Поиск по базе документов:

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 сентября 2001 г.

 

Дело N 3-440/2001

 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-440/2001 по жалобе К. о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению п. 1.2. Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96,

 

установила:

 

законный представитель несовершеннолетней К. обратился в суд с жалобой о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96, указывая на то, что названные Правила нарушают права несовершеннолетнего ребенка на получение полиса обязательного медицинского страхования. Просил возместить моральный вред.

В судебном заседании производство по делу по жалобе К. в части признания противоречащими федеральному законодательству пп. 2.2.1., 2.2.3., 8.5. Правил обязательного медицинского страхования в части, предусматривающей ограничение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, в части предусматривающей обязательность наличия у гражданина московской регистрации по месту жительства или по месту пребывания, в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования; возможности выдачи гражданам полисов обязательного медицинского страхования временного действия, прекращено по основаниям предусмотренным п. 3 ст. 219 ГПК РСФСР.

Также, в судебном заседании, в связи с отказом от иска об оспаривании всего нормативного акта, прекращено производство по делу в части оспаривания нормативного акта в полном объеме (за исключением пунктов, производство по которым прекращено по основаниям предусмотренным п. 3 ст. 219 Кодекса) и п. 1.2. Правил, на рассмотрении которого законный представитель заявителя настаивал.

Обосновывая требования о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению п. 1.2. Правил К., пояснил, что заключение договоров обязательного медицинского страхования регулируется гражданским законодательством, гражданское законодательство в соответствии со ст. 71 Конституции, находится в ведении Российской Федерации. В связи с чем, считает, что Правительство Москвы было не вправе установить собственные правила регулирующие выдачу полисов в Москве.

Представитель Правительства Москвы Е. в судебное заседание явился, требования о признании не подлежащим применению п. 1.2. Правил не признал.

Представитель Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Л. просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя заявителя К., К., представителя Правительства Москвы Е., представителя Фонда обязательного медицинского страхования г. Москвы Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Одной из форм социальной защиты интересов населения в охране здоровья является медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" гражданам РФ гарантируется предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Федерации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на население соответствующего субъекта. Территориальная программа обязательного медицинского страхования предусматривает виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, перечень оказываемых услуг и перечень медицинских учреждений, предоставляющих помощь в рамках программы, а также требования к медицинской помощи, предельные тарифы на медицинские услуги, принятые в установленном порядке. Субъектами медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Реализацию государственной политики в области медицинского страхования обеспечивают Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При обязательном медицинском страховании населения субъектов Федерации страхователем неработающего населения является администрация района, города, страхователями работающего населения являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и иные хозяйствующие субъекты.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и иными нормативно-распорядительными документами, действующими в системе обязательного медицинского страхования постановлением Правительства от 09.02.99 N 96 были разработаны и утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения г. Москвы (далее - Правила), которые регулируют взаимоотношения участников ОМС г. Москвы и определяют основные принципы обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, в соответствии с которыми населению г. Москвы через систему обязательного медицинского страхования гарантируются государством равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, в объеме и на условиях Московской городской программы ОМС.

Пунктом 1.2. названных Правил устанавливается, что Правила регулируют взаимоотношения участников ОМС г. Москвы и определяют основные принципы обязательного медицинского страхования населения г. Москвы.

Суд не может согласиться с доводами представителя заявителя о том, что данный пункт противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что данные правоотношения являются гражданско-правовыми и регулироваться они могут только федеральным законодательством, Правительство Москвы было не вправе принять нормативный акт в области здравоохранения.

Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Таким образом, медицинское страхование, являясь составной частью социального страхования, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Кроме того, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федеральных законов от 02.03.98 N 30-ФЗ, от 20.12.99 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Осуществление государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования относится к компетенции города Москвы.

Таким образом, оспариваемое постановление в силу ст. 15 (п. "и"), ст. 54 Устава города Москвы (в ред. Законов города Москвы от 24.06.98 N 11, от 12.07.99 N 31), действовавшего на момент принятия постановления об утверждении Правил принято Правительством Москвы в пределах своей компетенции и соответствует п. 10 ст. 13, ст. 44 Устава г. Москвы (в ред. Закона города Москвы от 13.07.2001 N 32).

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемый п. 1.2. Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы закону не противоречит и не подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, нормативный акт может быть признан недействительным, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Законным представителем заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что пунктом 1.2. оспариваемого нормативного акта нарушены права К. на получение на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Оспариваемый пункт не устанавливает каких-либо ограничений для реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, не возлагает на граждан никаких дополнительных обязанностей, для реализации своих прав, связанных с получением медицинской помощи и полиса обязательного медицинского страхования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

 

решила:

 

в удовлетворении жалобы К. о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению п. 1.2. Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024