КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
28 ноября 2001 г.
N 19
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Коллегия Минздрава России, отмечает, что
задачи реформирования отрасли, определенные Концепцией развития здравоохранения
и медицинской науки на период до 2010 года решаются недостаточно динамично.
Ограниченное финансирование и неэффективное управление медицинскими
учреждениями снижают темпы перехода на интенсивные методы обследования и
лечения, замедляют организационные реформы системы здравоохранения.
Вопросы совершенствования финансирования
отечественного здравоохранения на основе внедрения принципов оплаты по
конечному результату решаются с конца восьмидесятых годов путем попыток
введения "нового хозяйственного механизма". Однако до настоящего
времени проблема возмещения бюджетному лечебному учреждению общественно
необходимых затрат за оказанную медицинскую помощь остается не решенной и
весьма актуальной. Внедрение бюджетно - страховой модели финансирования с
привлечением средств обязательного медицинского страхования лишь частично
способствовало уменьшению негативных последствий бюджетного дефицита отрасли.
Российское здравоохранение в сложных
экономических условиях в целом справляется с выполнением задачи сохранения
бесплатной медицинской помощи для населения Российской федерации.
Основополагающим документом, определяющим обязательства государственной системы
здравоохранения перед обществом, является "Программа государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи", финансируемая за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС. В 2001
году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную
перспективу" было сказано об отсутствии необходимого финансового покрытия реализации конституционного права граждан России на
бесплатное медицинское обслуживание. В Послании говорится о
несбалансированности государственных материальных ресурсов и социальных
обязательств перед гражданами, о необходимости приведения обязательств
государства в соответствие с имеющимися у него возможностями финансирования
непроизводственного сектора экономики. Бюджетное послание прямо указывает на
необходимость внедрения контрактных форм финансирования
учреждений здравоохранения по принципу: деньги выделяются организации не
потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее деятельности.
Оплачивается не содержание, а выполнение определенного объема социально
значимой качественной работы.
В связи с этим, органы управления
здравоохранением и главные врачи лечебных учреждений при планировании и оценке
своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, экономической
целесообразностью без ущерба качеству оказываемой медицинской помощи.
Принципы и основы методических
подходов к повышению эффективности использования финансовых, кадровых и
материально - технических ресурсов в бюджетных учреждениях здравоохранения
изложены в совместном приказе Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 N 70М4
"О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях
здравоохранения федерального подчинения". В 2001 году налажена работа
тарифной комиссии Минздрава России и РАМН, рассчитаны и утверждены Министром
здравоохранения и Президентом РАМН классификаторы услуг и тарифы для ведущих
медицинских центров страны.
Практика показывает, пока с трудом
изменяются стереотипы мышления главных врачей, акцентирующих внимание на
экстенсивных показателях работы ЛПУ. Сохранение "лишних" коек любой
ценой, затрудняющее сдвиг финансирования в пользу первичного амбулаторного
звена, использование специализированных мощностей для оказания помощи
непрофильным больным, разрыв в квалификационных уровнях врачей стационаров и
поликлиник, села и города, - являются наиболее характерными и очевидными
причинами медленной реорганизации медицинской отрасли. В условиях дефицита
средств, чаще всего приносятся в жертву именно прогрессивные технологии
медицинской помощи, которые в конечном итоге и должны сделать экономически
эффективной работу ЛПУ.
Существуют и объективные трудности
реформирования отечественной системы охраны здоровья. Это, в первую очередь,
так называемая проблема "гуманизации экономики", когда развитие
промышленного производства опережает инвестиционные процессы в социальной сфере
хозяйственного комплекса.
Также необходимо обратить внимание на
серьезное отставание законодательной базы, жестко регламентирующей сферу
административно - хозяйственной деятельности руководителей учреждений
здравоохранения и управленческого персонала, непосредственно занятых в
"производственном" процессе.
Не приняты важнейшие для здравоохранения
законы "О здравоохранении в Российской Федерации" и "О
регулировании частной медицинской деятельности". Принятие соответствующих
законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного
институтов охраны здоровья, на основе конкурентных отношений между которыми
произойдет неизбежное повышение качества медицинских услуг при снижении их
относительной стоимости.
Вместе с тем, накоплен позитивный опыт
рационального использования имеющихся в сети денежных и материальных ресурсов
многими руководителями ЛПУ как федерального подчинения, так и находящихся в
ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководители этих ЛПУ в рамках своих бюджетов, за счет консолидации доходов и
использования внебюджетных средств, находят возможность стимулировать труд
своих сотрудников при повышении качества и расширении объемов оказываемой
медицинской помощи, дифференцирование увеличивая
заработную плату последних в 1,5 - 2 раза. Они не планируют деятельность
подразделений, исходя из затратного механизма освоения бюджетных ассигнований,
а "зарабатывают деньги", целенаправленно развивая наиболее
рентабельные виды обследования и лечения.
Заслуживает внимания (представляет
интерес) опыт внедрения многоуровневой системы медицинского обслуживания в
Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Тыва.
На основании вышеизложенного Коллегия Министерства
здравоохранением
Российской Федерации считает необходимым:
- широко
и энергично внедрять
принципы стратегического
планирования органами управления
здравоохранением, используя
методы
экономического анализа деятельности
сети лечебных
учреждений;
- укрепить систему
сбалансированных внутриотраслевых
межтерриториальных финансовых планов;
- создать
условия для увеличения
объема внебюджетных
источников
финансирования (прежде всего
- платных
медицинских услуг);
- максимально использовать
страховые методы оплаты
- за
реальные результаты деятельности - за
медицинскую помощь при
расчете с
лечебными учреждениями, работающими в системе ОМС;
- обеспечить технологическое обновление лечебно
-
диагностического процесса с целью
перераспределения средств
на
финансирование, в первую
очередь, амбулаторно -
поликлинического звена;
- повысить
эффективность работы медицинского
персонала,
используя оплату труда по
конечному результату; активнее
применяя материальное стимулирование
сотрудников ЛПУ за счет
внебюджетных поступлений;
- повысить
качество подготовки специалистов управления
здравоохранением и экономики
здравоохранения.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
1.1 Подготовить
по итогам проведения коллегии план мероприятий по повышению эффективности
использования ресурсов здравоохранения в срок до 31 марта 2002 г.
1.2 Совместно с
Департаментом организации и развития медицинской помощи (Р.А.Хальфин),
Управлением организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами
и медицинскими изделиями (Н.И.Подгорбунских) и Управлением медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) провести оценку состояния материально -
технической базы учреждений здравоохранения и соответствия уровня применяемых
медицинских технологий современным задачам развития системы здравоохранения в
срок до 31 декабря 2002 г.
1.3 Подготовить
предложения по переходу на "подушевой" принцип финансирования
здравоохранения на основе ежегодно утверждаемого среднего подушевого стандарта
финансирования медицинских учреждений в срок до 31 декабря 2002 г.
1.4 Подготовить
расчетную, методическую и нормативную базу для внедрения порядка оплаты труда
медицинских работников, обеспечивающего зависимость ее размера от
количественных и качественных показателей деятельности в условиях
многоканального финансирования в срок до 31 сентября 2002 г.
1.5 Разработать
методы оценки состояния основных фондов для планирования затрат на их
восстановление и расширенное воспроизводство в срок до 31 сентября 2002 г.
2. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин):
2.1 Сформировать
программу по разработке клинических протоколов диагностики, лечения больных
(стандарты) на основе классификаторов и тарифов на медицинские услуги,
утверждаемых органами управления здравоохранением в срок до 31 декабря 2002 г.
2.2 Совместно с Департаментом
экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными
ресурсами подготовить проект методических рекомендаций по методике
стратегического планирования отрасли на территориальном и федеральном уровне в
срок до 31 сентября 2002 г.
2.3. Совместно с Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования подготовить предложения по внесению в Правительство Российской Федерации изменений в
программу государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью
граждан Российской Федерации с учетом необходимости полного ресурсного
обеспечения планируемых объемов медицинской помощи в срок до 31 июня
2002 г.
3. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин):
3.1 Обеспечить
формирование государственного заказа на подготовку специалистов в области
экономики здравоохранения в соответствии с потребностью и перспективами
развития практического здравоохранения в срок до 31 июня 2002 г.
3.2 Представить
в Минобразования России предложения о включении в систему государственных
образовательных стандартов нового поколения подготовку специалистов по
экономике здравоохранения в срок до 31 марта 2002 г.
3.3 Организовать
подготовку учебных программ по экономике здравоохранения для дипломной и
последипломной подготовки врачей, экономистов, руководителей здравоохранения, а
также преподавателей по экономике здравоохранения медицинских вузов и
организаций последипломного профессионального образования в рамках существующих
специальностей в срок до 31 декабря 2002 г.
4. Правовому управлению (Л.С.Мельникова):
4.1 Совместно с Департаментом организации
и развития медицинской помощи населению и Департаментом экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами организовать
разработку проектов нормативно - правовых актов, расширяющих самостоятельность
хозяйствующих субъектов системы здравоохранения в условиях многоканального
финансирования в срок до 31 июня 2002 г.
5. Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко):
5.1 При
планировании научных разработок в 2002 году и последующие годы учитывать
приоритетность научных исследований в области экономической эффективности
медицинских учреждений и отрасли в целом и разработок клинических протоколов
диагностики и лечения.
5.2 Провести
ревизию эффективности научной деятельности в сфере экономики здравоохранения с
целью совершенствования государственной аккредитации научных организаций
отрасли в срок до 31 сентября 2002 г.
6. Рекомендовать органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
6.1 Провести
коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации,
посвященные вопросам стратегического планирования здравоохранения регионов и
повышения экономической эффективности деятельности медицинских учреждений в
срок до 31 июня 2002 г.
6.2 Разработать
и представить в Минздрав России перспективные планы развития территориальных
сетей медицинских учреждений и здравоохранения регионов в целом с учетом
экономических аспектов деятельности ЛПУ в срок до 31 декабря 2002 г.
6.3 Возложить на
действующие при органах управления здравоохранением информационно -
аналитические центры (Бюро) задачи по внедрению автоматизированных систем
оценки эффективности использования территориальных ресурсов здравоохранения в
срок до 31 декабря 2002 г.
6.4 Департаменту
охраны здоровья населения администрации Кемеровской области (В.П.Лапотко),
Управлению здравоохранением администрации Красноярского края (И.А.Шнайдер),
Министерству здравоохранения Республики Тыва (А.А.Начин), Кемеровскому
институту социально - экономических проблем здравоохранения (директор
Г.Н.Царик), продолжить внедрение многоуровневой системы медицинского
обслуживания с научно - экономическим обоснованием организационных технологий и
оценкой их эффективности. Итоги внедрения
доложить Минздраву России в срок до 31 декабря 2002 г.
7. Контроль за
выполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ