МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 апреля 2001 г.
N 7
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий
Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране
и результаты проводимой работы по ее профилактике, установил, что на
федеральном и региональном уровнях осуществлен ряд организационных и
практических мероприятий, направленных на предупреждение распространения этой
инфекции.
Увеличившееся финансирование Федеральной
целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" и соответствующих региональных
программ позволило полностью удовлетворить потребности лечебно-профилактических
учреждений в диагностических препаратах и лекарственных средствах. В целях
активного выявления больных ВИЧ-инфекцией обследовано более 17 млн. человек. Федеральному, окружным и 22 территориальным центрам по
профилактике и борьбе со СПИД выделено оборудование на сумму 12 млн. рублей. В
большинстве субъектов Российской Федерации созданы Координационные Советы по
организации информационного обеспечения населения по проблеме ВИЧ-инфекции и
наркомании. В средствах массовой информации увеличился объем материалов,
направленных на отказ молодежи от употребления наркотиков и снижение вреда от
их применения, изменение сексуального поведения, пропаганду здорового образа жизни.
Значительно усилилась совместная работа органов и учреждений здравоохранения и
образования с целью повышения уровня элементарных и образовательных знаний по
проблеме ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи и подростков.
В последнее время усилился контроль за безопасностью донорской крови и ее компонентов,
проведением медицинских манипуляций, соблюдением режимов дезинфекции и
стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях.
Продолжается работа по подготовке
медицинских кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики
ВИЧ-инфекции, при аттестации и сертификации врачей применяется тестовый
контроль.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской
Федерации ВИЧ-инфекция продолжает распространяться быстрыми темпами, проводимые
профилактические и противоэпидемические мероприятия не дают должного эффекта.
В 2000 г. число ВИЧ-инфицированных
возросло по сравнению с предыдущим годом в 3,2 раза. Всего за период
регистрации в стране на 01.04.2001 г. выявлено 101 968 ВИЧ-инфицированных, в
том числе в г.Москве и Московской области - 25277,
Иркутской области - 8842, г. Санкт-Петербурге - 7582, Тюменской области - 2838,
Ханты-Мансийском автономном округе - 2 899. Интенсивный рост заболеваемости в
минувшем году отмечался в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ульяновской,
Кемеровской, Пермской областях. Среди вновь выявленных больных 75% по-прежнему
составляют лица в возрасте от 15 до 29 лет, при этом 90% из них являются
внутривенными потребителями наркотиков. Участились случаи заражения детей,
которым еще не исполнилось 14 лет. Быстро увеличивается доля ВИЧ-инфицированных
женщин, большинство из которых находится в детородном возрасте, в связи с чем возрастает опасность распространения вируса от
матери к ребенку во время беременности и родов. От ВИЧ-инфицированных матерей
родилось 578 детей. Увеличивается количество ВИЧ-инфицированных, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России, большинство из них
помещены в эти учреждения за распространение и хранение наркотиков.
Активизируется половой путь передачи инфекции.
Несмотря на такое положение в
деятельности органов, учреждений и организаций Минздрава России, МВД России,
Минюста России, Минобразования России, МПТР России, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции продолжают иметь место существенные
недостатки и упущения.
Во многих регионах недостаточно
эффективно проводится работа по борьбе с распространением наркотиков, особенно
в школах, средних и высших учебных заведениях, клубах и дискотеках. Крайне
недостаточно осуществляются мероприятия по вовлечению самих потребителей
наркотических веществ в профилактические программы а
также по обеспечению их доступа к качественной консультативной помощи и лечению.
Обучение школьников мерам личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании зачастую носит формальный характер.
При активно развивающейся
коммерциализации сексуальных услуг на крайне низком уровне проводятся
мероприятия по снижению распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, и их клиентов. Ситуация усугубляется отсутствием
правовой базы в этой области.
Неудовлетворительно осуществляется
профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения
свободы, и в первую очередь среди потребителей наркотиков и лиц нетрадиционной
половой ориентации.
Распространению ВИЧ-инфекции в немалой
степени способствует пропаганда в средствах массовой информации и в первую
очередь на телевидении сексуальной "свободы" и
"раскрепощенности". Во многих телепередачах, адресованных молодежной
аудитории, целенаправленно обсуждаются различные виды половых извращений при
одновременном замалчивании моральных ценностей, этических норм и правил
взаимоотношений между полами в семье и обществе.
Грубые нарушения правил обеспечения
безопасности донорской крови и органов привели в 2000-2001 гг. к заражению
ВИЧ-инфекцией пациентов в лечебно-профилактических учреждениях Республики Саха
(Якутия), Калининградской и Свердловской областей.
В целях принятия неотложных мер по
профилактике и борьбе с распространением ВИЧ-инфекции/СПИДа в Российской
Федерации, руководствуясь Федеральным Законом "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии со статьей 51
Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Внести в региональные и местные
программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией/СПИДом коррективы с учетом изменившейся
эпидемиологической обстановки, обратив особое внимание на предупреждение
распространения этой инфекции среди потребителей наркотиков, лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, борьбу с наркоманией.
1.2. Обеспечить полное финансирование
региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией/СПИДом, предусмотрев
в первую очередь выделение ассигнований на закупку препаратов для
специфического лечения больных.
1.3. Создать межведомственные комиссии
при администрациях субъектов Российской Федерации для координации деятельности
заинтересованных организаций и учреждений по предупреждению распространения
ВИЧ-инфекции.
2. Рекомендовать органам исполнительной
власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской, Ленинградской, Пермской,
Кемеровской, Ульяновской областей провести всесторонний анализ причин резкого
роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в 2000 году, эффективности проводимых
профилактических мероприятий и на этой основе разработать неотложные меры по
стабилизации эпидемиологической обстановки.
3. Рекомендовать МВД России потребовать
от подведомственных органов активизировать работу по борьбе с распространением
наркотиков и в первую очередь среди молодежи в школах, средних и высших учебных
заведениях, клубах, дискотеках.
4. Рекомендовать МПТР России рассмотреть
совместно с Минздравом России и Минобразования России вопрос о создании
постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на
распространение среди населения, особенно молодежи, знаний о мерах личной и
общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих
заболеваний для личности и общества в целом.
5. Органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с органами и
учреждениями системы МВД России и Минюста России обеспечить внедрение
профилактических программ по снижению вреда от употребления наркотиков и
безопасному половому поведению среди наркопотребителей, лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях,
предусмотрев их активное участие в реализации этих программ.
6. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
6.1. Подготовить предложения органам
исполнительной власти и местного самоуправления по корректировке и разработке
программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией/СПИДом, определив приоритетные
профилактические мероприятия с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.
6.2. Принять действенные меры по усилению
взаимодействия и сотрудничества с неправительственными, общественными и
религиозными фондами и организациями, занимающихся вопросами профилактики
ВИЧ/СПИДа и наркомании.
6.3. Обеспечить внедрение в работу
лечебно-профилактических учреждений систему профилактики ВИЧ/СПИДа, сочетающую
индивидуальное консультирование с добровольным обследованием на эту инфекцию.
6.4. Осуществить необходимые меры по
профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
6.5. Совместно с органами образования
провести оценку эффективности образовательных программ по борьбе с
распространением наркомании и ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов школ,
учреждений начального и среднего профессионального образования и внести
соответствующие коррективы в эти программы.
6.6. Ужесточить контроль
за обеспечением безопасности донорской крови, органов и тканей, принять
меры по сокращению числа переливаний цельной донорской крови.
7. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:
7.1. Внести на рассмотрение
Санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации региональных
программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и мерах по противодействию
распространению ВИЧ-инфекции с учетом сложившейся эпидситуации.
7.2. Активизировать организаторскую
деятельность Центров госсанэпиднадзора в работе по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции, улучшению координации и взаимодействия органов
исполнительной власти и местного самоуправления, органов здравоохранения,
образования, внутренних дел, юстиции при подготовке местных законодательных
актов, совместных организационно-распорядительных документов и целевых программ
по борьбе с ВИЧ/СПИД.
7.3. Повысить эффективность
госсанэпиднадзора за соблюдением санитарного противоэпидемического режима в
лечебно-профилактических учреждениях с целью недопущения распространения
ВИЧ-инфекции нозокомиальным путем, обеспечения действенного контроля
за безопасностью донорской крови.
8. Контроль за
исполнением настоящего Постановления возложить на Департамент госсанэпиднадзора
Минздрава России.
Г.Г.ОНИЩЕНКО