МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
ПРИКАЗ
27 августа 2001 г.
N 344/76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
С целью координации и оптимизации работ
по созданию и использованию телемедицинских технологий в системе охраны
здоровья населения Российской Федерации и управления здравоохранением,
совершенствования обучения и повышения квалификации медицинских работников и
внедрения научных достижений в практику здравоохранения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Концепцию развития
телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по
реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации
(приложение N 2).
3. Руководителям структурных
подразделений Минздрава России и отделений РАМН принять план мероприятий по
реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации
к исполнению.
4. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова и Вице - президента РАМН
В.И.Кулакова.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Президент Российской академии
медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27.08.2001 г. N 344/76
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Данная Концепция разработана
Координационным советом Минздрава России по телемедицине, созданным в
соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2000 г. N 444.
1. Введение
Прогресс в информационных и
телекоммуникационных технологиях создал базу для принципиально нового
направления в организации и оказании медицинской помощи населению -
телемедицины (ТМ). Одновременно, стратегически важной задачей в условиях
реформирования здравоохранения стала организация взаимодействия лечебно -
профилактических учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями
здравоохранения путем дистанционного оказания высококвалифицированной помощи
населению, используя современные информационно - телекоммуникационные
технологии и интеллектуальный потенциал лучших клиник в условиях сокращения
коечного фонда при одновременном ускорении лечебно - диагностического процесса.
В настоящее время не все больные,
нуждающиеся для решения вопросов диагностики и лечения в
высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в соответствующие
медицинские центры федерального или межрегионального уровней. Это определяется
многими факторами, среди которых не последнюю роль играет географическая
протяженность нашей страны. В то же время, не всегда существует необходимость
очной консультации и лечения в таких центрах. Иногда достаточно полноценного
обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом с коллегами из
специализированного учреждения или с врачами областной больницы, что позволяет
заменить потребность в направлении консультанта в районный центр с
использованием санитарной авиации. И в этом неоценимую помощь может оказать
использование ресурсосберегающих телемедицинских технологий (ТМТ).
Телемедицинские технологии - это лечебно
- диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и
просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с
применением телекоммуникационных технологий ("медицина на
расстоянии").
Телемедицина, будучи с формальной точки
зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики,
развивается на качественно иной технологической основе и предполагает
возможность диалога между специалистами, включая анализ статической
(рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудио - фрагменты)
информации о больном. Возможность совместного обсуждения всего комплекса
медицинских данных предоставляет система видеоконференц -
связи (ВКС), обеспечивающая аудио/видео обмен в реальном времени.
Основные направления применения ТМ
технологий:
1. Телемедицинская консультация /
теленаставничество (связь организуется по схеме "точка - точка", что
обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом / методическую
помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).
2. Телемониторинг (телеметрия)
функциональных показателей (связь организуется по схеме "много точек -
точка", когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).
3. Телемедицинская лекция / семинар
(связь организуется по схеме "точка - много точек", при которой
лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они,
в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться
друг с другом).
4. Телемедицинское совещание /консилиум/
симпозиум (связь организуется по схеме "многоточки" (сети), в
результате чего все участники могут общаться друг с другом).
Эти направления
обеспечивают, соответственно, реализацию: (1) консультаций в ходе лечебно -
диагностического процесса / эвакуационных мероприятий или обучения, (2)
контроля жизненно важных функций организма, (3) образовательных (в том числе
популярных) лекций и семинаров, дистанционного тестирования/ экзаменов, (4)
обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний,
советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
В зависимости от участников и
используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских
консультаций:
1. Врачебная телемедицинская консультация
(специалист консультирует врача с больным / врача без больного).
2. Телемедицинское функциональное /
лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской
аппаратуры).
3. Советы спасателям (врач - специалист
консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
4. Советы населению (предоставление
жителям возможности советоваться с врачом).
Развитие телемедицинских технологий
основано на передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.
Телемедицинские технологии должны
функционировать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и
нормативных правовых актов в области охраны здоровья населения, медицинского
образования, информатики и связи.
Функционирование ТМ систем осуществляется
в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе,
законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и защите
информации, о связи) при обязательном наличии у телемедицинского центра (ТМЦ)
сертификата (лицензии) Минздрава России.
Телемедицина несомненно может оказать значительное воздействие на систему лечебно
- профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и
повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, на
развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и
усовершенствование кадров.
2. Цель Концепции
развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (далее Концепция)
1. Концепция определяет
позицию Министерства здравоохранения
Российской Федерации и Российской
академии медицинских наук
в
вопросах использования и
развития телемедицинских
технологий.
2. Концепция определяет принципы функционирования
телемедицинских центров на территории
Российской Федерации.
3. Концепция обеспечивает методологическую поддержку
в
реализации телемедицинских технологий.
4. Концепция определяет
основные направления использования
телемедицинских технологий.
5. Концепция определяет
нормативно - правовые
аспекты
применения телемедицинских технологий.
6. Концепция определяет
роль головных научных учреждений и
учреждений высшего профессионального образования в
реализации телемедицинских технологий.
7. Концепция определяет взаимодействие участников
телемедицинского сообщества в
вопросах реализации
телемедицинских технологий.
3. Развитие
телемедицинских технологий на разных уровнях
Телемедицинские технологии должны занять
свое место в системе оказания медицинской помощи населению на глобальном и
локальном уровнях. Создание ТМ сети здравоохранения на уровне Минздрава России,
федеральных округов и субъектов Российской Федерации должно стать основой
существенного повышения эффективности управления отраслью. Телекоммуникационное
обеспечение управленческой деятельности аппарата Минздрава России, ФОМС,
окружных координационных советов по здравоохранению и органов управления
здравоохранением в субъектах Российской Федерации резко повысит управляемость
всем комплексом в критических ситуациях. Как технология двойного назначения, ТМ
предполагает активное информационное взаимодействие медицинских и спасательных
служб различной ведомственной подчиненности. Опыт локальных конфликтов показал,
что успех медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях во многом
заключается в тесной интеграции военного и гражданского здравоохранения.
Организационной структурой телемедицины
является иерархия ТМЦ, функционирующих самостоятельно или в составе ЛПУ, НИИ,
ВУЗов и органов управления здравоохранением всех уровней.
3.1. Головные организации по направлениям
телеконсультативной помощи и дистанционного обучения
В области телемедицины роль головных
организаций по направлениям сводится к следующим основным функциям:
- консультативная помощь по конкретным
разделам медицины;
- оперативная организация консультативной
медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях;
- организационно -
методическое обеспечение вопросов
непрерывного дистанционного повышения квалификации врачей и
обучения студентов.
По мере развития телекоммуникационных
сетей в разных регионах страны все более актуальной проблемой становится и
интеграция возникающей сотовой структуры, что обеспечит полноценную систему
телеконсилиумов и расширенных заседаний органов управления здравоохранением.
3.2. Федеральный уровень
На уровне Российской Федерации
телемедицинский центр Министерства здравоохранения России должен обеспечивать:
- связь
с окружными координационными советами
по
здравоохранению, органами управления здравоохранением
субъектов
Российской Федерации и органами государственного
санитарно
- эпидемиологического надзора
в субъектах
Российской Федерации,
с ФОМС, с
ведущими научными и
образовательными медицинскими учреждениями для
дистанционного обсуждения проблем
здравоохранения;
- информационную поддержку ситуационного управления
здравоохранением на основе текущего
контроля основных медико
-
демографических показателей состояния
здоровья и
эпидемиолого - экологических данных;
- оперативное управление организацией
медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях;
- информационное взаимодействие Министерства
здравоохранения
Российской Федерации, ФОМС,
медицинских служб других
министерств и ведомств.
3.3. Уровень Федеральных округов
На региональном уровне (Федерального
округа) телемедицинский центр должен обеспечивать представителю Минздрава
России и окружному координационному совету по здравоохранению:
- связь
с Минздравом России
и органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также с
ведущими
научными и образовательными медицинскими
учреждениями для
дистанционного обсуждения проблем
здравоохранения Федерального округа
и управления в
повседневной деятельности;
- оперативное управление
организацией медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях;
- информационно - коммуникационную
поддержку в части анализа
состояния санитарно -
эпидемиологического благополучия
населения и принятия управленческих
решений.
3.4. Уровень субъектов Российской
Федерации
На уровне субъекта Российской Федерации
телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления здравоохранением,
органам государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах
Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:
- связь
с Минздравом России, ФОМС, окружным координационным
советом по здравоохранению, органами управления
здравоохранением и
органами государственного санитарно -
эпидемиологического надзора городского и
районного уровней,
ведущими научными
и образовательными медицинскими
учреждениями для
дистанционного обсуждения проблем
территориального здравоохранения и
управления в повседневной
деятельности;
- головные функции
в отношении
внутритерриториальной
телемедицинской сети;
- оперативное управление
медицинской помощью в чрезвычайных
ситуациях;
- текущий
контроль эпидемиологической ситуации,
младенческой
смертности и других показателей состояния
здоровья детского
и взрослого населения, необходимых для
оперативного анализа
ситуации и принятия управленческих
решений;
- информационное взаимодействие с ТФОМС.
3.5. Районный уровень
Телемедицинские системы на районном
уровне в субъектах Российской Федерации должны предусматривать возможность
получения телеконсультаций и дистанционного повышения квалификации врачей
центральных районных и участковых больниц. Внутритерриториальные
телемедицинские сети должны строиться с учетом географических особенностей,
часто совершенно не сравнимых (к примеру, Воронежская
область и Красноярский край), и особенностей инфраструктуры связи различных
субъектов Российской Федерации и даже отдельных районов.
4. Консультативная
помощь
Концепция развития телемедицины для
обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразна и
наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах.
Телеконсультации особенно важны в отношении социально значимых и трудно
дифференцируемых заболеваний, диагностика, лечение и прогноз которых
представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками.
Формирующаяся российская телемедицинская
сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ. Ряд научных учреждений и регионов начали
самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию
телемедицинских услуг. ТМЦ на федеральном уровне созданы в
Научном центре сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН,
Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им.
А.В. Вишневского РАМН, Российской военно - медицинской академии, Всероссийском
научном центре хирургии РАМН, Центральной клинической бассейновой больнице
Государственного медицинского центра Минздрава России и других.
Внутритерриториальные ТМ системы созданы в Архангельской, Воронежской,
Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском крае. В рамках
телемедицинской системы ВКС "Москва - регионы России" с федеральными
институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках Мордовия, Якутия (Саха) и
Бурятия, в Нижегородской, Смоленской, Ростовской, Тюменской, Оренбургской
областях, в Ставропольском крае и других. Существуют ТМ сети, объединяющие ряд
бассейновых больниц, стационары системы МПС России. Расширение сети
телемедицинских центров обеспечит возможность проведения телеконсультаций по
широкому спектру патологии.
Первоочередными задачами телемедицины в
области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:
- консультации сложных больных на
различных этапах оказания помощи;
- экстренные консультации больных,
находящихся в критическом состоянии;
- консультации в процессе оказания помощи
пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- догоспитальное консультирование больных
для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о
месте и сроках предстоящего лечения.
Обеспечение телеконсультативной помощи
при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического),
реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и
off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной
консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями
по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта
полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для
принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего
обследования и лечению пациентов. Данный подход, при работе в режиме видеоконференции,
предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного
вмешательства / обследования и даже дистанционное
проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического
оснащения.
Действующие ТМЦ отличаются методическими подходами, уровнем технологии, принципами
организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании с
речевым контактом врачей в процессе их анализа, должны поддерживаться
технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых
стандартов представления и передачи информации.
При чрезвычайных
ситуациях, наряду с использованием ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться применение
мобильных систем для экстренной телеконсультативной поддержки врачей
специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф
"Защита" Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и / или
тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности
транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании
помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является
консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи
пострадавшим.
При взаимодействии с медицинскими
службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение
телеконсультаций окружными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России
с центральными госпиталями этих ведомств и со специализированными учреждениями
здравоохранения Минздрава России и РАМН.
5. "ИНТЕРНЕТ -
медицина"
"ИНТЕРНЕТ - медицина" в
настоящее время включает:
- информационную поддержку
клинической медицины в вопросах
консультирования больных;
- справочную службу в области охраны
здоровья;
- медико - статистическую информацию;
- обеспечение доступа к базам данных
библиотек;
- информацию административного характера;
- информацию в области телемедицины;
- планы
проведения конференций, выставок
и информационные
сообщения по их завершении.
Web - серверы клинических институтов и
ЛПУ могут использоваться для размещения деперсонифицированной информации о
трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от
профильных специалистов. Наиболее активно работа в этом направлении ведется в
Уральском НИИ травматологии и ортопедии.
Информационные базы
данных по направлениям медицины - о новых методах диагностики и лечения, по
вопросам организации лечебно - профилактической помощи (включая сведения о
предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно помещать на
Web - серверах профильных институтов, где могут быть размещены и так называемые
"зеркальные" серверы Международных и европейских медицинских
организаций (на языке оригинала и / или в переводе на русский язык).
Справочно - консультативные системы
обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя
его о предоставляемых услугах (включая высокие технологии) и обеспечивая
осознанный выбор учреждения для последующего лечения.
Организация справочно - информационных
Web - сайтов различного уровня (окружных координационных советов по
здравоохранению, органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации и др.) должна быть скоординирована с системой аналогичной Федеральной
службы, где обеспечивается функционирование совместного Интернет - портала
Минздрава России и РАМН.
Библиотечные Web - серверы должны
обеспечивать доступ к каталогам библиотек и содержать библиографическую
информацию, реферативные подборки, методические материалы, учебные пособия. При
возможности должен обеспечиваться дистанционный доступ к первоисточникам
(журналам, трудам конференций и т.п.).
Web - серверы учреждений, занимающихся
вопросами повышения квалификации, должны содержать научно - методическую
литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей к
сертификации.
Интернет - медицина в перспективе должна
получить новый импульс в своем развитии как компонент Интернета нового
поколения, объединяющего, с помощью высокоскоростных телекоммуникационных
каналов связи, суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.
6. Обучение и
повышение квалификации
Дистанционное образование включает:
- обучение студентов;
- повышение квалификации и переподготовку
врачей / медицинских
сестер;
- теленаставничество (за
рубежом - телементорство), т.е.
непосредственная помощь
учителя своему ученику
(например,
бывшему
ординатору, аспиранту и
т.п.) или преподавателя
студенту (слушателю);
- работа с заочными аспирантами и
докторантами;
- научно
- практические семинары
для оперативного обмена
информацией о новых методах диагностики и
лечения, доступной
в
настоящее время только
специализированным учреждениям
здравоохранения;
- тренинг пользователей при освоении новых
медицинских методов
и информационных технологий.
7. Организационно -
методические вопросы
Сравнительно высокая стоимость создания
телемедицинской сети России предполагает на начальных этапах организацию ТМЦ в
ЛПУ административных центров субъектов Российской Федерации. На их базе должна
быть обеспечена доступность контакта с любым специализированным учреждением
здравоохранения федерального или межрегионального уровня. Общую координацию
создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а также
медицинские управления соответствующих министерств и ведомств),
непосредственное руководство организацией ТМЦ обеспечивают окружные советы
здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации в контакте с ТФОМС.
Телемедицинские центры в первую очередь
целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся
клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего
профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также
в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на
договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или
других организаций.
Актуально объединение научных институтов
и образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования
в крупных медицинских центрах (Москва, С - Петербург, Новосибирск, Томск и
др.), примером может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г.Москве в единую корпоративную сеть. Такой подход создает
новые возможности для проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии,
нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это
соответствует проекту Всемирной организации здравоохранения о создании единой
сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.
Построение телемедицинских сетей
городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать
возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без
коренной модернизации.
8. Технологические
решения
Телемедицинская сеть России строится как
децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по
типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в
России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и структуры
сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях.
Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные
каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и
интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при
построении городских / территориальных / региональных медицинских сетей и их
связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными
медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать
рекомендациям по стандартизации Р50.1.022-2000 "Информационные технологии.
Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены
Постановлением Госстандарта РФ N 15-СТ от 26.01.2000).
Важным аспектом является защита
информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для
реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также
совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских изображений
независимо от используемого медицинского оборудования.
При организации ВКС предпочтение должно
отдаваться цифровым каналам и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее
время гарантированную полосу пропускания. Перспективным направлением является
техническая возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления
данных, поступающих по междугородним цифровым ISDN линиям, в корпоративные
IP-сети, что открывает более широкие возможности для участников телемедицинских
проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит
последующую своевременную коррекцию технических решений.
9. Правовые аспекты
Нормативно - правовые аспекты
телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности
медицинского и технического персонала за организацию, проведение и
конфиденциальность телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:
- показания к
проведению телемедицинских консультаций
и
"телемедицинской помощи"
(советы) населению;
- добровольное информированное согласие пациента
(родственника, уполномоченного лица)
на проведение
телеконсультации с
учетом ограничений, существующих
при
использовании
телемедицинских технологий;
- ответственность консультанта
за сделанное заключение при
условии предоставления ему
всего комплекса необходимой
информации о
состоянии больного и
правильной трактовке
(выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской
консультации рекомендаций;
- аутентичность
обсуждаемых медицинских документов
(процедура
подтверждения одинакового качества передаваемых / получаемых
материалов);
- авторизацию материалов, получаемых при
использовании ТМТ;
-
конфиденциальность телеконсультации и
последующую защиту
персональных данных пациентов;
- протоколизацию (документирование) телемедицинской
консультации (сеанса) и
последующее архивирование данных
телеконсультации;
- аутентификацию консультанта и его
подписи;
- техническое обеспечение своевременного проведения
телемедицинского сеанса;
- ответственность за достоверность
информации, публикуемой на
Web - серверах;
- обеспечение авторских и имущественных
прав на материалы,
используемые в процессе телеконсультации
(лекции);
- предоставление платных телемедицинских
услуг.
10. Сотрудничество
с российскими, зарубежными и международными организациями
В целях координации совместных усилий в
становлении телемедицинских технологий в России и развития сотрудничества в
этой области, Координационный совет Министерства здравоохранения Российской
Федерации по телемедицине в системе здравоохранения Российской Федерации
устанавливает и поддерживает контакты и сотрудничество с международными и
национальными организациями, союзами, ассоциациями, фондами, выставочными
центрами.
Координационный совет рассматривает
вопросы участия в программе ЮНЕСКО "Открытый мир", в мероприятиях
ВОЗ, Европейской комиссии (13 - й директорат - Информационные технологии) и
других организаций в области телемедицины.
Контакты с зарубежными партнерами, при
условии соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и
передачи информации, являются необходимым условием эффективного сотрудничества
в оказании медицинской помощи при спасении пострадавших в чрезвычайных
ситуациях.
11. Пути реализации
Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации
Реализация Концепции развития
телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку
нормативных правовых и методических документов, а также организационные
мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения
функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.
В соответствии с этим, должны быть
подготовлены следующие документы:
- Принципы построения и использования
телемедицинской сети.
- Этапы развития телемедицины в Российской
Федерации.
- Требования к сертификации телемедицинских центров в
системе
здравоохранения Российской Федерации.
- Разработка профилей
ТМ технологий ("Стандартизация
протоколов обмена и
структур сообщений при
обмене
медицинскими данными", "Стандартизация передачи медицинских
изображений и мультимедийных
данных") с использованием опыта
международных и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC
251.
- Определение статуса
телемедицины как высокой
технологии в
системе специализированной медицинской помощи
населению.
- Правовые
аспекты применения телемедицинских технологий в
системе оказания медицинской помощи
населению.
- Этические
аспекты применения телемедицинских технологий в
консультировании
и лечении больных.
- Положение об
организации дистанционного повышения
квалификации врачей /
обучения с использованием
телемедицинских технологий.
Классификатор (перечень) телемедицинских
услуг (ТМУ), расчет
их
стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы
оплаты.
12. Заключение
Важнейшей задачей здравоохранения
цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является
обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание, независимо от его
социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России
необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если вопросы
обеспечения лечебно - профилактических учреждений полноценным финансированием,
оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы
теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового
класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при
внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений
здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией,
неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов -
медиков в крупных городах.
Телемедицина предоставит новые
возможности для реорганизации и интенсификации системы управления
здравоохранением на всех уровнях.
Дистанционное повышение квалификации и
обучение позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст
возможность привлечь высококвалифицированных научных работников к
преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.
Финансирование телемедицинских проектов
должно осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации, внебюджетных источников и др.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27.08.2001 г. N 344/76
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N
п/п
|
Содержание
мероприятий
|
Наименование
документа
|
Срок
испол-
нения
|
Исполни-
тели
|
1
|
Разработать
требования к
проведению
дистанционного повышения
квалификации врачей
|
Временное
положение по
организации
дистанционного
повышения
квалификации
врачей
|
2001
|
Минздрав
России
|
2
|
Обобщить и
проанализировать
принципы построения и
использования
телемедицинской сети
|
Приказ по
утверждению этапов
развития
телемедицины в
России
|
2002
|
Минздрав
России,
РАМН
|
3
|
Проанализировать
варианты
коммуникационной
поддержки телемедицины в
России
|
Инструктивные
материалы
|
2002
|
Минздрав
России,
РАМН,
ФОМС
|
4
|
Разработать
перечень
телемедицинских услуг,
методику расчета тарифов
и механизмы оплаты
телемедицинских услуг
|
Приказ
Минздрава
России и ФОМС
|
2002-
2003
|
ФОМС,
Минздрав
России,
РАМН
|
5
|
Разработать
программу
организации
телемедицинской помощи
при чрезвычайных
ситуациях
|
Программа
организации
телемедицинской
помощи при
чрезвычайных
ситуациях
|
2002-
2003
|
Минздрав
России
|
6
|
Провести
совещание
руководителей
телемедицинских центров
|
Указание
Минздрава
России
|
2002
|
Минздрав
России,
РАМН,
ФОМС
|
7
|
Провести научно
-
практическую конференцию
по проблемам
телемедицины в России
|
Указание
Минздрава
России
|
2004
|
Минздрав
России,
РАМН,
ФОМС
|
8
|
Подготовить
предложения
по включению в программы
обучения студентов
образовательных
медицинских учреждений
вопросов (разделов) по
использованию
телемедицинских
технологий.
|
Приказ
Минздрава
РФ
Учебные Программы
|
2002
|
Минздрав
России,
РАМН
|
9
|
Подготовить
предложения
в Правительство РФ по
включению
телемедицинских услуг в
Программу
государственных гарантий
обеспечения населения
бесплатной медицинской
помощью.
|
Программа
государственных
гарантий
обеспечения
населения
бесплатной
медицинской
помощью
|
2003
|
Минздрав
России,
ФОМС
|
10
|
Внести дополнения
в
Программу развития
стандартизации в
здравоохранении в части
включения в перечень
разрабатываемых
нормативных документов
по стандартизации
телемедицинских
технологий.
|
Программа
развития
стандартизации в
здравоохранении
|
2002
|
Минздрав
России,
ФОМС
|
11
|
Разработать
типовые
профили телемедицинских
технологий.
|
Нормативные
документы по
стандартизации
(типовые профили
телемедицинских
технологий)
|
2002-
2005
|
Минздрав
России,
ФОМС
|
12
|
Разработать
перечень
нормативных правовых
документов, необходимых
для развития
телемедицины.
|
Перечень
нормативных
правовых
документов
|
2002-
2004
|
Минздрав
России,
РАМН,
ФОМС
|
13
|
Организовать
регулярную
публикацию материалов
Координационного совета
по телемедицине на сайте
Минздрава России
(www.minzdrav-rf.ru)
|
Структура
сайта
|
2001
|
Минздрав
России
|
14
|
Провести выставку
-
семинар по телемедицине
|
Указание
Минздрава
России
|
2003
|
Минздрав
России,
РАМН,
ФОМС,
Всерос-
сийский
Выставоч-
ный
Центр
|