КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
11 декабря 2001 г.
N 20
О ПРОЕКТЕ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2003-2008 ГОДЫ)"
Заслушав и обсудив
доклад о проекте отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической
помощи в Российской Федерации (2003-2008)", коллегия отмечает, что в
настоящее время в субъектах Российской Федерации недостаточно исполняются
положения Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части
создания всех видов указанных учреждений, оказывающих внебольничную и
стационарную помощь по
возможности по месту жительства, положения Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки по реструктуризации стационарной и амбулаторно -
поликлинической помощи, а также рекомендации ВОЗ в части отказа от крупных
психиатрических больниц с одновременным расширением практики лечения лиц, страдающих
психическими расстройствами, в больницах общего профиля и во внебольничных
условиях.
В 2000 году в государственные
внебольничные учреждения страны обратились за психиатрической и наркологической
помощью 7 млн. 536 тыс. человек или 5,2% населения (в 1995 году соответствующие
цифры составляли 6 млн. 800 тыс. и 4,7%).
Из этого числа 52,5% составляют лица,
получающие психиатрическую помощь. Из них 1938,6 тыс. чел. находятся под
диспансерным наблюдением, а 1604,6 тыс. чел. получают консультативно - лечебную
помощь, обращаясь к участковому врачу - психиатру добровольно.
Общий ежегодный прирост контингента лиц с
психическими расстройствами составляет 2,5%, в то время как структура
контингента практически остается неизменной. Преобладают больные с непсихотическими
психическими расстройствами - 48,1%, на втором месте больные с психозами и
состояниями слабоумия - 27,3%, на третьем - больные с умственной отсталостью -
24,6%.
За последние 10 лет
социальное положение лиц с психическими расстройствами в связи с экономическим
кризисом значительно ухудшилось.
Число впервые признаваемых в течение года
инвалидами вследствие этих расстройств увеличилось в Российской Федерации более
чем на 33%. Из них 80% составляют инвалиды первой и второй групп.
В два раза увеличилось число общественно
опасных действий (ООД) со стороны лиц с психическими расстройствами. Число лиц,
склонных к ООД, в общей совокупности состоящих под
диспансерным наблюдением составляет 3,6% или 70157 чел.
В 2000 году из числа военнослужащих,
проходящих воинскую службу по призыву и признанных негодными к ней по состоянию
здоровья, были уволены по причине психических расстройств 9816 чел. или 42,6%.
Рост инвалидности и числа ООД по причине
психических расстройств, в первую очередь совершенных против личности, во
многом обусловлен серьезными препятствиями для трудового устройства лиц с
психическими расстройствами, сложностью организации их социально - трудовой и
психосоциальной реабилитации в новых условиях рынка труда.
Увеличивается число больных, не имеющих
средств к существованию, утративших жилье и социальные
связи.
Состояние и устройство большинства
существующих зданий и помещений учреждений, оказывающих психиатрическую помощь,
не позволяют обеспечивать ее в достойных человека условиях. Значительная часть
учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и
регулярного электроснабжения.
Чрезмерная
централизация стационарной психиатрической помощи привела к тому, что из общего
числа психиатрических больниц (296) 44,3% составляют больницы с числом коек
более 500 и 19% - с числом коек более 1000, что не только не обеспечивает
необходимое для психосоциальной реабилитации пациента общение с семьей, но
также, при несоблюдении санитарных нормативов площадей палат и рекреационных
помещений, значительно затрудняет своевременное и эффективное использование возможностей стационарного лечения.
Установленный норматив палатной площади
(7-7,5 кв. м) в психиатрических стационарах по разным территориям в среднем
выполняется на 30-50%.
Вместе с тем, в ряде территорий
(Ставропольский край, Владимирская, Пермская области и др.) без учета местных
условий допускается резкое сокращение числа коек психиатрического профиля без
замены их стационарзамещающими подразделениями (дневными стационарами, ЛТМ,
общежитиями и др.).
В связи с остановкой специализированного
производства на обычных предприятиях и предприятий, поддерживавших в прошлом
через систему заказов внебюджетное финансирование деятельности лечебно -
трудовых мастерских (ЛТМ) при психиатрических учреждениях, происходит
значительное сокращение объема трудовой терапии и терапии занятостью.
На конец 2000 года
в ЛТМ имелось всего 20229 мест для стационарных и амбулаторных пациентов, что
меньше чем в 1999 году на 7,7%. При этом органы управления здравоохранением и
руководители лечебно - профилактических учреждений недостаточно используют
возможность включения ЛТМ в число структурных подразделений, финансируемых из
бюджета, в соответствии с письмом Минздрава России от 30.07.99 N
2510/8586-99-25 "К вопросу о реорганизации лечебно - трудовых мастерских при психоневрологических и
психиатрических учреждениях".
Несмотря на некоторое оживление
строительства общежитий для пациентов, утративших социальные связи, общее их
число по стране остается крайне незначительным.
Число мест в дневных стационарах
незначительно - 13531, и в 2000 году его увеличение составило лишь 1,3%.
При составлении территориальных целевых
программ развития психиатрической помощи органами управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации недостаточно используются рекомендации Минздрава
России от 01.09.97 N 10-04/6-2000 "Об организации и проектировании
психиатрических стационаров" и от 25.06.99 N 2510/6948-99-32 "Об
организации и проектировании внебольничных учреждений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь", в связи
с чем в большинстве территорий практически отсутствует среднесрочная и на более
отдаленный период стратегия развития сети психиатрической службы,
обеспечивающая использование современных принципов децентрализации,
территориальности, интегрирования, преемственности и оптимизации медицинской,
психологической в социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.
Нерациональное, не
соответствующее потребностям населения распределение сети учреждений и
подразделений, оказывающих психиатрическую помощь, и неудовлетворительное
состояние их материально - технической базы, в свою очередь, затрудняет в ряде
субъектов Российской Федерации выполнение приказов Минздрава России от 13.02.95
N 27 "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую
помощь" и от 11.04.95 N 92 "Об утверждении правил "Больницы
психиатрические. Правила
устройства, эксплуатации и охраны труда", что прямо связано с недостатками
в организации лечения, социально - трудовой и психосоциальной реабилитации
пациентов.
По этой же причине
сдерживается процесс трудового устройства в государственных лечебно -
профилактических учреждениях психиатрического и психоневрологического профиля
новых для здравоохранения страны специалистов: клинических психологов,
специалистов по социальной работе и социальных работников, а также организация
в необходимом объеме консультативной и лечебной помощи в этих учреждениях
врачами - стоматологами, фтизиатрами, терапевтами, окулистами, хирургами,
педиатрами, гериатрами и др.
Недостаточное развитие материально -
технической базы и недоукомплектованность штатных должностей медицинского и
иного персонала, недостаточное развитие сети подразделений,обеспечивающих
реабилитационный процесс в учреждениях, не способствуют снижению темпов роста
показателей инвалидизации населения вследствие психических расстройств, роста
числа противоправных действий, обусловленных этими расстройствами, проблем,
связанных с прохождением военной службы, трудоустройством и получением
образования.
Складывается
ситуация, в которой без более активного и целенаправленного методического и
технического руководства со стороны Минздрава России и представителей Минздрава
России в федеральных округах в субъектах Российской Федерации не могут быть
выполнены в необходимом объеме мероприятия, предусмотренные в решении коллегии
Министерства "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской
науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года".
В настоящее время в 75 территориях страны
реализуются или разрабатываются территориальные программы развития
психиатрической помощи. Реализация отраслевой программы "Реорганизация
сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" могла
бы сыграть значительную роль в их поддержке и своевременной коррекции, служить
основой для долгосрочного планового развития психиатрической службы в субъектах
Российской Федерации.
Цель отраслевой программы
- разработка стратегии организации и развития психиатрической помощи в
субъектах Российской Федерации, включающих проведение плановой децентрализации
стационарной и внебольничной психиатрической помощи в стране, улучшение условий
пребывания пациентов в психиатрических стационарах, расширение сети
амбулаторного звена психиатрической помощи за счет увеличения числа дневных
стационаров, ЛТМ, общежитий, психоневрологических диспансеров и кабинетов,
максимально приближенных к населению.
Для достижения указанной
цели предполагается поэтапное выполнение следующих задач: паспортизация
существующих учреждений на территории субъектов Российской Федерации с
пообъектным анализом пригодности существующих зданий с учетом соответствия
площадей санитарным нормативам; разработка пообъектных предложений по
приведению существующей материально - технической базы к стандартам,
установленным для шести типов территорий; разработка рекомендаций по подбору
проектов блок - модулей подразделений для каждого объекта; разработка рекомендаций по очередности строительства и реконструкции
объектов в соответствии с разработкой генерального плана реорганизации сети
психиатрической помощи на территории субъекта Российской Федерации.
В зависимости от
выделяемого с учетом медико - географических данных типа территории (общая
площадь и численность населения, площадь и численность населения сельских
районов, распределение показателей плотности населения, его возрастной состав,
традиционное размещение лечебно - профилактических учреждений на территории
субъекта Российской Федерации и др.) разработаны предложения по формированию
сетей учреждений и подразделений, оказывающих психиатрическую помощь, в том
числе для малонаселенных сельских районов.
Анализ материально - технической базы
учреждений и подразделений, осуществляющих стационарную и внебольничную
психиатрическую помощь в субъектах Российской Федерации, показывает, что
практически все они, если и не требуют нового строительства, то нуждаются в
увеличении площадей для приведения их к санитарным нормам. При этом увеличение
площадей должно сопровождаться модернизацией учреждения в целом за счет
введения в его структуру современных функциональных элементов. При типовом
проектировании практически невозможна реконструкция (расширение площадей и
модернизация) существующих учреждений.
Суть предлагаемого метода заключается в
разработке проектных решений (архитектурно - строительных, медико -
технологических, инженерно - технических) не столько учреждения, сколько его
основных функциональных элементов (модулей), совокупность которых и
представляет собой проект всего учреждения, достаточный на данный период
развития службы.
В целях реорганизации сети
психиатрической помощи с децентрализацией стационаров и совершенствованием
системы внебольничных учреждений рекомендуются для внедрения 45 блок - модулей
для стационаров и 53 блок - модуля для внебольничных учреждений.
Выполнение программных мероприятий, общая
стоимость которых на период их реализации (шесть лет) составляет 42,4 млн.
рублей (в ценах 2001 года), обеспечит использование системного подхода к
решению важной государственной задачи - реорганизации сети психиатрической
помощи в стране, включающего современные методы проектирования, строительства,
реконструкции и оснащения учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
Осуществление программных мероприятий будет способствовать внедрению
стационарзамещающих и бригадных технологий в лечение и реабилитацию лиц,
страдающих психическими расстройствами, позволит улучшить условия труда
медицинского и другого персонала учреждений.
При расчете экономической эффективности
предлагаемых мероприятий следует исходить из возможности замены части
психиатрических коек, благодаря рациональному их распределению и приближению к
населению, на стационарзамещающие технологии. При бережном и
плановом сокращении числа коек не более чем на 21,8% в ближайшие 10 лет можно
достичь среднеевропейского показателя - 9,3 на 10 тыс. В этом случае при
достижении числа мест в дневных стационарах 51113 экономический эффект может
составить 14.6% или 1,9 млрд. руб. в ценах 2001 года.
При условии применения новых технологий в
оказании психиатрической помощи указанный эффект может быть выше.
На первом этапе выполнения программы
(2003-2004 годы) планируется подготовка и реализация предложений по
реорганизации сети учреждений и подразделений в типовых территориях (по одной
территории в каждом федеральном округе) с разработкой и утверждением Минздравом
России территориальных типовых стандартов распределения сети учреждений и
подразделений, а также планировочных стандартов учреждений и подразделений.
На втором этапе (2005-2008 годы), с
учетом полученных на первом этапе данных, предусматривается подготовка и
реализация предложений по реорганизации сети учреждений и подразделений,
оказывающих психиатрическую помощь, по всем остальным субъектам Российской
Федерации.
Рассматриваемая
отраслевая программа "Реорганизация сети психиатрической помощи в
Российской Федерации (2003-2008 годы)" может явиться документом, не только
способствующим разработке, коррекции и реализации территориальных и
муниципальных целевых программ развития психиатрической помощи в субъектах
Российской федерации, но и в будущем служить основой для разработки проекта
федеральной целевой программы неотложных мер охраны психического здоровья.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить в основном проект отраслевой
программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской
Федерации (2003-2008 годы)" (далее - Программа).
2. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 1 января 2002 года
доработать проект Программы с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии
предложений и направить его для обсуждения в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
2.2. В срок до 25 февраля 2002 года
доработать проект Программы с учетом внесенных органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предложений и замечаний.
2.3. В срок до 1 марта 2002 года
разработать проект приказа Минздрава России по утверждению Программы и состава
Дирекции по управлению Программой.
3. Московскому НИИ психиатрии
(В.Н.Краснов), ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского
(Т.Б.Дмитриева):
3.1. В срок до 1 июля 2002 года
разработать проект отраслевых
стандартов протоколов ведения больных с психическими расстройствами.
4. Контроль за
выполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя
Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Председательствующий
на коллегии
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ