КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 мая 2001 г.
N 9
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Заслушав и обсудив доклад начальника
Управления медицинских проблем материнства и детства А.А.Корсунского о
состоянии психического здоровья детей коллегия отмечает, что одной из основных
причин, определивших формирование значительных медико -
социальных проблем среди детей и подростков, является прогрессирующее
ухудшение состояния психического здоровья, в том числе, уже в ранние периоды
детства.
Данные официальной статистики
свидетельствуют о значительной распространенности психической патологии в
детско - подростковой популяции и существенном росте числа лиц, состоящих под
наблюдением у психиатра. В 2000 г. в амбулаторно - поликлинических
психоневрологических учреждениях наблюдалось более 717 тыс. детей до 14 лет и
238 тыс. - в возрасте 15-17 лет.
Распространенность психической патологии
(на 100 тыс. населения) на 21% выше среди детей старшего подросткового возраста
(3286,7), чем среди детей до 14 лет (2720,4). За последние
пять лет частота психической патологии среди последних увеличилась на 16,7%,
среди подростков - на 2,5%.
Структура патологии у детей и подростков
за последние годы не меняется. Так среди детей в 65,9% случаев выявляются
непсихотические психические расстройства, в 31,0% - умственная отсталость, в
3,1% - психозы (в т.ч. 0,5% - шизофрения). Среди подростков первое ранговое
место занимает умственная отсталость (50,3%, из них 80% - легкие формы), второе
и третье - непсихотические психические расстройства (43,9%) и психозы (5,84, в
т.ч. шизофрения - 1,84%).
В настоящее время обозначилась проблема
психических нарушений у детей раннего возраста. Официальные статистические
данные о заболеваемости этой возрастной группы отсутствуют. Так, в начале 80-х
годов на 100 малышей до 3-х лет приходилось 9 с психическими нарушениями и 30
составляли группу риска, то к концу 90-х годов таких детей выявлялось 15,5 и 35
соответственно.
За последние годы среди детей и
подростков с психическими нарушениями значительно увеличилось число лиц с
тяжелыми формами патологии, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Так,
доля инвалидов в структуре детей, страдающих данными заболеваниями, за пять лет
увеличилась с 10,3 до 12,5%.
Формирование психических нарушений во
многом зависит от социальных параметров среды роста, развития и воспитания
ребенка. У 62% детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, с раннего
детства выявляется задержка психического созревания с нарушениями интеллекта,
личностной незрелостью, признаками депривационного развития личности, у 43,7%
детей - сирот и 77,3% детей их конфликтных семей - соматоформные или
психосоматические расстройства, затяжные реакции на стресс; у 22-23% - стойкие
отклонения поведения с патохарактерологическими реакциями.
Низкий уровень психического здоровья
детей и подростков (частота пограничных психических расстройств колеблется по
разным регионам от 22,5% до 71%) во многом определяет ограничение возможности
получения полноценного общего среднего и профессионального образования,
снижение уровня годности юношей к военной службе.
Так, более 70% учащихся учреждений общего
среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой
школьной программы обучения. Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в
14 раз чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз - с
патологическим формированием личности, в 2,5 раза - с неврозами, 1,5-2 раза -
лица, употребляющие психоактивные вещества. Это сказывается на уровне
профессиональной подготовки и влияет на возможность дальнейшего
трудоустройства.
Среди заболеваний,
послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2000
году более 20% принадлежало психическим расстройствам. В структуре
заболеваний, послуживших причиной увольнения из войск в
первые 3 месяца психические нарушения занимают первое ранговое место
(39%).
Другой важнейшей социальной проблемой
является употребление детьми и подростками психоактивных веществ и связанный с
этим уровень преступности несовершеннолетних. В 1999 г. частота наркомании и
токсикомании среди детей всех возрастов составила 88,7 на 100 тыс. человек,
состоят на профилактическом учете в связи с употреблением психоактивных веществ
(включая алкоголь) 761,7 на 100 тыс. детей.
Устойчива взаимосвязь между ростом
случаев употребления наркотических средств и ростом числа противоправных
действий. В 1998 году 20% подростков в момент совершения преступления
находились в состоянии алкогольного опьянения; 1,5 тыс. - в состоянии
наркотического опьянения.
Психические нарушения занимают ведущее
место среди причин инвалидности детей (18,6%). В структуре расстройств,
приводящих к инвалидности, ведущее место занимает умственная отсталость
(22,3%), ее доля за последнее десятилетие возросла на 2,7%.
Правовой основой оказания психиатрической
помощи является "Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании". Его принятие способствовало росту обращаемости за
психиатрической помощью и росту выявляемости нарушений. В то же время,
появились значительные трудности при проведении психопрофилактической и экспертной
работы.
Амбулаторная помощь детям и подросткам
осуществляется психоневрологическими диспансерами (164 диспансера) и
диспансерными отделениями психиатрических больниц (138 отделений). Амбулаторная
сеть обеспечивает 2100 посещений в год по поводу заболеваний и более 600
посещений профилактического характера. Количество учреждений в достаточной
степени отвечает потребностям детского населения в амбулаторно -
поликлинической психиатрической помощи
Стационарная помощь оказывается, в
большинстве случаев, общими психиатрическими больницами и стационарами
психоневрологических диспансеров. Самостоятельные детские больницы и отделения
есть только в крупных областных и районных городах. Подростковые отделения
практически отсутствуют. Дети старшего подросткового возраста госпитализируются
во взрослые отделения.
В настоящее время число психиатрических
коек для детей составляет 9979. Обеспеченность койками в 2000г. была 3,9 на
10000. В целом по России возрастает работа детской койки. В прошедшем году она
составила 307 дней (против 289,7 в 1995 году). В отдельных регионах койки
работают с перегрузкой (400 дней). В то же время, в некоторых территориях
уровень работы детских коек крайне низок (180 - 240 дней).
Нормативами предусмотрено выделение 1
должности детского или подросткового психиатра на 15000 детского или
подросткового населения. В сельских районах 1 должность врача - психиатра
устанавливается на 40000 жителей (детей, подростков и взрослых). В настоящее
время в целом занято 2175 должностей детских и 335 - подростковых психиатров.
Из них на амбулаторную сеть приходится, соответственно, 1096 и 226 должностей.
Количество детского населения на 1
занятую должность детского психиатра - 15,8 тыс., подросткового населения на 1
должность - 24,3 тыс. Обеспеченность населения занятыми должностями детских и
подростковых психиатров составляет, соответственно, 0,63 и 0,41 на 10000
детского или подросткового населения. За последние 10
лет удвоилась обеспеченность детскими психиатрами и практически не изменилась
обеспеченность психиатрами подростковыми. Коэффициент совместительства детских
психиатров - 1,47, подростковых - 1,74.
Подготовка специалистов по детской
психиатрии осуществляется в системе последипломного образования врачей -
педиатров и врачей - психиатров общего профиля. Предусмотрено повышение
квалификации на циклах общего и тематического усовершенствования.
В соответствии с действующей
номенклатурой врачебных специальностей в настоящее время существует лишь одна
специальность - "психиатр". Существовавшие
ранее субспециальности "психиатр детский" и "психиатр
подростковый" с 1995 года упразднены.
Существующая система психиатрической
помощи детям и подросткам нуждается в совершенствовании, одним из важнейших
аспектов которого является изменение подготовки кадров и расширение спектра
психопрофилактической работы. Решение данных задач невозможно без
восстановления субспециальности "детский психиатр".
За последние годы Министерством
здравоохранения Российской Федерации в целях совершенствования
системы охраны психического здоровья детей и оптимизации оказания
психиатрической помощи этой группе населения проведена определенная работа.
На базе Московского НИИ психиатрии
Минздрава России создан "Научно - методический центр Минздрава России по
охране психического здоровья детей и подростков". На базе ГНЦСиСП им. В.П.
Сербского создан "Организационно - методический центр по медико - социальной помощи несовершеннолетним с проблемами
развития и поведения Минздрава России". Создан Консультативный совет
Минздрава России по вопросам охраны психического здоровья детей. Совместным
решением РАМН и Минздрава России на базе Научного центра здоровья детей РАМН
создан "Центр медико - социальных проблем детей
подросткового возраста Минздрава России".
В 1998-1999 гг. Минздравом выпущен ряд
информационных и методических документов по вопросам охраны психического
здоровья детей и подростков.
Минздравом России совместно с РАМН в 1998
году был организован Конгресс "Охрана психического здоровья детей и
подростков", в 1999 году - научно - практическая конференция
"Современные аспекты организации помощи детям с психическими
расстройствами",
Проведены заседания Бюро Ученого Совета
Минздрава по актуальным вопросам терапии психических заболеваний и социально -
психиатрической помощи несовершеннолетним.
В Департамент образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики Минздрава представлен пакет документов по
введению в номенклатуру специальности "психиатр детский".
В то же время, в связи с изменившимися
социально - экономическими условиями должны быть разработаны дополнения и
изменения в действующее законодательство, определяющее правовую базу оказания
психиатрической помощи.
Очевидна целесообразность внедрения в
детскую психиатрическую практику современных организационных технологий (в том
числе, стационарозамещающих), которые позволят оптимизировать работу
амбулаторных и стационарных учреждений, повысить медицинскую и экономическую
эффективность их деятельности.
Для обеспечения современного уровня
психиатрической помощи необходимо разработать и внедрить в практику современные
технологии профилактики психических нарушений, лечения, оздоровления и
реабилитации детей (в том числе, до 3-х лет) с клинически выраженными формами
патологии, с пограничными и доклиническими видами расстройств.
Необходимо усовершенствовать систему
подготовки и переподготовки кадров детских психиатров, расширить сеть
образовательных учреждений, проводящих такую работу, внести изменения и
дополнения в учебные программы, разработать систему повышения квалификации
педиатров по вопросам охраны психического здоровья детей. Кроме того,
необходимо внедрить в номенклатуру специальность "психиатр детский".
В изменившихся условиях требует внесения
изменений и дополнений система государственной статистической отчетности по
детской психиатрии.
Таким образом, за последние годы система
оказания психиатрической помощи детям достигла определенных успехов. В то же
время, совершенствование системы оказания помощи позволит повысить
эффективность профилактической и лечебной работы в отношении психических нарушений
у детей.
В связи с изложенным
и с целью совершенствования системы мер по охране психического здоровья детей
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.):
1.1. Обобщить положительный опыт
территорий по организации службы охраны психического здоровья детско -
подросткового населения для разработки Концепции развития
системы охраны психического здоровья детей и подростков.
Срок - 31.12.2001 г.
1.2. Разработать модели организации системы охраны психического здоровья детей на
уровне звена первичной медико - санитарной помощи (детские поликлиники), а
также в образовательных учреждениях.
Срок - 31.01.2001 г.
1.3. В рамках координационного совета по
вопросам охраны психического здоровья детей Минздрава
Российской Федерации ежеквартально заслушивать результаты работы главных
детских психиатров субъектов Российской Федерации по совершенствованию системы
оказания психиатрической помощи детям.
Срок - постоянно.
1.4. Внести изменения в нормативные
документы Минздрава России, регламентирующие возрастные критерии наблюдения
ребенка врачом - психиатром.
Срок - 30.11.2001 г.
2. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
2.1. Рассмотреть вопрос о введении в
Номенклатуру специальностей специалистов с высшим медицинским и
фармацевтическим образованием субспециальности "психиатр детский".
Срок - 30.11.2001 г.
2.2. Разработать дополнения в учебные
программы педиатрических факультетов медицинских вузов и кафедр повышения
квалификации врачей - педиатров по вопросам охраны психического здоровья в
раннем детском (до 3-х лет) и подростковом возрасте.
Срок - 31.12.2001 г.
2.3. Включить в учебные программы кафедр
детско - подростковой психиатрии системы последипломного образования
дополнения, касающиеся вопросов охраны психического здоровья в раннем детском
(до 3-х лет) возрасте.
Срок - 31.12.2001 г.
3. Департаменту государственного контроля
качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской
техники (Рейхарт Д.В.), управлению медицинских проблем материнства и детства
(Корсунский А.А.):
3.1. Рассмотреть вопрос о создании в
Фармакологическом Комитете Российской Федерации комиссии по детской
психофармакотерапии.
Срок - 01.10.2001 г.
4. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Российской академии медицинских наук
(Покровский В.И.):
4.1. Рассмотреть вопрос о возможности
организации совместно с Министерством образования Российской Федерации и
Российской академией образования Межведомственного координационного совета по
проблемам охраны психического здоровья детей и подростков в образовательных
учреждениях.
Срок - 01.11.2001 г.
5. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Научному центру здоровья детей РАМН
(А.А.Баранов):
5.1. Создать Федеральный научно -
методический центр по вопросам охраны психического здоровья детей в системе
первичной медико - санитарной помощи на функциональной основе.
Срок - 31.12.2001 г.
5.2. Подготовить программу постоянно
действующего семинара по охране психического здоровья для врачей педиатров и
семейных врачей в системе первичной медицинской помощи.
Срок - 01.11.2001 г.
6. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Научному центру здоровья детей РАМН
(Баранов А.А.), Московскому НИИ психиатрии Минздрава России (Краснов В.Н):
6.1. Разработать критерии психического
развития детей для включения в стандарты профилактических осмотров в
педиатрической сети.
Срок - 01.04.2002 г.
7. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (Корсунский А.А.), Правовое управление (Мельникова Л.С.),
Государственному научному центру судебной и социальной психиатрии им. В.П.
Сербского (Дмитриева Т.Б.), Научному центру здоровья детей РАМН (Баранов А.А.),
Московскому НИИ психиатрии Минздрава России (Краснов В.Н):
7.1. Дать обоснование и подготовить
предложения по внесению изменений и дополнений в "Закон о психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в части усиления
профилактической направленности работы врачей - психиатров, обслуживающих
детское население.
Срок - 30.06.2002 г.
8. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Осуществить анализ состояния психиатрической
помощи детям в территориях. Материалы представить в Управление медицинских
проблем материнства и детства.
Срок - 31.10.2001 г.
8.2. Поручить главным детским психиатрам
субъектов Российской Федерации провести оценку психического здоровья детей в
домах ребенка.
Срок - 31.10.2001 г.
8.3. Провести оценку психического
здоровья детей в детских домах и интернатах совместно с органами управления
образованием и социальной защиты субъектов Российской Федерации.
Срок - 31.10.2001 г.
Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра
О.В.Шарапову.
За Председателя коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
А.В.ВЕРЕМЕЕНКО