УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
22 марта 2007 г. N 0100/2872-07-34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ
ОБЛУЧЕНИЮ
Методические рекомендации определяют
порядок организации работ по регистрации лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных
аварий и инцидентов.
В методических рекомендациях даны
определения категорий лиц, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации в
организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
Методические
рекомендации разработаны: д.м.н. Романовичем И.К., д.м.н. профессором Шубиком
В.М., к.ф.-м.н. Сукальской С.Я. (ФГУН НИИРГ имени профессора П.В.Рамзаева
Роспотребнадзора), к.м.н. Перминовой Г.С., Липатовой О.В., Степановым В.С.
(Роспотребнадзор), к.м.н. Тутельян О.Е. (ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии").
1. Общие положения
1.1. Регистрация лиц,
пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и
инцидентов проводится организациями Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004 г., N 28, ст. 2899)
и в целях реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека N 233 от 08.08.06 г. (зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации. Регистрационный
N 8262 от 14 сентября 2006 г.).
1.2. Для осуществления
регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся
радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных
катастроф и инцидентов на базе Федерального государственного учреждения
здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"
Роспотребнадзора создается приказом руководителя учреждения Федеральный банк
данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и
инцидентов (далее - ФБД ЛПРВ), который является
федеральным уровнем банка.
В организациях
Роспотребнадзора ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах
Российской Федерации приказом главного врача по согласованию с руководителем
управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации создаются и
функционируют региональные банки лиц, пострадавших от радиационного воздействия
и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других
радиационных катастроф и инцидентов (далее - РБД ЛПРВ).
ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ составляют единый
банк данных, работают по единому методическому и программному обеспечению и
включают в себя данные в соответствии с настоящими рекомендациями.
Деятельность ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
координируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека.
Научное, методическое и программное
сопровождение обеспечивает Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им.
профессора П.В.Рамзаева (Роспотребнадзора).
2. Основные пределы
доз облучения населения и персонала
при нормальных условиях эксплуатации источников
ионизирующего излучения
2.1. В соответствии со статьей 9
Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и Нормами
радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 (ст. 3.1.) на территории
Российской Федерации установлены следующие допустимые пределы доз облучения в
результате использования источников ионизирующего излучения:
- для населения годовая эффективная доза
в среднем за любые последовательные 5 лет равна 1 мЗв, но не более 5 мЗв в год
или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 70 мЗв (начало периода введено
с 1 января 2000 года); таким образом, в отдельные годы допустимы большие значения
эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная
доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 1 мЗв;
- для работников годовая эффективная доза
в среднем за любые последовательные 5 лет равна 20 мЗв, но не более 50 мЗв в год
или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1000 мЗв
(начало периода введено с 1 января 2000 года); таким образом, допустимо
облучение в годовой эффективной дозе до 50 мЗв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять
последовательных лет, не превысит 20 мЗв;
- нормируется также эквивалентная доза за
год в хрусталике глаза, составляющая для персонала группы А
150 мЗв, населения - 15 мЗв, а также коже (соответственно 500 и 50 мЗв), кистях
и стопах (500 и 50 мЗв).
3. Категории
граждан, подлежащих регистрации
в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
3.1. Регистрации
подлежат все лица, вновь выявленные начиная с 1 июля 2004 года, пострадавшие от
радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.
3.2. Регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
подлежат:
3.2.1. Лица, пострадавшие от
радиационного воздействия, у которых в результате радиационной аварии возникли
детерминированные или другие эффекты, в отношении которых экспертными советами
или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально
установлена причинно-следственная связь с аварийным облучением (далее -
пострадавшие <*>), в том числе при отсутствии данных о полученной дозе
облучения (в результате прошлых аварий).
--------------------------------
<*> В группу
"пострадавших" переводятся и те лица из группы
"облученных", у которых установлена связь возникшего в последствии заболевания с воздействием радиации. Тем самым
устанавливается надзор за возникновением детерминированных или других эффектов.
3.2.2. Лица из числа
персонала, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационной
аварии или планируемого повышенного облучения с годовой эффективной дозой или
накопленной за трудовую деятельность более установленных основных пределов доз
- раздел 2. (т.е. более 20 мЗв в среднем за любые последовательные 5 лет, с
эффективной дозой более 50 мЗв за год, годовой эквивалентной дозой на хрусталик
глаза более 150 мЗв, коже, кистях и стопах более 500 мЗв, или имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу
более 1000 мЗв (далее - облученные).
3.2.3. Лица из
населения, подвергшиеся аварийному облучению с годовой эффективной дозой или
накопленной за период жизни более установленных пределов доз, раздел 2. (т.е.
более 1 мЗв в среднем за любые последовательные 5 лет, с эффективной дозой
более 5 мЗв в год, годовой эквивалентной дозой на хрусталик глаза более 15 мЗв,
коже, кистях и стопах более 50 мЗв, или имеющие за период жизни (70 лет)
эффективную дозу более 70 мЗв (далее - облученные).
4. Информация,
включаемая в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
4.1. Банк должен содержать данные:
4.1.1. О пострадавших и облученных лицах
в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 8 августа 2006 года N 233
Приложения N 1 "Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия
и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской
и других радиационных катастроф и инцидентов".
В разделе "Сведения об
облучении", указанного выше приложения, при регистрации пострадавших и
облученных лиц вносится информация о полученной индивидуальной дозе. Для
определения индивидуальных доз облучения используются:
- прямые измерения с помощью
индивидуальных дозиметров (персональные дозы облучения граждан);
- результаты расчетов индивидуальной дозы
облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки, а также
полученных с помощью фантомов и счетчиков излучений человека;
- реконструкция индивидуальной дозы
облучения граждан по биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в
облученном организме;
- реконструкция индивидуальной дозы
облучения граждан по радиационным эффектам в различных материалах.
Контроль и учет индивидуальных доз
облучения граждан проводится на основе единого нормативного, методического,
метрологического и информационного обеспечения. При внесении данных необходимо
указать источник их получения (из выше перечисленных).
4.1.2. Об организациях (только на
региональном уровне), использующих источники ионизирующего излучения, в которых
были зарегистрированы радиационные аварии или инциденты, последствия которых
привели к появлению пострадавших лиц, по следующим (шести) ниже перечисленным
позициям:
- наименование организации;
- категория объекта;
- физическая характеристика используемых
источников (рентгеновские, радиоизотопные и их активность);
- количество персонала группы А и группы Б;
- сведения о ранее произошедших на
предприятии авариях;
- сведения об организации радиационного
контроля, в том числе индивидуального (где и кто проводит);
- а также следующая документация на
бумажном носителе: копия материалов по расследованию аварии (инцидента) - акт
расследования радиационной аварии (инцидента); санитарно-эпидемиологическая
экспертиза условий труда работников и условий воздействия радиационного
облучения на население (в том числе профессионалов) в условиях радиационной
аварии.
5. Основные цели и
задачи ФБД ЛПРВ
5.1. Основной целью работы ФБД ЛПРВ
является регистрация пострадавших и облученных лиц на Федеральном уровне.
5.2. Основными задачами ФБД ЛПРВ
являются:
- регистрация пострадавших лиц;
- контроль за
накопленными дозами профессионального и аварийного облучения пострадавших лиц;
- профилактика превышения основных
дозовых пределов при работах с использованием источников ионизирующего излучения
и детерминированных эффектов у лиц из персонала и населения, пострадавших при
радиационных авариях и инцидентах.
5.3. Обеспечение единых методов сбора,
обработки и автоматизированного учета пострадавших лиц, анализ и хранение
информации.
6. Федеральный
уровень банка данных на пострадавших
и облученных лиц обеспечивает:
6.1. Ведение Федерального банка на
пострадавших и облученных лиц.
6.2. Сбор и хранение информации в
электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ.
6.3. Ежегодное обобщение и анализ доз
облучения отдельно по субъектам и в целом по Российской Федерации.
6.4. ежегодное в срок до 1 июня после
отчетного года, а также по запросам представление в Федеральную службу по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информации о
зарегистрированных лицах, пострадавших и облученных.
6.5. Конфиденциальность информации,
поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ.
7. Основные цели и
задачи РБД ЛПРВ
7.1. Основной целью работы РБД ЛПРВ
является регистрация пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта.
7.2. Получение оперативной информации о
превышении основных дозовых пределов облучения персонала и аварийного облучения
населения.
7.3. Профилактика случаев превышения
основных пределов доз.
7.4. Выделение лиц с
"критическими" (приближающимися к гигиеническому нормативу или
недостоверными) дозами облучения и динамическое наблюдение за дозами облучения
этих лиц в течение 5 лет (в соответствии с требованиями НРБ-99).
7.5. Получение и хранение информации об
аварийных ситуациях, лицах пострадавших в аварийных и радиационных инцидентах,
и дозах их облучения.
7.6. Связь с органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам медицинского
обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся
облучению выше установленных основных пределов доз, а также о лицах, у которых
установлена связь заболевания, инвалидности, смерти с радиационным
воздействием.
7.7. Хранение информации о расследовании
аварий и инцидентов.
7.8. Подготовка информации для
Федерального банка данных.
7.9. Взаимосвязь с
региональными и федеральным банками данных (на базе ФГУЗ "Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора) по форме N 1-ДОЗ
"Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной
эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения" и N 2-ДОЗ
"Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной
аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося
аварийному облучению".
8. Порядок работы
по регистрации пострадавших
и облученных лиц на уровне субъекта
Российской Федерации
8.1. Основанием для включения
определенного (конкретного) лица в Федеральный банк является установление факта
отнесения его к одной их категорий лиц, критерии
которых определены в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.
8.2. Для рассмотрения и принятия решения
о необходимости внесении конкретного лица в Федеральный банк на региональном
или на федеральном уровне следует:
8.2.1. Получить информацию о дозах
облучения конкретного лица, полученную в результате аварии или инцидента по
формам 2-ДОЗ.
8.2.2. Запросить и
получить в официальном виде (заверенную руководителем организации) информацию о
дозах облучения указанного лица за предыдущие 5 лет.
8.2.3. Получить официальную информацию о
дозах облучения конкретного лица из банка данных по форме N 1-ДОЗ.
8.2.4. Оценить полученные дозы на
соответствие основным дозовым пределам и критериям, определенным в п. 3.2.
настоящего документа (достоверность и сопоставимость данных, полученных из 2-х
источников, а также при надзоре за данным учреждением).
8.2.5. Получить материалы о расследовании
случая превышения гигиенического норматива.
8.2.6. На основании оценки полученных
данных решить вопрос о необходимости передачи информации о конкретном
облученном лице на федеральный уровень или включить его в "контингент
наблюдения", в любом случае на уровне субъекта Российской Федерации
осуществлять динамическое наблюдение за накопленной дозой облучения зарегистрированных
лиц в течение 5 последующих лет.
8.2.7. Зарегистрировать пострадавших лиц,
заболевание, инвалидность и смертность которых признаны
связанными с радиационным воздействием. Регистрируются в банках, как на региональном, так и на федеральном уровнях, по официальным
данным органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
8.2.8. При решении о необходимости
передачи информации о пострадавших, облученных на федеральный уровень банка -
подготовить документы на каждого человека в соответствии и по форме
вышеупомянутого приказа и направить информацию в ФГУЗ "Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (Москва, Варшавское шоссе, 18).
8.2.9. "Контингент наблюдения"
- в указанный контингент включаются лица доза облучения
которых:
- в настоящем году превысила годовую дозу
в 20 мЗв у профессионалов или 1 мЗв у лиц из населения;
- если сведения об облучении за
предыдущие 5 лет неизвестны (и отсутствуют данные по форме 1-ДОЗ);
- если был использован расчетный метод с
неизвестными составляющими (например: при неизвестном времени облучения
человека).
9. Региональный
уровень банка данных на пострадавших
и облученных лиц обеспечивает:
9.1. Управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах
Российской Федерации:
9.1.1. Проводят, в том числе при
осуществлении надзорных мероприятий, выявление лиц, подвергшихся воздействию
радиационной аварии и оценку индивидуальных доз облучения.
9.1.2. Организуют и контролируют работу
по регистрации пострадавших лиц.
9.1.3. Координируют
работу по обеспечению ведения региональных банков данных (РБД ЛПРВ) и хранение
информации на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся
радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных
катастроф и инцидентов, проживающих на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, в том числе по восстановлению информации с 1 июля 2004
года.
9.1.4. Обеспечивают конфиденциальность
информации РБД ЛПРВ.
9.1.5. Организуют
ежегодно передачу информации в ФБД ЛПРВ в электронном виде в формате единого
программного обеспечения по форме согласно приложению к приказу
Роспотребнадзора от 08.08.2006 г. N 233 "О регистрации пострадавших от
радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов" в срок до 1
мая после отчетного года.
9.2. Федеральные государственные
учреждения здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии"
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в субъектах Российской Федерации:
9.2.1. Осуществляют
санитарно-эпидемиологическую экспертизу условий Труда работников и условий
воздействия радиационного облучения на население (в том числе персонал) в
условиях радиационной аварии.
9.2.2. На основании материалов по
расследованию радиационной аварии составляют регистрационную форму.
9.2.3. Обеспечивают конфиденциальность
информации.
9.2.4. Обеспечивают ведение Федерального
банка на пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации.
9.2.5. Осуществляют сбор и хранение
информации в электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ и передачу ее в
ФБД ЛПРВ.
9.2.6. Проводят ежегодное обобщение и
анализ состояния банка данных на пострадавших и облученных лиц по субъекту
Российской Федерации. Организуют взаимодействие с региональным банком данных по
формам N 1-ДОЗ и 2-ДОЗ с целью выявления лиц, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ
на региональном и федеральном уровнях.
9.2.7. Представляют ежегодно в срок до 1
апреля после отчетного года, а также по запросам в управление Федеральной
службы по субъекту Российской Федерации информацию о зарегистрированных
пострадавших и облученных лицах и итогах динамического наблюдения за лицами,
включенными в "категорию наблюдения".
9.2.8. Обеспечивают конфиденциальность
информации, передаваемой, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ.