ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2002 г.
N ГКПИ2002-364
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова
Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании
гражданское дело по жалобе Фуркалюка Михаила Юрьевича
об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г.
N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и
муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил),
установил:
Фуркалюк М.Ю.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой об отмене
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27
"Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению
медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных и
муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), ссылаясь на то,
что в нарушение требований Конституции РФ и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан об оказании гражданам бесплатной
медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оспариваемый нормативный правовой акт допускает предоставление
платных медицинских услуг в названных медицинских учреждениях.
Как пояснили в судебном заседании
заявитель Фуркалюк М.Ю. и его представитель Старченко
А.А., действующее законодательство не предусматривает оказание государственными
и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг.
Оспариваемое Постановление Правительства РФ создает препятствия осуществлению
гражданином его права на получение бесплатной медицинской помощи в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и незаконно
возлагает на гражданина обязанность оплаты медицинских услуг в этих
учреждениях.
Представители заинтересованного лица
Правительства РФ Пудовкина Н.А., Акишин А.П.
возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый
нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не
нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.
Выслушав объяснения
заявителя Фуркалюка М.Ю., его представителя Старченко
А.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Пудовкиной Н.А., Акишина А.П., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что
жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не
находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях,
предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным
правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О
Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность
обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13
января 1996 г. N 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия
предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к
гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно -
профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и
формы собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами и
государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего
профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми
медицинскими учреждениями.
Представитель Правительства РФ Пудовкина
Н.А. пояснила в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит
норм, обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в государственных и
муниципальных медицинских учреждениях. Правила определяют порядок и условия
предоставления платных медицинских услуг населению дополнительно к
гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции
Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Общий порядок оказания медико
- социальной помощи, а также права граждан при оказании медико - социальной
помощи установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
Согласно ст. 20 Основ гарантированный
объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с
программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные
медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского
страхования, а также за счет средств предприятий,
учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
По объяснениям представителя
Правительства РФ Пудовкиной Н.А., государственные и муниципальные учреждения
оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению
соответствующего органа здравоохранения. Цены на медицинские услуги
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ в статьях 50 и 120
не содержит запрета некоммерческим организациям, в частности государственным и
муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги
населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
С учетом изложенного доводы заявителя о
незаконности оказания государственными и муниципальными медицинскими
учреждениями платных медицинских услуг населению являются несостоятельными.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что
государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные
медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа
управления здравоохранения, что позволяет осуществлять контроль
за возможностью оказания медицинским учреждением квалифицированной
помощи.
Согласно п. 7 Правил государственные и
муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные
медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и
отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
Положения данного пункта правил
адресованы государственным и муниципальным медицинским учреждениям и ни в коей
мере не затрагивают права и охраняемые законом интересы граждан.
Учитывая, что положения оспариваемого
нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы
в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти
Российской Федерации и не нарушают гражданские права и охраняемые законом
интересы граждан, жалоба Фуркалюка М.Ю. не подлежит
удовлетворению.
На основании изложенного
и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197 и 239.7. ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Фуркалюка
Михаила Юрьевича об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от
13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных
медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся
государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил),
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или
опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.