КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
5 марта 2002 г.
N 5
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
Федеральная целевая программа
"Безопасное материнство" (далее Программа) утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1173 и реализуется с 1995
года. Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения
Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 19.02.96 N 210
Программа включена в состав президентской программы "Дети России" и
действие ее продлено на 1996-1997 годы. Действие Программы продлено на
1998-2000 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N
29 и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 - на
2001-2002 годы. Во исполнение указов Президента Российской Федерации и
постановлений Правительства Российской Федерации Минздравом России изданы
соответствующие приказы от 11.04.95 N 93, 29.03.96 N 110 и 25.03.98 N 88 и от
20.04.2001 N 124, которыми утвержден Координационный совет по организации
управления и контроля за выполнением Программы.
Формирование и реализация программных
мероприятий осуществлялась во взаимодействии с органами и учреждениями
здравоохранения на местах. Аналогичные региональные Программы приняты
практически во всех субъектах Российской Федерации.
Основная цель Программы - социальная
поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья, создание
необходимых условий для рождения здоровых и желанных детей, профилактика и
снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Программные
мероприятия сосредоточены на решении следующих задач: совершенствовании
нормативной правовой базы службы материнства и детства, внедрении современных
организационных и перинатальных технологий, подготовки кадров, укреплении
материально-технической базы родовспомогательных и детских учреждений;
проведении специальных научных исследований в области акушерства, гинекологии и
перинатологии; разработке и
внедрении эффективных информационных технологий для специалистов и населения по
вопросам охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства, формирования
здорового образа жизни.
Реализация этих задач до 1998 года
осуществлялась в рамках двух федеральных целевых программ - "Планирование
семьи" и "Безопасное материнство", а с 1998 года в связи с
решением Государственной Думы Российской Федерации об объединении средств этих
двух целевых программ - в рамках одной целевой программы "Безопасное
материнство".
Финансирование Программы в полном объеме
осуществляется только с 1999 года в соответствии с решением Комиссии по
вопросам улучшения положения женщин (протокол от 27.11.98 N 3).
В 1995-1998 годах на Программу выделялись
незначительные объемы средств (соответственно 9%, 3,8%, 9,8% и 5,6% от
запланированных), которые были направлены на проведение, в основном, научных
исследований.
Особенностью реализации III этапа федеральной
целевой программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы является
участие субъектов Российской Федерации (53 территории) в софинансировании
программных мероприятий и включение в Программу инвестиционного раздела -
поддержка финансирования 8 строящихся региональных и межрайонных перинатальных
центров.
Утвержденные в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации объемы финансирования
мероприятий Программы на 2001-2002 год составляют 999,3001 (в ценах 2000 года),
в том числе: за счет средств федерального бюджета - 193,52 млн. рублей (19,4%),
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 805,7801 млн. рублей
(80,6%).
По оперативной информации в 2001 году в
софинансировании Программы приняли участие 72 субъекта Российской Федерации из
средств бюджетов различных уровней - на реализацию региональных программ
выделено более 600 млн. рублей.
Из федерального бюджета в 2001 году
Программа профинансирована в размере 86 млн. 141 тыс. рублей, что составило
107,5% от годового плана бюджета (6,0 млн. рублей за счет дополнительных
доходов на инвестиционный раздел Программы). На 2002 год по плану бюджета на
Программу выделено 129 млн. 201 тыс. рублей - 89 млн. 310 тыс.рублей
по статье "Прочие нужды", 1 млн. 400 тыс. рублей - на НИОКР и 38,5
млн. рублей на выполнение инвестиционного раздела Программы.
Целевое и эффективное использование
средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы
"Безопасное материнство", было подтверждено в ходе проверки Счетной
палатой Российской Федерации в июне-июле 2001 г.
В соответствии со структурой реализации
средств Программы по основной статье "Прочие
нужды" в 1995-2001 годах на оснащение учреждений родовспоможения и детства
регионов современной лечебно-диагностической аппаратурой было направлено 139
млн. 726 тыс. рублей (более 90%). За этот период было закуплено 167
ультразвуковых аппаратов, 106 фетальных кардиомониторов, 147 гистероскопов, 82
лапароскопа, 40 комплектов наркозно-дыхательной аппаратуры. Закупки
осуществлялись в установленном порядке в рамках проведения торгов (конкурсов).
За этот период 7 млн. 452 тыс. рублей (около 5%) было направлено на
организационное обеспечение повышения информированности специалистов и
населения по вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья и
безопасного материнства. По этим проблемам в регионы направлено более 3 млн.
экземпляров информационных материалов (брошюры, буклеты, плакаты, аудио- и
видеопродукция и др.). Ежегодно за счет средств Программ
до 1998 года проводилась централизованная закупка гормональных контрацептивных
средств для групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные,
инвалиды и др.), за весь период закуплено 11,9 млн. упаковок на сумму 23 млн.
719 тыс. рублей.
В результате этих мер и взаимодействия
органов и учреждений здравоохранения с органами социальной защиты, молодежными
службами, общественными организациями, в работе с контингентами групп социального
риска, особенно подростками, и обеспечения их контрацептивами отмечается
постоянное снижение числа абортов. Так, у девочек до 14 лет за последние 5 лет число абортов снизилось на 40% (1996 год - 2
112, 2000 год - 1 269), в возрастной группе 15-19 лет - на 23% (1996 год -
251,2 тыс., 2000 год - 193,6 тыс.). Снизилась материнская смертность от
абортов.
В рамках Программы осуществлялась
поддержка разработки отечественных контрацептивов: гормонального - нитрогеста и
местного контрацептива с противовирусным действием - спемикола. На эти цели
израсходовано 2 млн. 800 тыс. рублей. В настоящее время завершена разработка и
получены опытные образцы препаратов.
За период реализации федеральной целевой
программы "Безопасное материнство" (1995-2001 годы) разработаны и
приняты законодательные акты (федеральные законы от 24.11.96 N 130-ФЗ и N
131-ФЗ и от 28.12.2001 N 181-ФЗ) по социальной поддержке материнства. В ряде
территорий (Калужская, Томская, Оренбургская области, Алтайский край и др.)
осуществляется бесплатная выдача беременным медикаментов для лечения анемии и
компенсация транспортных расходов при направлении их на консультации в
специализированные медицинские учреждения.
С учетом реализации аналогичных
региональных программ в субъектах Российской Федерации созданы 70 перинатальных
центров, в 2 территориях (Хабаровском крае и Чувашской Республике) введены и
оснащены современным оборудованием первые очереди этих учреждений в 2001 году
за счет инвестиционного раздела Программы.
За годы реализации Программы организовано
472 центра планирования семьи и репродукции; более 20 молодежных центров и
центров репродуктивного здоровья подростков. На базе санатория им. С.М.Кирова в
г. Пятигорске создано первое республиканское санаторно-курортное отделение для
реабилитации нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков.
По статье НИОКР за годы реализации
Программы (1995-2001 годы) в рамках договоров НИР, заключенных на конкурсной
основе с медицинскими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями
страны, было выделено 7 млн. 752 тыс. рублей (около 5%). За этот период
выполнено 99 научно-исследовательских работ (в 1995-1997 годах - 63; в
1998-2000 годах - 28 и в 2001 году - 8), по результатам которых подготовлено
более 100 нормативно-методических документов, содержащих принципиально новые
положения с учетом современных достижений науки в области охраны здоровья
матери и ребенка.
Разработка и внедрение передовых
технологий позволило на новом методическом уровне решать проблемы профилактики
и лечения акушерских кровотечений, поздних токсикозов беременности, сепсиса,
невынашивания беременности и других осложнений, являющихся причинами
материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
С учетом научных разработок в
деятельность акушерско-гинекологических учреждений страны внедряются новые
санитарные нормы и правила, семейно-ориентированные организационные и
перинатальные технологии как наиболее оптимальные с точки зрения
психологического взаимодействия и профилактики заболеваемости матери и ребенка;
стандарты объемов акушерско-гинекологической помощи и планирования семьи,
стандарт нормальных родов и первичной реанимации новорожденных в акушерских
стационарах, стационарозамещающие технологии, современные методы пренатальной
диагностики и эндоскопической хирургии, репродуктивные технологии, новые формы
первичной медицинской документации по родовспоможению и неонатологии и др.
С учетом внедрения новых организационных
форм и лечебно-диагностических технологий в последние годы изданы важные для
службы родовспоможения нормативные документы, разработаны актуальные для
практического здравоохранения руководства - по планированию семьи, безопасному
материнству, охране репродуктивного здоровья и др.
Мероприятия Программы по подготовке
кадров осуществлялись в основном в рамках текущего финансирования. За период
действия Программы внедрена углубленная подготовка врачей акушеров-гинекологов
в ординатуре с продлением срока обучения до 3 лет, расширен перечень
тематической последипломной подготовки по проблемам планирования семьи и
безопасного материнства, разработаны государственные образовательные стандарты
по специальности "Акушерское дело" базового и повышенного уровней и
т.д.
Большой вклад в подготовку кадров,
особенно организаторов службы, внедрение новых медицинских технологий в
практику вносят ежегодные совещания по анализу и итогам деятельности органов и
учреждений службы родовспоможения и детств, форумы, съезды, конгрессы врачей
акушеров-гинекологов и педиатров, симпозиумы, научно-практические конференции
по актуальным вопросам педиатрии, акушерства и гинекологии. Ежегодно проводится
более 30 таких важных мероприятий. В 2000 году проведен первый Российский съезд
акушерок, наметивший перспективы развития акушерского дела в стране.
С целью повышения квалификации кадров организаторов
службы, оперативного анализа и контроля за состоянием
материнской и младенческой смертности в регионах и своевременного принятия
эффективных мер по их снижению в 2000 году создана Комиссия Минздрава России по
повышению эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого
года жизни. Разработан и направлен на места "План действий по снижению
материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003
годы".
В целях обеспечения
организационно-методической помощи органам и учреждениям здравоохранения
субъектов Российской Федерации, повышения эффективности оказания медицинской
помощи женщинам и детям, закреплена курация
научно-исследовательских институтов акушерско-гинекологического и
педиатрического профиля по федеральным округам (приказы Минздрава России от
04.06.2001 N 201/51 и от 13.12.2001 N 435/104).
Благодаря совместной деятельности органов
и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской
помощи матерям и детям, реализации программных мероприятий на федеральном и
региональном уровнях удалось улучшить основные качественные показатели службы
охраны материнства и детства.
Выраженную тенденцию к снижению имеет
интегрированный показатель состояния репродуктивного здоровья службы
родовспоможения - материнская смертность. За последние 5 лет
абсолютное число умерших женщин уменьшилось с 638 до 503, показатель на 100 00
живорожденных снизился на 18,8% (с 48,9 в 1996 году до 39,7 в 2000 году), а за
последние 10 лет - на 24,2%. По оперативным данным в 2001 году по сравнению с
2000 годом произошло снижение материнской смертности на 60 случаев - 11,3%
(443), показателя - на 15,1% (33,7). По-прежнему в структуре причин
материнской смертности ведущее место занимают кровотечения, токсикозы
беременности, аборты.
В результате целенаправленной работы,
проводимой в последние годы в рамках федеральной целевой программы, отмечается
постоянное снижение числа абортов и материнской смертности после абортов.
Абсолютное число абортов снизились с 2,5 млн. в 1996 году до 1,9 млн. в 2000
году, показатель числа абортов на 1 000 женщин детородного возраста - с 64,5 до
50,5 соответственно, т.е. за последние 5 лет показатель и абсолютное число
абортов уменьшилось в 1,3 раза; материнская смертность
после абортов - на 17,6%. При этом абсолютное число криминальных абортов
снизилось на 43,2%; число абортов у девочек до 14 лет - на 40%. Снижение числа
абортов обусловлено, в основном, увеличением числа женщин, использующих
эффективные средства контрацепции - за последние 5 лет на 10%, в том числе
гормональную контрацепцию - на 12%.
В течение последних лет отмечается
положительная тенденция в снижении перинатальной смертности. В 2000 году этот
показатель составил 13,2 на 1 000 родившихся живыми и
мертвыми (1996 год - 15,9), в том числе мертворождаемость - 6,66 (1996 год -
7,79), ранняя неонатальная смертность - 6,52 (1996 год - 8,09). Среди основных
причин перинатальной смерти ведущее место (43,9%) занимают экстрагенитальные
заболевания матери и осложнения беременности.
Постоянную тенденцию к снижению имеет
важнейший показатель службы - младенческая смертность. В 2001 году он составил
14,7 на 1 000 родившихся живыми (1996 год 17,4).
Однако, несмотря на положительную
динамику основных показателей, характеризующих здоровье женщин и детей увеличивается
число женщин с осложненным течением беременности (анемией, болезнями почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями, поздним токсикозом
беременности и др.). Продолжает увеличиваться число родов с различными
осложнениями, которые являются следствием низкого уровня общесоматического
здоровья женщин.
В связи с этим и в
целях закрепления позитивных тенденций в решении проблем охраны здоровья женщин
и детей разработан проект комплексной федеральной целевой программы
"Здоровый ребенок" на 2003-2006 годы, включающий программные
мероприятия по охране здоровья матери, которые сформированы в рамках основных
направлений программы "Безопасное материнство", исходя из принципов
преемственности, эффективности и результативности ее реализации в предыдущие
годы. Основная цель этих мероприятий -
создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья
женщины-матери и обеспечение рождения здорового ребенка.
В целях своевременного выполнения
мероприятий федеральной целевой программы "Безопасное материнство",
совершенствования медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам,
снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить работу, проведенную
Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации по выполнению федеральной целевой программы "Безопасное
материнство".
2. Управлению медицинских проблем
материнства и детства, Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и
развития медицинской помощи населению, Управлению научно-исследовательских
медицинских учреждений, Управлению организации фармацевтической деятельности,
обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями постоянно осуществлять контроль за выполнением федеральной целевой программы
"Безопасное материнство". В срок до 31 декабря 2002 г. обеспечить
реализацию в полном объеме всех программных мероприятий.
3. Управлению медицинских проблем
материнства и детства, Департаменту государственного контроля лекарственных
средств и медицинской техники обеспечить контроль за
завершением разработки, качеством и внедрением в практику отечественных
контрацептивов нитрогест и спемикол.
4. Представителям Министерства
здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах ежегодно вносить на
заседания координационных советов федеральных округов вопросы контроля за реализацией федеральных и региональных целевых
программ по охране материнства и детства, предупреждению и снижению материнской
и младенческой смертности в регионах.
5. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
5.1. Установить контроль и обеспечить
выполнение в полном объеме мероприятий федеральной и региональных целевых
программ "Безопасное материнство".
5.2. Обеспечить своевременное
(ежеквартально) представление в Минздрав России информации по долевому
финансированию федеральной целевой программы "Безопасное материнство"
в соответствии с утвержденными объемами средств за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации.
5.3. Обеспечить выполнение Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки и Концепции охраны репродуктивного
здоровья населения России на 2000-2004 годы, Плана действий по снижению
материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы.
5.4. Осуществлять внедрение в практику
работы учреждений родовспоможения эффективных организационных форм и
перинатальных технологий, способствующих совершенствованию медицинской помощи
беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.
6. Контроль за
выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ