МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
15 марта 2002 г.
N 81
О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ В 2002 ГОДУ
В целях совершенствования ранней
диагностики и своевременного оказания лечебно - профилактической помощи детям
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
Положение об организации и проведении
Всероссийской диспансеризации детей (Приложение).
2. Управлению медицинских проблем
материнства и детства, Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами совместно с Научно -
исследовательским центром здоровья детей Минздрава России:
2.1. В срок до 15.03.2002 разработать и
ввести в действие учетную форму по диспансеризации детей для машинной
обработки.
2.2. В срок до 01.08.2002 разработать
программу ввода и обработки данных по диспансеризации детей.
2.3. В срок до 31.12.2002
проанализировать данные диспансеризации детей.
3. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
3.1. Создать комиссии по подготовке и
проведению диспансеризации детей.
3.2. Организовать с 15.04.2002 по
15.12.2002 проведение диспансеризации детей.
3.3. Данные о проведении диспансеризации
детей направлять ежемесячно до 15.12.2002 в Научно - исследовательский центр
здоровья детей Минздрава России по электронной почте (mniips@pediatr
mtu-net.RU) по машиноориентированной учетной форме.
3.4. При проведении диспансеризации детей
руководствоваться приказом Минздрава России и РАМН N 201/51 от 04.06.2001 г.
"О закреплении федеральных округов за научно - исследовательскими
институтами акушерско - гинекологического и педиатрического профиля".
3.5. Итоги проведения диспансеризации
детей обсудить на коллегиях.
3.6. Разработать по итогам
диспансеризации детей план мероприятий по диспансерному наблюдению, лечению и
оздоровлению детей.
3.7. Отчеты по оздоровлению детей
направлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно до
01.01. в течение 2003 - 2004 гг.
4. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики, Управлению научно -
исследовательских
медицинских учреждений обеспечить участие научно - исследовательских и
образовательных медицинских учреждений Минздрава России в проведении
Всероссийской диспансеризации детей.
5. Руководителям научно -
исследовательских и образовательных медицинских учреждений Минздрава России
принять участие в работе комиссий органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской диспансеризации
детей.
6. Научно - исследовательскому центру
здоровья детей Минздрава России до 01.08.2002 проанализировать в двух областях
Российской Федерации состояние здоровья детей.
7. Управлению медицинских проблем
материнства и детства в срок до 01.02.2003 по итогам Всероссийской
диспансеризации детей разработать план мероприятий по лечению и оздоровлению
детей.
8. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 15.03.2002 г. N 81
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ
ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
1. Для проведения Всероссийской
диспансеризации детей в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по
подготовке и проведению диспансеризации детей.
2. Для проведения диспансеризации детей
формируются бригады специалистов из лечебно - профилактических учреждений
совместно со специалистами научно - исследовательских и образовательных
медицинских учреждений Минздрава России.
3. В ходе проведения диспансеризации
детей необходимо проводить профилактические осмотры неорганизованных детей,
детей в образовательных учреждениях всех типов и видов, в домах ребенка, в
интернатных учреждениях и др. учреждениях.
4. Профилактические осмотры должны
проводиться в учреждениях, в которых воспитываются и (или) обучаются дети, или
в амбулаторно - поликлинических учреждениях по месту жительства (прикрепления).
5. При проведении диспансеризации детей
сохраняются периодические профилактические осмотры отдельных возрастных групп
детей, которые проводятся в установленном порядке. С учетом контингентов детей
составляются графики профилактических осмотров.
6. Профилактические осмотры проводятся по
схеме (Приложение).
7. Диспансеризацию детей в возрасте до 10
лет проводить в соответствии с действующими приказами. Детям в возрасте 2, 4,
5, 8 и 9 лет, не подлежащим периодическим профилактическим осмотрам, проводится
тестирование по базовой скрининг - программе, лабораторное обследование, осмотр
врачом - педиатром, другими специалистами по показаниям. В ходе диспансеризации
дети в возрасте 10 - 18 лет должны быть все охвачены профилактическими
осмотрами. При проведении диспансеризации детей, не подлежащих периодическим
профилактическим осмотрам, необходимо расширить программу их обследования.
8. Данные о диспансеризации детей
вносятся в историю развития ребенка (ф. 112/у), медицинскую карту ребенка для
образовательных учреждений (ф. 026/у-2000), медицинскую карту ребенка,
воспитывающегося в доме ребенка (ф. 112-1/у-2000). При выявлении отклонений в
состоянии здоровья детей проводятся дополнительные консультации врачей -
специалистов, дополнительное лабораторное и функционально - диагностическое
обследование, назначаются индивидуальные лечебно - оздоровительные мероприятия,
включая стационарное и санаторно - курортное лечение.
9. В ходе диспансеризации детей оценку их
физического развития и физической подготовленности проводить по прилагаемой
схеме.
СХЕМА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА
Профилактический осмотр детям всех
возрастных групп проводится в 3 этапа.
РЕБЕНОК ПЕРВОГО
ГОДА ЖИЗНИ (плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится на
основании скрининг - программы базовой медицинской сестрой.
- Сбор данных анамнеза.
- Антропометрия (рост, вес, окружность
головы, груди).
- Лабораторное обследование: анализы
крови, мочи, кала.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр
специалистами (невролог, стоматолог, ортопед, офтальмолог, другие - по
показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе
основной, сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка нервно - психического развития.
- Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 1 ГОД
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится на
основании скрининг - программы базовой медицинской сестрой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Лабораторное обследование: анализы крови,
мочи, кала.
2 ЭТАП осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр
специалистами (ортопед, хирург, невролог, офтальмолог, стоматолог, другие - по
показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе
основной, сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка нервно - психического развития.
- Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 3 ГОДА
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится на
основании скрининг - программы базовой медицинской сестрой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Лабораторное обследование: анализы крови,
мочи, кала.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр
специалистами (ортопед, хирург, невролог, офтальмолог, стоматолог, другие - по
показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе
основной, сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка нервно - психического развития.
- Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 6 ЛЕТ
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится медицинской
сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на основании
скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
- Оценка состояния:
- осанки
- стопы
- остроты зрения
- тест Малиновского (возрастная
рефракция)
- остроты слуха
- динамометрии
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы кала, мочи, крови.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр
специалистами (хирург, ортопед, офтальмолог, дерматолог, невролог, логопед (с
3-х лет), стоматолог, педагог, психолог, другие - по показаниям).
Заключительный диагноз (в том числе
основной, сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического развития.
- Группа здоровья.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 7 ЛЕТ
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
- Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
измерение АД мм.
рт. ст.
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
дерматолог
невролог
логопед
стоматолог
педагог, психолог
др. специалисты по показаниям.
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
- Медицинская группа для занятий
физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 2, 4, 5, 8,
9 ЛЕТ (внеплановые)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой на основании скрининг - программы базовой.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами по
показаниям.
ВОЗРАСТ 10 ЛЕТ
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
измерение АД мм.
рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
стоматолог
педагог
психолог
др. специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
Медицинская группа для занятий физической
культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 11 ЛЕТ
(внеплановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест
- Антропометрия
Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
измерение АД мм.
рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др. специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
- Медицинская группа для занятий
физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 12 ЛЕТ
(плановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
измерение АД мм.
рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др. специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
- Медицинская группа для занятий
физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТ 13 ЛЕТ
(внеплановый)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
измерение АД мм.
рт. ст., ЭКГ
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы.
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др. специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
- Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
- Медицинская группа для занятий
физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
ВОЗРАСТА 14 - 17
ЛЕТ (плановые)
1 ЭТАП - доврачебный проводится
медицинской сестрой образовательного учреждения или по месту жительства на
основании скрининг - программы базовой.
- Анкетный тест.
- Антропометрия.
Оценка состояния:
- осанки
- стопы (плантограмма)
- остроты зрения
- остроты слуха
- динамометрии
- измерение АД мм.
рт. ст., ЭКГ
- флюорография с 15 лет 1 раз в 2 года.
Лабораторное обследование:
- Определение в моче глюкозы
- Анализы крови, кала, мочи.
2 ЭТАП - осмотр педиатром.
3 ЭТАП - осмотр специалистами:
эндокринолог
хирург
ортопед
офтальмолог
отоларинголог
невролог
гинеколог
уролог
стоматолог
педагог, психолог
др. специалисты по показаниям
Заключительный диагноз (в т.ч. основной,
сопутствующие заболевания).
Оценка физического развития.
- Оценка физической подготовленности.
- Оценка нервно - психического здоровья.
- Группа здоровья.
- Медицинская группа для занятий
физической культурой.
Рекомендации по дальнейшему наблюдению и
лечению ребенка.
Профилактические осмотры проводятся на
основании приказов:
- Минздрава России и Минобразования
России от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского
обслуживания детей в образовательных учреждениях";
- Минздрава России
от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических
осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико -
экономических нормативов", от 07.05.98 N 151 "О временных отраслевых
стандартах объема медицинской помощи детям", от 03.07.00 N 241 "Об
утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений", от
16.10.01 N 371 "О штатных нормативах медицинского и педагогического
персонала детских городских поликлиник
(поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч
человек", от 07.02.02 N 47 "О совершенствовании оказания медицинской
помощи беспризорным и безнадзорным детям".
ИССЛЕДОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Исследования физического развития
регламентируются Приказом от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по
проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на
основе медико - экономических нормативов".
Оценка уровня возрастного развития
(полового созревания) и функциональных показателей имеет большое значение.
Программа обследования составлена с расчетом получения данных об основных
(тотальных) признаках физического развития, физиометрических и соматоскопических
показателях.
Определение тотальных признаков физического
развития
Длину тела (рост) измеряют при помощи
складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова
обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний
край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Горизонтальная
линейка антропометра выдвигается на 15 - 20 см и подводится к наиболее высокой
точке головы, при этом сам инструмент находится в строго вертикальном
положении. Точность измерения - до 0,5 см.
Массу тела (вес) определяют при помощи
медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом
входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов.
Точность измерения - 100 гр.
Обхват груди (окружность грудной клетки)
определяется с помощью полотняной прорезиненной ленты. Лента накладывается
строго горизонтально (на уровне околососковых кружков спереди, под углами
лопаток сзади); мягкие ткани следует слегка прижать. Точность измерения - до
0,5 см.
Определение физиометрических показателей
Жизненную емкость легких определяют при
помощи водяного или воздушного спирометра. Обследуемый берет мундштук
спирометра в правую руку, делает глубокий вдох и плотно захватывает мундштук
губами, выдыхает в него воздух. Измерение проводят 3 раза, записывается
максимальный результат. Точность измерения - 100 куб. см (мл).
Мышечную силу кисти определяют ручным
динамометром. Обследуемый стоит прямо, отведя правую руку немного вперед и в
сторону, кистью руки обхватывает динамометр и максимально сжимает его по
команде. Измерение проводится 3 раза, записывается максимальный результат.
Точность измерения - 0,5 кг.
Определение соматоскопических показателей
Степень развития мускулатуры определяют
визуально и оценивают по 3-бальной шкале. На основании выраженности рельефа
мускулатуры и ее тонуса выделяют слабое (балл 1), среднее (балл 2) и сильное
(балл 3) развитие мышц.
Степень развития подкожного жирового слоя
определяют также визуально и оценивают по 3-бальной шкале. В соответствии с
выраженностью или сглаженностью костного рельефа отмечают слабое (балл 1),
среднее (балл 2) и сильное (балл 3) развитие подкожно - жировой клетчатки.
Определение зубной формулы. Общее
количество прорезавшихся постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней
челюсти. Учитываются постоянные зубы всех стадий прорезывания - от четкого
выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба.
Началом прорезывания считается возраст, в котором 5% детей имеют постоянные
зубы, а концом - возраст, когда постоянные зубы встречаются в 95% случаев.
Определение выраженности вторичных
половых признаков.
Стадии
развития волосяного покрова на
лобке: P - отсутствие
0
волос; P -
единичные короткие волосы; P - волосы
в центре лобка,
1 2
густые, длинные;
P - волосы на всем треугольнике
лобка, густые,
3
длинные. Стадии
развития волосяного покрова в подмышечной впадине:
A - отсутствие волос, A - единичные волосы; А
- волосы в
x0 x1 х2
центре впадины, хорошо выражены; А -
волосы по всей подмышечной
x3
области, густые.
Развитие молочных желез: M - детская стадия;
a0
M - железы не
выделяются, сосок приподнят
над околососковым
a1
кружком; M
- околососковый кружок увеличен, вместе с соском
a2
образует конус,
железы несколько выделяются;
M - железы
a3
поднимаются на
большом участке, сосок
и околососковый кружок
сохраняют форму
конуса; M - женская стадия, сосок
приподнимается
a4
над околососковым
кружком, железы принимают
размеры и форму,
свойственные взрослой женщине.
Развитие вторичных половых
признаков обозначается общей
формулой (например, A P -
для мальчиков или
M A P
- для
x1 1 a1 x1 1
девочек). У
девочек с 11-летнего возраста к
формуле добавляются
данные о наличии
или отсутствии менструаций (Me+, Me-).
Программа разработки полученных данных
1. Проведение индивидуальной оценки
физического развития по модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине
тела.
2. Определение уровня полового созревания
- оценка половой формулы по возрастно - половым нормативам.
3. Определение функциональных
возможностей по динамометрии и ЖЕЛ.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Оценка физического развития проводится с
использованием региональных нормативов.
Для индивидуальной оценки физического
развития используются
таблицы,
разработанные на основе региональных шкал регрессии массы
тела по
длине тела с
диапазоном "нормы" от М-1 сигма
до
R
М+2 сигма . В каждой возрастно
- половой группе для
конкретных
R
вариантов длины
тела (роста) устанавливают диапазон нормальных
колебаний массы
тела и выявляют отклонения в
физическом развитии
за счет дефицита
или избытка массы тела, а также
формируют группу
лиц низкого
роста, у которых возможна общая
задержка физического
развития.
При оценке физического развития ребенка в
соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по
горизонтальной строке - диапазон "нормы" массы тела для данного
роста. В зависимости от того, попадет ли фактическое значение массы тела в этот
диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы,
оценивается физическое развитие.
Выделяются следующие варианты физического
развития:
1. Нормальное физическое развитие - масса тела
в пределах
нормальных вариантов (от
М-1 сигма до М+2 сигма
относительно
R R
конкретного
роста).
2. Дефицит
массы тела -
масса тела меньше
значений
минимального предела "нормы" относительно роста
(меньше
М-1 сигма ).
R
3. Избыток
массы тела -
масса тела больше
значений
максимального предела "нормы" относительно роста
(больше
М+2 сигма ).
R
4. Низкий рост - варианты роста меньше минимальных,
указанных
в таблице
(меньше М-2 сигма).
Характеристика не должна ограничиваться
оценкой состояния физического развития по соотношению тотальных размеров тела.
Наряду с этим, важным элементом ее является определение уровня биологического
развития.
Информативным показателем уровня
биологического развития в
детском возрасте (от 5 до 12 лет) является количество
постоянных
зубов; в подростковом (от 10 до 17 лет) - выраженность
вторичных
половых
признаков. На
основании выраженности половой формулы (А ,
B
Р, Ма, Me) в том или
ином календарном возрасте
устанавливают
следующие
варианты биологического развития:
1. соответствует календарному возрасту;
1. ускоренное (опережение составляет 1
год и более);
3. замедленное (отставание составляет 1
год и более).
ИССЛЕДОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Для массовых исследований физической
подготовленности школьников 7 - 17 лет предлагаются тестовые упражнения,
применение которых апробировано и успешно проводится в г. Москве (Программа
мэра Москвы):
- Подтягивание на перекладине (мальчики).
- Подъем туловища из положения
лежа в положение сидя (девочки).
- Прыжок в длину с места (мальчики и
девочки).
Для этих тестов в г. Москве разработаны
возрастные и половые нормативы.
Методика выполнения тестовых упражнений
Тест "Подтягивание на
перекладине" (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего
плечевого пояса). В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально
возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно,
когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью,
ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно
выполненные подтягивания не засчитываются.
Тест "Подъем туловища за 30 и 60
секунд" (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из
И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90
градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны,
касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде "Марш!"
выполнять, рационально распределяя усилия, за 30 или 60 секунд (с 11 лет)
максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями
бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до
касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом
мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см)
подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.
Тест "Прыжок в длину с места"
(для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на
одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально
возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад,
наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и
махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо
проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно
использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только
лучший результат.
Перед проведением тестирования необходимо
добиться от учащихся технически правильного выполнения каждого тестового
упражнения за счет специальных подводящих и подготовительных упражнений и
предварительных прикидок.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Проводится с использованием пятиуровневой
шкалы оценок (таблицы). По результатам двух тестов определяют Индекс физической
готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы
полученных баллов.
ИФГ = T + Т
/ 2 (округлять в большую сторону), где
1 2
ИФГ - индекс физической готовности,
T -
баллы за первый тест,
1
Т -
баллы за второй тест.
2
При индивидуальной оценке принимается:
ИФГ менее
трех баллов -
физическая подготовленность ниже
средней,
ИФГ три балла - физическая подготовленность средняя,
ИФГ более
трех баллов -
физическая подготовленность ниже
средней.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
мальчики, юноши
Возраст,
лет и
месяцев
|
Уровень
физической подготовленности
|
высокий
|
выше
среднего
|
средний
|
ниже
среднего
|
низкий
|
100% и выше
|
85-99%
|
70-84%
|
51-69%
|
50% и ниже
|
5 баллов
|
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
Подтягивание на
перекладине, раз
|
6,0-6,5
|
3 и выше
|
2
|
1,5
|
1
|
0
|
6,6-6,11
|
4 и выше
|
3
|
2
|
1
|
0,5 и ниже
|
7,0-7,5
|
4 и выше
|
3
|
2
|
1,5
|
1 и ниже
|
7,6-7,11
|
5 и выше
|
4
|
3
|
2
|
1 и ниже
|
8,0-8,5
|
5 и выше
|
4
|
3
|
2
|
1 и ниже
|
8,5-8,11
|
6 и выше
|
5
|
3-4
|
2
|
1 и ниже
|
9,0-9,5
|
6 и выше
|
5
|
4
|
2-3
|
1 и ниже
|
9,6-9,11
|
7 и выше
|
5-6
|
4
|
2-3
|
1 и ниже
|
10,0-10,5
|
7 и выше
|
6
|
4-5
|
2-3
|
1 и ниже
|
10,6-10,11
|
8 и выше
|
6-7
|
5
|
2-4
|
1 и ниже
|
11,0-11,5
|
8 и выше
|
7
|
5-6
|
2-4
|
1 и ниже
|
11,6-11,11
|
8 и выше
|
7
|
5-6
|
2-4
|
1 и ниже
|
12,0-12,5
|
9 и выше
|
7-8
|
5-6
|
2-4
|
1 и ниже
|
12,6-12,11
|
9 и выше
|
8
|
6-7
|
3-5
|
2 и ниже
|
13,0-13,5
|
10 и выше
|
8-9
|
6-7
|
3-5
|
2 и ниже
|
13,6-13,11
|
10 и выше
|
9
|
6-8
|
3-5
|
2 и ниже
|
14,0-14,5
|
11 и выше
|
9-10
|
7-8
|
4-6
|
3 и ниже
|
14,6-14,11
|
11 и выше
|
10
|
8-9
|
4-7
|
3 и ниже
|
15,0-15,5
|
12 и выше
|
10-11
|
8-9
|
5-7
|
4 и ниже
|
15,6-15,11
|
12 и выше
|
10-11
|
8-9
|
5-7
|
4 и ниже
|
16,0-16,5
|
12 и выше
|
10-11
|
9
|
5-8
|
4 и ниже
|
16,6-16,11
|
12 и выше
|
10-11
|
9
|
6-8
|
5 и ниже
|
17,0-17,5
|
13 и выше
|
11-12
|
9-10
|
6-8
|
5 и ниже
|
17,6-17,11
|
13 и выше
|
11-12
|
9-10
|
6-8
|
5 и ниже
|
18,0-18,5
|
13 и выше
|
12
|
10-11
|
7-9
|
6 и ниже
|
18,6-18,11
|
14 и выше
|
12-13
|
10-11
|
7-9
|
6 и ниже
|
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
мальчики, юноши
Возраст,
лет и
месяцев
|
Уровень
физической подготовленности
|
высокий
|
выше
среднего
|
средний
|
ниже
среднего
|
низкий
|
100% и выше
|
85-99%
|
70-84%
|
51-69%
|
50% и ниже
|
5 баллов
|
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
Прыжок в длину с
места, см
|
6,0-6,5
|
122 и выше
|
109-121
|
96-108
|
80-95
|
79 и ниже
|
6,6-6,11
|
128 и выше
|
115-127
|
102-114
|
86-101
|
85 и ниже
|
7,0-7,5
|
130 и выше
|
117-129
|
104-116
|
88-103
|
87 и ниже
|
7,6-7,11
|
140 и выше
|
127-139
|
114-126
|
98-113
|
97 и ниже
|
8,0-8,5
|
145 и выше
|
132-144
|
119-131
|
103-118
|
102 и ниже
|
8,5-8,11
|
155 и выше
|
142-154
|
129-141
|
113-128
|
112 и ниже
|
9,0-9,5
|
158 и выше
|
145-157
|
132-144
|
116-131
|
115 и ниже
|
9,6-9,11
|
162 и выше
|
149-161
|
136-148
|
120-135
|
119 и ниже
|
10,0-10,5
|
166 и выше
|
153-165
|
141-152
|
124-139
|
123 и ниже
|
10,6-10,11
|
175 и выше
|
162-174
|
150-161
|
133-148
|
132 и ниже
|
11,0-11,5
|
177 и выше
|
164-176
|
152-163
|
135-150
|
134 и ниже
|
11,6-11,11
|
184 и выше
|
171-183
|
159-170
|
142-157
|
141 и ниже
|
12,0-12,5
|
187 и выше
|
174-186
|
162-173
|
145-160
|
144 и ниже
|
12,6-12,11
|
193 и выше
|
180-192
|
168-179
|
151-166
|
150 и ниже
|
13,0-13,5
|
198 и выше
|
185-197
|
173-184
|
156-171
|
155 и ниже
|
13,6-13,11
|
205 и выше
|
192-204
|
180-191
|
163-170
|
162 и ниже
|
14,0-14,5
|
208 и выше
|
195-207
|
183-194
|
166-181
|
165 и ниже
|
14,6-14,11
|
214 и выше
|
201-213
|
189-200
|
172-187
|
171 и ниже
|
15,0-15,5
|
217 и выше
|
204-216
|
192-203
|
175-190
|
174 и ниже
|
15,6-15,11
|
225 и выше
|
212-224
|
200-211
|
183-198
|
182 и ниже
|
16,0-16,5
|
228 и выше
|
215-227
|
203-214
|
186-201
|
185 и ниже
|
16,6-16,11
|
234 и выше
|
221-223
|
209-220
|
192-207
|
191 и ниже
|
17,0-17,5
|
238 и выше
|
223-237
|
213-224
|
196-211
|
195 и ниже
|
17,6-17,11
|
240 и выше
|
229-239
|
217-228
|
201-216
|
200 и ниже
|
18,0-18,5
|
242 и выше
|
231-241
|
219-230
|
203-218
|
202 и ниже
|
18,6-18,11
|
245 и выше
|
234-244
|
222-233
|
206-221
|
205 и ниже
|
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
девочки, девушки
Возраст,
лет и
месяцев
|
Уровень
физической подготовленности
|
высокий
|
выше
среднего
|
средний
|
ниже
среднего
|
низкий
|
100% и выше
|
85-99%
|
70-84%
|
51-69%
|
50% и ниже
|
5 баллов
|
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
Прыжок в длину с
места, см
|
6,0-6,5
|
110 и выше
|
99-109
|
88-98
|
74-87
|
73 и ниже
|
6,6-6,11
|
120 и выше
|
109-119
|
98-108
|
84-97
|
83 и ниже
|
7,0-7,5
|
123 и выше
|
111-122
|
99-110
|
81-98
|
80 и ниже
|
7,6-7,11
|
127 и выше
|
115-126
|
103-114
|
88-102
|
87 и ниже
|
8,0-8,5
|
132 и выше
|
119-131
|
106-118
|
90-105
|
89 и ниже
|
8,6-8,11
|
138 и выше
|
125-137
|
112-124
|
96-111
|
95 и ниже
|
9,0-9,5
|
140 и выше
|
127-139
|
114-126
|
98-113
|
97 и ниже
|
9,6-9,11
|
150 и выше
|
136-149
|
122-135
|
104-121
|
103 и ниже
|
10,0-10,5
|
157 и выше
|
142-156
|
127-141
|
108-126
|
107 и ниже
|
10,6-10,11
|
163 и выше
|
148-162
|
133-147
|
114-132
|
113 и ниже
|
11,0-11,5
|
164 и выше
|
150-163
|
136-149
|
119-135
|
118 и ниже
|
11,6-11,11
|
166 и выше
|
153-165
|
140-152
|
123-139
|
122 и ниже
|
12,0-12,5
|
168 и выше
|
155-167
|
142-154
|
126-141
|
125 и ниже
|
12,6-12,11
|
172 и выше
|
161-171
|
150-160
|
136-149
|
135 и ниже
|
13,0-13,5
|
176 и выше
|
165-175
|
154-164
|
139-153
|
138 и ниже
|
13,6-13,11
|
184 и выше
|
171-183
|
158-170
|
143-157
|
142 и ниже
|
14,0-14,5
|
188 и выше
|
174-187
|
160-173
|
144-159
|
143 и ниже
|
14,6-14,11
|
192 и выше
|
178-191
|
164-177
|
148-163
|
147 и ниже
|
15,0-15,5
|
194 и выше
|
180-193
|
166-179
|
150-165
|
149 и ниже
|
15,6-15,11
|
196 и выше
|
182-195
|
168-181
|
152-167
|
151 и ниже
|
16,0-16,5
|
198 и выше
|
186-197
|
174-185
|
160-173
|
159 и ниже
|
16,6-16,11
|
202 и выше
|
190-201
|
178-189
|
162-177
|
161 и ниже
|
17,0-17,5
|
204 и выше
|
191-203
|
178-190
|
162-177
|
161 и ниже
|
17,6-17,11
|
206 и выше
|
193-205
|
180-192
|
164-179
|
163 и ниже
|
18,0-18,5
|
208 и выше
|
194-207
|
180-193
|
164-179
|
163 и ниже
|
18,6-18,11
|
212 и выше
|
198-211
|
184-197
|
166-183
|
165 и ниже
|
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ I-XI КЛАССОВ (6-18 ЛЕТ)
девочки, девушки
Возраст,
лет и
месяцев
|
Уровень
физической подготовленности
|
высокий
|
выше
среднего
|
средний
|
ниже
среднего
|
низкий
|
100% и выше
|
85-99%
|
70-84%
|
51-69%
|
50% и ниже
|
5 баллов
|
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
Подъем туловища в
сек., раз за 30 сек.
|
6,0-6,5
6,6-6,11
7,0-7,5
7,6-7,11
8,0-8,5
8,6-8,11
9,0-9,5
9,6-9,11
10,0-10,5
10,6-10,11
|
24 и выше
25 и выше
28 и выше
29 и выше
31 и выше
32 и выше
33 и выше
34 и выше
35 и выше
36 и выше
|
20-23
21-24
23-27
24-28
26-30
28-31
29-32
30-33
30-34
31-35
|
16-19
16-20
18-22
19-23
21-25
23-27
24-28
25-29
25-29
26-30
|
10-15
11-15
12-17
13-18
14-20
15-22
16-23
16-24
17-24
18-25
|
9 и ниже
10 и ниже
11 и ниже
12 и ниже
13 и ниже
14 и ниже
15 и ниже
15 и ниже
16 и ниже
17 и ниже
|