МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
27 марта 2001 г.
N 2510/3070-01-32
ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕГИИ
В Министерстве здравоохранения Российской
Федерации 09.01.2001 года состоялось заседание Коллегии Министерства
здравоохранения Российской Федерации по проблеме "Младенческая смертность
в Российской Федерации. Пути снижения".
Проблема состояния младенческой
смертности, оказывающая непосредственное влияние на демографические показатели,
в настоящее время приобретает особую социальную значимость.
Младенческая смертность занимает ведущее
место в структуре смертности детей от 0 до 14 лет (1999 год - 57,3%).
В целом по России, включая 1998 год,
отмечалось постоянное снижение показателя младенческой смертности (на 8,8% по
сравнению с 1995 годом). Но в 1999 году при снижении абсолютного числа умерших
детей до 1 года показатель младенческой смертности возрос до 16,9%о. За 12
месяцев 2000 года показатель младенческой смертности составил 15,3 на 1000
родившихся живыми (12 месяцев 1999 года - 16,5).
Рост смертности детей в возрасте до
одного года обусловлен рядом факторов: социально- экономическими,
экологическими, наследственными, а также качеством медицинской помощи женщинам
и новорожденным детям. Неблагоприятным фоном является ухудшение репродуктивного
здоровья женщин, рост числа осложнений беременности и родов. Существенное
влияние оказывают аборты, уровень которых все еще остается высоким. Ухудшается
состояние здоровья беременных женщин.
Работа по
профилактике и снижению младенческой смертности в стране осуществляется в
соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации на период смертности осуществляются в рамках федеральной
программы "Дети России", действие которой продлено на период
2001-2002 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000
N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в
Российской Федерации на 2001-2002
годы". За последние 5 лет реализации программы,
включающей 11 подпрограмм для решения проблем материнства и детства было
направлено 296,6 млн. рублей.
Большая часть средств была направлена на
улучшение оснащения детских и родовспомогательных учреждений.
За счет средств
федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" с 1996 года внедрен и
обеспечивается неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз,
что позволило за последние 4 года выявить 2776 больных новорожденных и
предупредить их инвалидизацию.
Значительный вклад в укрепление службы
материнства и детства вносит Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования, за счет средств которого с 1997 года получили поддержку
региональные программы 63 территорий на сумму 637,5 млн. рублей.
В целях усиления внимания к решению
проблемы снижения материнской и младенческой смертности на заседании
специальной комиссии регулярно заслушиваются руководители органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации. Разработан и утвержден
"План действий по снижению материнской и младенческой смертности в
Российской Федерации на 2001-2003 годы".
Для оказания организационно-методической
помощи в реализации региональной стратегии снижения младенческой смертности в
1998 году в территории Российской Федерации Минздравом России направлена
программа действий по совершенствованию системы профилактических и
лечебно-диагностических мероприятий детям в возрасте до 1 года.
На основе технологий Интернета и
рекомендаций ВОЗ разрабатывается программа национального мониторинга
перинатальной и младенческой смертности.
В последние годы в регионах в службе
материнства и детства получили развитие новые информационные и
лечебно-диагностические технологии (Чувашская Республика, Республика Коми,
Мурманская область и др.).
Вместе с тем, как свидетельствуют
результаты проверки и заслушивания 17 территорий, анализа информации из 70
регионов на местах использованы не все резервы для снижения младенческой
смертности, улучшения организации и качества медицинской помощи женщинам и
детям.
Существенным резервом снижения
младенческой смертности в этой группе является совершенствование организации и
качества пренатальной диагностики. При высоком уровне ультразвукового
обследования беременных женщин эффективность его в большинстве регионов
недостаточная. В 1999 году в Ивановской, Тверской областях
при выявлении врожденных пороков развития прерывается лишь половина
беременностей, в Пензенской области - менее половины.
Другим резервом снижения младенческой
смертности является смертность от травм и отравлений. Эти причины имеют место в
основном в социально неблагополучных семьях. Из общего числа показателей
смертности детей от этих причин - 43,8%, приходится на случаи механического
удушения, около 4% детей погибло в транспортных происшествиях, 5,2% - от
убийств и 11,8% от других травм и повреждений. Предотвращение смерти детей до
одного года от этих причин может уменьшить показатель младенческой смертности
на 1 единицу.
Для решения проблемы профилактики и
снижения младенческой смертности в группах социального риска, в т.ч. беженцев,
временных переселенцев, необходимо развитие социальной помощи в службе охраны
материнства и детства.
Недостаточное внимание на местах
уделяется проблеме смертности детей в возрасте до 1 года от болезней органов
дыхания, особенно в сельской местности (Республика Татарстан, Курская область и
др.).
Требуют углубленного анализа случаи
внезапной смерти детей. Диагноз "внезапная смерть" во многих случаях
ставится без достаточных оснований (Омская область и др.).
Следует отметить недостаточное участие в
работе по профилактике и снижению младенческой смертности в ряде регионов
кафедр акушерства и гинекологии, педиатрии, а также профильных НИИ (Тверская, Ивановская
области и др.).
Учитывая
актуальность и политическую значимость проблемы снижения младенческой
смертности Министерство здравоохранения Российской Федерации просит оказать
максимальное содействие органам
здравоохранения на местах в реализации мер по снижению младенческой смертности
в регионе.
Заместитель Министра
О.В.ШАРАПОВА