ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕМЬЕР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
6 августа 2001 г.
N 708-РП
О СИСТЕМЕ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ
ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН
В целях реализации
Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности
населения", в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной
системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" и
постановлением Правительства Москвы от 28.11.2000 N 945 "О мерах по
повышению радиационной безопасности населения г. Москвы":
1. Утвердить Систему учета и регистрации
индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы (приложение 1) и Порядок учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы (приложение 2).
2. Установить, что Система учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы является составной
частью единой Государственной системы контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан Российской Федерации.
3. Московскому государственному
предприятию "Объединенный эколого - технологический и научно -
исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране
окружающей среды" (МосНПО "Радон") осуществлять обобщение,
обработку и учет информации об индивидуальных дозах облучения граждан г. Москвы
от различных источников облучения.
4. Центру
государственного санитарно - эпидемиологического надзора в г. Москве, Главному
управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы,
Комитету здравоохранения Москвы, Головному центру государственного санитарно -
эпидемиологического надзора Федерального управления "Медбиоэкстрем"
Министерства здравоохранения Российской Федерации и др. организациям,
занимающимся сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в
том числе персонала), направлять информацию в МосНПО "Радон" в
соответствии с утвержденными годовыми формами
федерального государственного статистического наблюдения за индивидуальными
дозами облучения граждан (постановление Государственного комитета Российской
Федерации по статистике от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм
федерального государственного наблюдения за индивидуальными дозами облучения
граждан", приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
19.03.2001 N 73 "О ведении государственного статистического наблюдения за
дозами облучения пациентов").
5. Центру государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в г. Москве осуществлять контроль
за организацией учета и регистрации индивидуальных доз облучения
населения.
6. Организациям, указанным в п. 4,
представлять информацию об индивидуальных дозах облучения населения в
федеральные банки данных, предусмотренные в Положении о единой
Государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
7. На основании
обобщения и анализа данных полученной информации МосНПО "Радон" по
согласованию с Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора
в г. Москве, Головным центром государственного санитарно - эпидемиологического
надзора Федерального управления "Медбиоэкстрем" Министерства
здравоохранения Российской Федерации ежегодно представлять в Правительство
Москвы для ознакомления "Заключение об уровнях индивидуальных доз
облучения граждан г. Москвы" и необходимые рекомендации.
8. Контроль за
выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера
Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.ЛУЖКОВ
Приложение N 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г. N 708-РП
СИСТЕМА УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ
1. Общие положения
1.1. Система учета и регистрации
индивидуальных доз облучения граждан (далее - Система) содержит описание
принципов ее создания и функционирования, видов индивидуальных доз облучения
граждан, подлежащих контролю и учету, регламентирует порядок осуществления
контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
1.2. Система является составной частью
единой Государственной системы контроля индивидуальных доз облучения граждан.
2. Основные цели и
задачи
2.1. Основными целями создания системы
учета и регистрации доз облучения граждан являются:
- оценка воздействия радиационного
фактора на население;
- контроль и учет индивидуальных доз
облучения граждан;
- анализ индивидуальных и коллективных
доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех видов
источников ионизирующего излучения;
- учет лиц, подвергшихся облучению выше
установленных пределов;
- прогнозирование развития радиационной
обстановки и медицинских последствий облучения населения;
- информационная поддержка органов
исполнительной власти в принятии решений, направленных на обеспечение
радиационной безопасности в связи с изменением радиационной обстановки, включая
меры по снижению уровней облучения населения;
- ознакомление общественности с
достоверной информацией о дозах облучения граждан.
2.2. Основными задачами являются:
- организация и проведение контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения,
подлежащих учету согласно Нормам радиационной безопасности;
- организация и контроль соблюдения
методических, метрологических и технических требований к контролю
индивидуальных доз облучения граждан;
- сопряжение контроля индивидуальных доз
облучения граждан с контролем радиационной обстановки;
- ведение учета индивидуальных доз
облучения граждан на базе единых форм федерального государственного статистического
учета;
- ведение баз данных индивидуальных (или
среднегрупповых) доз облучения граждан от воздействия различных источников ионизирующего излучения;
- предоставление официальной информации
об индивидуальных дозах облучения граждан в органы исполнительной власти и по
запросам общественных и других организаций.
3. Контролируемые
виды облучения и объекты контроля
3.1. Контролю и учету подлежат:
- индивидуальные дозы облучения,
получаемые гражданами при воздействии различных источников ионизирующего
излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур;
- индивидуальные дозы облучения,
обусловленные естественным радиационным и техногенно измененным радиационным
фоном.
На основании требований Норм радиационной
безопасности контролю подлежат уровни облучения:
- персонала и населения в условиях
нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения;
- населения природными источниками
ионизирующего излучения;
- персонала и населения в результате
радиационной аварии;
- населения при проведении медицинских
рентгенорадиологических процедур.
3.2. Объектом контроля и учета в
зависимости от вида и условий облучения могут быть индивидуальные дозы
облучения отдельных граждан, а также среднегрупповые дозы граждан, имеющих
сходные условия облучения, близкие производственные и (или) территориальные
условия.
3.3. Для определения индивидуальных доз
облучения используются:
- прямые измерения с помощью
индивидуальных дозиметров;
- расчеты индивидуальной дозы облучения
граждан на основе данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с
помощью фантомов и счетчиков излучения человека;
- реконструкция индивидуальной дозы
облучения граждан по биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в
облученном организме;
- реконструкция индивидуальной дозы
облучения граждан по радиационным эффектам в различных материалах.
3.4. Контроль и учет индивидуальных доз
облучения граждан проводится на основе единого нормативного, методического,
метрологического и информационного обеспечения.
3.5. Применимость данных контроля
радиационной обстановки для использования в Системе обеспечивается выработкой
унифицированных требований к объему, методам и средствам контроля.
3.6. По мере развития Системы расчеты
индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной
обстановки постепенно автоматизируются с использованием методического и
программного обеспечения единой Государственной системы контроля индивидуальных
доз.
4. Организационная
структура системы
4.1. МосНПО "Радон"
осуществляет обобщение и обработку информации об индивидуальных дозах облучения
граждан г. Москвы от различных источников излучения.
4.2. Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в г. Москве осуществляет надзор за ведением учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан.
4.3. Центр
государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) в г. Москве,
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО
и ЧС) г. Москвы, Комитет здравоохранения Москвы (Научно - практический центр
медицинской радиологии), Головной центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора (ГЦГСЭН) Федерального управления
"Медбиоэкстрем" Минздрава Российской Федерации и др. организации,
занимающиеся сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в
том числе персонала) представляют информацию в МосНПО "Радон"
в соответствии с утвержденными годовыми формами федерального государственного
статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан.
4.4. Сбор первичного материала и ведение
баз данных осуществляют организации, перечисленные в п. 4.3. Организации -
участники имеют доступ к указанным базам данных на взаимной основе. Ежегодно в
установленном порядке они представляют информацию об индивидуальных дозах
облучения граждан г. Москвы в федеральные банки данных, предусмотренные в
Положении о единой Государственной системе контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан:
- в федеральную базу данных по
индивидуальным дозам облучения граждан, создаваемого естественным радиационным
и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозам облучения граждан при
проведении медицинских рентгенорадиологических процедур информацию представляют
ЦГСЭН в г. Москве, МосНПО "Радон", Научно - практический центр
медицинской радиологии Комитета здравоохранения Москвы;
- в федеральную базу данных по
индивидуальным дозам облучения персонала организаций, подконтрольных
Федеральному управлению "Медбиоэкстрем", информацию представляет
ГЦГСЭН Федерального управления "Медбиоэкстрем";
- в федеральную базу данных по
индивидуальным дозам облучения персонала организаций информацию представляет
ЦГСЭН в г. Москве;
- в федеральную базу данных Российского
государственного медико - дозиметрического регистра по индивидуальным дозам
облучения граждан, получаемым при радиационных авариях, и обобщенным данным
облучения населения от различных источников информацию представляют ГУ ГО и ЧС
г. Москвы, МосНПО "Радон", ЦГСЭН в г. Москве, Научно - практический
центр медицинской радиологии Комитета здравоохранения Москвы.
4.5. МосНПО "Радон" использует
информацию об индивидуальных дозах облучения граждан при оформлении радиационно
- гигиенического паспорта территории г. Москвы.
5. Порядок
формирования системы
5.1. Реализация системы учета и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы осуществляется в два
этапа. На первом этапе (2001 г.) обеспечивается решение организационных и
методических вопросов в реализации системы учета индивидуальных доз облучения граждан на базе существующих в настоящее время форм
контроля.
5.2. На втором этапе (2002-2003 гг.)
осуществляется методическое и техническое обеспечение системы
контроля индивидуальных доз облучения граждан с учетом ее специфики.
Приложение N 2
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 г. N 708-РП
ПОРЯДОК
УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ
ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ
1. В формировании баз данных по
индивидуальным дозам облучения граждан, в том числе персонала, принимают
участие:
- МосНПО "Радон";
- Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в г. Москве;
- Главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы;
- Головной центр государственного
санитарно - эпидемиологического надзора Федерального управления
"Медбиоэкстрем" Минздрава РФ;
- Комитет здравоохранения Москвы (Научно
- практический центр медицинской радиологии).
2. Информацию об индивидуальных дозах
облучения граждан организации представляют в соответствии с таблицей:
N
п/п
|
Представляемые
материалы
|
Организация,
ответственная
за представление данных
|
1.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения граждан
от естественных и техногенных
радионуклидов
|
ЦГСЭН в г.
Москве
МосНПО "Радон"
|
2.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения граждан
от содержания радионуклидов
в воде и пищевых продуктах
|
ЦГСЭН в г.
Москве
|
3.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения граждан
от содержания радионуклидов
в строительных материалах
|
ЦГСЭН в г.
Москве
|
4.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения граждан от аварийных
загрязнений территории
г. Москвы
|
МосНПО
"Радон"
|
5.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения персонала и граждан
при рентгенорадиологических
исследованиях
|
НПЦ медицинской
радиологии
|
6.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения персонала
радиационно опасных
и ядерно опасных объектов
|
ГЦГСЭН
"Медбиоэкстрем"
|
7.
|
Данные по
индивидуальным дозам
облучения персонала и граждан
при чрезвычайных ситуациях
|
ГУ ГО и ЧС г.
Москвы,
МосНПО "Радон"
|
8.
|
Средние и
среднегрупповые
данные по индивидуальной
и коллективной дозам облучения
персонала
|
ЦГСЭН в г.
Москве,
НПЦ медицинской радиологии,
ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем"
|
9.
|
Средние и
среднегрупповые
данные по индивидуальной
и коллективной дозам облучения
населения
|
ЦГСЭН в г.
Москве,
НПЦ медицинской радиологии,
МосНПО "Радон",
ГУ ГО и ЧС г. Москвы
|
3. Первичные материалы представляются в
соответствии с годовыми формами федерального государственного статистического
наблюдения:
- N 1-ДОЗ "Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных
источников ионизирующих излучений";
- N 2-ДОЗ "Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого
повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному
облучению";
- N 3-ДОЗ "Сведения о дозах
облучения пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических
исследований".