МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
13 июля 2001 г.
N 2510/7429-01-32
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Минздрав России направляет справку
"О взаимодействии государственных органов, служб здравоохранения
и религиозных организаций по проблеме предупреждения злоупотреблением алкоголем
и наркотиками".
Указанный вопрос 20 июня 2001 года был
рассмотрен на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при
Правительстве Российской Федерации (протокол N 2).
В соответствии с пунктом II.3 протокола
Министерство рекомендует учесть накопленный в ряде регионов положительный опыт
в этой области и активизировать привлечение существующих в регионе традиционных
религиозных конфессий к работе по предупреждению алкоголизма и наркомании.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение
к письму Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 13.07.2001 г. N 2510/7429-01-32
СПРАВКА
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, СЛУЖБ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО
ПРОБЛЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЕМ И
НАРКОТИКАМИ
Справка составлена на основе обобщения и
анализа данных о формах сотрудничества государственных органов и учреждений
здравоохранения с различными религиозными организациями, представленных
руководителями органов управления здравоохранением 32 регионов Российской
Федерации. Практически во всех этих регионах, в том числе в связи с
полиэтничностью их населений, действуют различные религиозные объединения - в
рамках традиционных для России конфессий (Русская Православная Церковь,
мусульманские организации, римско-католическая, лютеранская, евангелистская
христианские церкви, иудаистские, буддистские общины). В то
же время настойчиво стремятся к привлечению к себе прихожан различные церкви и
общины христианско-евангельской ориентации, как достаточно давно существующие и
распространенные во всем мире (адвентисты 7-го дня, баптисты, "Свидетели
Иеговы" и др.) или действующие на другой религиозной основе (кришнаиты и
другие индуисты), так и сравнительно недавно возникшие и небольшие по
численности, с собственными догматами веры и ритуалами, в том числе относимые в ряде стран к организациям сектантского,
тоталитарного толка (сайентологическая церковь Р.Хаббарда, "Белое
братство" и т.д.).
Крупные традиционные конфессии занимают в
целом достаточно активную позицию в отношении преодоления вовлечения своих
прихожан и других граждан в потребление алкоголя, наркотиков и иных
психоактивных веществ, помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками,
больным алкоголизмом и наркоманией. Так, например, в 2000 году Совет Муфтиев
России провел Всероссийский семинар руководителей Духовных Управлений
мусульман. Участники семинара обратились к органам государственной власти с
требованием незамедлительно ограничить время и места продажи алкогольных
напитков, разработать совместные программы по борьбе с алкоголизмом и
наркоманией. Священнослужители различных епархий Московской Патриархии РПЦ,
направляемые и благословляемые своими архипастырями, регулярно включают в свои
проповеди, публичные выступления призывы к отказу от употребления алкоголя и
наркотиков, стараются помогать семьям, имеющим проблемы с пьянством или
наркотизацией у своих членов, посещают их дома. Они - сами
или по приглашенное врачей - приходят в наркологические клиники, в том числе
такие, как самая большая в стране Московская городская наркологическая больница
N 17, клиника НИИ наркологии Минздрава России и др. Действуют различные
организации помощи наркологическим больным: например, православное общество
"Неупиваемая чаша" (г. Майкоп, Р. Адыгея), объединяющее
прихожан-врачей, казачество и духовенство; религиозно-медико-социально-психологический
центр евангелистских христиан (гг. Норильск, Дудинка, Таймыр) и др.
В этой работе,
помимо православных и мусульманских священнослужителей, участвуют также
американские христианская организация "Комиссьон" и Фонд
"Согласие" (г. Иваново), евангельские баптисты, христианские миссии
"Новая жизнь", "Добрый самаритянин" (Тюмень), американская
Церковь Христа "Новая жизнь" и протестантская церковь "Доверие и
триумф" (Алтайский край), Кольский и Норвежский христианские центры
(Мурманская обл.), организация "Армия Спасения" (Ставропольский край)
и др. Следует отметить, что в работе с так называемыми "новыми" церквями подчас возникают
проблемы, связанные с особым содержанием религиозных идей, формами
богослужения, взаимоотношений прихожан и "светского" общества: речь
идет о сектантско-фанатических тенденциях в их деятельности (церковь
"Доверие и триумф" и др.).
Священнослужители часто выступают в
местных газетах, по радио и телевидению, в клубах и других досуговых центрах, в
том числе вместе с врачами, психологами, руководителями служб
здравоохранения. Удачным является такое сотрудничество в Белгородской
области (еженедельно организуется 3 передачи по радио), Кабардино-Балкарской
Республике, Ставропольском крае и других регионах. Телевизионный круглый стол с
участием представителей РПЦ и других религиозных общин был организован в
Ямало-Ненецком автономном округе. В отдельных регионах были проведены
антинаркотические телемарафоны с участием деятелей церкви. Подготовлены и уже
изданы книги антиалкогольной и антинаркотической направленности, написанные
служителями Православной Церкви. Так, представляют
значительный интерес книги о. Александра (Захарова) "Бриллиантовая
явь", вышедшая тиражом 20000 экз. в 2000 г., "Что противопоставить
алкоголизму и наркомании", изданная в С.-Петербурге "Обществом св.
Василия Великого", брошюра "Икона Божией Матери "Неупиваемая
Чаша" (Сретенский монастырь), книги для священнослужителей по вопросам
алкоголизма и наркомании, написанные доктором медицинских наук о. Анатолием
(Берестовым), врачом-наркологом о. Алексием (Бабуриным) и другими.
Наибольшее распространение получили
публичные выступления и проповеди священнослужителей на антиалкогольную и
антинаркотическую тему в Кабардино-Балкарской Республике, г. Москве, некоторых
районах Ростовской области (Шахтинский, Таганрогский), Белгородской, Омской,
Тюменской, Московской областях и некоторых других регионах. В Тюменской области
используется практика приглашать больных на исповедь в церковь. В церквях
проводятся специальные "антинаркотические" литургии (например,
регулярный молебен св. Бонифатию в Таймырском Долгано-Ненецком автономном
округе). Отмечаются случаи оказания служителями церкви материальной помощи
семьям наркологических больных (Ставропольский край, г. Москва и др.).
Важное значение начинает приобретать взаимодействие медицинских структур и
религиозных организаций в социально-психологической реабилитации больных
алкоголизмом и наркоманией. Участие священнослужителей в реабилитационном
процессе может иметь различные формы. Так, это может быть работа по
определенной программе на регулярной основе в реабилитационном центре при
наркодиспансере (Оренбургская область), активное участие священнослужителей в
семейных клубах и группах поддержки бывших больных (с. Ромашково, Одинцовский
район Московской области) или "Братствах трезвости" (Красноярский
край, г. Москва). Реабилитационные общины существуют как непосредственно в
православных монастырях (Воронежский, Задонский монастыри), так и при них, в
близрасположенных помещениях, а также при храмах. В качестве
примера можно привести действующий с 1998 года Душепопечительский центр во имя
св. праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель - о. Анатолий (Берестов),
расположенный в Крутицком Патриаршем подворье в Москве. В центре действует
реабилитационная программа, основанная на традиционных ценностях православия
(молитва и труд); в то же время в нем работают врачи и психологи. С центром
сотрудничают 3 общины при монастырях (Ярославская обл., Мордовия). Иногда
больные алкоголизмом и наркоманиями просто получают приют и попечение в
монастырских подворьях (например, в Ивановской области).
Упомянутый выше Душепопечительский центр
продолжает работу по открытию в г. Москве первого в стране православного
наркологического отделения на базе наркологической больницы N 17.
С февраля 2000-го года в Москве работает
Центр медико-социальной помощи наркозависимым детям и
подросткам (председатель Совета учредителей - Ю.П.Гусев), который находится под
покровительством настоятеля Сретенского ставропигиального мужского монастыря
архимандрита Тихона (Шевкунова). Этот Центр принял участие в организации и
проведении в ноябре 2000-го года в Свято-Даниловом
монастыре конференции "Россия без наркотиков" (Консолидация сил
российского общества в борьбе с наркоманией и алкоголизмом).
Конференцию благословил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в своем вступительном слове
заявил, что Русская Православная Церковь не может не возвысить свой голос
против страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных - на
детей и подростков.
На конференции
выступили: секретарь Совета безопасности РФ С.Б.Иванов, передавший приветствие
от Президента России В.В.Путина), министр здравоохранения России Ю.Л.Шевченко,
министр образования России В.М.Филиппов, руководящие сотрудники многих
министерств и ведомств, деятели культуры, священнослужители, в том числе о.
Тихон (Шевкунов), о. Анатолий (Берестов), о. Алексий (Бабурин) и многие другие,
а также главных нарколог Минздрава России
В.Ф.Егоров, ведущие ученые в сфере наркологии, представители различных
общественных организаций. В дни работы конференции прошли "круглые
столы" "Выработка подхода РЦП к методологиям и принципам помощи
наркозависимым" и "Взаимодействие РЦП по данному вопросу с государственными
органами, СМИ, учреждениями здравоохранения и образования". Конференция
приняла "Обращение к гражданам России" и развернутое решение.
В создании реабилитационных центров
большую активность проявляют и представители многих других конфессий. Можно упомянуть
коммуну для больных наркоманиями в п. Шерегеш Кемеровской области, созданную
христианами-евангелистами, реабилитационный центр для наркоманов
"Урожай", организованный протестантской церковью в Республике Адыгея,
функционирующую под патронажем евангелистской церкви коммуну для наркоманов в
В.Хавском районе Воронежской области. Стремятся участвовать в работе по
профилактике вовлечения в потребление алкоголя и наркотиков, а также в процессе
реабилитации наркологических больных пятидесятники (Московская обл.),
адвентисты 7-го дня, "Свидетели Иеговы" (Кировская обл.), баптисты
(повсеместно), горско-еврейская община (Кабардино-Балкария).
Особенно необходимо выделить энергичное
многолетнее участие в помощи людям, имеющим проблемы, вызванные потреблением
алкоголя или наркотиков, некоторых подвижников из числа религиозных деятелей. Можно упомянуть, кроме указанных выше о. Алексия (Бабурина) из
Московской области, о. Анатолия (Берестова) из Москвы, муфтия
Карачаево-Черкесской Республики И.Бердиева, православного священника о. Василия
(Афонина), а также подчеркнуть особо значимую роль в организации
антиалкогольной работы в своей епархии митрополита Омского и Тарского владыки
Феодосия.
В заключение следует указать, что
организационная связь на местах между государственными органами, службами
здравоохранения и религиозными организациями нуждается в дальнейшем развитии и
совершенствовании. Так, если при администрациях Архангельской
области и Красноярского края созданы координационные советы по совместной
деятельности с Православной Церковью и другими религиозными организациями, а в
Тульской области подписано соглашение между департаментом здравоохранения и
Тульским Епархиальным управлением РПЦ, то в Читинской области, Еврейской автономной
области и ряде других регионов таких структур или документов, обеспечивающих
систематическое взаимодействие в проблемной работе с различными конфессиями,
нет. Не решаются проблемы организации регулярного
сотрудничества в Мурманской, Тверской, Ленинградской областях и некоторых
других регионах. В этих условиях, при наличии серьезной
"конкуренции" с представителями финансово более обеспеченных
зарубежных религиозных организаций, традиционные для российского общества
религии не реализуют свою потенциальную роль в духовном влиянии на россиян, в
том числе в направлении преодоления высокозначимой для нашей страны проблемы
преодоления алкоголизма и наркомании. Этот вопрос нуждается в самом пристальном
внимании, как со стороны ведущих конфессий, так и государственных структур и
органов управления здравоохранением.