КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
17 июля 2001 г.
N 13
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Коллегия Министерства здравоохранения
Российской Федерации отмечает, что наряду с определенными положительными
результатами проводимых в стране реформ имеют место негативные проявления, в
том числе факты коррупции, противозаконных действий
как руководителей, так и отдельных работников в различных отраслях народного
хозяйства.
Обеспокоенность вызывает тенденция к
нарастанию количества правонарушений различного характера в отраслях, ранее
считавшихся благополучными, в том числе и в здравоохранении.
Контрольно -
ревизионная работа Минздрава России в 1999-2001 гг. была направлена на
осуществление в установленном порядке контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета и внебюджетных источников, обеспечением сохранности
денежных средств и материальных ценностей, определением эффективности и
целесообразности использования государственной собственности, контроля за
поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления
государственной собственностью, осуществлением мероприятий по предупреждению и
профилактике правонарушений.
Ежегодно Министром здравоохранения
Российской Федерации утверждается План проведения ревизий финансово -
хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций,
согласованный с Департаментом государственного финансового контроля и аудита
Минфина России.
За период 1999-2001 гг. Минздравом России
проведено 50 плановых и 12 внеплановых проверок финансовой и хозяйственной
деятельности в учреждениях здравоохранения. Продолжена практика проведения
контрольно - ревизионных мероприятий с участием Минфина России и привлечением
местных контрольно - ревизионных органов.
В результате проведенных ревизий и
проверок были установлены факты необоснованного расходования государственных
средств в сумме 6619,2 тыс.рублей в 1999 и 3381,0
тыс.рублей в 2000 году.
Нарушения расходования средств,
выделенных на оплату труда, допускались в результате завышения разрядов ETC,
необоснованно установленных надбавок за работу во вредных условиях труда, за
совмещение должностей, за совместительство, на оплату содержания персонала по
приему и лечению иностранных граждан.
Так, излишние выплаты заработной платы
произведены в Санкт - Петербургской государственной педиатрической медицинской
академии на сумму 284,4 тыс.рублей, в Новосибирском НИИ
патологии кровообращения на сумму 67,8 тыс.рублей, в Ивановской государственной
медицинской академии на сумму 33 тыс.рублей, Российской детской клинической
больнице на сумму 380 тыс.рублей.
В Санкт - Петербургской государственной
педиатрической медицинской академии ревизией установлено отвлечение в
коммерческие организации внебюджетных средств на сумму 1596 тыс.рублей и недостача денежных средств и материальных
ценностей на сумму 901 тыс.рублей.
Костромской психиатрической больницей
специализированного типа с интенсивным наблюдением в декабре 1997 г. на
условиях стопроцентной предоплаты перечислено АОЗТ Русско -
американскому совместному предприятию 1362,3 тыс. руб. за поставку
медицинского оборудования. Оборудование поставлено в октябре 1999 г., но другой
спецификации и без сопроводительных документов. В июле 2000 г. руководство
больницы обратилось в органы внутренних дел с заявлением о проверке
деятельности предприятия - поставщика и решения вопроса о возбуждении
уголовного дела. До настоящего времени этот вопрос не решен и денежные средства
не возвращены.
В штатном расписании клиники
Межотраслевого научно - технического комплекса "Микрохирургия глаза"
на 1998, 1999 гг. утвержден центр по приему и лечению иностранных граждан,
являющийся коммерческим подразделением. На содержание должностей центра
необоснованно израсходовано 677,4 тыс.рублей. В
результате завышения разрядов ETC необоснованные выплаты составили 85,7 тыс.рублей средств федерального бюджета. Кроме этого, по
трудовым договорам необоснованно выплачено 1230,0 тыс.рублей.
Ревизией финансово - хозяйственной
деятельности Российской детской клинической больницы Минздрава России за
1999-2000 годы, проведенной КРУ Минфина России, установлены многочисленные
факты незаконного и расточительного расходования государственных средств на
сумму 3580,6 тыс.рублей, в том числе средств
федерального бюджета на сумму 2076,7 тыс.рублей, неэффективного использования
площадей, необеспечения сохранности товарно - материальных ценностей.
Проверкой деятельности учреждений
госсанэпиднадзора установлено, что в центрах госсанэпиднадзора ряда субъектов
Российской Федерации (Архангельской, Пермской, Тюменской, Амурской областей,
Хабаровского и Приморского краев) допускаются искажения бухгалтерской
отчетности, предоставляется неполная информация о финансово - хозяйственной
деятельности.
По установленным фактам злоупотреблений
принимались меры воздействия. В 2000-2001 гг. от занимаемой должности
освобождены главные врачи центров госсанэпиднадзора в Республике Карелия,
Калининградской, Пермской и других областей.
Наряду с проверками финансово -
хозяйственной деятельности подведомственных Минздраву России медицинских
учреждений, Управлением финансирования, учета и контроля Министерства в
1999-2001 гг. проведен анализ актов и справок по результатам ревизий и проверок
региональными КРУ и Минфином России 163 учреждений Минздрава России.
По результатам ревизий и проверок в
подведомственные учреждения направлено более 50 писем, издано 8 приказов о
необходимости устранения выявленных нарушений и восстановления необоснованно
израсходованных сумм.
Тем не менее, работа по взысканию
нанесенного ущерба контролируется слабо. Так, в 1997 году его объем составил
1666,4 тыс.рублей, в 1998 году - 2157,4 тыс.рублей;
взыскано 8,3% от указанных сумм. Аналогичная ситуация имела место и в 1999-2000
гг.
Допущенные нарушения финансовой
дисциплины повлекли за собой изменение финансирования учреждений Минздрава
России из средств федерального бюджета, в результате чего Минфином России
произведено уменьшение плана финансирования учреждений Минздрава России в 2000
году на сумму 4297,7 тыс.рублей, в том числе по
разделу "наука" - 129,3 тыс.рублей; по разделу
"здравоохранение" - 3638,1 тыс.рублей; по разделу "образование"
- 151, тыс.рублей. По центрам Госсанэпиднадзора
уменьшение плана финансирования составило 378,6 тыс.рублей.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования в
медицинских учреждениях осуществляется Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования совместно с территориальными фондами ОМС путем
проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
В 1999 г. контрольно - ревизионными
службами 88 территориальных фондов проверено 4872 медицинских учреждений, из
которых в 2602 выявлены нарушения в использовании средств ОМС. В 2000 г.
проверено 5467 медицинских учреждений, в 2863 выявлены нарушения в
использовании средств ОМС.
В результате проверок и ревизий за
1999-2000 годы специалистами контрольно - ревизионных служб территориальных
фондов выявлено нецелевое использование средств ОМС медицинскими учреждениями
на общую сумму 895,2 млн.руб. (489,7 млн.рублей и
408,5 млн.рублей соответственно).
Территориальными фондами обязательного
медицинского страхования совместно с местными администрациями и органами
управления здравоохранением принимаются соответствующие меры по возврату
использованных не по целевому назначению средств ОМС.
В результате совместной работы с органами
здравоохранения за 1999-2000 годы медицинскими учреждениями восстановлены
средства ОМС на общую сумму - 621,7 млн.рублей (69,4%
от суммы выявленных нарушений) в т.ч. в 1999 г. - 260,9 млн.рублей, в 2000 г. -
360,8 млн.рублей.
Анализ материалов,
представленных Министерством внутренних дел Российской Федерации
свидетельствует о том, что за последние 3 года количество правонарушений
экономической направленности в здравоохранении возросло почти на 70%.
В 2000 г. органами внутренних дел
выявлено более 500 фактов получения и вымогательства взяток и вознаграждений
работниками медицинских учреждений.
Наибольшее число
правонарушений в сфере здравоохранения выявлено в Краснодарском и
Ставропольском краях, Нижегородской, Тюменской и Ярославской областях, Санкт -
Петербурге. Наиболее характерными правонарушениями
являются: хищение бюджетных средств, вымогательство взяток и вознаграждений.
Значительное распространение в
учреждениях здравоохранения правонарушений экономической направленности
обусловлено, прежде всего недостаточным контролем со
стороны руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской
Федерации, учреждений здравоохранения за расходованием и сохранностью
выделяемых государством бюджетных средств, а также средств, получаемых лечебно
- профилактическими учреждениями из внебюджетных источников; серьезными
упущениями в подборе и расстановке кадров.
Коммерческая деятельность медицинских
учреждений, осуществляемая с нарушениями действующего законодательства, и
недобросовестность отдельных руководителей и медперсонала приводит к
злоупотреблениям, что крайне негативно сказывается на уровне медицинской помощи
населению и влечет за собой увеличение размеров теневой оплаты медицинских
услуг.
Вместе с тем, необходимо отметить, что
общий консолидированный бюджет Российской Федерации на здравоохранение в целом
в 2000 г. составил 172 млрд. руб., при этом программное обеспечение госгарантий
выполнено на 78%. По данным МВД России материальный ущерб здравоохранению
причинен на сумму 118 млн. руб., что составляет 0,07%.
В 1999 г. расходы федерального бюджета на
здравоохранение составили 11 млрд. руб.; не целевое использование средств - 6,6
млн. руб. или 0,06%. В 2000 г. Законом "О федеральном бюджете"
предусмотрено на здравоохранение 19 млрд. руб.; использованные не по назначению
средства составили 3,3 млн. руб. или 0,017%.
Минздравом России принимаются конкретные
меры по предупреждению и выявлению правонарушений в подведомственных
учреждениях, системы здравоохранения в целом.
По результатам проверок в 1999 и 2000
годах проведены заседания коллегии Минздрава России, на которых
проанализированы причины, способствующие появлению финансово - хозяйственных
нарушений, и приняты меры по устранению выявленных недостатков. За допущенные
нарушения 88 руководителей привлечены к строгой дисциплинарной ответственности,
четверо освобождены от занимаемых должностей. Четыре материала направлено в
правоохранительные органы для проведения следственных действий.
Значительная работа проводится Минздравом
России по предупреждению нарушений правил хранения и реализации лекарственных препаратов,
в том числе наркосодержащих и сильнодействующих средств.
В период 1999-2000 годов Министерством
здравоохранения Российской Федерации подготовлено и принято Правительством
Российской Федерации четыре постановления, издано три приказа, которыми устанавливаются
четкие положения об организации деятельности медицинских учреждений и аптечных
организаций по назначению лекарственных средств, их использовании и реализации.
Организован контроль за исполнением документов.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание
на ослабление контроля органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации за исполнением руководителями учреждений здравоохранения
законодательных актов, регулирующих правовые основы государственной политики в
сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействию их
незаконному обороту.
Приняты меры по укреплению финансово -
хозяйственной дисциплины в центральном аппарате Министерства. Активизирована
работа по восстановлению бухгалтерского учета за 1993-95 годы. Подготовлены и
направлены в Генеральную прокуратуру материалы о предъявлении исков к ОАО
"Фармавит" и ОАО "Фармимекс" о возмещении в пользу
Минздрава России финансовых средств по дебиторской задолженности.
В соответствии с вступившим в законную
силу и до настоящего времени не исполненным решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.01.2000 ЗАО "Брынцалов А" должен
возместить нанесенный федеральному бюджету ущерб в размере 11037922,06 рублей.
Начиная с августа 1999
года все закупки лекарственных средств и медицинского оборудования проводятся
Минздравом России в соответствии с
действующим законодательством.
В целях обеспечения целевого и
эффективного расходования средств федерального бюджета, обязательного медицинского
страхования и внебюджетных источников, сохранности денежных средств и
материальных ценностей, а также пресечения возможных злоупотреблений в
финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, выявления
причин и условий, способствующих преступным проявлениям в здравоохранении
Коллегия РЕШИЛА:
1. Считать одной из важнейших задач в
деятельности органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, руководителей учреждений здравоохранения всех уровней организацию
эффективного контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета, фонда обязательного медицинского страхования,
внебюджетных источников, а также обеспечение систематического анализа
правонарушений и разработке и принятию действенных мер по их недопущению.
2. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, учреждений системы
Минздрава России до 1 января 2002 г.:
2.1. Совместно с представителями
Минздрава России в федеральных округах подготовить и провести заседания
коллегий с обсуждением вопросов финансово - хозяйственной деятельности
подведомственных медицинских учреждений по результатам контрольно - ревизионной
работы за 2000-2001 гг., обратив особое внимание на типичные нарушения
финансово - бюджетной дисциплины, выявленные факты преступлений экономической
направленности. Материалы коллегий представить в Минздрав России.
2.2. Разработать совместно с
представителями финансовых, налоговых, правоохранительных и других
контролирующих органов план мероприятий на 2002-2005 гг. по укреплению
бюджетной дисциплины и предупреждению правонарушений в учреждениях
здравоохранения.
2.3. Усилить контрольно - ревизионную
работу по проверке подведомственных учреждений здравоохранения, улучшить
воспитательную работу среди руководителей больниц и поликлиник, медицинских
работников.
2.4. Обеспечить ежемесячный контроль за целевым расходованием бюджетных средств и
эффективным использованием внебюджетных поступлений, соблюдением действующего
законодательства, регламентирующего финансово - хозяйственную деятельность.
2.5. Принимать безотлагательные меры по
устранению выявленных нарушений финансово - хозяйственной деятельности и
бюджетной дисциплины, наказанию виновных, а также полному возмещению в
установленном порядке причиненного материально ущерба.
2.6. Принять действенные меры к взысканию
задолженности с арендаторов, а также обеспечить жесткий контроль
за поступлением средств за предоставление в аренду помещения и оплатой
коммунальных услуг арендаторами.
2.7. Усилить контроль
за оборотом и порядком использования наркотических средств и
психотропных веществ в учреждениях здравоохранения.
3. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Управлению делами
(Белых С.В.) до 30 июля 2001 г. подготовить проект приказа Минздрава России о
мерах по реализации решения настоящей коллегии.
4. Контроль за
выполнением данного решения возложить на Первого заместителя Министра
А.И.Вялкова.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
В.М.ХРИСТЮК