УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
Министерства здравоохранения СССР
И.И.ГРЕБЕШЕВА
30 декабря 1983 г. N 11-14/27-6
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ГРУПП РИСКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В ДЕТСКИХ
ПОЛИКЛИНИКАХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Методические
указания разработаны Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям
и матерям Министерства здравоохранения СССР (к.м.н. Дружинина Л.В., Грачев Л.К.),
Центральным ордена Ленина институтом усовершенствования врачей (к.м.н. Черток
Т.Я., Макарова З.С., Кузнецова М.Н., Залевская Т.С.), Институтом гигиены детей
и подростков Министерства здравоохранения СССР (к.м.н. Юрко Г.П., к.м.н. Веремкович Л.В., к.м.н. Терентьева Г.В., к.м.н. Иванова О.Г.).
Основной контингент детей раннего и
дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья - группы риска, не
имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто
болеющие (от 4-х и более раз в течение года), а также дети в период
реконвалесценции после некоторых острых заболеваний.
Этот контингент детей в дошкольных
учреждениях обусловливает высокий уровень заболеваний, в структуре которых
основное место занимают острые респираторные инфекции.
Дети второй группы здоровья заслуживают
пристального внимания врача-педиатра, так как профилактические и
лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и
целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению
формированиях у них хронической патологии.
К факторам,
способствующим частым острым заболеваниям у детей раннего и дошкольного
возраста, относятся: отягощенность в генеалогическом анамнезе (в трех
поколениях) аллергическими, бронхолегочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями,
отягощенность биологического анамнеза: токсикозы беременных, угроза выкидыша,
нефропатия, заболевания матери в период беременности, многоплодная
беременность, переношенность, недоношенность, крупный плод, внутриутробная
гипоксия, внутриутробная гипотрофия, неблагополучное течение родов, заболевания
ребенка в период новорожденности (тяжелые острые респираторные заболевания,
пневмония, септические и другие инфекционные
заболевания), состояние после заменного переливания крови, ранний (до 3-х мес.)
перевод на искусственное вскармливание, частые заболевания на первом году
жизни, нарушения в уходе и воспитании, в режиме дня, питании, несистематическое
физическое воспитание и закаливание, недостаточное пребывание на свежем
воздухе, несоблюдение основных санитарно-гигиенических правил. Состояние
гипотрофии, дефицит или избыток массы тела, аллергическая предрасположенность,
рахит или остаточные явления рахита, перинатальная энцефалопатия, невротические
реакции, дисфункции желудочно-кишечного тракта, донозологические отклонения со
стороны ЛОР-органов, функциональные отклонения костно-мышечной системы и
некоторые другие состояния являются тем фоном, на котором у детей снижается
резистентность организма и повышается кратность острых заболеваний.
Факт поступления ребенка любого возраста
в детское учреждение часто является разрешающим для проявления вышеназванных
состояний и причин, приводящих к увеличению числа острых заболеваний,
обострению фоновых состояний, ухудшению уже имеющихся функциональных
отклонений.
Сроки наблюдения и рекомендации для
данной группы детей устанавливаются врачом индивидуально для каждого ребенка в
соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии,
выраженности функциональных отклонений и степени резистентности (Приложение 1).
Часто болеющие дети, хотя и относятся ко
второй группе здоровья, берутся под наблюдение по форме 030/у.
Лечебно-оздоровительная работа с детьми
второй группы здоровья проводится в детской поликлинике, непосредственно в
организованных коллективах, в условиях семьи.
Рекомендации - профилактические,
специальные оздоровительные, лечебные с назначением медикаментозных препаратов
- даются участковым педиатром, врачами-специалистами и вносятся в первичную
выписку, передаваемую в дошкольное учреждение, а также в справку после острого
заболевания ребенка.
При выписке в дошкольное учреждение после
острого заболевания необходимо отметить:
- основной диагноз;
- длительность заболевания;
- перенесенные осложнения, их
длительность;
- продолжительность домашнего режима;
- проведенное лечение;
- рекомендации по оздоровлению.
Врач дошкольного учреждения после
проведения углубленного осмотра составляет план оздоровления детей групп риска
на текущий год с учетом рекомендаций участкового педиатра и
врачей-специалистов.
В план оздоровления входят: определение
сроков наблюдения ребенка педиатром и врачами-специалистами, сроков
лабораторных исследований и комплекса специальных
лечебно-оздоровительных мероприятий (Приложение 1).
Ряд назначений
должен быть рекомендован родителям и выполняться в домашних условиях:
индивидуальное питание - фрукты, овощи, натуральные соки; общие ванны;
специальное закаливание; общий массаж, дыхательная гимнастика; физические
упражнения (коньки, лыжи, санки, туризм, плавание и др.); прием лекарственных
препаратов; смазывание зева, ингаляции.
По окончании года наблюдения в истории
развития (ф. 112/у или 026/у) пишется этапный эпикриз о результатах проведенного оздоровления или
лечения и оценивается эффективность оздоровления.
При организации лечебно-оздоровительных,
воспитательных мероприятий с детьми этой группы риска соблюдаются следующие
принципы:
- обеспечение всего комплекса общих
оздоровительно-воспитательных мероприятий в соответствии с действующими
инструкциями и рекомендациями Министерства здравоохранения СССР и Министерства
просвещения СССР;
- комплексный подход к обследованию детей
с учетом всех факторов риска и функциональных отклонений;
- обеспечение систематичности и
последовательности наблюдения и оздоровления в течение длительного периода -
одного года;
- преемственность между медицинским
персоналом детских поликлиник и дошкольных учреждений по оздоровлению и контролю за состоянием здоровья детей группы риска, начиная
с момента подготовки ребенка к поступлению в детское учреждение;
- единство оздоровительных и
воспитательных подходов к этим детям в дошкольном учреждении и в семье;
- оценка эффективности оздоровления детей
в дошкольном учреждении и детской поликлинике должна проводиться совместно
участковым педиатром и врачом-педиатром, работающим в дошкольном учреждении.
В основе оздоровительной работы с детьми
групп риска лежат щадящий режим в дошкольном учреждении и дома и лечебные
мероприятия, проводимые в детской поликлинике, дошкольном учреждении и в
домашних условиях.
I. Элементы
щадящего режима в дошкольном учреждении и дома
1. Сон
Следует увеличить продолжительность
дневного сна, укладывая ребенка первым и поднимая последним; при необходимости
перевести на режим сна, соответствующий более младшему возрасту; обеспечить
спокойную обстановку перед укладыванием, во время сна, учитывая особенности
засыпания и характер сна детей.
При организации сна не класть таких детей
около окон или наружных стен.
2. Организация
питания
Соблюдать назначенную диету,
дополнительно ввести в домашний рацион питания фрукты и овощи, натуральные
соки. Исключить нелюбимое блюдо, не заставлять съедать целую порцию,
рекомендовать дополнительное питание дома. Во время обеда можно ограничить
объем порции первого блюда с тем, чтобы ребенок полностью съел второе блюдо.
3. Организация
занятий
Во время обязательных занятий важно
обеспечить правильную учебную нагрузку, предупреждая переутомление детей.
Третье занятие для старших дошкольников может быть проведено во второй половине
дня. В период реконвалесценции детей допускается временное освобождение их от
одного из занятий, от обучения новому материалу, с последующим индивидуальным
обучением.
Профилактике переутомления этих детей
способствует правильное методическое проведение занятий, которое
предусматривает широкое использование наглядных материалов, своевременную смену
деятельности и ее рациональное чередование с отдыхом, использование
разнообразных методических приемов, включение в содержание занятий игровых и
двигательных элементов, проведение физкультпауз.
При организации различных видов
деятельности на занятиях воспитатель должен оказывать помощь детям,
испытывающим затруднения при выполнении различных заданий, облегчая их.
Для предупреждения утомления и охраны
нервной системы необходимо обеспечить в детском учреждении благоприятный
эмоционально-психологический климат, одним из важнейших условий которого должна
быть доброжелательная форма общения взрослых с детьми и детей между собой,
исключающая появление конфликтных ситуаций. Особое значение имеет частый
контакт со взрослыми, возможность уединения с любимой
игрушкой, книжкой и др.
4. Физическое
воспитание
Осуществляется в соответствии с
"Программой воспитания в детском саду", с соблюдением индивидуального
подхода при дозировании физических нагрузок.
Гимнастика и массаж на первом году жизни
назначаются по индивидуальным комплексам (с учетом развития двигательных
навыков, состояния здоровья и функциональных возможностей ребенка).
Индивидуальное дозирование физической нагрузки при проведении различных форм
занятий физическими упражнениями и самостоятельной двигательной деятельности
детей старше года осуществляется путем уменьшения числа повторений упражнений,
замены более трудных упражнений более легкими (бега - ходьбой), уменьшения
числа повторений игры, длительности и интенсивности физических упражнений.
Необходимо широко использовать
дыхательные упражнения, учить правильному носовому дыханию (Приложение 2),
обязательно включать упражнения корригирующего характера для формирования
правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия. Рекомендовать
родителям комплексы корригирующих и дыхательных упражнений для проведения их
дома. Обеспечить постепенность перехода от обычной одежды детей (облегченной во
время занятия) к занятиям в спортивной форме.
В теплое время года обязательно проводить
утреннюю гимнастику и физкультурные занятия на свежем воздухе и при улучшении
состояния здоровья детей использовать круглогодичные занятия на открытом
воздухе. При возможности использовать плавание как одно из важных
оздоровительных мероприятий.
На прогулке не допускать снижения
двигательной активности детей, но и следить за детьми слишком
подвижными, ограничивая их моторное возбуждение. Во все сезоны года
обеспечить на прогулке соответствие двигательной деятельности детей их одежде,
предупреждая перегревание и потливость.
5. Закаливание
Необходимо постоянно обеспечивать
рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Следует проводить сквозное проветривание
кратковременно 5-7 минут в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать
4-5 град. C, т.е. опускаться до +14 - +16 град. C. Проветривание проводят:
1) утром перед приходом детей;
2) перед занятиями;
3) перед возвращением детей с прогулки;
4) во время дневного сна;
5) после полдника.
Для поддержания оптимальной температуры воздуха
в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно
проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми 1-2
фрамуги (с одной стороны). В туалетной и умывальной комнатах проветривание
проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения не охлаждались
более чем на 4-5 градусов. При отклонении температуры воздуха помещений от
комфортной следует изменить слойность одежды ребенка, уменьшив или увеличив ее.
Обеспечить достаточное пребывание детей
на воздухе, дневной сон на открытом воздухе, на верандах при температуре от -15
до +30 град. C. В зимнее, осенне-весеннее время года при одевании детей на
прогулку и в помещении следует учитывать их индивидуальные особенности, в
частности утеплять одежду "зябких" детей.
В период реконвалесценции зона теплого
комфорта для часто болеющих детей "сдвигается" в сторону более
высоких температур воздуха: до 3 лет +22 - +24 град. C, от 3 до 7 лет +21 - +23
град. C. Специальные закаливающие процедуры проводятся контрастным методом по
системе "теплая вода - холодная вода - теплая вода" (Приложение 3).
Хорошим средством закаливания является
систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать
детей полоскать рот нужно с 2-3 лет при умывании. С 4-5 лет следует приучать
полоскать горло утром после сна и вечером перед сном водой комнатной
температуры.
К числу щадящих методов закаливания
относится кратковременное облегчение одежды для детей 3-7 лет - закатывание
рукавов выше локтей или смена колготок на гольфы, а гольф - на носки в течение
15-25 минут при температуре воздуха в помещении +21 - +22 град. C.
II. Лечебно-оздоровительные мероприятия
назначаются в зависимости от состояния здоровья ребенка, входящего в группу
риска в течение всего года, двумя противорецидивными курсами осенью (октябрь -
ноябрь) и весной (март - апрель) по 10-15 дней, в период реконвалесценции после
очередного острого заболевания, в предэпидемический и эпидемический период по
ОРЗ и гриппу.
К ним относятся:
1. Общеукрепляющие препараты: витамины A,
C, препараты шиповника, элеутерококка.
2. Симптоматические
средства по показаниям: отхаркивающие препараты, щелочные ингаляции,
масляно-щелочные ингаляции, средства, улучшающие аппетит (горечи, ферменты),
седативные препараты (корень валерианы, пустырник, бромистый натрий,
фенобарбитал и др.), антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, фенкарол,
пипольфен, препараты кальция).
3. Дополнительное питание - добавление к
возрастному рациону питания фруктов, овощей, соков, а также растительного масла
и фитонцидов (лука, чеснока) во вторые блюда или к бутербродам.
4. Комплекс дыхательной гимнастики,
направленный на восстановление носового дыхания (Приложение 2) - ежеквартально
курсами по 4 недели. Отдельные элементы дыхательной гимнастики включать во все
формы занятий физическими упражнениями круглогодично.
5. Физиотерапия (лечебные коктейли из
трав - Приложение 4) 2-3 курса в течение года.
6. Физиотерапевтические процедуры, общий
массаж и гимнастика (УФО, общие ванны с травой череды, ромашки, дубовой корой,
морской солью, хвоей) двумя курсами в год и по показаниям.
7. Санация носоглотки и кариозных зубов
два раза в год и по показаниям.
8. Мероприятия для профилактики ОРЗ:
продигиозан и интерферон методом интраназального распыления (Приложение 4),
оксолиновая мазь в предэпидемический и эпидемический периоды по гриппу и ОРЗ.
Контроль за выполнением в домашних условиях оздоровительных и лечебных
мероприятий, рекомендованных участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного
учреждения, осуществляет участковая медицинская сестра, патронажная сестра
детских яслей.
Организация и контроль
за оздоровительной работой с детьми группы риска должны быть возложены
на заведующих педиатрическими и дошкольно-школьным отделениями детских
поликлиник.
Этот контроль проводится выборочно при
выписке часто болеющего ребенка в дошкольное учреждение после очередного
острого заболевания. Заведующие проверяют целесообразность и правильность
проведенного лечения, его длительность, рекомендации педиатра по дальнейшему
оздоровлению ребенка в условиях дошкольного учреждения и дома, а также объем
дополнительных лабораторных обследований и консультаций врачей-специалистов.
Для обеспечения действенного контроля
рекомендуется иметь единую цветную маркировку историй
развития детей групп риска в дошкольном учреждении и поликлинике.
Непосредственными исполнителями оздоровления детей в дошкольных учреждениях
являются медицинские работники в тесном сотрудничестве с педагогическим
персоналом. Воспитатели групп, педагог учреждения должны быть осведомлены о
состоянии здоровья ребенка (здоров, входит в группу риска, имеет хроническое
заболевание) и индивидуальных назначениях оздоровительно-щадящего режима.
В медицинском кабинете дошкольного
учреждения следует вести лист назначений, который затем вклеивается в форму
112/у или 026/у ребенка
группы риска.
По окончании года наблюдения и оздоровления часто болеющих детей следует оценить эффективность
этой работы.
Показателями эффективности
оздоровления детей этой группы риска являются:
- снижение кратности острых заболеваний
до 3 и менее раз в течение года;
- положительная и соответствующая
возрасту динамика ростовесовых показателей;
- стойкая нормализация показателей
функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения:
нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее
самочувствие, отсутствие жалоб);
- отсутствие субфебрилитета после
очередного острого заболевания;
- отсутствие осложненного течения острых
заболеваний;
- уменьшение длительности течения острого
заболевания;
- уменьшение числа дней, пропущенных по
болезни одним ребенком за год.
Для всех детей группы риска
рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО).
число часто болеющих детей, снятых
с учета
по выздоровлении
<*>
ПЭО =
-------------------------------------------- x 100.
общее число часто болеющих детей,
получивших
оздоровление
--------------------------------
<*> С учета по выздоровлении
снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют
вышеназванные показатели эффективности.
Эффективным считается оздоровление при
ПЭО не менее 25%.
Приложение N 1
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТОВ
┌──────────┬─────────────┬─────────────────────┬────────────────────────┐
│Группы
де-│Факторы риска│Сроки осмотров педиа-│Лечебно-оздоровительные
│
│тей │ │тром, специалистами, │ мероприятия │
│ │ │лабораторных исследо-│ │
│ │ │ваний │ │
├──────────┼─────────────┼─────────────────────┼────────────────────────┤
│ 1
│ 2 │ 3 │ 4 │
├──────────┼─────────────┼─────────────────────┼────────────────────────┤
│I.
Угрожа-│- Отягощен- │Педиатр - 4 раза на │Создание оптимальных │
│емые
по │ность генеа- │1 месяце,
с 1 мес. до│санитарно-гигиенических │
│частым, │логического │12 мес. - 1 раз в │условий внешней среды │
│острым
ре-│анамнеза ал- │месяц. │<*>. │
│спиратор- │лергическими,│Офтальмолог - до 1,5 │Рациональный
режим дня, │
│ным
забо- │бронхолегоч- │мес. и к 1 году. │соответствующий функцио-│
│леваниям │ными, сердеч-│Ортопед
- в 1 мес. и │нальным возможностям ре-│
│на
1 году │но-сосудисты-│в 3 мес. │бенка. │
│жизни │ми заболева-
│Невропатолог - 1 раз │Рациональное вскармлива-│
│ │ниями. │до 1 года (недоношен-│ние и питание, борьба за│
│ │- Отягощен- │ность, внутриутробная│грудное
вскармливание, │
│ │ность биоло-
│гипоксия - в 1 мес.).│при необходимости - кор-│
│ │гического │Отоларинголог - по │рекция питания. │
│ │анамнеза - │показаниям. │Физическое воспитание и │
│ │токсикозы бе-│Анализ
крови в 3 │закаливание с учетом
ин-│
│ │ременности, │мес., в 12 месяцев │дивидуальных особеннос- │
│ │угроза выки-
│(крупный плод, недо- │тей развития ребенка, │
│ │дыша, нефро-
│ношенность, внутриут-│максимальное пребывание │
│ │патия, забо-
│робная гипотрофия, │на
свежем воздухе. │
│ │левания мате-│сепсис
в 1 мес.) │Обязательная и
своевре- │
│ │ри в период │ │менная профилактика
ра- │
│ │беременности,│ │хита, анемии,
гипотро- │
│ │многоплодная │ │фии, экссудативного
диа-│
│ │беременность,│ │теза. │
│ │переношен-
│ │Организация
бодрствова- │
│ │ность, недо-
│ │ния и
занятий, соответ- │
│ │ношенность, │ │ствующих
функциональным │
│ │крупный плод,│ │возможностям
детей. │
│ │внутриутроб-
│ │Проведение
профилакти- │
│ │ная гипоксия,│ │ческих прививок со
стро-│
│ │внутриутроб-
│ │гим
учетом медицинских │
│ │ная гипотро-
│ │противопоказаний │
│ │фия, заболе- │ │ │
│ │вания в пери-│ │ │
│ │од новорож- │ │ │
│ │денности: │ │ │
│ │тяжелые ОРЗ, │ │ │
│ │пневмония, │ │ │
│ │инфекционно- │ │ │
│ │воспалитель- │ │ │
│ │ные заболева-│ │ │
│ │ния, сепсис, │ │ │
│ │тяжелые желу-│ │ │
│ │дочно-кишеч- │ │ │
│ │ные заболева-│ │ │
│
│ния │ │ │
│ │ │ │ │
│II.
Дети в│Те же, что │Педиатр 4 раза в год,│Создание
оптимальных │
│возрасте │для детей I │в том числе при взя-
│санитарно-гигиенических │
│старше
1 │группы, а │тии на диспансерный │условий внешней среды. │
│года,
час-│также:
│учет и при оценке │Организация
щадящего │
│то
болею- │- частые ост-│эффективности
оздо- │индивидуального режима. │
│щие
остры-│рые респира- │ровления через
год │Обеспечение преемствен- │
│ми
респи- │торные и дру-│наблюдения. │ности и одинакового вос-│
│раторными
│гие заболева-│Отоларинголог 2 раза │питательного
подхода в │
│заболева- │ния на 1 году│в год. │дошкольном учреждении и │
│ниями,
без│жизни; │Стоматолог
2 раза в │дома. │
│функцио- │- ранний
(до │год. │Рациональное
питание с │
│нальных │3 мес.) пере-│Врач-физиотерапевт
2 │обогащением пищи витами-│
│отклонений│вод
на искус-│раза в год. │нами, минеральными соля-│
│организма
│ственное │Врач ЛФК 2
раза в │ми,
микроэлементами. │
│ │вскармлива- │год. │Физическое воспитание в │
│ │ние; │Аллерголог, пульмоно-│объеме программы с обес-│
│ │- нарушения в│лог-иммунолог
и дру- │печением индивидуального│
│ │уходе и вос-
│гие - по показаниям. │подхода и по показаниям │
│ │питании, в │Клинический анализ │щадящее.
│
│ │режиме
дня, │крови 2 раза в год. │Санация носоглотки и │
│ │питании, не-
│Анализ мочи 2 раза в │кариозных зубов. │
│ │систематичес-│год │Физиотерапевтические │
│ │кое физичес-
│ │общие
и местные процеду-│
│ │кое воспита-
│ │ры,
ЛФК. │
│ │ние и закали-│ │Симптоматическая
медика-│
│ │вание, недос-│ │ментозная терапия. │
│ │таточное пре-│ │Индивидуальный
календарь│
│ │бывание на │ │профилактических
приви- │
│ │свежем возду-│ │вок │
│ │хе, несоблю- │ │ │
│ │дение основ- │ │ │
│ │ных санитар- │ │ │
│ │но-гигиениче-│ │ │
│ │ских правил; │ │ │
│ │- рахит, пе- │ │ │
│ │ренесенный на│ │ │
│ │1 году жизни;│ │ │
│ │- наличие │ │ │
│ │среди взрос-
│ │ │
│ │лых и старших│ │ │
│ │детей, окру- │ │ │
│ │жающих ребен-│ │ │
│ │ка дома, хро-│ │ │
│ │нических оча-│ │ │
│ │говых рециди-│ │ │
│ │вирующих за- │ │ │
│ │болеваний │ │ │
│ │ │ │ │
│III.
Дети │ │ │ │
│старше
1 │ │ │ │
│года,
час-│ │ │ │
│то
болею- │ │ │ │
│щие
ОРЗ, с│ │ │ │
│функцио- │ │ │ │
│нальными │ │ │ │
│отклонени-│ │ │ │
│ями
орга- │ │ │ │
│низма,
в │ │ │ │
│том
числе:│ │ │ │
│а)
аллер- │Те же, что и │Те же, что для детей
│Создание оптимальных │
│гическая │для детей II │II группы, а
также: │санитарно-гигиенических │
│предраспо-│группы, а │-
дерматолог 1 раз в │условий внешней среды. │
│ложенность│также: │год; │Организация щадящего │
│к
пищевым,│- нарушение │- аллерголог 1 раз в │индивидуального
режима. │
│лекарст- │рационального│год │Обеспечение
преемствен- │
│венным
и │вскармлива- │ │ности и одинакового
вос-│
│другим
ве-│ния;
│ │питательного
подхода в │
│ществам, │- нарушение │ │дошкольном учреждении и │
│экссудати-│сроков профи-│ │дома. │
│вно-ката- │лактических
│ │Рациональное
питание с │
│ральному │прививок, │
│обогащением
пищи витами-│
│диатезу │атипичные ре-│ │нами, минеральными
соля-│
│ │акции на про-│ │ми,
микроэлементами, с │
│ │филактические│ │исключением
аллергенов, │
│ │прививки; │ │ограничением соли,
угле-│
│ │- воздействие│ │водов. │
│ │аллергенов │ │Физическое
воспитание в │
│ │(лекарствен-
│ │объеме
программы с обес-│
│ │ных, пищевых
│ │печением
индивидуального│
│ │и других) │ │подхода и по
показаниям │
│ │ │ │щадящее. При закалива- │
│ │ │ │нии: ограничивать
водные│
│ │ │ │процедуры при кожных │
│ │ │ │проявлениях,
предупреж- │
│
│ │ │дать перегревание
ребен-│
│ │ │ │ка, шире
использовать │
│ │ │ │закаливание
воздухом. │
│ │ │ │Санация носоглотки и │
│ │ │ │кариозных
зубов. │
│ │ │ │Физиотерапевтические │
│ │ │ │общие и местные
процеду-│
│ │ │ │ры, ЛФК. │
│ │ │ │Симптоматическая
медика-│
│ │ │ │ментозная
терапия. │
│ │ │ │Курсами - антигистамин-
│
│ │ │ │ные препараты,
фитотера-│
│ │ │ │пия (череда,
дубовая ко-│
│ │ │ │ра, отруби), местная
те-│
│ │ │ │рапия (ванны, мази,
при-│
│ │ │ │мочки). │
│ │ │ │Индивидуальный
календарь│
│ │ │ │профилактических
приви- │
│ │ │ │вок. Щадящий
метод │
│ │ │ │иммунопрофилактики на │
│ │ │ │фоне
гипосенсибилизирую-│
│ │ │ │щих препаратов │
│ │ │ │ │
│б)
гипер- │Те же, что и │Те же, что для детей
│Создание оптимальных │
│трофия
│для детей II │II группы,
а также │санитарно-гигиенических │
│миндалин │группы, а │рентгенография носо-
│условий внешней среды. │
│I-II,
II │также: │глотки │Организация щадящего │
│степени, │- анатомо-фи-│ │индивидуального режима, │
│аденоиды
I│зиологические│
│обеспечение преемствен- │
│ст.,
иск- │особенности │ │ности и одинакового
вос-│
│ривление │ЛОР-органов и│ │питательного
подхода в │
│носовой │органов дыха-│ │дошкольном
учреждении и │
│перегород-│ния; │ │дома. │
│ки
без на-│- нарушения │ │Рациональное
питание с │
│рушения │прикуса │ │обогащением пищи витами-│
│носового │ │ │нами, минеральными
соля-│
│дыхания │ │ │ми,
микроэлементами. │
│ │ │ │Физическое
воспитание в │
│ │ │ │объеме программы с обес-│
│ │ │ │печением индивидуального│
│ │ │ │подхода и по
показаниям │
│ │ │ │щадящее. Учить
дышать │
│ │ │ │носом. Закаливание:
к │
│ │ │ │общим методам
добавить │
│ │ │ │полоскание рта водой
с │
│ │ │ │добавлением на 1
стакан │
│ │ │ │одного грамма поваренной│
│ │ │ │соли или 0,5
грамма │
│ │ │ │питьевой соды (на
ночь).│
│ │ │ │Санация носоглотки
и │
│ │ │ │кариозных зубов.
Смазы- │
│ │ │ │вание зева, миндалин, │
│ │ │ │пульверизация
носоглот- │
│ │ │ │ки, полоскание зева
пре-│
│ │ │ │паратами по
назначению │
│ │ │ │отоларинголога. Напри- │
│ │ │ │мер, раствор Люголя
0,5-│
│ │ │ │-1%, раствор колларгола│
│ │ │ │1-2%, настой цветков │
│ │ │ │ромашки 10,0:200,0,
нас-│
│ │ │ │тойка календулы 1
ч. л. │
│ │ │ │на 1 стакан воды и
др. │
│ │ │ │Физиотерапевтические │
│ │ │ │общие и местные
процеду-│
│ │ │ │ры, ЛФК, тубусный
кварц │
│ │ │ │на миндалины: 2 курса в │
│ │ │ │год - осенью и
весной по│
│ │ │ │10 дней. │
│ │ │ │Симптоматическая
медика-│
│ │ │ │ментозная
терапия. │
│ │ │ │Индивидуальный
календарь│
│ │ │ │профилактических
приви- │
│ │ │ │вок │
│ │ │ │ │
│в)
откло- │Те же, что и │Те же, что для детей
│Создание оптимальных │
│нения в │для
детей II │II группы, а также │санитарно-гигиенических
│
│физическом│группы,
а │консультации эндокри-│условий внешней среды. │
│и
нервно- │также: │нолога, логопеда, │Организация щадящего │
│психичес- │- внутриутро-│психиатра - по пока- │индивидуального
режима. │
│ком
разви-│бная гипотро-│заниям │Обеспечение преемствен- │
│тии │фия; │ │ности и одинакового
вос-│
│ │- низкая
или │ │питательного
подхода в │
│ │высокая масса│ │дошкольном учреждении
и │
│ │тела при рож-│ │дома. Увеличение
продол-│
│ │дении; │ │жительности
дневного и │
│ │- нерациона-
│ │ночного
сна, создание │
│ │льное вскарм-│ │условий для
проведения │
│ │ливание и пи-│ │индивидуальных игр,
сок-│
│ │тание; │ │ращение
длительности за-│
│ │- нарушение │ │нятий и количества детей│
│ │обмена ве- │ │на них, с учетом
возрас-│
│ │ществ │ │та и вида занятий; про- │
│ │ │ │ведение индивидуальных │
│ │ │ │дополнительных
занятий │
│ │ │ │(по развитию речи,
дви- │
│ │ │ │жений, навыкам,
сенсор- │
│ │ │ │ному развитию и др.) с │
│ │ │ │детьми 2 года и 3
года │
│ │ │ │жизни, в
зависимости от │
│ │ │ │степени отставания
нерв-│
│ │ │ │но-психического
развития│
│ │ │ │и факторов риска; пере- │
│ │ │ │ключение
деятельности с │
│ │ │ │активной на
спокойную. │
│ │ │ │Рациональное
питание в │
│ │ │ │соответствии
с состояни-│
│ │ │ │ем здоровья и
учетом │
│ │ │ │факторов
риска. │
│ │ │ │Физическое
воспитание в │
│ │ │ │объеме программы с обес-│
│ │ │ │печением индивидуального│
│ │ │ │подхода и по
показаниям │
│ │ │ │щадящее. Контроль
воспи-│
│ │ │ │тателя за достаточной │
│ │ │ │двигательной
активностью│
│ │ │ │детей при организованных│
│ │ │ │формах занятий и на про-│
│
│ │ │гулке; проведение в до- │
│ │ │ │машних условиях утренней│
│ │ │ │гимнастики и спортивных │
│ │ │ │упражнений (лыжи, санки,│
│ │ │ │велосипед, игра в
мяч, │
│ │ │ │прыжки через
скакалку и │
│ │ │ │др.). │
│ │ │ │Санация носоглотки
и │
│ │ │ │кариозных
зубов. │
│ │ │ │Физиотерапевтические │
│ │ │ │общие и местные
процеду-│
│ │ │ │ры, ЛФК. │
│ │ │ │Симптоматическая
медика-│
│ │ │ │ментозная терапия. │
│ │ │ │Индивидуальный
календарь│
│ │ │ │профилактических
приви- │
│ │ │ │вок │
│ │ │ │ │
│г)
перина-│Те же, что и │Те же, что и для де-
│Создание оптимальных │
│тальная │для детей II │тей II группы, а
так-│санитарно-гигиенических │
│энцефало- │группы, а
│же: │условий
внешней среды. │
│патия
на 1│также: │-
консультация невро-│Организация щадящего │
│году
жизни│- родовая │патолога в 1 мес., │индивидуального режима. │
│с
синдро- │травма; │затем до 3 мес. - 2 │Обеспечение преемствен- │
│мами: │- нарушения │раза в месяц. │ности и
одинакового вос-│
│-
повыше- │режима дня; │После 3-х месяцев │питательного подхода в │
│ние
нерв- │- неправиль- │ежемесячно до стаби- │дошкольном
учреждении и │
│но-рефлек-│ный воспита- │лизации синдрома или │дома. │
│торной │тельный под-
│его исчезновения. В │Рациональное
питание с │
│возбудимо-│ход; │более
старшем возрас-│обогащением пищи витами-│
│сти; │- наличие │те 1-2 раза в 1 │нами, минеральными соля-│
│-
гипер- │вредных
при- │год. │ми,
микроэлементами. │
│тензионно-│вычек │Консультация
педагога│Физическое воспитание в │
│гидроце- │ │1-2 раз в год │объеме программы с обес-│
│фальный │ │ │печением индивидуального│
│синдром; │ │ │подхода и по
показаниям │
│-
синдром │ │ │щадящее. │
│недостато-│ │ │Санация носоглотки
и │
│чной
дви- │ │ │кариозных
зубов. │
│гательной
│ │ │Физиотерапевтические │
│активнос- │
│ │общие
и местные процеду-│
│ти; │ │ │ры, ЛФК по назначению │
│-
невроти-│ │ │невропатолога и
врачей │
│ческие
ре-│
│ │физиотерапии
и ЛФК. │
│акции │ │ │Симптоматическая
медика-│
│ │ │ │ментозная терапия по │
│ │ │ │назначению
невропатоло- │
│ │ │ │га:
седативные препараты│
│ │ │ │и травы,
дегидратацион- │
│ │ │ │ные препараты и
травы, │
│ │ │ │восстановительные
препа-│
│ │ │ │раты. │
│ │ │ │Прививки по
индивидуаль-│
│ │ │ │ной схеме после
консуль-│
│ │ │ │тации у
невропатолога │
│ │ │ │ │
│д)
анеми- │Те же, что │Те же, что и для де- │Создание
оптимальных │
│зация │и для детей │тей II группы, а так-│санитарно-гигиенических
│
│(снижение │II группы, а │же: │условий внешней
среды. │
│гемоглоби-│также: │-
анализ крови в пе- │Организация щадящего │
│на
в 1 год│- недоношен- │риод выраженных
гема-│индивидуального режима. │
│до
10,0 - │ность; │тологических
измене- │Обеспечение преемствен- │
│11,0 │- внутриутро-│ний
1 раз в 2 недели,│ности и одинакового вос-│
│гр./%, │бная гипо- │затем 1 раз в 6 мес.,│питательного
подхода в │
│старше
го-│трофия;
│после острых заболе- │дошкольном учреждении и │
│да
до 10,5│- тяжелые ос-│ваний │дома. Максимальное
пре- │
│-
11,4 │трые желудоч-│
│бывание на свежем возду-│
│гр./%) │но-кишечные │ │хе. │
│<**> │заболевания, │ │Рациональнее
питание с │
│ │сепсис; │ │обогащением пищи
витами-│
│ │- гипотрофия;│ │нами, минеральными
соля-│
│ │- нарушения │ │ми,
микроэлементами. │
│ │питания; │ │Увеличение калорийности │
│ │- недолечива-│ │пищи, за счет
добавления│
│ │ние после │ │полноценных белков,
на │
│ │очередного │ │10-12%. │
│ │острого забо-│ │Физическое
воспитание в │
│ │левания │ │объеме программы с обес-│
│ │ │ │печением индивидуального│
│ │ │ │подхода и по показаниям │
│ │ │ │щадящее. │
│ │ │ │Санация носоглотки
и │
│ │ │ │кариозных
зубов. │
│ │ │ │Физиотерапевтические │
│ │ │ │общие и местные
процеду-│
│ │ │ │ры, ЛФК. │
│ │ │ │Симптоматическая
медика-│
│ │ │ │ментозная терапия
по по-│
│ │ │ │казаниям.
Назначение │
│ │ │ │препаратов железа с ас- │
│ │ │ │корбиновой
кислотой, │
│ │ │ │ферментами. │
│ │ │ │Индивидуальный
календарь│
│ │ │ │профилактических
приви- │
│ │ │ │вок │
└──────────┴─────────────┴─────────────────────┴────────────────────────┘
--------------------------------
<*> Приложение 5.
<**> Согласно новой международной
системе единиц (СИ) количество гемоглобина соответственно означает:
100 г/л - 110 г/л;
105 г/л - 114 г/л.
Приложение N 2
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ
НОСОВОГО ДЫХАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
1. Глубокий вдох - выдох через нос с
произношением звука "М...М" (рот плотно закрыт).
2. Выдох через нос - короткими толчками
(рот плотно закрыт).
3. Выдох поочередно через левую и правую
ноздрю (другая прижата пальцем) - рот закрыт
<*>.
4. Нос зажат пальцами - задержка дыхания
под счет (до 8-10), выдохнуть через нос, полный вдох через рот.
5. Положить на ладонь легкую бумажку -
сдувать ее, делая выдох поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт,
одна ноздря прижимается пальцем) <*>.
--------------------------------
<*> Можно рекомендовать для детей
второго и третьего года жизни.
Приложение N 3
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
┌─────────────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐
│ \
Состояние здоровья │ Здоровые дети │ Часто болеющие дети │
│
\ ├───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬────────┤
│Температура \
Возраст │ясель- │младший│старший│ясель- │младший│старший
│
│воды при
\ │ный │дош- │дош-
│ный │дош- │дош- │
│закаливании \ │ │кольный│кольный│ │кольный│кольный │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Местное обливание: │ │ │ │
│ │ │
│
начальная Т град. │ 30 │ 30 │ 28 │ 30 │ 30 │ 30 │
│
конечная │ 18 │ 16 │ 14 │ 20 │ 20 │ 18 │
├─────────────────────────────┼───────┴───────┴───────┼───────┴───────┴────────┤
│Скорость снижения температуры│ Через 2 дня на 2 │
Через 3 дня на 1 │
│ │ град. С │ град. С │
├─────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬────────┤
│Общее обливание: │ │ │ │ │ │ │
│
начальная Т град. │ 35 │ 35 │ 35 │ 35 │ 35 │ 35 │
│
конечная │ 26 │ 24 │ 22 │ 28 │ 26 │ 24 │
├─────────────────────────────┼───────┴───────┴───────┼───────┴───────┴────────┤
│Скорость снижения температуры│ Через 3-4 дня на 2 │
Через 4-5 дней на 2 │
│ │ град. С │ град. С │
├─────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬────────┤
│Местное контрастное облива- │
│ │ │ │ │ │
│ние: │ │ │ │ │ │ │
│
начальная теплая │
35-36 │ 35-36 │ 35-36 │ 35-36 │ 35-36 │
35-36 │
│
начальная холодная │
25-26 │ 25-26 │ 25-26 │ 25-26 │ 25-26 │
25-26 │
│ конечная
теплая │ 38 │ 38 │ 40 │ 38 │ 38 │ 40 │
│ конечная
холодная │ 20 │ 20 │ 18 │ 20 │ 20 │ 18 │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Способ контрастного закалива-│
х-т-х │ х-т-х │ х-т-х │ т-х-т │ т-х-т │
т-х-т │
│ния <*> │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘
--------------------------------
<*> х - холодная вода;
т - теплая вода.
Приложение N 4
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ КОКТЕЙЛЕЙ, ЛЕЙКОЦИТАРНОГО
ИНТЕРФЕРОНА И ПРОДИГИОЗАНА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Наименование
препарата
|
Дозировка
|
Продолжительность
применения
|
Рекомендации
|
Состав 1:
корень вале-
рианы, пус-
тырник, шал-
фей, мята,
зверобой
|
До 3 лет по 1 ч.
л., старше 3-х
лет - по 1 д. л.
|
3-4 раза в
день
в течение месяца
2-3 курса в те-
чение года
|
Детям с
повышенной
нервно-рефлекторной
возбудимостью
|
Состав 2:
к составу 1
добавляется
1 часть че-
реды
|
-"-
|
-"-
|
Детям с экссудатив-
ным диатезом
|
Состав 3:
к составу 1
добавляется
1 часть кра-
пивы
|
-"-
|
-"-
|
Детям при
угрозе
анемии
|
Состав 4:
к составу 1
добавляется
1 часть ро-
машки
|
-"-
|
-"-
|
Детям с функцио-
нальными нарушения-
ми желудочно-кишеч-
ного тракта
|
Лейкоцитар-
ный интерфе-
рон
|
1 ампула
(1000
ед. в мл на 1
введение) через
ручной распыли-
тель лекарствен-
ных средств
|
Интраназально
2
раза в неделю с
интервалом 2-3
дня не менее 7, в
среднем 10 инга-
ляций
|
Детям для профилак-
тики ОРЗ (гриппа) в
предэпидемический и
эпидемический пери-
оды
|
Продигиозан
|
1/2 ампулы
(50
мкг в 1 мл) через
ручной распыли-
тель лекарствен-
ных средств, ин-
галятор "Вадеме-
кум", ингалятор
карманный пласт-
массовый (ИКП-М)
|
Интраназально
2
раза в неделю с
интервалом 3-4
дня в течение 2-х
недель - 1 цикл
4 ингаляции. Про-
водится двумя ци-
клами. Перерывы
между циклами 4-6
недель
|
Детям для профилак-
тики ОРЗ (гриппа) в
предэпидемический и
эпидемический пери-
оды
|
Приложение N 5
ОПТИМАЛЬНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
┌─────────────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐
│ \
Возраст │ Ясельный
возраст │Дошкольный возраст│
│
Параметры \ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│1.
Наполняемость групп │Не
более 20 │Не более 25 │
│ │ │ │
│2.
Площадь на одного │Не менее 4,0
кв. м │Не менее 4,5 кв.м │
│ребенка │ │ │
│ │ │
│3.
Освещенность │Искусственное
освещение не менее 200 │
│ │лк на уровне
0,5 м от пола │
│ │Минимальный коэффициент естественной │
│ │освещенности
(КЭО) не менее 1,5% │
│ │ │
│4.
Температура воздуха: │ │ │
│ в групповых помещениях │22-24 град.
C │20-23 град. C │
│ в физкультурных залах │18-19 град. C │17-18 град. C │
│ │ │
│5.
Проветривание │Регулярное
проветривание, санация │
│ │воздуха с
помощью бактерицидных ламп, │
│ │кварцевых
установок, особенно в холод-│
│ │ное время
года │
│ │ │
│6.
Длительность прогулки │Независимо от погоды не менее 3,5-4 │
│ │часов │
│ │ │
│7.
Одежда при температуре│Хлопчатобумажное белье, платье с
ко- │
│воздуха
в помещении │роткими рукавами
из тонкой хлопчатобу-│
│+21
- +22 град. C │мажной ткани.
На ногах гольфы и легкие│
│ │туфли или
босоножки │
│ │ │
│23
град. C и выше │Тонкое
хлопчатобумажное белье или без │
│ │него, легкое
летнее платье, на ногах │
│ │носки и
босоножки │
└─────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белова А.П. Дошкольно-школьное отделение
детской поликлиники. Л.: Медицина, 1982 г.
Виноградова Т.Ф. Педиатру о
стоматологических заболеваниях у детей. М.: Медицина, 1982 г.
Гребешева И.И. Организация
лечебно-профилактической помощи детям. М.: Медицина, 1977 г.
Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и
массаж в раннем возрасте. М.: Просвещение, 1981 г.
Каганов С.Ю. (ред.). Респираторные
аллергозы у детей. М.: Медицина, 1980 г.
Кудашов Н.И. Острые респираторные
инфекции и острые пневмонии у детей. М.: Медицина, 1982 г.
Методические рекомендации по закаливанию
детей в дошкольных учреждениях. Москва, 1980.
Профилактика острых респираторных
вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях. Москва, 1980 г.
Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Москва, 1982 г.
Медико-педагогический контроль
за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Москва, 1983 г.
Принципы организации, характер и объем
восстановительного лечения детей с некоторыми заболеваниями в условиях детской
поликлиники. Москва, 1983 г.
Справочник по детской диететике. Под ред.
А.В. Мазурина и П.В. Воронцова. Л.: Медицина, 1980 г.
Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер
Е., Атанасова-Вукова (ред.). Социальная адаптация детей в дошкольных
учреждениях. М.: Медицина, 1980 г.
Тургунбаев О.Т., Златковская Н.М.,
Клейменова И.С. Продигиозан в профилактике и лечении респираторных и кишечных
инфекций у детей. Уз.: Медицина, 1981 г.
Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные
занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983 г.
Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек З.С.,
Уварова. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.:
Медицина, 1978 г.
Приказ N 60 от 19 января 1983 г. О
дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому
населению в городах. Москва, 1983 г.
Приказ N 1050/110 от 7 сентября 1983 г.
Об улучшении работы органов здравоохранения и народного образования детей в
дошкольных учреждениях. Москва, 1983 г.