МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
24 августа 2001 г.
N 2510/9138-01-32
О МЕДИЦИНСКОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
В целях дальнейшего совершенствования
информатизации здравоохранения и в соответствии с действующей номенклатурой
учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от
04.06.2001 N 180 направляю Вам примерное положение об организации деятельности
медицинского информационно-аналитического центра для использования в работе.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение
к письму Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 24.08.2001 г. N 2510/9138-01-32
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Общие положения
1.1. Государственное учреждение
"Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - МИАЦ) в
соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения,
утвержденной приказом Минздрава России от 04.06.2001 N 180 является учреждением
здравоохранения особого типа и подчиняется органу управления здравоохранением
субъекта Российской Федерации.
1.2. МИАЦ является юридическим лицом,
обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и
иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием
вышестоящего органа управления здравоохранением, бланки, фирменную символику.
1.3. МИАЦ является правопреемником
информационно-вычислительного центра (далее - ИВЦ) и Бюро медицинской
статистики органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
1.4. МИАЦ выступает истцом и ответчиком в
суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с действующим законодательством.
МИАЦ не отвечает по обязательствам государства и его органов. МИАЦ отвечает по
своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
1.5. В своей работе МИАЦ руководствуется
Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, нормативными, распорядительными и
иными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим
Положением.
1.6. МИАЦ для осуществления своей
деятельности вправе иметь, в соответствии с действующим законодательством,
отделения на территории субъекта Российской Федерации, осуществляющие свою
деятельность от имени МИАЦ.
2. Цель и предмет
деятельности МИАЦ
2.1. Целью деятельности МИАЦ является
формирование единой информационной системы здравоохранения Российской Федерации
путем организации на базе современных компьютерных технологий межотраслевой
системы сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей
динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия
решений, направленных на его улучшение.
2.2. Предметом деятельности МИАЦ является
организация сбора, обработки и анализа медицинских статистических данных о
сети, кадрах, деятельности учреждений здравоохранения и состоянии здоровья
населения и управление системой медицинского статистического учета и отчетности
в организациях и учреждениях субъекта Российской Федерации.
2.3. МИАЦ осуществляет следующие основные
виды деятельности:
2.3.1. организационно-методическое
руководство по формированию единой информационной системы здравоохранения на
уровне субъекта Российской Федерации, созданию и сопровождению
автоматизированных систем управления здравоохранением Российской Федерации;
2.3.2. координацию деятельности службы
медицинской статистики субъекта Российской Федерации и медицинского
статистического обеспечения органов управления здравоохранением;
2.3.3. представление в Министерство
здравоохранения Российской Федерации сводных государственных и отраслевых
медицинских статистических отчетов в соответствии с установленным порядком;
2.3.4. формирование и сопровождение
государственной и отраслевой статистической отчетности Российской Федерации;
2.3.5. анализ медико-статистической
информации о состоянии здоровья населения и здравоохранения в субъекте
Российской Федерации;
2.3.6. повышение эффективности
использования информационной инфраструктуры здравоохранения Российской
Федерации;
2.3.7. обеспечение достоверности сведений
в учетной и отчетной медицинской документации;
2.3.8. внедрение новых технологий сбора и
обработки медико-статистической информации;
2.3.9. создание и поддержание единого набора классификаторов системы мониторинга здоровья населения;
2.3.10. обеспечение безопасности
автоматизированных информационных систем управления здравоохранением Российской
Федерации.
2.4. Кроме основных видов деятельности
МИАЦ вправе осуществлять следующие виды деятельности на платной основе:
2.4.1. централизованное распространение и
сопровождение программных продуктов;
2.4.2. издательская и полиграфическая
деятельность;
2.4.3. проведение совместно с
образовательными учреждениями тестирования специалистов здравоохранения
различного уровня с помощью сертифицированных программных продуктов;
2.4.4. прочие виды деятельности
не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
3. Функции
МИАЦ осуществляет:
3.1. Разработку и реализацию концепций и
программ информатизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.2. Координацию работ по созданию единой
информационной базы системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.3. Формирование единой системы учета и
отчетности медико-статистической информации с применением новых технологий
сбора и обработки.
3.4. Прием и обработку статистических
отчетов от органов управления и учреждений здравоохранения субъекта Российской
Федерации.
3.5. Разработку показателей,
характеризующих деятельность учреждений здравоохранения субъекта Российской
Федерации, состояние здоровья населения и здравоохранения в рамках утвержденной
статистической отчетности.
3.6. Разработку, внедрение и
сопровождение автоматизированных систем сбора, обработки, хранения и передачи
информации.
3.7. Анализ полученной информации с
привлечением главных специалистов органов управления здравоохранением субъекта
Российской Федерации, оргметодотделов республиканских, окружных (краевых,
областных) больниц.
3.8. Осуществление взаимодействия с
территориальным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными
органами государственной статистики, образовательными и научными учреждениями,
учреждениями госсанэпидслужбы и другими сторонними организациями.
3.9. Контроль за
использованием в работе учреждений здравоохранения международных классификаций
при ведении медицинской документации.
3.10. Контроль за
ведением в учреждениях здравоохранения медицинской документации, удостоверяющей
случаи смерти.
3.11. Обеспечение подведомственных
учреждений здравоохранения формами медицинской учетной и отчетной документации,
утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и
постановлениями Госкомстата России.
3.12. Изучение и прогнозирование
процессов и явлений, связанных со здоровьем человека.
3.13. Выработку предложений по повышению
эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
3.14. Организацию и контроль
за состоянием статистического учета и отчетности учреждений
здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.15. Подготовку и публикации
аналитических обзоров о состоянии здоровья и здравоохранения, сборников
основных показателей по разделам здравоохранения.
3.16. Проведение мероприятий по повышению
деловой и профессиональной квалификации работников службы медицинской
статистики и технического обеспечения всех уровней, организация семинаров,
распространение передового опыта и оказание постоянной
организационно-методической помощи.
3.17. Участие в разработке стандартов
медицинской помощи, базовой программы обязательного медицинского страхования, а
также целевых программ охраны здоровья населения.
3.18. Оперативное информационное
обеспечение органов управления субъекта Российской Федерации.
3.19. Создание и ведение баз данных
нормативных и распорядительных документов по здравоохранению, выполнение работ
по тиражированию документации.
3.20. Обучение работников
системы здравоохранения субъекта Российской Федерации информационным
технологиям.
3.21. Организацию и проведение работ по
построению единой системы телекоммуникаций, техническому и информационному
обеспечению мероприятий, проводимых в системе здравоохранения субъекта
Российской Федерации.
3.22. Приобретение и обслуживание
компьютерного и периферийного оборудования.
3.23. Проектирование, создание и
эксплуатация узлов INTERNET и INTERNET сетей.
3.24. Предоставление услуг INTERNET -
узла.
3.25. Обслуживание и работы по
техническому сервису средств вычислительной техники.
3.27. Организация мероприятий по мобилизационной
подготовке и гражданской обороне согласно законодательству Российской
Федерации.
4. Имущество и
финансы
4.1. Источниками формирования имущества и
финансовых ресурсов МИАЦ являются:
4.1.1. средства из бюджета субъекта
Российской Федерации;
4.1.2. доходы от разрешенной МИАЦ
деятельности;
4.1.3. доходы от реализации продукции,
работ, услуг;
4.1.4. кредиты банков и других
кредиторов;
4.1.5. капитальные вложения, дотации и
другие поступления из бюджета;
4.1.6. безвозмездные или
благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том
числе иностранных;
4.1.7. иные источники в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
4.1.8. имущество, закрепленное за МИАЦ на
правах оперативного управления государственным имуществом согласно балансу МИАЦ
на дату его учреждения. Это имущество является собственностью субъекта;
4.1.9. имущество, переданное ему
безвозмездно юридическими и физическими лицами.
4.2. МИАЦ осуществляет право владения,
пользования и распоряжения закрепленным за ним на правах оперативного
управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением
имущества, настоящим Положением, законодательством Российской Федерации.
4.3. МИАЦ не вправе отчуждать или иным
способом самостоятельно сдавать в аренду, передавать во временное пользование закрепленное за ним на правах оперативного
управления имуществом.
4.5. При осуществлении права оперативного
управления имуществом МИАЦ обязан:
4.5.1. эффективно использовать имущество;
4.5.2. обеспечивать сохранность и
использование имущества строго по целевому назначению;
4.5.3. не допускать ухудшения
технического состояния имущества (это требование не распространяется на
ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе
эксплуатации);
4.5.4. осуществлять капитальный и текущий
ремонт имущества.
5. Организация
деятельности
5.1. МИАЦ самостоятельно осуществляет
деятельность определенную настоящим Положением в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
5.2. МИАЦ строит свои отношения с другими
учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах
хозяйственной деятельности на основе договоров. В своей деятельности МИАЦ
учитывает интересы потребителей, обеспечивает надлежащее качество продукции,
работ и услуг.
5.3. МИАЦ свободен
в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий
взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не
противоречат действующему законодательству, настоящему уставу и договору о
закреплении имущества.
5.4. МИАЦ имеет право в установленном
порядке:
5.4.1. заключать договоры с
предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на
представление работ и услуг, в соответствии с видами деятельности МИАЦ,
обозначенными настоящим Положением;
5.4.2. привлекать для осуществления своей
деятельности на экономически выгодной договорной основе другие предприятия,
организации, учреждения и физические лица;
5.4.3. осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации;
5.4.4. планировать свою деятельность и
определять перспективы развития по согласованию с Министерством здравоохранения
Российской Федерации, органом управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации, а также исходя из спроса потребителей на продукцию, работы и услуги
и заключенных договоров;
5.4.5. принимать участие в существующих
ассоциациях (союзах), образованных в соответствии с целями деятельности и
задачами учреждения;
5.4.6. создавать и ликвидировать с
согласия органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации
обособленные структурные подразделения с правом открытия текущих и иных счетов
без права юридического лица. Руководители филиалов назначаются МИАЦ и действуют
на основании его доверенности.
5.5. МИАЦ обязан:
5.5.1. представлять органу управления
здравоохранением субъекта Российской Федерации производственно-финансовые планы
работ и сметно-финансовую документацию по всем видам деятельности;
5.5.2. развивать свою
материально-техническую базу;
5.5.3. нести ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных,
кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных
законодательством Российской Федерации;
5.5.4. обеспечивать сохранность,
эффективность и целевое использование имущества;
5.5.5. создавать работникам безопасные
условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб,
причиненный их здоровью и трудоспособности;
5.5.6. осуществлять оперативный
статистический и бухгалтерский учет;
5.5.7. обеспечивать своевременное
представление статистической, бухгалтерской и иной установленной отчетности в
порядке и сроки, определяемые органом управления здравоохранением субъекта в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
5.5.8. нести ответственность за
сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному
составу и др.);
5.5.9. обеспечивать передачу на
государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение,
архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов.
За искажение государственной отчетности
должностные лица МИАЦ несут установленную законодательством Российской Федерации
дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
6. Управление МИАЦ
6.1. Управление МИАЦ осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
6.2. Руководство МИАЦ осуществляет
директор, назначаемый и увольняемый руководителем органа управления
здравоохранением субъекта Российской Федерации.
6.3. Директор несет ответственность за
результаты работы МИАЦ, действует на основе контракта, настоящего Положения,
законодательства Российской Федерации, приказов и указаний органа управления
здравоохранением субъекта, а также других обязательных для него нормативных
актов. За искажение государственной отчетности должностные лица МИАЦ несут
установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность.
6.4. Директор осуществляет текущее
руководство деятельностью МИАЦ и подотчетен по основной деятельности - органу
управления здравоохранением субъекта, по вопросам переданной в оперативное
управление государственной собственности области - органу управления
государственным имуществом субъекта.
6.5. Директор по вопросам, отнесенным
законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует на
принципах единоначалия.
6.6. Директор выполняет следующие функции
и обязанности по организации и обеспечению деятельности МИАЦ:
6.6.1. без доверенности действует от
имени МИАЦ, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях,
организациях, учреждениях;
6.6.2. в пределах,
установленных контрактом и настоящим Положением распоряжается имуществом
и финансовыми средствами МИАЦ, заключает договоры, выдает доверенности;
6.6.3. открывает в банках расчетный и иные счета МИАЦ;
6.6.4. утверждает штатное расписание МИАЦ
в соответствии с объемами и условиями работы;
6.6.5. самостоятельно нанимает
(назначает) на должность и освобождает от должности работников МИАЦ, заключает
с ними трудовые договоры (контракты). Отношения работников и МИАЦ, возникшие на
основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством о труде
Российской Федерации;
6.6.6. устанавливает формы организации
труда работников, организует внедрение передовых методов и приемов труда;
6.6.7. утверждает Правила внутреннего
трудового распорядка МИАЦ;
6.6.8. в пределах своей компетенции
издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников МИАЦ.
6.7. Директор несет ответственность:
6.7.1. за выполнение государственного
задания по подготовке к работе и деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
(при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, массовых инфекционных
заболеваниях и отравлениях), а также в военное время;
6.7.2. за обеспечение сохранности
документов, создаваемых в процессе деятельности МИАЦ в соответствии с
"Положением об архивном фонде Российской Федерации".
7. Ликвидация и
реорганизация МИАЦ
7.1. Решение о прекращении деятельности
МИАЦ в виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение,
разделение, выделение, преобразование) принимается на условиях и в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7.2. При ликвидации и реорганизации
увольняемым работникам МИАЦ гарантируется соблюдение их прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.