Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

24 апреля 2001 г.

 

N 8

 

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ВВЕДЕНИЮ

В СТРАНЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Коллегия отмечает, что обязательное медицинское страхование, как система, была создана после принятия в 1993 году Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", предусматривающего создание Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которыми за короткий период осуществлено правовое и нормативное обеспечение ее функционирования.

Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования, законодательно возложенная на фонды обязательного медицинского страхования, осуществляется в тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках трехсторонних Соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных в первую очередь на выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Организационные структуры обязательного медицинского страхования, действующие во всех субъектах Российской Федерации и в г. Байконуре, включают в себя 90 территориальных фондов, 1129 их филиалов (516 выполняют функции страховщика), 362 страховые медицинские организации и 7630 самостоятельных лечебно - профилактических учреждений.

В Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию застраховано 137,3 млн. человек или 94% всего населения.

Фондами создана система контроля за полным и своевременным перечислением плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В течение 1993-2000 годов территориальными фондами обязательного медицинского страхования были собраны средства на общую сумму 217,8 млрд. руб., в том числе почти треть из них в 2000 году. При этом, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работодателей составили 141,3 млрд. руб. (64,8% в структуре поступлений), платежи органов исполнительной власти на страхование неработающего населения - 53,4 млрд. руб. (24,5% в структуре поступлений).

Средства системы обязательного медицинского страхования были направлены территориальными фондами обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, а также на реализацию совместных мероприятий с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Начиная с 1996 года, средства системы обязательного медицинского страхования составляют более 30% всех средств, израсходованных на здравоохранение. Это способствовало поддержанию устойчивого финансирования учреждений здравоохранения, в том числе, и выплате заработной платы медицинским работникам.

Одной из основных функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В течение 1993 - 2000 годов на выполнение этой функции направлено 7,2 млрд. руб., в том числе на выполнение целевых программ - 0,9 млрд. руб., приоритетными из которых являются программы по охране материнства и детства.

Обязательное медицинское страхование создало основу для формирования системы защиты прав застрахованных.

В целях обеспечения прав граждан в системе обязательного медицинского страхования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования:

- создан и функционирует Межрегиональный координационный совет по организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- сформирован и направлен в территориальные фонды обязательного медицинского страхования Всероссийский регистр внештатных врачей - экспертов, привлекаемых страховщиками к вневедомственной экспертизе качества медицинской помощи;

- создана и развивается система вневедомственного контроля качества медицинской помощи;

- организована работа с обращениями граждан;

- организована досудебная и судебная практика защиты прав граждан, предусмотренных действующим законодательством.

С введением обязательного медицинского страхования медицинские учреждения получили больше прав в части самостоятельно хозяйствующих субъектов, на основе договоров со страховщиками на предоставление, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, определенных объемов медицинской помощи, что создает предпосылки для перехода к менее затратным и более эффективным ресурсосберегающим технологиям, началу реструктуризации сети лечебно - профилактических учреждений, созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении.

Таким образом, введение обязательного медицинского страхования было своевременным, что позволило сохранить государственный характер системы здравоохранения, создать основания для формирования системы обязательного медико - социального страхования.

Вместе с тем, в сложившейся системе обязательного медицинского страхования, из-за недостаточной уплаты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления из соответствующих бюджетов страховых взносов (платежей) на страхование неработающего населения, отсутствуют действенные механизмы выравнивания условий финансирования здравоохранения, как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в пределах каждого из них. Средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования явно недостаточно для этих целей.

Значительная часть бюджетных средств поступает в здравоохранение минуя систему обязательного медицинского страхования, что затрудняет финансовое планирование, сдерживает совершенствование методов оплаты труда за конечный результат работы медиков.

Для повышения уровня социальной защиты населения в связи с заболеванием и утратой трудоспособности наиболее целесообразной может стать система обязательного медико - социального страхования, что диктуется общностью профилактики, лечения, реабилитации и выплат пособий по нетрудоспособности.

Объединение двух видов социального страхования и медицинского, приблизит переход от принципов медицинского страхования к принципам страхования здоровья.

Переход к системе медико - социального страхования предполагает закрепление в качестве страховых взносов на обязательное медико - социальное страхование неработающего населения расходы федерального бюджета и направления этих средств в федеральный фонд обязательного медико - социального страхования.

Планируется реорганизация Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации в единый Федеральный фонд обязательного медико - социального страхования, что позволит решить задачу полного финансирования обязательств обязательного медико - социального страхования на всей территории страны.

Таким образом, принятие данной системы, в первую очередь, должно быть направлено на решение:

- сбалансированности программы обязательного медико - социального страхования с ее финансовым обеспечением;

- централизации системы управления обязательного медико - социального страхования;

- проблемы платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- выравнивания условий финансирования медицинской помощи в субъектах Российской Федерации.

Одним из существенных шагов в этом направлении является введение с 1 января 2001 года единого социального налога.

Дальнейший переход к медико - социальному страхованию потребует принятия федерального закона "Об обязательном медико - социальном страховании в Российской Федерации" и разработки необходимых нормативных правовых актов.

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Принять к сведению сообщение директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Таранова А.М. о деятельности системы обязательного медицинского страхования и мерах по введению в стране обязательного медико - социального страхования.

2. Считать основной задачей Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2001-2002 годах осуществление мероприятий по подготовке перехода к обязательному медико - социальному страхованию в Российской Федерации.

3. Департаменту развития и экономики здравоохранения Минздрава России (Хальфин Р.А.) совместно с Управлением организации обязательного медицинского страхования (Тэгай Н.Д.) ФОМС и Управлением планирования и развития медико - социального страхования (Холмина Н.Н.) ФОМС создать рабочую группу с участием специалистов Минздрава России и ФОМС по разработке плана мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования и подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих переход к обязательному медико - социальному страхованию.

II квартал 2001 г.

 

4. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова.

 

За председателя коллегии,

Первый заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

А.И.ВЯЛКОВ

 

Секретарь коллегии

А.В.ВЕРЕМЕЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024