Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

 

19 сентября 1984 г.

 

N 1081

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ"

 

В целях дальнейшего совершенствования подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и улучшения практического обучения учащихся медицинских и фармацевтических училищ

Утверждаю:

Положение о кабинете и лаборатории среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения.

Положение о кабинете и лаборатории среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения, утвержденное Главным управлением учебных заведений 6 января 1975 г., считать утратившим силу.

Разрешаю:

Министрам здравоохранения союзных республик размножить настоящий приказ в необходимом количестве.

 

Заместитель Министра

Ю.Ф.ИСАКОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к приказу Министерства

здравоохранения СССР

от 19 сентября 1984 г. N 1081

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Кабинеты и лаборатории средних медицинских и фармацевтических учебных заведений предназначены для проведения практических (лабораторных) занятий с учащимися, подготовки необходимых учебно-методических и иллюстрированных материалов для теоретических занятий и проведения переводных и государственных экзаменов.

1.2. Номенклатура учебных кабинетов и лабораторий устанавливается учебными планами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

1.3. В кабинетах и лабораториях сосредотачиваются технические средства обучения, наглядные пособия, приборы, реактивы, слайды и др. имущество, необходимое для проведения практических занятий и демонстраций на теоретических занятиях, методическая документация, учебная и справочная литература.

Примечание: Наиболее сложные технические средства обучения целесообразно сосредоточить в общеучилищном кабинете ТСО.

 

1.4. Учебные пособия и методические материалы в кабинетах и лабораториях должны постоянно обновляться в соответствии с учебными планами, программами, усовершенствованием видов и методов обучения, новыми достижениями науки и техники.

 

2. Размещение и оборудование учебных кабинетов и

лабораторий

 

2.1. Помещения, отведенные для размещения кабинетов и лабораторий должны по своим размерам соответствовать количеству занимающихся в них учащихся, вмещать предусмотренное табелями и нормами учебное оснащение и специальную мебель. По предметам социально-экономического и общеобразовательного циклов, по которым не предусмотрено практических занятий или на практических занятиях не производится деление групп на подгруппы, учебные кабинеты и лаборатории должны вмещать целиком учебную группу. В этих случаях под кабинет или лабораторию могут быть использованы учебные аудитории училища. По специальным дисциплинам, по которым учебная группа делится на практических занятиях на 2 или 3 подгруппы, учебные помещения в составе кабинетов и лабораторий должны быть рассчитаны соответственно на 13-15 или 9-10 учащихся.

2.2. При большом количестве учащихся необходимо предусмотреть в составе кабинетов и лабораторий по специальным дисциплинам, в том числе в кабинетах доклинической практики, два и более рабочих помещений для одновременного проведения практических занятий в различных подгруппах.

В отдельных случаях при наличии большого по размерам помещения и достаточного оборудования разрешается организация одной лаборатории на целую учебную группу при условии обеспечения каждого учащегося оборудованным рабочим местом и одновременного проведения занятия 2-3 преподавателями, в зависимости от коэффициента деления группы на учебные подгруппы по данному предмету. В этих случаях порядок проведения занятий, объяснение нового материала и практической работы учащихся определяется специально составленными методическими разработками.

Кабинеты доклинической практики по клиническим дисциплинам могут создаваться в помещениях лечебно-профилактических учреждений - практических базах медицинских училищ.

2.3. При кабинетах и лабораториях выделяются препараторские, предназначенные для хранения наглядных пособий, материалов, лабораторного стекла, реактивов, и т.д. и подготовки необходимых пособий для занятий.

При невозможности выделения достаточного количества препараторских, училищем организуется при одном из учебных кабинетов центральный коллектор (музей) наглядных пособий, в котором сосредотачиваются наглядные пособия для теоретических занятий по всем или части изучаемых дисциплин.

2.4. В медицинских училищах, в составе которых имеются фельдшерско-лаборантские, санитарно-фельдшерские и фармацевтические отделения, организуется при одной из лабораторий весовая комната для обучения учащихся взвешиванию на аналитических весах, а также учебная моечная лабораторной посуды.

2.5. Учебные кабинеты и лаборатории, в зависимости от своего предназначения, оснащаются таблицами, диаграммами, макетами, фантомами, приборами, предметами по уходу за больными, наборами хирургических инструментов, реактивами, атласами, альбомами, электрифицированными стендами, витринами с наборами хирургических инструментов и др. имуществом, необходимым для проведения практических занятий, для демонстраций на теоретических занятиях, для подготовки и проведения экзаменов. При оснащении кабинетов и лабораторий следует руководствоваться утвержденными Минздравом СССР "Табелями и нормами оснащения учебных кабинетов и лабораторий".

В кабинетах и лабораториях должны также находиться справочники, практикумы и др. учебная литература, образцы документации, заполняемой учащимися (дневники, отчеты), методические разработки теоретических и практических занятий, графики учебных заведений, расписания отработки пропущенных занятий и консультаций преподавателей, картотека имеющихся учебных пособий, перечень умений, знаний, практических навыков, получаемых учащимися в результате изучения предметов на базе кабинета и лаборатории, планы работы, социалистические обязательства.

Во многих училищах создаются учебно-методические комплексы предмета. В связи с чем рекомендуется разработку и систематизацию материалов в кабинетах и лабораториях вести по 3 разделам: учебно-методический материал (выписка из учебного плана по данному предмету, учебная программа, календарно-тематический план, структурно-логическая схема предмета (межпредметные и внутрипредметные связи), карточки обеспечения занятий, конспект лекций по предмету, задания для контрольных работ, инструкции к лабораторным и практическим работам, задание на курсовые и дипломные проекты (работы), экзаменационные билеты, индивидуальные планы работы преподавателей по повышению идейно-теоретического уровня и деловой квалификации, различные методические указания (разработки, рекомендации и др.); иллюстративный материал по каждой теме занятия (кинофильмы и кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, слайды, альбомы, каталоги, таблицы, макеты и др. средства наглядности); самостоятельная работа учащихся (весь объем самостоятельной работы учащихся рекомендуется представить в виде таблицы на стенде для ознакомления).

2.6. В учебных кабинетах и лабораториях запрещается хранение взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и т.п. веществ. Для их хранения отводится специальное, надлежащим образом оборудованное помещение, доступ в которое учащимся не разрешается. Особое внимание следует уделить проведению противопожарных мероприятий, исключающих возможность загораний.

Примечание: кабинеты и лаборатории, где работа проводится с ядовитыми, сильнодействующими, едкими взрывоопасными и огнеопасными средствами, инфицированным материалом, оборудуются и руководствуются при работе действующими правилами и положениями (Правила устройства техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений, системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденные Министерством здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников 30 сентября 1970 года; правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях, отделах), санитарно-эпидемиологических учреждений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденными Министерством здравоохранения СССР 30 сентября 1966 г. и ЦК профсоюза медицинских работников 16 ноября 1966 г.; правилами по охране труда работников дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 9 февраля 1979 г. N 1963-79 и ЦК профсоюза медицинских работников 22 января 1979; приказ Минздрава СССР N 916 от 4 августа 1983 г. "Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)", изменение и дополнение правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", Минздрав СССР 1974 г. N 34/6-5; Правила по технике безопасности и производственной санитарии при работе в химических лабораториях медицинских учебных заведений, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 20 декабря 1982 г. и согласованные с Президиумом ЦК профсоюза медицинских работников 25 августа 1982 г.; правила техники безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте изделий медицинской техники, Минздрав СССР 1983 г.; санитарные правила работы при проведении медицинских рентгенологических исследований, утвержденные Минздравом СССР 23 июня 1980 г. N 2790-80 и согласованные с ВЦСПС 13 июня 1980 г. N 12/3-4; ССБТ.; Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности. ОСТ 42-21-15-83 Минздрав СССР и др.).

2.7. Помещение кабинета (лаборатории) оборудуется шкафами, застекленными инструментальными шкафчиками, др. емкостями для хранения имущества, необходимого для проведения практических занятий и для демонстрации на уроках.

Допускается устройство на стенах кабинетов и лабораторий подвесных полок, на которых размещается необходимый демонстрационный материал (муляжи, банки с анатомическими препаратами, макеты санитарно-технических устройств и др.).

Кабинеты и лаборатории обеспечиваются классными досками достаточных размеров.

2.8. В кабинетах и лабораториях каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом и всем необходимым для индивидуальной работы под руководством и контролем преподавателя.

Оборудование должно максимально напоминать устройство рабочего места соответствующей клинической, микробиологической и др. лабораторий, рабочего места постовой медицинской сестры и т.д.

2.9. Стол преподавателя должен быть хорошо виден учащимся с любого рабочего места. Преподавателю представляется возможность продемонстрировать необходимые манипуляции, практические приемы работы, принимать от учащихся выполненные ими задания.

2.10. Кабинеты доклинической практики, по общему уходу за больными и по основным клиническим дисциплинам имеют особое значение в овладении учащимися техники ухода за больными и выполнения медицинских манипуляций.

В соответствии с их профилем, кабинеты доклинической практики оснащаются необходимым имуществом по уходу за больными и медицинской технике, наборами шприцов, игл, стерилизаторов, хирургическим оборудованием и инструментарием, акушерскими фантомами, фантомами для обучения инъекциям, катетеризации и т.д., транспортными и лечебными шинами, перевязочным и шовным материалом, куклами для пеленания, больничным и детским бельем, системами для переливания крови, инструментальными столиками и др. в количествах, обеспечивающих самостоятельную, активную работу каждого учащегося в соответствии с предусмотренными программами по специальным дисциплинам "Перечнями основных медицинских манипуляций обязательных для выполнения учащимися".

 

3. Содержание и формы работы кабинетов и лабораторий

 

3.1. Основным содержанием работы кабинетов и лабораторий является оказание помощи преподавателям в получении учащимися знаний, умений, практических навыков в результате изучения предмета на базе кабинета или лаборатории.

3.2. Кабинеты и лаборатории обеспечивают: теоретические и практические занятия приборами, учебным оборудованием, материалами, наглядными пособиями, техническими средствами обучения по заявкам преподавателей;

- систематическое пополнение и обновление учебным имуществом. Составление заявок по приобретению имущества для учебных целей;

- изготовление силами учащихся, лаборантов и преподавателей различных наглядных пособий - диаграмм, схем, таблиц, влажных препаратов, электрофицированных стендов и т.д.;

- сосредоточение методической, учебной и справочной литературы, методических разработок по темам;

- организацию и своевременное проведение ремонта учебного оборудования, таблиц и др. наглядных пособий, содержание в исправности технических средств обучения (ТСО). Обеспечение сохранности, правильного хранения и эксплуатации учебного имущества и инвентаря;

- подготовку помещения, оборудование пособий для проведения практических занятий, лабораторных работ, переводных и государственных экзаменов;

- оказание практической помощи преподавателям в отработке учащимися пропущенных практических занятий и лабораторных работ;

- подготовку помещения и оборудования для работы научных предметных кружков;

- организацию выставок лучших работ учащихся, дневников практических занятий, учебно-производственной и производственной практики, докладов учащихся на заседаниях предметных научных кружков и т.д.;

- проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности в кабинете и лаборатории, необходимых противопожарных мероприятий.

 

4. Организационные вопросы

 

4.1. Заведующий кабинетом и лабораторией назначается приказом по училищу из числа наиболее опытных и инициативных преподавателей. За заведывание кабинетом или лабораторией заведующий получает дополнительную оплату в размере, предусмотренном пунктом 61 "Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений", утвержденной приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. (стр. 35).

Заведывание кабинетом и лабораторией не считается совместительством.

4.2. На заведующего кабинетом и лабораторией возлагается:

- материальная ответственность за имущество и оборудование кабинета в установленном законом порядке;

- оказание помощи преподавателям в оснащении теоретических, практических и лабораторных занятий и по др. вопросам, предусмотренным разделом 3 настоящего Положения;

- составление расписания использования помещений кабинета и лаборатории для учебных занятий и отработки пропущенных практических занятий;

- планирование загрузки кабинета и лаборатории учебными занятиями;

- своевременное составление заявок и принятие мер к их реализации на пополнение кабинета и лаборатории учебным оборудованием, приборами, справочной литературой, материалами, реактивами, наглядными пособиями и участие в их приобретении;

- организация профилактического и текущего ремонта имущества кабинета;

- руководство работой прикрепленных к кабинету (лаборатории) лаборантов и повышение их квалификации;

- ответственность за соблюдение при работе в кабинете и лаборатории мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты;

- составление годовых планов работы кабинета и лаборатории и отчетов. Представление их на рассмотрение цикловой комиссии и на утверждение зам. директора по учебно-производственной работе, а при отсутствии в штатном расписании данной должности - зам. директора по учебной работе;

- установление правил поведения учащихся при работе в кабинете и лаборатории.

4.3. На лаборанта кабинета и лаборатории возлагается:

- подготовка оборудования, приборов, наглядных пособий, материалов, реактивов и др. для теоретических и практических занятий по заявке преподавателя, к переводным и государственным экзаменам, для конкурсов на звание "Лучший по профессии" и др.;

- оказание помощи преподавателям в организации отработки учащимися пропущенных занятий;

- содержание в порядке имущества кабинета и лаборатории, контроль за правильным его использованием;

- оперативный учет имущества кабинета и лаборатории, участие в проведении инвентаризации имущества, сверка наличия имущества с бухгалтерскими записями, аккуратное ведение картотеки имеющихся учебно-наглядных пособий;

- ремонт наглядных пособий (таблиц, диаграмм, и пр.), организация их правильного хранения;

- подготовка необходимых для занятий препаратов, титрованных растворов и прочее. При работе с веществами, требующими осторожного обращения, лаборант выдает их в нужном количестве каждому учащемуся, присутствующему на занятии, и вместе с преподавателем следит за соблюдением техники безопасности;

- контроль за санитарным состоянием кабинета и лаборатории, выполнение мероприятий по противопожарной профилактике, технике безопасности.

4.4. Лаборанту (ст. лаборанту) при наличии специального образования и стажа работы разрешается проведение практических занятий с учащимися в порядке, установленном "Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений", утвержденной приказом MB и ССО СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. пункт 81 (стр. 44) и приказом Министерства здравоохранения СССР N 546 от 22 июня 1969 г. пункт 7 (стр. 3).

 

Начальник Главного управления

учебных заведений

К.М.ЛАКИН

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024