КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
27 сентября 2001 г.
ПРОТОКОЛ N 15-2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В МОСКВЕ
Заслушав и обсудив доклад начальника
отдела государственной службы и кадров Ершова В.В., коллегия отмечает, что
Комитетом здравоохранения Москвы совместно с подведомственными лечебно -
профилактическими и образовательными учреждениями проводятся определенные
мероприятия по реформированию сестринского дела.
На настоящее время в отрасли работает
74650 человек со средним медицинским образованием, в том числе 48798 человек
составляют лица, занимающие должности медицинских сестер. Укомплектованность
составляет 89,3% (против 90,5% в 1999 году), вакантными остаются 12,7 тыс.
должностей. Высокая укомплектованность средними медицинскими кадрами в Южном
(97,6%), Юго - Восточном (93,9%), Северном (92,2%) административных округах за
счет интенсификации труда персонала; ниже среднегородского уровня
укомплектованность в Юго - Западном (79,6%) и Западном
административных округах (82,1%). По типам учреждений здравоохранения хорошо
укомплектованы гинекологические, психиатрические больницы, родильные дома,
детские городские поликлиники.
Развивается многоуровневая система
подготовки сестринских кадров, которая ведется по государственным стандартам и
предполагает 3 уровня специального образования:
- базовый (25
медицинских училищ и 2 колледжа (/I ступень образования/);
- повышенный (2 медицинских
колледжа /II ступень с квалификацией "Организатор, преподаватель
сестринского дела", "Сестра общей практики (семейная сестра)"/);
- высшее сестринское (ММА им.
И.М.Сеченова /квалификация "Менеджер"/).
В лучшую сторону изменился подход к планированию
подготовки специалистов сестринского дела, которая ведется в соответствии с
потребностями городского здравоохранения: в медицинских училищах N 9 и N 24
организована подготовка медицинских сестер для детских учреждений
здравоохранения, медицинский колледж N 2 готовит медицинских сестер школьных и
дошкольных учреждений; медицинское училище N 1 - зубных врачей для детских
учреждений здравоохранения, медицинские училища N 7 и N 12 - медицинских сестер
социального профиля и т.д. Продолжается работа по созданию
модели использования специалистов сестринского дела с учетом их многоуровневой
подготовки: в течение нескольких лет проводится эксперимент в ГКБ N 36, который
дал положительный экономический эффект, позволил улучшить показатели
деятельности ожогового Центра больницы, уменьшить текучесть сестринских кадров;
труд медицинских сестер приобрел научное обоснование, получили развитие новые
сестринские технологии, по-новому стали строиться взаимоотношения "врач -
пациент - медицинская сестра".
Дополнительное образование стажированных
специалистов проводится в Училище повышения квалификации, 10 средних
медицинских образовательных учреждениях на открытых за последние годы
отделениях повышения квалификации и Московском учебно - методическом центре по
среднему медицинскому образованию. В лечебно - профилактических учреждениях
комитета по состоянию на 01.01.2001 имеют сертификат специалиста 21091 средних
медицинских работников, что составляет 27,9% от числа работающих (из них 554 -
по организации сестринского дела); аттестованы на квалификационную категорию
13745 человек (18,2% от числа работающих). В 2000 году получили специализацию,
прошли усовершенствование и переподготовку более 10 тыс. человек. Однако
действующая система дополнительного профессионального образования не может
обеспечить повышение квалификации работающего контингента средних медицинских
кадров 1 раз в 5 лет, поэтому необходимо решить вопрос об открытии еще одного
училища повышения квалификации и увеличить прием слушателей. Коллегия отмечает также,
что работа по повышению квалификации средних медицинских работников требует
более четкой координации и создания единых унифицированных материалов для
осуществления процедур сертификации и аттестации сестринского персонала.
В 1999 - 2001 гг.
начата работа по формированию среды, готовой к восприятию сестринских инноваций
и приему специалистов новой формации: в ГКБ N 36, N 64, туберкулезной
клинической больнице N 3 им. проф. Г.А.Захарьина специалистами медицинского
колледжа N 1 на выездных 2-х-недельных циклах проведено соответствующее
обучение административного персонала, заведующих отделениями, главных и старших
медицинских сестер; организовано
вечернее обучение представителей сестринского персонала названных учреждений
здравоохранения на II ступени колледжа по специальности "Сестринское
дело" с квалификацией "Организатор, преподаватель сестринского
дела". В ГКБ им. С.П.Боткина, NN 1 им. Н.И.Пирогова, 15
им. О.М.Филатова, 36, 64 ряд старших медицинских сестер наделены новыми
функциями; в ГКБ N 36, N 64, туберкулезной клинической больнице N 3 им. проф.
Г.А.Захарьина в порядке эксперимента введены должности сестер - координаторов,
сестер - консультантов. Растет количество учреждений, готовых к
включению в эксперимент по оптимизации сестринского дела.
Создается структура многоуровневой
системы управления сестринскими кадрами. В МУМЦ создан отдел по развитию
сестринского дела, назначен городской внештатный главный специалист
сестринского дела и соответствующие окружные специалисты.
Рост числа высококвалифицированных
медицинских сестер позволяет рассмотреть вопрос об открытии в Москве больницы
(отделений) сестринского ухода; число подобных учреждений в России более 80.
Планируется работа по созданию стандартов профессиональной деятельности
специалистов сестринского дела, в рамках чего комитетом будет осуществлен ряд
исследований по пересмотру дифференцированной нагрузки на медицинскую сестру и
установлению нормативов профессиональной деятельности.
Однако руководители
многих учреждений не уделяют должного внимания к использованию специалистов с
высшим или повышенным сестринским образованием, не практикуют целенаправленную
подготовку резерва кадров главных медицинских сестер путем обучения старших
медицинских сестер на вечернем или заочном отделениях факультетов высшего
сестринского образования ММА им. И.М.Сеченова или медицинских колледжей,
несмотря на то, что в большинстве учреждений работающие ныне главные
медицинские сестры имеют близкий к пенсионному возраст.
Развитие сестринского дела сдерживается
отсутствием соответствующей нормативной правовой и финансовой базы,
информационной и научной поддержки, несовершенством современной системы
профессиональной подготовки специалистов. В отрасли сохраняется значительный
кадровый дисбаланс между врачами и средним медицинским персоналом, продолжается
отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений
здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал, растет его
неудовлетворенность и социальная напряженность.
Вышеизложенное, а также состоявшийся переход к системе обязательного медицинского
страхования обуславливают потребность в новой ресурсосберегающей системе
организации сестринского дела. Сестринский персонал, составляющий на сегодня
самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им
услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения
потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской
помощи. На решение этих проблем направлена разработанная Отраслевая программа
развития сестринского дела.
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию
начальника отдела государственной службы и кадров Ершова В.В. о состоянии и
путях развития сестринского дела в Москве.
2. Одобрить Отраслевую программу развития
сестринского дела в Москве (приложение 1) и План мероприятий по ее реализации
(приложение 2).
3. Одобрить проведение эксперимента по
использованию специалистов сестринского дела нового поколения в ГКБ N 23 им.
Медсантруд, ГКБ N 64 и туберкулезной клинической больнице N 3 им. проф.
Г.А.Захарьина.
4. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов и руководителям учреждений здравоохранения городского
подчинения:
4.1. довести до сведения медицинских
работников подведомственных учреждений решение настоящей коллегии и принять к
исполнению Отраслевую программу развития сестринского дела в Москве и План
мероприятий по ее реализации;
4.2. разработать и в срок до 01.12.2001
представить соответствующие Программы развития сестринского дела в управлениях
здравоохранения административных округов и учреждениях здравоохранения
городского подчинения (начальнику отдела государственной службы и кадров Ершову
В.В. - контроль, обобщение, доклад в срок - до 01.01.2002).
5. Начальнику управления организации
медицинской помощи Гайнулину Ш.М. и начальнику отдела государственной службы и
кадров Ершову В.В. совместно с начальниками управлений здравоохранения
административных округов и руководителями учреждений здравоохранения городского
подчинения подготовить и в срок до 01.01.2002 представить предложения по
открытию больницы и отделений сестринского ухода.
6. Директору Московского учебно -
методического центра по среднему медицинскому образованию Сербиновской Н.А. -
внештатному главному специалисту по сестринскому делу Комитета здравоохранения
Москвы:
6.1. обеспечить представление в отдел
государственной службы и кадров Комитета здравоохранения Москвы отчетов о ходе
выполнения Программы (1 раз в 6 месяцев);
6.2. проводить работу по методическому
обеспечению и формированию единых требований к повышению квалификации,
сертификации, аттестации сестринского персонала.
7. Начальнику отдела государственной
службы и кадров Ершову В.В.:
7.1. обеспечить разработку проекта Закона
города Москвы "Об организации сестринского дела в Москве" (срок - I
полугодие 2002 года);
7.2. осуществлять координацию мероприятий
по выполнению Отраслевой программы развития сестринского дела в Москве;
7.3. совершенствовать работу по развитию
системы дополнительного профессионального образования специалистов со средним
медицинским образованием;
7.4. представить предложения (срок - до
01.12.2001) -
7.4.1. по проведению в I квартале 2002
года для главных врачей и главных медицинских сестер учреждений здравоохранения
Москвы совещания - семинара по вопросам развития сестринского дела;
7.4.2. об открытии второго училища
повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием.
8. Заместителю председателя комитета
Соболеву В.А. предусмотреть ассигнования в рамках средств, выделяемых на
содержание медицинских училищ, для разработки проекта Закона города Москвы
"Об организации сестринского дела в Москве".
9. Снять с контроля решение коллегии от
27.05.1999 (протокол N 8-1) "Об утверждении Программы развития
сестринского дела в системе Комитета здравоохранения Москвы и механизма ее
реализации".
10. Контроль за
исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя коллегии -
первого заместителя председателя комитета Полякова С.В.
Заместитель председателя
коллегии - первый заместитель
председателя Комитета
здравоохранения Москвы
С.В.ПОЛЯКОВ
За секретаря коллегии -
заместитель начальника отдела
председателя комитета
В.В.ЕГОРОВ
Приложение N 1
к решению коллегии
Комитета здравоохранения Москвы
от 27.09.2001 г. (протокол N 15-2)
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В МОСКВЕ
Наименование
|
Отраслевая
программа развития
сестринского дела в Москве
|
Основания для
разработки
программы
|
Концепция
развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации, утвержденная
Постановлением Правительства Российской
Федерации
от 05.11.1997 N
1387, приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 09.01.2001
N 4 "Об отраслевой программе развития сестринского
дела в Российской Федерации", решение
коллегии
Комитета здравоохранения Москвы
от 27.05.1999
(протокол N 8-1)
"Об утверждении Программы
развития сестринского дела
в системе Комитета
здравоохранения Москвы и
механизмах ее
реализации".
|
Заказчик
программы
|
Комитет
здравоохранения Москвы
|
Основные
разработчики
программы
|
Комитет
здравоохранения Москвы, Московский
учебно
- методический центр
по среднему медицинскому
образованию, Московская ассоциация
медицинских
сестер
|
Цель и задачи
программы
|
Формирование
оптимальных условий для
повышения
эффективности и усиления
роли сестринского
персонала в оказании
медицинской и медико -
социальной помощи населению:
- совершенствование материально - технической
и
организационно - методической базы
для
совершенствования организации работы
сестринского
персонала;
- совершенствование системы подготовки и
эффективного использования сестринских кадров;
- совершенствование системы управления сестринским
персоналом;
- развитие новых организационных форм и технологий
оказания медицинской помощи
сестринским
персоналом;
- повышение профессионального и
социального
статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной защищенности специалистов
сестринского дела;
- содействие развитию профессиональных сестринских
ассоциаций и привлечение их к
реформированию в
области сестринского дела.
|
Сроки и этапы
реализации
программы
|
2001 - 2005
гг.
1 этап - 2001 - 2002 гг.: создание
материально -
технической и организационно - методической базы;
2 этап - 2003 - 2005 гг.: реализация
экономически
эффективных форм и
методов работы сестринского
персонала
|
Перечень
основных
разделов
программы
|
-
Организационно - методическое обеспечение
сестринской деятельности.
- Основные направления деятельности и
совершенствование организации работы
сестринского
персонала.
- Развитие системы профессионального образования и
кадровой политики в области сестринского дела.
- Информационное обеспечение и
управление
сестринской деятельностью.
- Развитие профессиональных сестринских
объединений, ассоциаций, союзов.
|
Исполнители
основных
мероприятий
программы
|
Комитет
здравоохранения Москвы, Московский
учебно
- методический центр
по среднему медицинскому
образованию, управления здравоохранения
административных округов, лечебно -
профилактические и средние медицинские
образовательные учреждения Московского
городского
здравоохранения
|
Источники
финансирова-
ния программы
|
Средства
городского и муниципального бюджета,
внебюджетные средства и
другие источники, не
противоречащие
законодательству Российской
Федерации
|
Ожидаемые
результаты
программы
|
Повышение
медицинской и экономической
эффективности деятельности лечебно -
профилактических учреждений, исходя из показателей
эффективности и качества
работы сестринского
персонала
|
Система
организации
контроля за
исполнением
программы
|
Управление и контроль за
реализацией программы
осуществляется Комитетом
здравоохранения Москвы.
Координацию выполнения программных
мероприятий
осуществляет Московский учебно
- методический
центр по среднему
медицинскому образованию.
Основные направления и положения программ ежегодно
уточняются, исходя из
хода их выполнения
и
эффективности использования средств.
|
Начальник отдела
государственной службы и кадров
Комитета здравоохранения Москвы
В.В.ЕРШОВ
Приложение N 2
к решению коллегии
Комитета здравоохранения Москвы
от 27.09.2001 г. (протокол N 15-2)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В МОСКВЕ
NN
п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Срок
исполнения
|
Ответственные
исполнители
|
ПЕРВЫЙ ЭТАП
РЕФОРМЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА (2001 - 2002 ГГ.)
|
I. Нормативное
правовое обеспечение сестринской деятельности
|
1.1
1.1.1
1.1.2
|
Разработать
материалы по
подготовке проекта
Закона об организации
сестринского дела в
Москве
Создать творческий
коллектив по подготовке
соответствующих
материалов
Подготовить и
представить итоговые
материалы на
рассмотрение руководства
Комитета здравоохранения
Москвы
|
2001 - 2002
гг.
25 декабря
2001 г.
1 июля 2002
г.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
финансово -
экономическое
управление, МК N 1,
МАМС
|
1.2
|
Принять участие в
работе
комиссии МЗ РФ по
разработке стандартов
профессиональной
деятельности медсестер
|
2001 - 2002
гг.
|
Управление
организации
медицинской
помощи, МУМЦ,
МК N 1, МАМС
|
1.3
|
Разработать
предложения
по расширению
номенклатуры
специальностей и
должностей для
специалистов
сестринского дела по
итогам эксперимента ГКБ
N 36
|
2001 - 2002
гг.
|
Отдел государственной
службы и кадров,
МУМЦ, МК N 1, МАМС,
ГКБ N 36
|
II. Основные
направления деятельности
и совершенствование работы сестринского персонала
|
2.1
|
Распространить
эксперимент по внедрению
современной концепции
сестринского дела в
практическое
здравоохранение (ГКБ
N 15, 19, 60; 64,
ТБ N 3)
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ, МК N
1,
директора медицинских
училищ, руководители
ЛПУ
|
2.2
|
Организовать
школу
обучения внедрению
инноваций в сестринском
деле и формированию
среды в ЛПУ, способной
принять специалистов
новой формации
|
2001 - 2002
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
МК N 1
|
III. Развитие
системы профессионального образования
и кадровой политики в области сестринского дела
|
3.1
|
Разработать
методическую
документацию по
проведению итоговой
государственной
аттестации выпускников
средних медицинских
образовательных
учреждений
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ, МК N 1, МК
N 2
|
3.2
|
Сформировать
целевой
заказ на подготовку
специалистов в
медицинских ВУЗах и
медицинских колледжах
для обеспечения
педагогическими кадрами
средних медицинских
образовательных
учреждений Москвы
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ и
руководители
медицинских
образовательных
учреждений
|
3.3
|
Разработать
унифицированные тестовые
задания для проведения
аттестации и
сертификации
сестринского персонала с
учетом специфики
Московского региона
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ, УПК
|
3.4
|
Разработать
положение и
обеспечить организацию в
медицинских
образовательных
учреждениях Москвы
службы содействия
трудоустройству
выпускников
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ, базовые
средние
медицинские
образовательные
учреждения
|
IV. Развитие
научных исследований в сестринском деле
|
4.1
|
Обеспечить
регулярное
проведение научно -
практических конференций
по актуальным проблемам
в области сестринского
дела
|
2001 - 2002
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров, МУМ,
МАМС
|
V. Информационное
обеспечение и управление
сестринской деятельностью
|
5.1
|
Обеспечить
проведение
городских и окружных
конкурсов на лучшую
медицинскую сестру
|
2001 - 2002
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
МУМЦ, руководители
ЛПУ
|
VI. Развитие
профессиональных сестринских ассоциаций,
объединений и союзов
|
6.1
|
Оказать
содействие в
разработке нормативной
документации Московской
ассоциации медицинских
сестер
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ
|
6.2
|
Способствовать
установлению партнерских
отношений МАМС с
Всероссийской
региональной ассоциацией
медицинских сестер и
стран СНГ
|
2001 - 2002
гг.
|
МУМЦ, МАМС
|
ВТОРОЙ ЭТАП
РЕФОРМЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА (2003 - 2005 ГГ.)
|
I. Нормативное
правовое обеспечение сестринской деятельности
|
1.1
|
Обеспечить
организацию
сестринского дела в
учреждениях
здравоохранения города в
соответствии с городским
Законом "Об организации
сестринского дела в
Москве"
|
2003 - 2005
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
руководители
учреждений
здравоохранения
|
II. Основные
направления деятельности и совершенствование работы
сестринского персонала
|
2.1
|
Разработать
критерии
оценки сестринской
деятельности в
зависимости от уровня
образования работников и
занимаемых ими должности
|
2003 - 2005
гг.
|
МК N 1
|
2.2
|
Разработать
сестринские
программы по
формированию здорового
образа жизни
|
2003 - 2005
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
МУМЦ, МК N 2
|
III. Развитие
системы профессионального образования
и кадровой политики в области сестринского дела
|
3.1
|
Разработать
программу
взаимодействия средних
медицинских учебных
заведений и ЛПУ по
обеспечению практической
подготовки сестринского
персонала
|
2004 - 2005
гг.
|
МУМЦ
|
3.2
|
Разработать
новые
программы по повышению
квалификации и
подготовке
преподавателей и резерва
руководителей
образовательных
учреждений,
осуществляющих обучение
по сестринскому делу:
- "Сестринское дело в
педиатрии";
- "Основы
педагогического
мастерства";
- "Основные аспекты
управления медицинскими
образовательными
учреждениями в свете
реализации отраслевой
программы развития
сестринского дела"
|
2003 - 2005
гг.
|
МУМЦ, МК N 1
|
IV. Развитие
научных исследований в сестринском деле
|
4.1
|
Обеспечить
регулярное
проведение научно -
практических конференций
по актуальным проблемам
в области сестринского
дела
|
2003 - 2005
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
МУМЦ, МАМС
|
V. Информационное
обеспечение
и управление сестринской деятельностью
|
5.1
|
Обеспечить
проведение
городских и окружных
конкурсов на лучшую
медицинскую сестру
|
2003 - 2005
гг.
|
Отдел
государственной
службы и кадров,
МУМЦ,
руководители ЛПУ
|
VI. Развитие
профессиональных сестринских ассоциаций,
объединений и союзов
|
6.1
|
Обеспечить
совместную
работу с МАМС по
проблемам развития
сестринского дела
|
2003 - 2005
гг.
|
МУМЦ
|
Начальник отдела
государственной службы и кадров
Комитета здравоохранения Москвы
В.В.ЕРШОВ