МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2001 г.
N 2510/11906-01-32
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
21 ноября 2001 г.
N 01-04Ф/616
ПИСЬМО
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Министерство здравоохранения Российской
Федерации и Центральный Комитет профсоюза работников здравоохранения Российской
Федерации продолжают проводить мероприятия по реализации "Отраслевой
программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на
2001 - 2003 годы".
При обсуждении вопросов занятости
работников здравоохранения на совместных заседаниях коллегии Минздрава России и
президиума ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации,
выездах в территории Российской Федерации отмечено, что органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации и образовательные медицинские
учреждения проводят определенную работу по трудоустройству выпускников.
С момента отмены государственного
распределения она приобрела новые формы, соответствующие произошедшим
изменениям в действующем законодательстве.
В настоящее время вопрос обеспечения
отрасли специалистами решается путем заключения трехсторонних договоров между
образовательным учреждением, работодателем и студентом.
Более чем в половине территорий органы
управления здравоохранением имеют договоры с вузами, подчиненными Минздраву
России, на подготовку врачей.
Оптимальным условием для решения этой
проблемы является переход к системе государственного заказа на подготовку
специалистов различных квалификаций.
Имеется опыт по профессиональной
ориентации и адаптации, введению курсов по обучению самостоятельному поиску
рабочего места, формированию банков данных по вакантным должностям, организации
в медицинских образовательных учреждениях структурных подразделений,
выполняющих функции обеспечения занятости выпускников.
Однако,
проводимые мероприятия не дают желаемого эффекта, что подтверждается
незначительным приростом врачей и убылью специалистов со средним медицинским
образованием в отрасли (ежегодно 0,4% и 1,3% соответственно).
Проводимый анализ свидетельствует, что
вопросы трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего
профессионального образования не нашли достаточного внимания, как со стороны
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, так и со
стороны руководителей этих учреждений.
Так, в 2000 г. 64% выпускников вузов и
лишь 32% выпускников средних учебных заведений имели удостоверения, выданные
образовательными учреждениями, или договоры с работодателями о будущем
трудоустройстве, а самостоятельно нашли первое рабочее место 35% выпускников
вузов и 65% выпускников средних учебных заведений.
Необходимо переходить к комплексному
решению данных вопросов и созданию в образовательных учреждениях центров
содействия занятости выпускников.
Нормативной базой для этого являются
следующие документы:
1. Отраслевая программа содействия занятости
медицинских и фармацевтических работников на 2001 - 2003 годы;
2. Межведомственная программа содействия
трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений
профессионального образования, утвержденная в 2000 г. Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации;
3. Доктрина развития среднего
медицинского и фармацевтического образования;
4. Отраслевая программа развития
сестринского дела.
Упомянутые структуры должны выполнять многие
функции:
- оценка потребности в персонале
определенных квалификаций, анализ кадровой ситуации на рынке труда в регионе,
тенденции реформирования кадрового потенциала отрасли с учетом структурных
изменений, анализ спроса на рабочую силу и изменений потребности в ней;
- реализация комплекса мер содействия
молодежи в профессиональном самоопределении при поступлении в образовательное
учреждение и выборе оптимального вида занятости к окончанию образовательного
учреждения с учетом потребностей и возможностей человека, а также ситуации на
рынке труда;
- информация студентов о наличии
вакансий, потребности в специалистах, возможности дальнейшего обучения,
профессионального роста и т.д.;
- обучение самостоятельному поиску
рабочего места;
- обеспечение связей с работодателями,
органами управления здравоохранением, службами занятости населения и
выпускниками;
- осуществление мер, способствующих
профессиональному становлению работника, формированию соответствующих
профессиональных и социальных качеств, установок и потребностей к активному
труду, достижению определенного уровня профессионализма;
- обеспечение правового сопровождения,
предусматривающего как помощь в заключение трудовых договоров, так и
консультации по трудовому законодательству и др.
Эффективность их работы зависит от
взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и региональных
профсоюзных организаций.
Министерство здравоохранения Российской
Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации
предлагают активизировать работу в этом направлении.
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
Заместитель председателя
профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации
В.Н.ЛЯЛИН