КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
21 июня 2001 г.
N 11
МАТЕРИНСКАЯ И МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ
(НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
В Российской
Федерации в 2000 г. впервые за последние годы родилось живыми на 44.698 детей
больше <*>, чем в 1999 г. Показатель рождаемости увеличился с 8,3 до 8,7
на 1000 населения <*>. В Северо - Западном федеральном округе также
произошло увеличение рождаемости на 0,5 о/оо (до 7,6 на 1000 населения
<*>).
--------------------------------
<*> предварительные данные
За последние 5 лет
в России достигнуто снижение младенческой смертности на 15% (1995 год - 18,1;
2000 год - 15,3), за 4 месяца 2001 года эта тенденция сохранялась - 15,0 на
1000 родившихся живыми.
По Федеральным округам в 2000 году
показатель младенческой смертности колеблется в диапазоне от 12,8 на 1000
родившихся живыми в Северо - Западном, до 18,6 - в
Дальневосточном.
Снижение
младенческой смертности в 2000 году произошло от всех причин, но наиболее
интенсивное снижение произошло от болезней органов дыхания - на 31%. Снижение
младенческой смертности в стране произошло за счет как неонатальной, так и
постнеонатальной смертности, но темпы снижения их различаются: неонатальная
смертность снижалась в 6 раз быстрее (на 23,2%) чем постнеонатальная (на 4%).
Показатель младенческой смертности в
Северо - Западном федеральном округе в 2000 году составил 12,8 о/оо, что на
19,5% ниже, чем по Российской Федерации. По отдельным территориям округа
показатель младенческой смертности колеблется в широком диапазоне (от 9,3 о/оо
- г.Санкт - Петербург до 19,0 о/оо - Калининградская
область и 24,4 о/оо - Ненецкий автономный округ).
Среди причин младенческой смертности в
Северо - Западном федеральном округе первое место принадлежит отдельным
состояниям, возникающим в перинатальном периоде - 53,0, второе - врожденным
аномалиям развития - 29,0, третье - болезням органов дыхания - 11,1, четвертое
место занимают несчастные случаи, отравления, травмы - 8,1 и пятое место -
инфекционные заболевания - 7,0 на 10000 родившихся живыми.
В 2000 году в Северо - Западном федеральном
округе произошло снижение младенческой смертности от состояний, возникающих в
перинатальном периоде, врожденных аномалий и инфекционных заболеваний. Несмотря
на то, что отмечен незначительный рост смертности от болезней органов дыхания,
в целом смертность от этой причины на 32% ниже, чем в России (соответственно
11,4 и 16,7 на 10000 родившихся).
Влияние неблагоприятных социально -
экономических факторов обусловило увеличение удельного веса смертности "на
дому" с 12,8% до 17,1% (Северо - Западный округ - с 20,1 до 24,5%),
посуточной летальности с 14,3% до 17,0% (Северо - Западный округ - с 17,7% до 18,2%).
Проблема недоношенности в Северо -
Западном Федеральном округе является более острой, чем в России (Вологодская
область - 6,6%, Архангельская - 6,8%). Основной причиной смерти недоношенных
детей являются респираторные расстройства, хотя в Северо - Западном федеральном
округе этот показатель (15,9) значительно ниже среднероссийского уровня (27,1
на 10000 недоношенных). В Мурманской и Архангельской областях использование
сурфактанта позволило заметно снизить смертность новорожденных с дыхательными
расстройствами.
В целом по округу младенческая смертность
от инфекционных заболеваний снизилась с 7,3 в 1999 году до 7,0 в 2000 году. Однако на протяжении ряда лет высокими остаются показатели в
Калининградской области (в разные годы от 10,6 до 26,4 на 1000), отмечены
тенденции к росту в Вологодской, Новгородской, Псковской областях.
Влияние социально - экономических
факторов определяют и показатель смертности детей в возрасте до одного года от
несчастных случаев, травм и отравлений (в России в 2000 году - 9.3 на 1000).
В Ленинградской области удельный вес этих
социальных причин в неонатальной смертности возрос с 3,2% в 1995 году до 17.5%
в 2000 г. В Ненецком национальном округе из 13 детей умерших до 1 года в 2000
году 6 детей пострадало от несчастных случаев. В Мурманской
области 13% детей из умерших до 1 года умерли от механической асфиксии.
По данным Госкомстата России <*> в
2000 году в Российской Федерации материнские потери составили 503 (39,7 на
100000 родившихся живыми, городских жительниц - 307 - 34,6 на 100000
родившихся, сельских - 196 - 51,6) то есть на 10,2% ниже
чем в 1999 г.
--------------------------------
<*> предварительные данные
По данным Госкомстата России в 1999 году
в структуре материнских потерь смертность беременных (все сроки гестации),
рожениц и родильниц составляет 66,9% (359 случаев). После абортов умерло 130
женщин (24,2 %), от внематочной беременности - 48 (8,9%). Среди причин смерти
359 беременных, рожениц и родильниц на первом месте - кровотечения - 98 случаев
(27,3%), на втором - поздний токсикоз (69 случаев, 19,2%), на третьем -
экстрагенитальные заболевания (38 случаев - 7,1%), от послеродовых септических
осложнений - 23 случая (6,4%).
По территориям Северо - Западного
Федерального округа за 1999 г. показатель материнской смертности колеблется от
17,8 на 100000 родившихся живыми (Псковская область) до 57,2 (Вологодская
область). В Ненецком автономном округе в течение последних трех лет случаев
материнской смертности зарегистрировано не было. Среди городского и сельского
населения уровень материнской смертности имеет существенные различия. В городах
Мурманской области и сельских районах Карелии случаев смерти не зарегистрировано.
Среди сельских жительниц наиболее высокие показатели материнской смертности
были в Мурманской и Новгородской областях, среди городских - в Вологодской
области и г.Санкт - Петербурге.
Ухудшается состояние здоровья беременных
женщин - увеличивается число беременных с сердечно - сосудистой патологией,
анемией, заболеваниями почек и поздними токсикозами. Число нормальных родов в
2000 г. в целом по округу составило 30,5% (в Российской Федерации - 31,1%).
В настоящее время в Северо - Западном
федеральном округе работает 3,63 тыс. врачей акушеров - гинекологов и 516
неонатологов.
Обеспеченность врачами акушерами -
гинекологами в 2000 году составила 4,7 на 10000 женского населения (по
Российской Федерации - 5,1), неонатологами - 47,3 на 10.000 родившихся
живыми и мертвыми (по Российской Федерации - 41,2). Во всех территориях округа
отмечается дефицит акушерок.
Подготовка и переподготовка кадров
региона осуществляется на факультетах и кафедрах повышения квалификации
образовательных медицинских учреждений, на базах научно - исследовательских
учреждений.
В целом в округе функционирует 4.550 коек
для беременных и рожениц, 3.167 - для женщин с патологией беременности. На базе
7 областных (республиканских) и 21 городской больницы развернуто 21.910 коек
для детей, в том числе, первого года жизни. В 2000 г. койка для коек для детей,
в том числе, первого года жизни. В 2000 г. койка для беременных и рожениц
использовалась 220 дней, патологии беременности - 304 дня, педиатрическая - 295
дней. Эти показатели несколько превышают общероссийские по соответствующим
профилям. Однако, являются недостаточно высокими.
В территориях Северо - Западного
федерального округа осуществляется реструктуризация акушерско -
гинекологических коек. Так, акушерские койки сокращены в г. Санкт - Петербурге
на 56%; в Ленинградской обл. 2 раза. При этом, доля
коек патологии беременности увеличена до 50%, коек совместного пребывания до
60% и более (г.Санкт - Петербург, Республики Карелия,
Коми и др.).
В Республиках Коми, Карелии, Псковской
области и др. территориях организованы самостоятельные перинатальные центры,
оказывающие помощь наиболее тяжелому контингенту беременных и новорожденных
детей. Удельный вес госпитализации в эти учреждения сельских
жительниц составляет более 40-50%. Вместе с тем, в Мурманской обл. до
настоящего времени не решен вопрос о создании перинатальных центров. Это
не позволяет обеспечить доступность современных методов пренатальной
диагностики и современных видов акушерской помощи сельскому населению.
Развивается сеть дневных стационаров.
Основными источниками финансирования
службы детства и родовспоможения являются бюджеты всех уровней, обязательное и
добровольное медицинское страхование. Доля финансирования учреждений из
консолидированного бюджета здравоохранения имеет существенные различия по
областям - от 42,6% в Архангельской до 11,1% в Калининградской области.
В системе обязательного медицинского
страхования работают практически все учреждения родовспоможения и детства
Северо - Западного федерального округа (за исключением учреждений
родовспоможения Мурманской области и Калининградского областного центра
планирования семьи и репродукции). Объем финансирования учреждений материнства
и детства из территориальных фондов ОМС колеблется от 25% (Республика Карелия)
до 7,6% (Архангельская область).
Важную роль продолжает играть программно
- целевой принцип финансирования службы охраны материнства и детства.
Целенаправленные мероприятия по решению этих важнейших задач отражены в
федеральной целевой программе "Дети России".
Материально - техническая база учреждений
детства и родовспоможения г.Санкт - Петербурга,
Ленинградской, Псковской областей отвечает санитарно - гигиеническим
требованиям. Вместе с тем, в ряде территорий округа материально - техническая
база службы остается неудовлетворительной. Так, в Республике
Карелия 26,5% учреждений родовспоможения и детства размещены в приспособленных
зданиях, в 28% - площади не соответствуют санитарным нормам; в Калининградской
области большинство акушерско - гинекологических и детских учреждений не
соответствуют современным требованиям, расположены в зданиях довоенной
постройки, требующих ремонта и др. Долгостроями являются 15 объектов детства и
родовспоможения округа (Архангельская, Мурманская, Ленинградская области,
Республика Карелия и др.).
Несмотря на общие позитивные тенденции, в
ряде территорий имеются нерешенные проблемы. Так, в Архангельской,
Калининградской областях 60-70% имеющейся медицинской аппаратуры морально
устарело и/или имеет 100% износ. В Мурманской области, Республике Карелии
испытывается недостаток в наркозно - дыхательной, следящей аппаратуре, тест -
системах для диагностики внутриутробных инфекций, имеется большой износ
рентгенологического оборудования, отсутствуют экспресс - лаборатории,
отмечается недостаток диагностической аппаратуры.
Северо - Западный федеральный округ
обладает высоким научным потенциалом. Так, на базе Санкт
- Петербургских научно - исследовательских учреждений создано Северо - Западное
отделение Российской академии медицинских наук, в Архангельске - Северный
филиал. В округе расположено 13 высших и 42 средних образовательных медицинских
учреждений, в т.ч. базовый акушерский колледж в г.Санкт
- Петербурге. Кроме того, в Новгороде и Республике Коми при государственных
университетах открыты медицинские факультеты.
Имеющийся организационно - методический и
кадровый потенциал службы материнства и детства округа, достигнутый ею
современный уровень оказания акушерско - гинекологической и педиатрической
помощи позволяет на основе углубленного анализа разработать унифицированную
программу по снижению материнской и младенческой смертности для других
территорий.
Одним из важнейших направлений
деятельности Минздрава России, органов и учреждений здравоохранения на местах
является профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и
смертности.
Реализация на федеральном и региональных уровнях системы мер, определенных разработанными
документами, позволит к 2005 году снизить показатель материнской смертности до
35 на 100000 родившихся живыми. Прогнозируемый уровень младенческой смертности
к 2005 году - 14,3. Планируется, что это произойдет за счет снижения смертности
от различных состояний перинатального периода, врожденных аномалий, несчастных
случаев, отравлений, травм.
В настоящее время в различных экономико -
географических регионах Российской Федерации отмечаются большие колебания
уровней и структуры младенческой и материнской смертности, что диктует
необходимость разработки программ по снижению смертности с учетом региональных
особенностей. Дифференцированные подходы к рассматриваемому вопросу позволят
разработать наиболее эффективные меры по профилактике смертности как младенческой так и материнской для каждого Федерального
округа.
опыт по
профилактике и предотвращению материнской и младенческой смертности, что
требует обобщения и распространения.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать одной из основных задач
деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предупреждение и
снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
2. Принять к сведению проведенную
Минздравом России, органами управления здравоохранением Российской Федерации
работу по снижению материнской и младенческой смертности в стране. Отметить
положительный опыт работы органов и учреждений здравоохранения Северо -
Западного федерального округа (Республика Коми, Ленинградская, Мурманская,
Новгородская области, г.Санкт - Петербург) по
совершенствованию медицинской помощи женщинам и детям, внедрению эффективных
организационных и медицинских технологий, способствующих снижению показателей
материнской и младенческой смертности в территориях региона.
3. Представителям Министерства
здравоохранения Российской Федерации в Федеральных округах ежегодно вносить на
рассмотрение заседаний Координационных советов вопросы по предупреждению и
снижению материнской и младенческой смертности в регионах, обеспечению
межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья женщин и
детей.
4. В срок до 1 апреля 2002 года Межведомственным
советам РАМН и Минздрава России по акушерству и гинекологии (В.И.Кулаков),
педиатрии (А.А.Баранов) совместно с секциями Ученого Совета Минздрава России
провести совместное заседание с целью корректировки планов НИР профильных
научно - исследовательских учреждений и более углубленного изучения медико - социальных, экономических и организационных
факторов, влияющих на уровни материнской и младенческой заболеваемости и
смертности с учетом региональных особенностей.
5. Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Управлению научно -
исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин)
совместно с Российской академией медицинских наук постоянно обеспечивать
контроль выполнения приказа Минздрава России и РАМН от 04.06.2001 N 201/51
"О закреплении федеральных округов за научно - исследовательскими
институтами акушерско - гинекологического и педиатрического профиля".
6. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский):
6.1. В срок до 1 октября 2001 года
подготовить и провести Всероссийское совещание по итогам деятельности, задачам
органов и учреждений здравоохранения по снижению материнской и младенческой
смертности.
6.2. Обеспечивать эффективную работу
Комиссии по повышению качества оказания медицинской помощи матерям и детям в
возрасте до 1 года.
7. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский), Научному центру акушерства, гинекологии
и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Центральному научно - исследовательскому
рентгенорадиологическому институту г.Санкт -
Петербурга (А.М.Гранов) до 1 декабря 2001 года создать комиссию для оценки
постмаркетинговых исследований препарата "Сурфактант" в сравнении с
аналогичными препаратами.
8. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Московским научно -
исследовательским институтом педиатрии и детской хирургии Минздрава России
(А.Д.Царегородцев), Научным центром здоровья детей РАМН (А.А.Баранов):
8.1. Продолжить разработку и внедрение
протоколов и стандартов оказания медицинской помощи беременным, роженицам,
родильницам и детям первого года жизни при различных видах патологии.
8.2. До 1 января 2002 года разработать
рекомендуемый перечень лекарственных средств и медицинской техники для
первоочередного обеспечения родильных домов (отделений), отделений для
новорожденных ЛПУ.
9. Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин)
совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН
(В.И.Кулаков), Российскими ассоциациями врачей акушеров - гинекологов и
специалистов перинатальной медицины до 1 ноября 2001 года организовать и
провести Всероссийский съезд акушеров - гинекологов и специалистов
перинатальной медицины.
10. Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Научным
центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (В.И.Кулаков), Научно -
исследовательским институтом акушерства и гинекологии им.Д.О.Отта РАМН
(Э.К.Айламазян) до 1 июля 2002 года организовать и провести для территорий
Северо - Западного округа научно - практическую конференцию по проблемам
невынашивания беременности и выхаживания недоношенных новорожденных.
11. Департаменту развития и экономики
здравоохранения (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем материнства и
детства (А.А.Корсунский):
11.1. Постоянно осуществлять методическую
и практическую помощь субъектам Российской Федерации по формированию и
реализации территориальных Программ государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, соглашений между Минздравом
России, ФОМСом и органами исполнительной власти на местах в части охраны
здоровья женщин и детей; региональных целевых программ по охране материнства и
детства.
11.2. До 1 ноября 2001 года подготовить и
направить в субъекты Российской Федерации информационно - аналитический сборник
по итогам деятельности службы охраны здоровья матери и
ребенка в 2000 году.
12. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
12.1. Постоянно обеспечивать контроль за проведением мероприятий по предупреждению и
снижению материнской и младенческой смертности.
12.2. Совместно с директорами профильных
НИИ, ректорами медицинских институтов провести изучение состояния, полноты и
достоверности регистрации материнской и младенческой смертности в регионах,
результаты рассмотреть на совместных заседаниях коллегий и Президиумов Ученых
советов с принятием региональных научно - практических программ (планов
действий) неотложных мер по снижению и предупреждению материнской и
младенческой смертности.
12.3. Обеспечить
выполнение Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации и Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России, решений
межведомственной коллегии от 11.04.2000, протокол N 7, и коллегии Минздрава
России от 20-21 марта 2001 г. и планов мероприятий по их реализации; Плана
действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской
Федерации на 2001-2003 годы (17.01.2001 N 2510/510-01-32).
12.4. Постоянно осуществлять внедрение в
родовспомогательные учреждения современных организационных форм и перинатальных
семейно - ориентированных технологий, инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ и Минздрава России
"Больница, доброжелательная к ребенку": подготовка беременной и ее
семьи к родам, совместное пребывание матери и ребенка, поощрение и поддержка
грудного вскармливания.
12.5. До 1 января 2002 года организовать
постоянно действующие семинары для акушеров - гинекологов, педиатров,
неонатологов, работников СВА, ФАПов, ФП, самостоятельно оказывающих лечебно -
профилактические и оздоровительные мероприятия женщинам и детям раннего
возраста, по вопросам профилактики, диагностики и лечения осложнений
беременности, родов и заболеваний детей.
12.6. До 1 июля 2002 года подготовить
материально - техническую базу и обеспечить с 2002 года проведение мониторинга
врожденных пороков развития в соответствии с приказом Минздрава России от
10.09.98 N 268.
13. Контроль за
выполнением решения коллегии оставляю за собой.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.В.ВЕРЕМЕЕНКО