
программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и
предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии,
пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических
заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для
использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;
пересмотр Положения о специалисте
сестринского дела фельдшерско - акушерского пункта (ФАП) с учетом современных
условий;
поэтапное проведение аттестации рабочих
мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их
профессиональной деятельности.
3. Развитие системы профессионального
образования и кадровой политики в области сестринского дела.
Предусматривается комплекс мер по
совершенствованию системы профессионального образования средних и высших
медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а
также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом
реформирования системы здравоохранения.
Предполагается развитие профессиональной
подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом
реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной)
практике.
Предусматривается продолжить разработку
методической документации по проведению итоговой государственной аттестации
выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по
подготовке сестринских кадров;
обеспечение учебно - методической
литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по
подготовке сестринских кадров;
разработка программы взаимодействия
медицинских образовательных и лечебно - профилактических учреждений по
обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;
формирование целевого заказа на
подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для
обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами;
разработка программ по организации
повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей
медицинских образовательных учреждений.
Предполагается формирование банка
унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации
сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных
учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.
4. Развитие научных исследований в
сестринском деле.
Предусматривается обеспечение реализации
программы научных исследований по приоритетным направлениям в области
сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы.
Предполагается разработка новых и
усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и
высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело".
Планируется обеспечение регулярного
проведения научно - практических конференций по актуальным проблемам в области
сестринского дела.
Научное сопровождение реализации
Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского
дела.
5. Информационное обеспечение и
управление сестринской деятельностью.
Необходимо проводить работу по
формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в
системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди
медицинских работников, населения специальных печатных информационных
материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения
здоровья и повышения качества жизни населения.
Планируется создание информационных
систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле.
Предусматривается разработка и поэтапное
внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно
управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской
помощи, предоставляемой сестринским персоналом.
6. Развитие профессиональных сестринских
объединений, ассоциаций и союзов.
Предусматривается разработка и заключение
соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной
ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества
Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными
ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела.
Ресурсное
обеспечение Отраслевой программы
Отраслевая программа реализуется за счет
средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных
источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Механизм реализации
Отраслевой программы, организация
и контроль за ее
исполнением
Отраслевая программа развития
сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387
"О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации".
Реализация Отраслевой программы
определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей
указанных мероприятий.
Основные направления и положения
Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее
выполнения и эффективности использования выделенных средств.
Управление и контроль
за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством
здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации
Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации
осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Отраслевой программы
Реализация мероприятий, предусмотренных
Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации,
позволит:
- укрепить систему мер, способствующих
развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
- совершенствовать систему подготовки и
повышения квалификации специалистов сестринского дела
- удовлетворять спрос населения на
доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную
помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
- рационально использовать кадровые и
финансовые ресурсы;
- провести реструктуризацию учреждений
здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально
увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.
Реализация Отраслевой программы заложит
основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит
осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели
сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень
госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для
улучшения показателей состояния здоровья населения.
Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 09.01.2001 г. N 4
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┐
│
N/N│ Наименование
мероприятия │Срок │
Ответственные │
│ │ │исполне- │
исполнители │
│ │ │ния │ │
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│
1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности. │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│1.1.│Разработать
нормативные правовые│2001- │Минздрав России,│
│ │документы, определяющие реформи-│2002
гг. │НИИ социальной│
│ │рование организационной структу-│ │гигиены, │
│ │ры, содержания и характера сест-│ │экономики и│
│ │ринской деятельности. │ │управления │
│ │ │ │здравоохранением│
│ │ │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│1.2.│Осуществить
комплекс мероприятий│2001- │Минздрав
России,│
│ │по созданию стандартов/протоко-│2005 гг. │НИИ социальной│
│ │лов профессиональной сестринской│ │гигиены, │
│ │деятельности лечебно - профилак-│ │экономики и│
│ │тических учреждений. │ │управления │
│ │
│ │здравоохранением│
│ │ │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│1.3.│Разработать
новые
методические│2001- │Минздрав
России,│
│ │рекомендации по определению диф-│2002
гг. │НИИ социальной│
│ │ференцированной нагрузки
на│ │гигиены, │
│ │сестринский персонал лечебно
-│ │экономики и│
│ │профилактических учреждений,
с│ │управления │
│ │учетом реформирования сестринс-│ │здравоохранением│
│ │кой деятельности. │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│1.4.│Разработать
предложения по мето-│2001-2002│Минздрав России,│
│ │дике оплаты труда
сестринского│гг. │НИИ социальной│
│ │персонала в
зависимости от ка-│ │гигиены, │
│ │чества, объема выполняемой рабо-│ │экономики и│
│ │ты и уровня образования на осно-│ │управления │
│ │ве новых технологий сестринской│ │здравоохранением│
│ │деятельности. │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│1.5.│Разработать
отраслевые норматив-│2001-2002│Минздрав
России,│
│ │ные правовые акты по охране тру-│гг. │НИИ социальной │
│ │да
в учреждениях здравоохране-│ │гигиены, │
│ │ния. │ │экономики и│
│ │ │ │управления │
│ │ │ │здравоохранением│
│ │ │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│ 2. Основные направления деятельности и
совершенствование │
│ организации работы сестринского
персонала. │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│2.1.│Разработать
модели деятельности│2001- │Минздрав России,│
│ │специалистов сестринского дела. │2002
гг. │НИИ социальной│
│ │ │ │гигиены, │
│ │ │ │экономики и│
│ │ │ │управления │
│ │ │ │здравоохранением│
│ │ │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │
│РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│2.2.│Разработать
перечень должностей│2001- │Минздрав России │
│ │для специалистов с повышенным и│2002
гг. │ │
│ │высшим медицинским образованием│ │ │
│ │по
специальности "сестринское│
│ │
│ │дело" для учреждений
здравоохра-│ │ │
│ │нения. │ │ │
│ │ │ │ │
│2.3.│Обеспечить
переход к 3-х степен-│2001- │Минздрав
России │
│ │ной системе обслуживания пациен-│2005
гг. │ │
│ │тов в
федеральных больничных уч-│
│ │
│ │реждениях. │ │ │
│ │ │ │ │
│2.4.│Разработать
сестринские програм-│2001- │Минздрав России,│
│ │мы по формированию здорового об-│2002 гг. │ГНИЦ │
│ │раза жизни, планированию семьи,│ │профилактической│
│ │предупреждению социально значи-│ │медицины │
│ │мых заболеваний. │ │Минздрава
России│
│ │ │ │ │
│2.5.│Пересмотреть
Положение о сест-│2001- │Минздрав России │
│ │ринском персонале
фельдшерско -│2002 гг. │ │
│ │акушерского пункта, утвержденном│
│ │
│ │приказом МЗ СССР N 900 от 26 се-│ │ │
│ │нтября 1978 года "О штатных нор-│
│ │
│ │мативах фельдшерско - акушерских│ │ │
│ │пунктов" с учетом новых
требова-│ │ │
│ │ний современных условий. │ │ │
│ │ │ │ │
│2.6.│Провести
поэтапно аттестацию ра-│2001- │Минздрав
России │
│ │бочих мест
специалистов сест-│2005 гг.
│ │
│ │ринского дела в соответствии со│ │ │
│ │стандартами их профессиональной│ │ │
│ │деятельности. │ │ │
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│ 3. Развитие системы профессионального
образования и кадровой │
│ политики в области сестринского
дела │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│3.1.│Разработать
методическую доку-│2001 г. │Минздрав России,│
│ │ментацию по проведению итоговой│ │ВУНМЦ по
│
│ │государственной аттестации
вы-│ │непрерывному │
│ │пускников средних и высших меди-│ │медицинскому и │
│ │цинских образовательных учрежде-│ │фармацевтичес- │
│ │ний по подготовке
сестринского│ │кому образованию│
│ │персонала. │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.2.│Обеспечить
создание учебно - ме-│2001- │Минздрав
России,│
│ │тодической литературы для сред-│2005 гг. │ВУНМЦ по │
│ │них и высших медицинских учебных│ │непрерывному │
│ │заведений по
подготовке сест-│ │медицинскому и │
│ │ринского персонала. │ │фармацевтичес- │
│ │ │ │кому образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.3.│Разработать
программы взаимо-│2002 г. │Минздрав России,│
│ │действия учебных медицинских
и│ │ВУНМЦ по
│
│ │лечебно -
профилактических уч-│ │непрерывному │
│ │реждений по обеспечению практи-│ │медицинскому и │
│ │ческой подготовки
сестринского│ │фармацевтичес- │
│ │персонала. │ │кому
образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.4.│Сформировать
целевой заказ на│2001 г. │Минздрав России,│
│ │подготовку специалистов в меди-│ │ВУНМЦ по
│
│ │цинских образовательных учрежде-│ │непрерывному │
│ │ниях для
обеспечения средних│ │медицинскому и │
│ │учебных заведений педагогически-│ │фармацевтичес- │
│ │ми кадрами. │ │кому
образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.5.│Разработать
программы по повыше-│2001 г. │Минздрав
России,│
│ │нию квалификации и переподготов-│ │ВУНМЦ по │
│ │ке
руководителей и преподавате-│ │непрерывному │
│ │лей медицинских образовательных│ │медицинскому и │
│ │учреждений, осуществляющих обу-│ │фармацевтичес- │
│ │чение сестринского звена. │ │кому образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.6.│Сформировать
банк унифицирован-│2001 г. │Минздрав России,│
│ │ных
тестовых заданий для прове-│ │ВУНМЦ по
│
│ │дения сертификации и аттестации│ │непрерывному │
│ │сестринского персонала. │ │медицинскому и │
│ │ │ │фармацевтичес- │
│ │ │ │кому образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│3.7.│Разработать
рекомендации по соз-│2001 г. │Минздрав
России,│
│ │данию в средних медицинских об-│ │ВУНМЦ по
│
│ │разовательных учреждениях служб│ │непрерывному │
│ │содействия в трудоустройстве вы-│ │медицинскому и │
│ │пускников. │ │фармацевтичес- │
│ │ │ │кому образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│ 4. Развитие научных исследований в
сестринском деле. │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│4.1.│Обеспечить
реализацию программы│2001- │Минздрав России,│
│ │научных исследований по приори-│2005 гг. │ММА им. │
│ │тетным направлениям
в области│ │И.М.Сеченова │
│ │сестринского дела и
прикладным│ │Минздрава России│
│ │дисциплинам на 2001-2005 годы. │ │ │
│ │ │ │ │
│4.2.│Разработать
новые и усовершенст-│2001- │Минздрав России,│
│ │вовать существующие
технологии│2005 гг. │ММА им. │
│ │подготовки специалистов со сред-│ │И.М.Сеченова │
│ │ним
медицинским и высшим меди-│ │Минздрава
России│
│ │цинским образованием по
специ-│ │ВУНМЦ по
│
│ │альности "сестринское
дело". │ │непрерывному │
│ │ │ │медицинскому и │
│ │ │ │фармацевтичес- │
│ │ │ │кому образованию│
│ │ │ │Минздрава России│
│ │ │ │ │
│4.3.│Обеспечить
регулярное проведение│2001- │Минздрав
России,│
│ │научно - практических конферен-│2005 гг. │ММА им. │
│ │ций
по актуальным проблемам в│ │И.М.Сеченова │
│ │области сестринского дела. │ │Минздрава России│
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│ 5. Информационное обеспечение и управление сестринской │
│ деятельностью │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│5.1.│Разработать
и апробировать моде-│2001- │Минздрав
России,│
│ │ли
автоматизированных рабочих│2005
гг. │НИИ социальной│
│ │мест для руководителей сестринс-│ │гигиены, │
│ │кого звена. │ │экономики и│
│ │ │ │управления │
│ │ │ │здравоохранением│
│ │ │ │им. Н.А.Семашко│
│ │ │ │РАМН (по │
│ │ │ │согласованию) │
│ │ │ │ │
│5.2.│Усилить
роль Совета Минздрава│2001- │Минздрав России │
│ │России по сестринскому
делу в│2005 гг. │ │
│ │реализации Отраслевой программы│ │ │
│ │развития сестринского дела. │ │ │
│ │ │ │ │
│5.3.│Организовать
на страницах изда-│2001 г. │Минздрав России │
│ │ния
"Медицинская газета"
сест-│ │ │
│ │ринскую рубрику. │ │ │
│ │ │ │ │
│5.4.│Создать
раздел "Медицинская│2001
г. │Минздрав России │
│ │сестра" на сайте Минздрава Рос-│ │ │
│ │сии в
Интернете. │ │ │
│ │ │ │ │
│5.5.│Разработать
условия для проведе-│2001 г. │Минздрав
России,│
│ │ния конкурса на лучшую медицинс-│ │Межрегиональная
│
│ │кую сестру, менеджера сестринс-│ │ассоциация │
│ │кого дела. │ │медицинских │
│ │ │ │сестер России │
│ │ │ │ │
│5.6.│Обеспечить
подготовку и проведе-│2002 г. │Минздрав
России,│
│ │ние II-го Всероссийского съезда│ │Межрегиональная
│
│ │специалистов сестринского дела. │ │ассоциация │
│ │ │ │медицинских │
│ │ │ │сестер России │
├────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┤
│ 6. Развитие профессиональных сестринских
объединений, │
│ ассоциаций и союзов. │
├────┬────────────────────────────────┬─────────┬────────────────┤
│6.1.│Разработать
соглашение о сотруд-│2001 г. │Минздрав
России,│
│ │ничестве между Минздравом России│ │Межрегиональная
│
│ │и
Межрегиональной ассоциацией│ │ассоциация │
│ │медицинских сестер России в об-│ │медицинских │
│ │ласти сестринского дела. │ │сестер
России │
│ │ │ │ │
│6.2.│Установить
партнерские отношения│2001 г. │Минздрав
России,│
│ │с Международным Союзом медицинс-│ │Межрегиональная
│
│ │ких
сестер для обмена опытом в│ │ассоциация │
│ │области сестринского дела. │ │медицинских │
│ │ │ │сестер России │
│ │ │ │ │
│6.3.│Обеспечить
взаимодействие с сот-│2001 г. │Минздрав
России │
│ │рудничающим с
ВОЗ центром по│ │ │
│ │сестринскому делу. │ │ │
└────┴────────────────────────────────┴─────────┴────────────────┘
Пояснительная
записка к Отраслевой программе развития
сестринского дела в Российской Федерации
Основанием для разработки настоящей
Отраслевой программы является Концепция развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации
и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Объектом программы является сестринское
дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая
значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для
удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской
помощи.
С переходом к системе обязательного
медицинского страхования (ОМС) возникла потребность в новой ресурсосберегающей
системе организации в здравоохранении. В сложившейся ситуации сестринский
персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников
здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения
в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.
Как показывает мировая практика,
рациональное использование сестринских кадров ведет к значительному улучшению
качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному
использованию ресурсов в здравоохранении, больше внимания уделяется
профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, так как сестринской
практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность
на отдельного пациента, семью и общественные группы.
Развитие сестринского дела в стране
сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы,
информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечается
несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского
дела. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами и
сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров
из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, возрастает
нагрузка на сестринский персонал, неудовлетворенность персонала и социальная
напряженность.
На решение данных проблем направлена
разработанная Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской
Федерации.
Важная роль в реформе здравоохранения,
обеспечении доступности и качества предоставляемых населению медицинских услуг,
усилении профилактической направленности, решении задач медико
- социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее, повышенный
уровень образования и высшее медицинское образование по специальности
"сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию
работников здравоохранения.
Целью Отраслевой программы развития
сестринского дела в Российской Федерации является формирование условий для
повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании
медицинской и медико - социальной помощи населению,
конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми
аспектами сестринского дела.
Для ее достижения предполагается
реализация ряда задач, в частности:
- совершенствование нормативной правовой,
организационно - методической и материально - технической базы для
реформирования сестринского дела;
- совершенствование системы подготовки,
повышения квалификации и использования сестринских кадров;
- содействие созданию условий для
развития и совершенствования сестринского дела;
- совершенствование системы управления
сестринской деятельностью;
- развитие новых организационных форм и
технологий сестринской деятельности;
- повышение эффективности использования
кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
- обеспечение качества сестринской
деятельности;
- обеспечение развития научных исследований
в сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной защищенности
сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных
сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.
Приоритетными направлениями Отраслевой
программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются:
- всеобщность, социальная справедливость
и доступность медицинской помощи населению;
- обеспечение эффективного управления сестринским
персоналом;
- повышение уровня квалификации
сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры новой
формации, высоко квалифицированного специалиста,
способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего
самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала,
направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения.
Отраслевая программа развития
сестринского дела в Российской Федерации реализуется в период с 2001 по 2005
годы.
Отраслевая программа реализуется за счет
средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств и других источников,
не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Финансирование мероприятий в рамках
региональных программ развития сестринского дела предполагается осуществлять за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в размерах, определяемых
соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также внебюджетных и других источников, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
Реализация программных мероприятий
позволит:
- способствовать развитию менее затратной
медицинской помощи;
- совершенствовать систему подготовки и
повышения квалификации сестринского персонала для работы в лечебно -
профилактических, медико - социальных учреждениях;
- удовлетворить спрос населения на
доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную
помощь;
- рациональному использованию кадровых и
финансовых ресурсов;
- провести реструктуризацию лечебно -
профилактических учреждений с привлечением сестринского персонала.
Реализация Отраслевой программы заложит
основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации,
осуществит переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели
сестринской деятельности и создаст предпосылки для улучшения показателей
состояния здоровья населения, снизит заболеваемость, сократит уровень
госпитализации и длительность госпитального этапа, в конечном итоге будет
способствовать охране здоровья граждан.
Исполнителями
Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются
Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова
Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ
социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко
РАМН (по согласованию), межрегиональная ассоциация медицинских сестер России.
Управление и контроль
за реализацией Отраслевой программы осуществляется Минздравом России.
Координирует работу по реализации Отраслевой программы Совет Минздрава России
по сестринскому делу. Основные направления и положения Отраслевой программы
ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и
эффективности использования выделенных средств.