КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
16 марта 2002 г.
N 7
Коллегия Министерства здравоохранения
Российской Федерации отмечает, что в сложившихся социально - экономических
условиях кадровая политика в здравоохранении позволяет в основном выполнять
задачи, поставленные Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации.
В последние годы в отрасли предприняты
существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его
профессионального уровня, оптимизации численности и состава, совершенствованию
технологии учебного процесса.
Получила дальнейшее
развитие целевая контрактная подготовка специалистов с высшим профессиональным
образованием, разработаны и утверждены государственные образовательные
стандарты, значительно активизировалась работа по охране труда специалистов в
учреждениях здравоохранения, начата реализация второй "Отраслевой
программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на
2001 - 2003 годы", внедряется "Доктрина среднего медицинского и
фармацевтического образования", утверждена "Отраслевая программа
развития сестринского дела в Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
Начата подготовка специалистов новых
специальностей с высшим ("Биотехнология", "Экономика управления
здравоохранением", "Клиническая психология", "Социальная
работа", "Сестринское дело") и средним ("Медицинский
технолог", "Медицинский лабораторный техник") профессиональным
образованием.
Вместе с тем остаются нерешенными
следующие проблемы в области работы с кадрами:
- отсутствие мотивационных стимулов к
работе снижает эффективность труда медицинского персонала, не способствует
повышению качества медицинского обслуживания населения, тормозит инновационный
процесс;
- несовершенство нормативно - правовой
базы, необходимость научно - обоснованного прогноза численности кадрового состава
и планирования подготовки специалистов с высшим и средним медицинским
образованием на основе современных принципов планирования потребности населения
в медицинской помощи;
- отсутствие необходимых кадров на
приоритетных направлениях, сохранение диспропорций между врачами общего профиля
и узкими специалистами, врачами и средними медицинскими работниками, в
медицинском обслуживании городского и сельского населения, в кадровом
обеспечении различных территорий страны;
- несоответствие системы подготовки специалистов
потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки
отрасли;
- несовершенство системы оплаты труда,
соответствующей нагрузке и ответственности, форм компенсации за работу в
сложных и опасных для здоровья условиях труда;
- усиление тенденции оттока из отрасли
специалистов;
- несовершенство организации и управления
кадровой службой, призванной осуществлять эффективную кадровую политику,
отражающую современные подходы к управлению человеческими ресурсами;
- отсутствие должной профессиональной
подготовки и оптимальной системы отбора руководителей, необходимость
формирования нового типа руководителя здравоохранения, способного работать в
новых экономических условиях.
Новые задачи, стоящие перед
здравоохранением, требуют проведения активной кадровой политики, что и
определило необходимость разработки проекта Концепции кадровой политики в
здравоохранении (далее - концепция).
Целью концепции
является создание в отрасли системы развития трудовых ресурсов, базирующейся на
экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение
интересов работника с интересами органов и учреждений здравоохранения в
достижении высоких результатов труда по сохранению и охране здоровья человека и
населения в целом, повышении статуса здравоохранения, получению наилучших
показателей естественного движения населения, экономических результатов
деятельности лечебно - профилактических учреждений и отрасли в целом.
Основополагающей идеей развития кадров,
положенной в основу концепции, является интегрированное развитие кадров и служб здравоохранения.
Кадровые ресурсы являются самыми
дорогостоящими ресурсами отрасли, стоимость которых возрастает по Мере
накопления профессионализма и опыта. Нерациональное их использование и особенно
неоправданные потери снижают социально - экономическую отдачу от кадрового
потенциала.
Управление человеческими ресурсами
отрасли располагает большими внутренними резервами для оптимального
использования персонала, в том числе - незадействованного потенциала ее
работников.
Системный подход к формированию кадровой
политики в здравоохранении позволит более полно задействовать человеческий
фактор в решении стратегических задач, стоящих перед отраслью, и обеспечить
дальнейшее повышение качества медицинской помощи населению на основе
рационального использования ресурсов.
В реализации концепции велика роль всех
уровней управления здравоохранения, общественных профессиональных и профсоюзных
организаций, коллективов учреждений здравоохранения.
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Одобрить проекты Концепции кадровой
политики в здравоохранении российской Федерации и Плана мероприятий по ее
реализации.
2. В срок до 16.06.2002 Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики:
2.1. Доработать Концепцию кадровой
политики в здравоохранении Российской Федерации и подготовить приказ Минздрава
России.
2.2. Доработать и представить План
мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в здравоохранении
Российской Федерации на утверждение в установленном порядке.
3. Контроль за
выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Т.И.Стуколову.
Председательствующий
на коллегии
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ