КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 января 2002 г.
N 1
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ (СЕМЕЙНАЯ) ПРАКТИКА"
Коллегия Министерства здравоохранения
Российской Федерации отмечает, что структурные преобразования здравоохранения
невозможны без развития первичной медико - санитарной помощи населению.
Произошедшие изменения в социально -
экономическом, политическом и демографическом положении страны диктуют
необходимость пересмотра деятельности медицинских учреждений первичного звена.
Положениями "Концепции развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" на 2001-2005
годы и на период до 2010 года особая роль в реформировании отрасли отводится
поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.
Минздрав России своим приказом от
30.12.99 N 463 утвердил отраслевую программу "Общая врачебная (семейная)
практика".
Исполнителями программы являлись Минздрав
России, Российская академия медицинских наук и органы управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации. Финансирование осуществлялось
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
привлекаемых внебюджетных средств.
Срок выполнения Программы рассчитывался на период 2000-2001 годы и целью ее реализации было
определено создание организационно - правовой и научно - методической базы для
реформирования первичной медицинской помощи с поэтапным переходом к организации
ее по принципу врача общей (семейной) практики. В настоящее время срок
реализации Программы завершен.
За указанный период проведена большая
организационная и методическая работа по формированию не только отношения
общественности к работе врача общей (семейной) практики, но и по созданию и
разработке научно - методического и организационно - технологического
обеспечения общих врачебных (семейных) практик. Согласно социологическим
исследованиям, проведенным НИИ социальной гигиены, экономики и управления
здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН 62,2% опрошенных считают, что семейную
медицину следует развивать.
За последние 2 года в Минздраве России
заслушаны большинство субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения
отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика". Проведены
рабочие совещания в Дальневосточном, Приволжском и Северо - Западном, Южном
федеральных округах. Утвержден Государственный стандарт профессиональной
подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности
"Общая врачебная практика (семейная медицина)". Разработаны учебно -
методические документы по подготовке сестринского персонала для работы по
принципу семейной медицины. Подготовлены и изданы 14
руководств и монографий. Создан Центр семейной медицины Минздрава России,
успешно работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной)
практики, издается профессиональный журнал "Российский семейный
врач", проведен первый Всероссийский съезд врачей общей практики.
С 1998 по 2000 год количество врачей общей практики, работающих в поликлинике увеличилось
с 1062 до 1620, но удельный вес их по объему оказания первичной медико -
санитарной помощи в России все же не велик.
Особую актуальность для внедрения
института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина.
Интересен опыт Республики Карелия по внедрению врача общей практики в
участковых больницах и в сельских врачебных амбулаториях, где работа ведется по
бригадному принципу (врач, сестра - реабилитолог, семейная медицинская сестра,
сестра медико - социальной помощи, а также сестры -
инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.д.)
Вместе с тем, коллегия отмечает, что
реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло.
Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжает оказывать
первичную медицинскую помощь силами участкового терапевта и узких специалистов.
Так за период с 1998 по 2000 год
количество участковых врачей в поликлинике сохраняется в пределах 47 тыс.
Количество узких специалистов, работающих в поликлинике, также не изменилось
(около 180 тыс.).
Сельские врачебные амбулатории, работа
которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной)
практики, ввиду отсутствия в номенклатуре лечебно - профилактических учреждений
такого учреждения как "общая врачебная (семейная) практика",
не имеют лицензий на этот вид медицинской деятельности.
Несколько тысяч подготовленных в России
врачей общей практики (семейных врачей) продолжают работать участковыми
терапевтами. Так в Архангельской области из 38 специалистов общей врачебной
практики работают только 15, в республике Мордовия из 29 работают 10,
Республика Дагестан из 45 - 20, Республика Бурятия из 72 подготовленных
специалистов работают 49.
В ряде территорий -
Псковской, Брянской, Рязанской, Смоленской, Белгородской, Липецкой,
Ульяновской, Кировской областях (всего около 30 регионов) до настоящего времени
не организована подготовка врачей общей (семейной) практики и семейных
медицинских сестер. В этих же
территориях в лечебно - профилактических учреждениях нет ни одного врача общей
(семейной) практики.
Внедрение службы врача общей (семейной)
практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации и единых подходов в
области реформирования первичной медико - санитарной помощи.
Коллегия считает, что функционирование
службы общей врачебной (семейной) практики должно сопровождаться
соответствующими изменениями в системе финансирования и переоснащения
амбулаторно - поликлинических учреждений для работы по данной технологии, а
также созданием новых офисов по типовым проектам, разработанным в ходе
выполнения отраслевой программы.
Переход на оказание медицинской помощи по
принципу врача общей практики позволит перераспределить объемы медицинской
помощи между стационаром и амбулаторно - поликлиническими учреждениями,
направит имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной)
практики, повысит уровень оплаты труда специалистов высокой квалификации.
Настало время перейти от внедрения
зарубежных "пилотных" проектов поддержки реформы первичной медико -
санитарной помощи на региональном уровне к разработке стратегии и механизмов
поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей
территории России.
Рассмотрев результаты выполнения
отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" в
2000-2001 г.г.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Принять за основу представленный
рабочей группой Минздрава России пакет документов по дальнейшему развитию общей
врачебной (семейной) практики: Положение о враче общей практики (семейном
враче), Положение о медицинской сестре общей врачебной практики (семейной
медицинской сестре), Положение об отделении общеврачебной практики, Нормативы
штатных должностей отделения общеврачебной практики, Положение об организации
труда и заработной платы врача общей (семейной) практики, статистические формы
учета и отчетности деятельности врача общей врачебной (семейной) практики.
2. Рабочей группе Минздрава России в срок
до 15 февраля 2002 года доработать материалы с учетом высказанных на коллегии
замечаний и дополнений и направить их для согласования в территории Российской
Федерации.
3. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению в срок до 15 апреля 2002 г. подготовить приказ
Минздрава России "О совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи
населению Российской Федерации" предусмотрев основной функциональной
единицей по оказанию медицинской помощи населению врача общей (семейной) практики.
4. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению, Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования в срок до 15 апреля 2002 г. определить
дифференцированные подходы к условиям оплаты труда врача общей (семейной)
практики, в том числе в условиях ОМС.
5. Представителям Минздрава России в
федеральных округах, Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению, Центру семейной медицины Минздрава России в срок до 1 июля 2002 г.
внести предложения по созданию филиалов Центра в федеральных округах.
6. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению, Управлению медицинских проблем материнства и
детства, Правовому управлению в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения по
приведению в соответствие отраслевой нормативной базы, с учетом внедрения в
амбулаторно - поликлиническую сеть врача общей практики (семейного) врача.
7. Департаменту госсанэпиднадзора,
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению совместно с
Российской академией медицинских наук в срок до 1 декабря 2002 г. разработать
санитарно - гигиенические требования к размещению и оснащению общих врачебных
(семейных) практик.
8. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики:
8.1. В срок до 1 мая 2002 г. пересмотреть
квалификационные характеристики по специальности врач общей практики (семейная
медицина).
8.2. В срок 1 до июля 2002 г. внести
изменения и дополнения в учебные программы циклов повышения квалификации
специалистов по общей врачебной практике (семейной медицине).
8.3. В срок до 1 декабря 2002 г. создать
дополнительные центры подготовки врачей общей (семейной) практики.
9. Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений совместно с Российской академией медицинских наук в срок
до 15 апреля 2002 г. рассмотреть вопрос об утверждении научной специальности
"общая врачебная (семейная) практика".
10. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению в срок до 15 мая 2002 г. при пересмотре отчетной
документации учесть показатели, отражающие деятельность врача общей (семейной)
практики.
11. Помощнику Министра по связям с
общественностью в срок до 15 апреля 2002 г. разработать план освещения в
средствах массовой информации мероприятий по разъяснению среди населения
преимуществ оказания первичной медико - санитарной помощи по принципу врача
общей (семейной) практики.
12. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 июня 2002 года
рассмотреть на заседаниях коллегии органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации вопросы организации первичной медико -
санитарной помощи населению с развитием общих врачебных (семейных) практик:
12.1. Ввести должности главного
внештатного специалиста органа управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации по общей врачебной (семейной) практике.
12.2. Принять план по укреплению
материально - технической базы общих врачебных (семейных) практик.
13. Контроль за
выполнением решения коллегии оставляю за собой.
Председательствующий
на Коллегии
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь Коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ