МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
19 сентября 1984 г.
N 1081
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ
СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ"
В целях дальнейшего совершенствования
подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
и улучшения практического обучения учащихся медицинских и фармацевтических
училищ
Утверждаю:
Положение о кабинете и лаборатории
среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения.
Положение о кабинете и лаборатории
среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения, утвержденное
Главным управлением учебных заведений 6 января 1975 г., считать утратившим
силу.
Разрешаю:
Министрам здравоохранения союзных
республик размножить настоящий приказ в необходимом количестве.
Заместитель Министра
Ю.Ф.ИСАКОВ
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 19 сентября 1984 г. N 1081
ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Кабинеты и лаборатории средних
медицинских и фармацевтических учебных заведений предназначены для проведения
практических (лабораторных) занятий с учащимися, подготовки необходимых
учебно-методических и иллюстрированных материалов для теоретических занятий и
проведения переводных и государственных экзаменов.
1.2. Номенклатура учебных кабинетов и
лабораторий устанавливается учебными планами, утвержденными Министерством
высшего и среднего специального образования СССР.
1.3. В кабинетах и лабораториях
сосредотачиваются технические средства обучения, наглядные пособия, приборы,
реактивы, слайды и др. имущество, необходимое для проведения практических
занятий и демонстраций на теоретических занятиях, методическая документация,
учебная и справочная литература.
Примечание: Наиболее сложные технические
средства обучения целесообразно сосредоточить в общеучилищном кабинете ТСО.
1.4. Учебные пособия и методические материалы
в кабинетах и лабораториях должны постоянно обновляться в соответствии с
учебными планами, программами, усовершенствованием видов и методов обучения,
новыми достижениями науки и техники.
2. Размещение и
оборудование учебных кабинетов и
лабораторий
2.1. Помещения, отведенные для размещения
кабинетов и лабораторий должны по своим размерам соответствовать количеству
занимающихся в них учащихся, вмещать предусмотренное табелями и нормами учебное
оснащение и специальную мебель. По предметам социально-экономического и
общеобразовательного циклов, по которым не предусмотрено практических занятий
или на практических занятиях не производится деление групп на подгруппы,
учебные кабинеты и лаборатории должны вмещать целиком учебную группу. В этих
случаях под кабинет или лабораторию могут быть использованы учебные аудитории
училища. По специальным дисциплинам, по которым учебная группа делится на
практических занятиях на 2 или 3 подгруппы, учебные помещения в составе
кабинетов и лабораторий должны быть рассчитаны соответственно на 13-15 или 9-10
учащихся.
2.2. При большом количестве учащихся
необходимо предусмотреть в составе кабинетов и лабораторий по специальным
дисциплинам, в том числе в кабинетах доклинической практики, два
и более рабочих помещений для одновременного проведения практических
занятий в различных подгруппах.
В отдельных случаях при наличии большого
по размерам помещения и достаточного оборудования разрешается организация одной
лаборатории на целую учебную группу при условии обеспечения каждого учащегося
оборудованным рабочим местом и одновременного проведения занятия 2-3
преподавателями, в зависимости от коэффициента деления группы на учебные
подгруппы по данному предмету. В этих случаях порядок проведения занятий,
объяснение нового материала и практической работы учащихся определяется
специально составленными методическими разработками.
Кабинеты доклинической практики по
клиническим дисциплинам могут создаваться в помещениях лечебно-профилактических
учреждений - практических базах медицинских училищ.
2.3. При кабинетах и лабораториях
выделяются препараторские, предназначенные для хранения наглядных пособий,
материалов, лабораторного стекла, реактивов, и т.д. и подготовки необходимых
пособий для занятий.
При невозможности выделения достаточного количества
препараторских, училищем организуется при одном из учебных кабинетов
центральный коллектор (музей) наглядных пособий, в котором сосредотачиваются
наглядные пособия для теоретических занятий по всем или части изучаемых
дисциплин.
2.4. В медицинских училищах, в составе
которых имеются фельдшерско-лаборантские, санитарно-фельдшерские и
фармацевтические отделения, организуется при одной из лабораторий весовая
комната для обучения учащихся взвешиванию на аналитических весах, а также
учебная моечная лабораторной посуды.
2.5. Учебные кабинеты и
лаборатории, в зависимости от своего предназначения, оснащаются таблицами,
диаграммами, макетами, фантомами, приборами, предметами по уходу за больными,
наборами хирургических инструментов, реактивами, атласами, альбомами,
электрифицированными стендами, витринами с наборами хирургических инструментов
и др. имуществом, необходимым для проведения практических занятий, для
демонстраций на теоретических занятиях, для подготовки и проведения экзаменов.
При оснащении кабинетов и лабораторий следует руководствоваться утвержденными
Минздравом СССР "Табелями и нормами оснащения учебных кабинетов и
лабораторий".
В кабинетах и
лабораториях должны также находиться справочники, практикумы и др. учебная
литература, образцы документации, заполняемой учащимися (дневники, отчеты),
методические разработки теоретических и практических занятий, графики учебных
заведений, расписания отработки пропущенных занятий и консультаций
преподавателей, картотека имеющихся учебных пособий, перечень умений, знаний,
практических навыков, получаемых учащимися в результате изучения предметов на
базе кабинета и лаборатории, планы работы, социалистические обязательства.
Во многих училищах создаются
учебно-методические комплексы предмета. В связи с чем
рекомендуется разработку и систематизацию материалов в кабинетах и лабораториях
вести по 3 разделам: учебно-методический материал (выписка из учебного плана по
данному предмету, учебная программа, календарно-тематический план,
структурно-логическая схема предмета (межпредметные и внутрипредметные связи),
карточки обеспечения занятий, конспект лекций по предмету, задания для
контрольных работ, инструкции к лабораторным и практическим работам, задание на
курсовые и дипломные проекты (работы), экзаменационные билеты,
индивидуальные планы работы преподавателей по повышению идейно-теоретического
уровня и деловой квалификации, различные методические указания (разработки,
рекомендации и др.); иллюстративный материал по каждой теме занятия (кинофильмы
и кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, слайды, альбомы, каталоги, таблицы,
макеты и др. средства наглядности); самостоятельная работа учащихся (весь объем
самостоятельной работы учащихся рекомендуется представить в виде таблицы на
стенде для ознакомления).
2.6. В учебных кабинетах и лабораториях
запрещается хранение взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и т.п.
веществ. Для их хранения отводится специальное, надлежащим образом
оборудованное помещение, доступ в которое учащимся не разрешается. Особое
внимание следует уделить проведению противопожарных мероприятий, исключающих
возможность загораний.
Примечание:
кабинеты и лаборатории, где работа проводится с ядовитыми, сильнодействующими,
едкими взрывоопасными и огнеопасными средствами, инфицированным материалом,
оборудуются и руководствуются при работе действующими правилами и положениями
(Правила устройства техники безопасности и производственной санитарии при
работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических
учреждений, системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденные
Министерством здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников 30
сентября 1970 года; правила
устройства, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены
при работе в лабораториях (отделениях, отделах), санитарно-эпидемиологических
учреждений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденными
Министерством здравоохранения СССР 30 сентября 1966 г. и ЦК профсоюза
медицинских работников 16 ноября 1966 г.; правилами по охране труда работников
дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных
отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических
станций, отдельных дезинфекционных установок, утвержденные Министерством
здравоохранения СССР 9 февраля 1979 г. N 1963-79 и ЦК профсоюза медицинских
работников 22 января 1979; приказ Минздрава СССР N 916 от 4 августа 1983 г.
"Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и
охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)", изменение и
дополнение правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под
давлением", Минздрав СССР 1974 г. N 34/6-5; Правила по
технике безопасности и производственной санитарии при работе в химических
лабораториях медицинских учебных заведений, утвержденные Министерством
здравоохранения СССР 20 декабря 1982 г. и согласованные с Президиумом ЦК
профсоюза медицинских работников 25 августа 1982 г.; правила техники
безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте изделий
медицинской техники, Минздрав СССР 1983 г.; санитарные правила работы при
проведении медицинских рентгенологических исследований, утвержденные
Минздравом СССР 23 июня 1980 г. N 2790-80 и согласованные с ВЦСПС 13 июня 1980
г. N 12/3-4; ССБТ.; Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности. ОСТ 42-21-15-83 Минздрав СССР и др.).
2.7. Помещение кабинета (лаборатории)
оборудуется шкафами, застекленными инструментальными шкафчиками, др. емкостями
для хранения имущества, необходимого для проведения практических занятий и для
демонстрации на уроках.
Допускается устройство на стенах
кабинетов и лабораторий подвесных полок, на которых размещается необходимый
демонстрационный материал (муляжи, банки с анатомическими препаратами, макеты
санитарно-технических устройств и др.).
Кабинеты и лаборатории обеспечиваются
классными досками достаточных размеров.
2.8. В кабинетах и лабораториях каждый
учащийся должен быть обеспечен рабочим местом и всем необходимым для
индивидуальной работы под руководством и контролем преподавателя.
Оборудование должно максимально
напоминать устройство рабочего места соответствующей клинической,
микробиологической и др. лабораторий, рабочего места постовой медицинской
сестры и т.д.
2.9. Стол преподавателя должен быть
хорошо виден учащимся с любого рабочего места. Преподавателю представляется
возможность продемонстрировать необходимые манипуляции, практические
приемы работы, принимать от учащихся выполненные ими задания.
2.10. Кабинеты доклинической практики, по
общему уходу за больными и по основным клиническим дисциплинам имеют особое
значение в овладении учащимися техники ухода за больными и выполнения
медицинских манипуляций.
В соответствии с их
профилем, кабинеты доклинической практики оснащаются необходимым имуществом по
уходу за больными и медицинской технике, наборами шприцов, игл, стерилизаторов,
хирургическим оборудованием и инструментарием, акушерскими фантомами, фантомами
для обучения инъекциям, катетеризации и т.д., транспортными и лечебными шинами,
перевязочным и шовным материалом, куклами для пеленания, больничным и детским
бельем, системами для переливания крови, инструментальными столиками и др. в количествах, обеспечивающих самостоятельную,
активную работу каждого учащегося в соответствии с предусмотренными программами
по специальным дисциплинам "Перечнями основных медицинских манипуляций
обязательных для выполнения учащимися".
3. Содержание и
формы работы кабинетов и лабораторий
3.1. Основным содержанием работы кабинетов
и лабораторий является оказание помощи преподавателям в получении учащимися
знаний, умений, практических навыков в результате изучения предмета на базе
кабинета или лаборатории.
3.2. Кабинеты и лаборатории обеспечивают:
теоретические и практические занятия приборами, учебным оборудованием,
материалами, наглядными пособиями, техническими средствами обучения
по заявкам преподавателей;
- систематическое пополнение и обновление
учебным имуществом. Составление заявок по приобретению имущества для учебных
целей;
- изготовление силами учащихся,
лаборантов и преподавателей различных наглядных пособий - диаграмм, схем,
таблиц, влажных препаратов, электрофицированных стендов и т.д.;
- сосредоточение методической, учебной и
справочной литературы, методических разработок по темам;
- организацию и своевременное проведение
ремонта учебного оборудования, таблиц и др. наглядных пособий, содержание в
исправности технических средств обучения (ТСО). Обеспечение сохранности,
правильного хранения и эксплуатации учебного имущества и инвентаря;
- подготовку помещения, оборудование
пособий для проведения практических занятий, лабораторных работ, переводных и
государственных экзаменов;
- оказание практической помощи
преподавателям в отработке учащимися пропущенных практических занятий и
лабораторных работ;
- подготовку помещения и оборудования для
работы научных предметных кружков;
- организацию выставок лучших работ
учащихся, дневников практических занятий, учебно-производственной и
производственной практики, докладов учащихся на заседаниях предметных научных
кружков и т.д.;
- проведение мероприятий по охране труда
и технике безопасности в кабинете и лаборатории, необходимых противопожарных
мероприятий.
4. Организационные
вопросы
4.1. Заведующий кабинетом и лабораторией
назначается приказом по училищу из числа наиболее опытных и инициативных
преподавателей. За заведывание кабинетом или лабораторией заведующий получает
дополнительную оплату в размере, предусмотренном пунктом 61 "Инструкции о
порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных
учебных заведений", утвержденной приказом Министерства высшего и среднего
специального образования СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. (стр. 35).
Заведывание кабинетом и лабораторией не
считается совместительством.
4.2. На заведующего кабинетом и
лабораторией возлагается:
- материальная ответственность за
имущество и оборудование кабинета в установленном законом порядке;
- оказание помощи преподавателям в
оснащении теоретических, практических и лабораторных занятий и по др. вопросам,
предусмотренным разделом 3 настоящего Положения;
- составление расписания использования
помещений кабинета и лаборатории для учебных занятий и отработки пропущенных
практических занятий;
- планирование загрузки кабинета и лаборатории
учебными занятиями;
- своевременное составление заявок и
принятие мер к их реализации на пополнение кабинета и лаборатории учебным
оборудованием, приборами, справочной литературой, материалами, реактивами,
наглядными пособиями и участие в их приобретении;
- организация профилактического и
текущего ремонта имущества кабинета;
- руководство работой прикрепленных к
кабинету (лаборатории) лаборантов и повышение их квалификации;
- ответственность за соблюдение при
работе в кабинете и лаборатории мероприятий по охране труда, технике
безопасности и противопожарной защиты;
- составление годовых планов работы
кабинета и лаборатории и отчетов. Представление их на рассмотрение цикловой
комиссии и на утверждение зам. директора по учебно-производственной работе, а при
отсутствии в штатном расписании данной должности - зам. директора по учебной
работе;
- установление правил поведения учащихся
при работе в кабинете и лаборатории.
4.3. На лаборанта кабинета и лаборатории
возлагается:
- подготовка оборудования, приборов,
наглядных пособий, материалов, реактивов и др. для теоретических и практических
занятий по заявке преподавателя, к переводным и государственным экзаменам, для
конкурсов на звание "Лучший по профессии" и
др.;
- оказание помощи преподавателям в
организации отработки учащимися пропущенных занятий;
- содержание в порядке имущества кабинета
и лаборатории, контроль за правильным его
использованием;
- оперативный учет имущества кабинета и
лаборатории, участие в проведении инвентаризации имущества, сверка наличия
имущества с бухгалтерскими записями, аккуратное ведение картотеки имеющихся
учебно-наглядных пособий;
- ремонт наглядных пособий (таблиц,
диаграмм, и пр.), организация их правильного хранения;
- подготовка необходимых для занятий
препаратов, титрованных растворов и прочее. При работе с веществами, требующими
осторожного обращения, лаборант выдает их в нужном количестве каждому
учащемуся, присутствующему на занятии, и вместе с преподавателем следит за
соблюдением техники безопасности;
- контроль за
санитарным состоянием кабинета и лаборатории, выполнение мероприятий по
противопожарной профилактике, технике безопасности.
4.4. Лаборанту (ст.
лаборанту) при наличии специального образования и стажа работы разрешается
проведение практических занятий с учащимися в порядке, установленном
"Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников высших и
средних специальных учебных заведений", утвержденной приказом MB и ССО
СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. пункт 81 (стр. 44) и приказом Министерства здравоохранения
СССР N 546 от 22 июня 1969 г. пункт 7 (стр. 3).
Начальник Главного управления
учебных заведений
К.М.ЛАКИН