Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

10 января 2002 г.

 

N ГКПИ01-1048

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Кебы Ю.Г.,

при секретаре Кузнецовой Е.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Кольцовой Людмилы Павловны об обжаловании пункта 3.2. Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.99 N 328,

 

установил:

 

Кольцова Л.П., инвалид 2 группы, а также ветеран Великой Отечественной Войны - житель блокадного Ленинграда обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просит признать незаконным п. 3.2. указанной Инструкции, ссылаясь на несоответствие его п. 7 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах", ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", ст. 44 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и ограничивает ее право на выписку рецепта на лекарства, не указанные в территориальном формуляре, лечащим врачом.

Заявитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Министерства здравоохранения РФ Оловянников А.Е. и Министерства юстиции РФ Савельева Ю.А. возражали против жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалоба подлежащая удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ) производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с потребностями населения Правительством Российской Федерации. Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами.

Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Статьей 6 Федерального закона "О лекарственных средствах" (в редакции ФЗ от 02.01.2000 N 5-ФЗ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами;

2) разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами и развития медицинской промышленности;

3) устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;

4) утверждает Положение о деятельности федерального органа контроля качества лекарственных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств:

1) разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами;

2) проводят экспертизу экологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации;

3) проводят экспертизу санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона).

Во исполнение ст. 32 названного Закона Правительство Российской Федерации 8 апреля 1999 г. N 393 приняло Постановление "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", которым Министерство здравоохранения РФ обязано:

а) разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

б) осуществлять с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;

в) разработать и утвердить:

порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом, исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;

порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях, предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.

2. Льготным категориям граждан, имеющим право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:

на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания (далее именуется - поликлиническое учреждение);

на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).

В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.

Министерство здравоохранения РФ Приказом N 328 от 23.08.99 утвердило Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, в п. 3.2. которой предусмотрено, что самостоятельно лечащим врачом поликлиники выписываются льготные рецепты на лекарственные средства в соответствии со стандартами и в рамках территориального формуляра, за исключением случаев назначения лекарств, предусмотренных п.п. 3.2.1.-3.2.4.

Поскольку Министерством здравоохранения РФ в установленном порядке не исполнено поручение Правительства РФ по разработке и утверждению минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, а также перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ограничения в выписке лечащим врачом поликлиники рецепта на лекарственные средства, указанные в территориальном формуляре субъекта РФ, который не предусмотрен в федеральном законе, ни в постановлении Правительства РФ, однако предусмотрены в оспариваемом п. 3.2. Инструкции, то следует прийти к выводу, что Министерство здравоохранения РФ вышло за пределы прав, установленных федеральным законодательством, и оспариваемый пункт Инструкции подлежит признанию недействительным и недействующим с момента принятия.

Верховный Суд также учитывает, что права отдельных граждан на льготное обеспечение их лекарственными средствами и возможность на получение бесплатного или с 50-процентной скидкой вне зависимости от тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения, а исходя из вида назначенного лекарства, включенного в формуляр субъекта РФ, ограничивает права данной категории граждан как на льготное обеспечение лекарственными средствами, так и на обеспечение их жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами. При таких данных суд находит жалобу Кольцовой Л.П. обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 191-197, 231-232, 239.1. ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

жалобу Кольцовой Л.П. удовлетворить. Признать недействительным и недействующим с момента принятия пункта 3.2. Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 328 от 23 августа 1999 г., в части указания "...и в рамках территориального формуляра".

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.КЕБА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024