ВОПРОС: Аптека с 01.01.2001 перешла на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Доходом для аптек
всегда была валовая прибыль, то есть разница между продажной и покупной ценой
реализованного товара. Просим разъяснить, какой показатель должен
использоваться в качестве объекта налогообложения при исчислении единого налога
при упрощенной системе налогообложения? Каков порядок заполнения книги доходов
и расходов аптеки? Можно ли отказаться от применения данной системы?
ОТВЕТ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
13 апреля 2001 г.
N 04-02-05/2/46
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности и сообщает следующее.
Правовые основы введения и применения упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства определены Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N
222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства".
Введение названного Федерального закона
было вызвано необходимостью снижения расходов организации по ведению учета и
отчетности и исчислению налогов, а также облегчения контрольной работы
налоговых органов. Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности носит добровольный характер.
Закон предоставил
возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек,
перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица
вместо уплаты федеральных, региональных и местных налогов уплачивают только
один налог (единый) с валовой выручки (в федеральный бюджет в размере 3,33
процента и в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не
более 6,67 процента от суммы валовой выручки)
или совокупного дохода (в размере 10 процентов в федеральный бюджет и не более
20 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет),
исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для
организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей,
государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,
лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные
фонды. Поскольку данные организации не являются плательщиками
налога на прибыль, то нормы Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкции
МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций" на них не распространяются.
Право выбора объекта налогообложения
(валовой выручки или совокупного дохода) в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ предоставлено органам государственной власти
субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного
Федерального закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной
от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного
за отчетный период, и внереализационных доходов.
Организациям, применяющим упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, предоставлено право оформления
первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и
расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной
записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим
положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой книги
разработана Министерством финансов Российской Федерации и утверждена Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.1996 N 18 "О форме
Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций
субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности".
В графе 4 "Доходы" разд.I
"Доходы и расходы" названной Книги учета доходов и расходов
отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров
(работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного
за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных
бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное
имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.
При этом законодательством по применению
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено особого
порядка определения выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг)
для организаций торговли.
Вместо установленных объектов и ставок
налогообложения государственные органы власти субъектов Российской Федерации
вправе устанавливать для субъектов малого предпринимательства в зависимости от
вида осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого
налога на основе показателей типичных организаций - представителей. Этот
порядок может быть применен к таким видам деятельности, как торговля, сфера
обслуживания. В этих случаях расчетные ставки налога должны устанавливаться в
стоимостном выражении на ту или иную физическую единицу.
Пунктами 7 и 8 ст.
5 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ предусмотрено, что если у
организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, имеет место превышение предельной численности работающих
(определенной данным законом), то такие организации должны перейти на принятую
ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала,
следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета
и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе налогообложения, учета
и отчетности могут осуществляться организациями с начала очередного
календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый
орган не позднее чем за 15 дней до завершения
календарного года.
Относительно применения п. 4 ст. 5
Закона, определяющего условия выдачи патента, необходимо иметь в виду
следующее. Данным пунктом, в частности, предусмотрено, что субъектам малого
предпринимательства патент выдается налоговыми органами при соблюдении
следующих условий:
1) если общее число работников, занятых в
организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии
с рассматриваемым Законом;
2) если организацией своевременно сданы
необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий
отчетный период;
3) если организация не имеет просроченной
задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий
отчетный период. Данное условие (необходимое для выдачи патента) касается
уплаты налогов и иных обязательных платежей в доходы бюджетов.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
13.04.2001