МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 ноября 2001 г.
N 2510/12169-01-32
О СОБЛЮДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Министерство здравоохранения Российской
Федерации отмечает, что осуществление государственного санитарно -
эпидемиологического надзора предусматривает строгое и неукоснительное
соблюдение требований действующего законодательства.
Анализ информации о деятельности центров
государственного санитарно - эпидемиологического надзора свидетельствует, что
отдельными учреждениями и специалистами допускаются нарушения законодательства
- как в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия
населения, так и в других областях.
Не редки случаи нарушения сроков
рассмотрения жалоб и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц, подготовки санитарно - эпидемиологических заключений, ответов
на запросы организаций. Отмечаются нарушения, связанные с превышением
компетенции центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора,
когда выдаются предписания об устранении недостатков, не предусмотренных
действующими санитарными правилами. Имеются случаи, когда постановлениями,
письмами главных государственных санитарных врачей вводятся не предусмотренные
санитарными правилами санитарно - эпидемиологические требования, гигиенические
и иные нормативы.
Практически постоянно выявляются
нарушения при осуществлении работ по договорам с гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами. Имеются случаи
произвольного расширения перечня платных медицинских услуг, которые могут
выполняться учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации (приказ Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 474),
нарушения при формировании цен на эти работы, нерациональное расходование
внебюджетных средств, когда существенная их часть направляется не на
поддержание и расширение материально - технической базы учреждения, а на
выплаты сотрудникам. В ряде учреждений размеры заработной платы
руководителей и их заместителей, с учетом выплат из внебюджетных источников,
необоснованно завышены и превышают установленную на
основании Единой тарифной сетки в несколько раз.
Допускаются нарушения трудового
законодательства, особенно часто при осуществлении реорганизации учреждений,
связанной с увольнением, перемещением сотрудников.
Имеющиеся в деятельности центров
государственного санитарно - эпидемиологического надзора нарушения
законодательства, обстановка бесконтрольности и вседозволенности создают
благоприятную почву и для более тяжких нарушений, вплоть до преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, и с целью
обеспечения безусловного соблюдения законности при осуществлении
государственного санитарно - эпидемиологического надзора предлагаю до 1 февраля
2002 года:
1) провести проверки соблюдения
законодательства в подчиненных учреждениях, результаты обсудить на специальных
совещаниях в марте 2002 года. При необходимости привлечь к проверке
специалистов правоохранительных органов, других ведомств;
2) проанализировать изданные в 1999-2001
гг. постановления, письма с целью исключения из них положений, содержащих
санитарно - эпидемиологические требования, гигиенические и иные нормативы, не
предусмотренные государственными санитарно - эпидемиологическими правилами и
нормативами;
3) проверить и проанализировать
материалы, касающиеся осуществления работ по договорам с гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, обратив особое внимание на
правильность применения перечня платных медицинских услуг, которые могут
выполняться учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации, ценообразования, учета и расходования внебюджетных
средств. По результатам принять необходимые меры;
4) проанализировать практику формирования
заработной платы руководителям и специалистам центров государственного
санитарно - эпидемиологического надзора, установления дополнительных выплат
сотрудникам из внебюджетных источников. Рассмотреть
целесообразность разработки и утверждения на заседании совета главных
государственных санитарных врачей рекомендаций по формированию заработной платы
руководителям и специалистам центров государственного санитарно -
эпидемиологического надзора, исходя из того, что заработная плата сотрудника
учреждения должна соответствовать его реальному вкладу в выполнение
поставленных перед учреждением задач, а разница между заработной платой
руководителя и его заместителя, как правило, не должна превышать 20 процентов,
заместителя руководителя учреждения и руководителя структурного подразделения -
15 процентов;
5) проанализировать и при необходимости
упорядочить практику ведения приема посетителей. Издать приказы о порядке
работы с жалобами и заявлениями граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в центрах государственного санитарно - эпидемиологического
надзора. Установить систематический контроль за
соблюдением сроков и полнотой рассмотрения жалоб и заявлений. Обязать каждое
учреждение вести журнал приема граждан, должностных лиц, исключить практику
единоличного приема посетителей;
6) установить оперативное взаимодействие
с правоохранительными органами, практиковать участие руководителей, сотрудников
правоохранительных органов в совещаниях с главными врачами и специалистами
центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
7) ввести в практику проведение встреч,
круглых столов с общественными, профессиональными объединениями
предпринимателей для обсуждения текущих вопросов взаимодействия, разъяснения
нормативных правовых актов, принятых Минздравом России, Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации, Департаментом госсанэпиднадзора
Минздрава России;
8) по всем фактам нарушения
законодательства руководителями и специалистами центров государственного
санитарно - эпидемиологического надзора принимать самые строгие меры, вплоть до
освобождения от занимаемой должности, передачи материалов в правоохранительные
органы.
О проведенной работе доложить до 1 апреля
2002 г. и далее - с отчетом о деятельности за год.
Первый заместитель Министра
Г.Г.ОНИЩЕНКО