МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 апреля 2001 г.
N 8
О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко,
проанализировав материалы о соблюдении санитарного законодательства при
обращении с отходами производства и потребления, отмечаю, что в этой сфере
имеют место многочисленные нарушения, создающие в ряде случаев угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Во многих субъектах
Российской Федерации не принимаются меры по повышению эффективности системы
плановой очистки территории от бытового мусора, отсутствуют мусоросжигательные
и мусороперерабатывающие заводы, не соблюдаются Санитарные правила
"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых
бытовых отходов", практически не ведется строительство новых полигонов для
складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов. Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема утилизации и
обезвреживания отходов, в том числе токсичных, продолжается порочная практика
вывоза их на несанкционированные свалки, допускается захоронение пришедших в
негодность люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов в непосредственной
близости от детских дошкольных учреждений и школ.
В результате происходит накопление
токсичных веществ в почве, отмечается увеличение количества проб в селитебной
зоне, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
показателям. В 2000 году удельный вес таких проб почвы
составил в целом по стране 13,4%, а в г. г. Москве и С.-Петербурге, Приморском
крае, Нижегородской, Свердловской областях - 10-50%. При этом загрязнение
происходит преимущественно за счет тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.),
обладающих высокой стабильностью и представляющих наибольшую потенциальную
опасность для здоровья населения.
Во многих лечебно-профилактических
учреждениях не соблюдаются правила сбора, хранения, обезвреживания и утилизации
медицинских отходов, в том числе инфицированного материала, одноразового
инструментария и шприцев, практикуя вывоз их на свалки. Все это создает
реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний среди населения.
Особую опасность представляют шприцы, так как в случае их обнаружения они могут
использоваться внутривенными потребителями наркотических средств, способствуя
заражению ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами B и C.
Многие центры государственного
санитарного надзора неудовлетворительно осуществляют контроль
за деятельностью предприятий и организаций в сфере обращения с отходами,
не привлекают к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушениях
санитарных норм, не принимают мер к возмещению хозяйствующими субъектами
причиненного ущерба в судебном порядке.
Указанные недостатки в осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора были отмечены и
Генеральной прокуратурой Российской Федерации при проверке исполнения
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления.
В связи с вышеизложенным
и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
осуществить необходимые организационные и
практические мероприятия по обеспечению эффективной системы плановой очистки
территории населенных мест от бытового мусора, строительству полигонов для
складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, а также
мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов;
принять меры по ликвидации
несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;
потребовать от руководителей предприятий
и организаций осуществления безопасной утилизации ртутьсодержащих приборов и
люминесцентных ламп.
2. Предприятиям и организациям обеспечить
выполнение требований санитарного законодательства при обращении с отходами
производства и потребления, не допускать их несанкционированного складирования,
нарушений порядка сбора опасных отходов и правил эксплуатации полигонов.
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить необходимые
организационные и практические мероприятия по неукоснительному соблюдению
Санитарных правил 2.1.7.728.99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических учреждений".
4. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:
4.1. Внести в органы исполнительной
власти и местного самоуправления предложения по совершенствованию системы
сбора, транспортирования и утилизации отходов производства и потребления.
4.2. Установить строгий контроль за соблюдением требований санитарного
законодательства при сборе, транспортировке, хранении и обезвреживании отходов
производства и потребления, обратив особое внимание на медицинские отходы.
4.3. Осуществлять ежегодно рейдовые
проверки деятельности организаций и предприятий в сфере обращения с отходами
производства и потребления с рассмотрением их результатов в органах
исполнительной власти и местного самоуправления.
4.4. Провести анализ работы по
осуществлению государственного надзора в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами
производства и потребления, принять меры по повышению его качества и
эффективности, шире использовать меры административного принуждения, в том
числе передачу дел в следственные органы за нарушения санитарного
законодательства в этой области.
4.5. О проделанной работе информировать
Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.06.2001.
5. Контроль за
исполнением настоящего Постановления возложить на Департамент госсанэпиднадзора
Минздрава России.
Г.Г.ОНИЩЕНКО