ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МОСКОВСКОГО
ОБЛАСТНОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
АПТЕЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
10 июля 1985 г.
N 11-01
О МЕРАХ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА,
ВЫЯВЛЕННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНЫМИ РЕВИЗИЯМИ,
ПРОВЕРКАМИ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯМИ
Аптечное управление Мособлисполкома
рекомендует использовать настоящее письмо при разработке и внесении предложений
о мерах по возмещению материального ущерба, выявленного документальными
ревизиями и инвентаризациями.
Для этого необходимо, в первую очередь,
руководствоваться Положением о материальной ответственности рабочих и служащих
за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX с учетом
изменений и дополнений, содержащихся в Указе Президиума Верховного Совета СССР
от 12 августа 1983 года.
Указанное Положение устанавливает
условия и пределы материальной ответственности рабочих и служащих за
ущерб, причиненный ими предприятию, организации, с которыми они состоят в
трудовых отношениях, т.е. если между ними существует трудовой договор, а также
порядок его возмещения.
Рабочие и служащие, виновные в причинении
ущерба, несут материальную ответственность только при наличии прямого действительного
ущерба, понятие которого будет дано ниже.
Рабочий и служащий, причинивший ущерб,
может добровольно возместить его полностью или частично. Указанное условие
ревизоры должны широко применять при решении вопросов возмещения ущерба в ходе
ревизии. Выдача работниками письменных обязательств о погашении ущерба
производится только добровольно.
С согласия администрации работник может
передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.
Возмещение ущерба производится независимо
от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности.
Действующее трудовое законодательство
предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность.
Основным видом материальной
ответственности является ограниченная.
Такую материальную ответственность несут
работники в размере прямого действительного ущерба, но не более одной трети
своего среднемесячного заработка.
Возмещение ущерба в таком размере производится
по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы (письменное
согласие не требуется). Причем, удержание может быть сделано не позднее двух
недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к
исполнению не ранее семи дней со дня сообщения его работнику.
Руководители
предприятий, учреждений, организаций и их заместители, а также руководители
структурных подразделений и их заместители несут материальную ответственность в
размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднемесячного
заработка, если ущерб причинен излишними денежными выплатами, неправильной
постановкой учета и хранения материальных и денежных ценностей, непринятием
необходимых мер к предотвращению хищений и порчи ценностей.
Указанный ущерб возмещается по
распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа с соблюдением правил и
сроков установленных для взыскания ущерба с рабочих и
служащих.
Полную материальную ответственность несут
работники:
1) когда между ними и организацией
заключен письменный договор о принятии на себя полной материальной
ответственности. Причем, такие договоры имеют юридическую силу в том случае,
если они заключены с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими
должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением,
обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе
производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ
утверждается Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС;
2) когда имущество и другие ценности были
получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым
документам;
3) когда ущерб причинен действиями
работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
4) когда ущерб причинен недостачей,
умышленным уничтожением или умышленной порчей ценностей.
В случаях полной материальной
ответственности возмещение ущерба производится путем предъявления
администрацией иска к работнику в народный суд. Для обращения администрации в
суд установлен срок - до одного года со дня обнаружения ущерба. При пропуске по
уважительным причинам сроков суд может восстановить эти сроки.
При решении суда о взыскании ущерба,
особенно при расследовании уголовных дел и рассмотрении в суде гражданских
исков, важное значение имеет правильное определение
ревизией наличия и размера причиненного ущерба, а также лиц, виновных за него.
В бухгалтерском учете к материальному
ущербу, подлежащему возмещению, относятся потери денежных средств и
материальных ценностей, которые возникли в результате противоправных действий
или бездействий работников. Во внимание принимаются только прямые убытки, но не
упущенная предприятием выгода.
Например, нельзя отнести к материальному
ущербу убытки, возникшие вследствие нераспорядительности, бесконтрольности или
бесхозяйственности, в результате которых государственные предприятия,
организации и учреждения недополучили доходы.
При хищении, недостаче или умышленной
порче материальных ценностей ущерб определяется по государственным розничным
ценам, а в случаях когда розничные цены на
материальные ценности ниже оптовых цен - по оптовым ценам. При отсутствии на
данный вид материальных ценностей розничных цен ущерб определяется по ценам,
исчисленным в порядке предусмотренном указаниями
Госкомцен СССР от 29 декабря 1981 г. N 1372, исходя из оптовых, закупочных
(заготовительных) цен с применением предусмотренных коэффициентов.
Разница между взысканной суммой и суммой,
направляемой на возмещение ущерба, причиненного соответствующему предприятию
или организации, направляется в доход союзного бюджета на раздел 12 параграфа.
По общеустановленному правилу при
определении размера недостачи товаров надо исключить потери, вызванные их
естественной убылью в пределах установленных норм.
Нормы убыли могут применяться лишь при
выявлении фактических недостач. До установления факта недостачи запрещается
производить списание материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
При этом надо учитывать, что если ревизия
производится в период расследования уголовного дела и ревизору стало известно,
что по данным следственного органа установленная недостача ценностей возникла в
результате их присвоения, ревизор не должен исключать потери, предусмотренные
нормами естественной убыли. В таком случае, он показывает в акте ревизии общую
сумму недостачи и положенную по общему правилу сумму естественной убыли. Вопрос
о том, следует ли исключить сумму естественной убыли из общей суммы недостачи
ценностей, будет разрешать следственный орган.
При определении материального ущерба,
образовавшегося вследствие недостачи находившегося в эксплуатации имущества,
ревизор определяет стоимость имущества, исходя из государственных розничных цен
(если такие цены на эти предметы установлены) или по фактической их
себестоимости с учетом износа имущества.
При определении размера ущерба,
вызванного переплатой заработной платы во всех случаях надо определять разницу
между суммой, неправильно полученной работниками на руки, и суммой, которая
причитается им на руки по правильному расчету.
Здесь имеется в виду сумма, причитающаяся
(по табелю или наряду) за вычетом налогов как в
первом, так и во втором расчете.
При выявлении недостачи ценностей путем
проведения инвентаризации, надо определить период ее образования, причины
возникновения.
Недостача ценностей возникает по различным
причинам, она не всегда является следствием присвоения средств, поэтому
изучение условий хранения ценностей, порядка их приемки и отпуска имеет большое
значение при решении вопроса об ответственности за нее определенных лиц.
Неправомерно считать, что если
материально-ответственное лицо не оспаривает установленного размера недостачи,
то это не означает, что недостача определена
безусловно правильно, и проверять учет приходных и расходных операций не
требуется. Подобный взгляд лишен оснований, особенно в отношении таких
ценностей, которые списываются на производство без точного пересчета, измерения
или взвешивания.
В ряде случаев материально-ответственные
лица не оспаривают установленного размера недостачи и подтверждают его, хотя
знают, что она выявлена не полностью и частично скрыта
в учете, или указывают заведомо неправильные причины ее образования.
Определение периода образования
недостачи, как правило связано с проверкой
документальных данных последнего инвентаризационного периода. Если
инвентаризации ценностей не проводились со дня назначения
материально-ответственного лица на эту должность, ревизор проверяет документы с
момента фактической приемки ценностей этим лицом до даты инвентаризации,
проведенной в период ревизии.
В случаях, когда за время работы
материально-ответственного лица проводилось несколько инвентаризаций и ревизор
признает данные предыдущей инвентаризации правильными, он указывает в акте
ревизии, что недостача ценностей возникла за последний инвентаризационный
период.
При этом нельзя быть благодушно
настроенным в отношении результатов таких инвентаризаций, где полностью
совпадают фактические остатки материальных ценностей с данными учета по всем
или по абсолютному большинству наименований. Ведь при массовых приходных и
расходных операциях на многих предприятиях и в учреждениях, особенно по весовым
материалам, в процессе приемки, хранении и отпуске происходят естественные
потери, а значит результатов без расхождений, как правило, не должно быть.
Поэтому в подобных случаях результаты инвентаризации должны подвергаться
особенно тщательному изучению с целью выяснения, не приняты ли
инвентаризационной комиссией остатки ценностей по учету за их фактическое
наличие без пересчета, перемеривания или взвешивания.
Если ревизор признает материалы
предыдущей инвентаризации не правильными, он должен в акте указать на
конкретные материалы, опровергающие достоверность данных, включенных в опись
фактического остатка ценностей. После этого составляется сквозной расчет о
движении ценностей, начиная с фактического остатка ценностей по данным более
ранней (по очереди) инвентаризации, признанной ревизором правильной.
Правильное определение ревизором
материально-ответственных лиц и должностных лиц, ответственных за допущение
нарушения в учете, контроле и финансово-хозяйственной деятельности предприятий,
учреждений и организаций, имеет существенное значение в уголовном и гражданском
процессе.
Разрешая этот вопрос, ревизор
руководствуется законами, постановлениями, приказами, инструкциями, договорами,
положениями и другими документами, определяющими права, обязанности и
ответственность должностных лиц.
К материально-ответственным лицам ревизор
относит только тех работников, на которых законодательством о труде или
договором, заключенным между работником и предприятием, возложена полная
материальная ответственность за вверенные им ценности. Рассматривая этот вопрос ревизор должен проверить: принимались ли фактически
этими лицами ценности по акту, осуществлялись ли ими во всех случаях операции
по приему и отпуску материальных ценностей. Без установления этих данных,
невозможен вывод ревизора об их ответственности за недостачу ценностей.
Для того чтобы, например, признать зав.
отделом ответственным за материальный ущерб, причиненный государству,
недостаточно того факта, что по приказу руководителя он назначен на эту
должность с материальной ответственностью, что с ним подписан договор об
имущественной ответственности за вверенные ему на хранение ценности. В дополнение к этим данным ревизор путем проверки документов и
учетных данных должен установить, принимал ли зав. отделом по акту материальные
ценности в момент вступления в исполнение своих обязанностей, он ли совершал
все приходные и расходные операции в отделе за тот период, когда образовалась
недостача, не нарушала ли администрация аптеки, склада прав зав. отделом, как
ответственного хранителя ценностей. Без проверки этих данных нельзя
признать зав. отделом ответственным за недостачу ценностей, образовавшуюся в
отделе.
Важное значение имеет определение лиц,
материально-ответственных за недостачу образовавшуюся
в кассе.
Если инвентаризацией денежных средств в кассе установлена недостача, ревизор обязан
просчитать правильность итогов во всех кассовых отчетах за период со дня
предыдущей инвентаризации кассы до дня ревизии и проверить, не допущены ли в
них арифметические ошибки. При отсутствии таких ошибок, установленная недостача
считается реальной и подлежит немедленному погашению кассиром. Результат
записывается в акт инвентаризации кассы.
Ответственность кассира вытекает из
Положения о ведении кассовых операций, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 6 августа 1973 года N 552.
Проверка кассовых документов с точки
зрения полноты оприходования и обоснованности списания денежных средств,
производится позднее. Все нарушения о ведении кассовых операций отражаются
затем в общем акте. При этом неполностью оприходованные или неправильные суммы
относятся ревизором к недостаче, скрытой в учете. За эту недостачу, наряду с
кассиром, могут быть ответственны и другие работники.
В подобных случаях ревизор должен
обосновать в акте каждый факт злоупотребления и, кроме кассира, указать тех
лиц, которые не обеспечили контроль за кассовыми
операциями или приняли участие в составлении и оформлении неправильных
платежных документов.
Ревизионная практика показывает, что
иногда материальный ущерб возникает в связи с выплатой кассиром денежных
средств по ведомостям, в которые включены подставные лица. Если кассир не
нарушил правил выплаты заработной платы, т.е. выдал деньги тем лицам, которые
значатся в ведомости и они расписались в ней, он не
может нести ответственность за образовавшийся в связи с этим материальный
ущерб. В этом случае ответственными за образование ущерба являются лица,
которые составили неправильную ведомость или дали указание об этом. Если же
кассир нарушил правила выдачи денег из кассы, т.е. начисленные деньги выдал по
подложенным подписям, материальную ответственность несет кассир.
При выявлении
фактов составления должностными лицами недостоверных документов (с завышенными
объемами выполненных работ, неправильными расценками, ценами и т.д.),
ответственность определяется ревизором, исходя из Положения о документах и
записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденного
Министерством финансов СССР 18 октября 1961 года, в котором предусмотрено, что
за достоверность содержащихся в документах данных, а также за доброкачественное
их составление несут
ответственность должностные лица, подписавшие эти документы.
Руководствуясь этим положением, ревизор
называет лиц, ответственных за злоупотребление, вследствие которого возник
материальный ущерб или был скрыт в учете.
Недостачи ценностей и другие
злоупотребления чаще всего возникают там, где бухгалтерский учет находится в
запущенном состоянии. В связи с этим характеристика состояния бухгалтерского
учета в акте ревизии имеет большое значение для установления причинной связи
состояния учета с выявленными злоупотреблениями. Исходя из данных ревизии о
состоянии учета, суд может привлечь к ответственности работников учета, вынести
частное определение, обязывающее руководителя предприятия принять меры к
улучшению учета. Характеризуя нарушения в учете, надо указывать, какие
положения и инструкции нарушались.
Предлагаем изучить настоящее рекомендации
и использовать их в реализации материалов ревизий, инвентаризаций и проверок.
Начальник аптечного управления
исполкома Мособлсовета
В.И.ШИЯНОВ