МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 апреля 2002 г.
N 17
О ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав ход выполнения
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27.04.2001 N 13 "Об усилении мероприятий, направленных на
предупреждение вредного воздействия алкогольной продукции
на здоровье населения" <*>, отмечаю, что за истекший период
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации активизирована деятельность, направленная на
предупреждение вредного воздействия этой продукции на здоровье населения.
--------------------------------
<*> не нуждается в государственной
регистрации (письмо Минюста России от 18.05.2001 N 07/4911-ЮД)
Значительная работа проведена по
совершенствованию законодательства в области производства и оборота алкогольной
продукции. В Государственную Думу Российской Федерации внесены предложения по
внесению дополнений и изменений в Федеральные законы: "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный Закон "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон
"О рекламе", "О государственном регулировании производства и
оборота пива". Принят Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, в котором разграничены полномочия надзорных и контрольных
органов по применений мер
административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота
алкогольной продукции.
Центрами госсанэпиднадзора в 2001 г.
обследовано 324966 предприятий, аптек и аптечных пунктов, из них 3339
предприятий, занятых производством спиртов и алкогольной продукции. Количество лабораторных исследований образцов спиртов и алкогольной
продукции возросло с 78696 в 2000 г. до 81824 в 2001 г. при этом удельный вес
проб, не соответствующих гигиеническим нормативам сократился с 6,8% до 3,1%.
Наибольшее количество таких проб выявлено в Астраханской и Кемеровской
областях, республике Дагестан и Агинском-Бурятском автономном округе.
Приостановлена эксплуатация 1085
предприятий, в следственные органы передано 175 материалов с целью привлечения
лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации, к уголовной
ответственности. За выявленные нарушения в сфере производства и оборота
алкогольной продукции на виновных лиц наложено 35692 штрафа на сумму 12,7 млн.
рублей.
По представлению учреждений
госсанэпидслужбы Российской Федерации в 2001 г. отозвано 286 лицензий на
производство алкогольной продукции. Наибольшее количество лицензий отозвано в
Кировской, Оренбургской, Ростовской и Челябинской областях.
В 2001 г. учреждениями госсанэпидслужбы
забраковано 6962 партии алкогольной продукции. Наибольшее количество
забракованной продукции отмечается во Владимирской, Воронежской, Пензенской,
Новосибирской, Ростовской областях и республике Татарстан.
Вместе с тем, проводимые организационные
и практические мероприятия по предупреждению вредного воздействия алкогольной
продукции на здоровье населения практически не сказались на ситуации по
смертности от случайных отравлений алкоголем. В прошедшем году по этой причине
умерло 37824 человека (2000 г. - 33979 человек). Показатель смертности
населения увеличился по стране с 23,5 на 100 тыс. человек до 26,2. В
республиках Алтай, Тыва, Бурятия и Хакасия, Тверской, Тульской, Ярославской,
Калининградской областях и ряде других субъектов Российской Федерации
показатель смертности населения превышает средние цифры по стране.
Особую тревогу вызывает негативная
тенденция темпов роста показателя смертности, которая отмечается в 62 субъектах
Российской Федерации.
Объем продажи алкогольных напитков возрос
по сравнению с 2000 г. на 20,4%, в основном за счет увеличения реализации пива
на 21%, тогда как объем продажи водки и ликероводочных изделий снизился на
2,6%.
Следует отметить, что при сокращении
объемов продажи водки и ликероводочных изделий в 2001 г. производство спирта
этилового технического гидролизного и ректификованного увеличилось в 4,5 раза,
спирта этилового технического синтетического - в 7,8 раза, спирта денатурированого из пищевого сырья - в 2,4 раза.
В ряде субъектов Российской Федерации
по-прежнему отмечаются серьезные упущения в осуществлении госсанэпиднадзора за
алкогольной продукцией. Во Владимирской, Ленинградской, Московской и ряде других областей, республиках Адыгея, Карелия, Татарстан
представления об отзыве лицензий не оформлялись, несмотря на значительный объем
бракуемой алкогольной продукции. В Воронежской и Тульской
областях из-за недостаточного взаимодействия с органами исполнительной власти
обращения специалистов госсанэпидслужбы об отзыве лицензий в связи с грубыми
нарушениями законодательства остаются без внимания. В
Брянской и Липецкой областях, республиках Марий Эл и Ингушетия, где имеет место
большой объем забракованной продукции, штрафные санкции в денежном выражении
крайне незначительны.
В целях охраны здоровья населения и
руководствуясь Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 <*> и Федеральным
законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от
02.01.2000 <**>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650
<**> Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150
Постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации рассмотреть на заседаниях региональных
межведомственных комиссий по предупреждению незаконного производства и оборота
алкогольной продукции ситуацию, связанную с нарушениями санитарного
законодательства в этой сфере.
2. Департаменту госсанэпиднадзора
Минздрава России (Иванову С.И.):
2.1. Внести во втором квартале т.г. предложения в Госстандарт России о включении в
Государственный стандарт "Информация для потребителей" дополнений к
маркировке слабоалкогольной продукции.
2.2. До 1.07.2002 г. подготовить
предложения по взаимодействию с Рекламным Советом России и Российской
Ассоциацией Рекламных Агентств (PAPA) по совершенствованию рекламного
законодательства, взаимодействию центров Госсанэпиднадзора с региональными
организациями саморегулирования рекламы.
3. ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию),
Институту токсикологии Минздрава России, НИИ наркологии Минздрава России
провести оценку рецептур слабоалкогольных напитков с целью уточнения
потенциальной опасности этих напитков для здоровья населения.
4. Федеральному центру госсанэпиднадзора
Минздрава России:
4.1. Ежемесячно проводить анализ
деятельности центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, в том
числе по пропаганде здорового образа жизни, с представлением аналитических
материалов в Департамент Госсанэпиднадзора.
4.2. До 1.06.2002 г. проанализировать
работу центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации с
ассоциациями и объединениями рекламных агентств, рекламодателями, общественными
организациями, средствами массовой информации, обществами по защите прав потребителей,
региональными организациями саморегулирования рекламы, по вопросам
регулирования рекламы алкогольных напитков и подготовить предложения в
Департамент Госсанэпиднадзора по совершенствованию данной работы.
5. Главным государственным санитарным
врачам в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте:
5.1. Принять действенные меры по усилению
госсанэпиднадзора за предприятиями по производству и реализации алкогольной
продукции.
5.2. Активизировать работу с ассоциациями
и объединениями рекламных агентств, рекламодателями, общественными
организациями, средствами массовой информации, обществами по защите прав
потребителей, региональными организациями саморегулирования рекламы, по
вопросам регулирования рекламы алкогольных напитков, по пропаганде здорового
образа жизни и информированию населения о негативных последствиях для здоровья
злоупотребления алкоголем.
5.3. Провести совместно с
заинтересованными организациями и учреждениями всесторонний анализ ситуации,
связанной с производством и оборотом спиртосодержащей и алкогольной продукции.
5.4. Довести текст настоящего
постановления до всех предприятий и организаций, осуществляющих производство и
оборот алкогольной продукции.
6. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на Департамент госсанэпиднадзора
Минздрава России.
Г.Г.ОНИЩЕНКО