МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВФ-577/06
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2608-ВС
ПИСЬМО
4 апреля 2007 г.
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, НА ОБРАЗОВАНИЕ
В целях оказания помощи органам
управления образованием, органам социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации, руководителям детских домов-интернатов для умственно
отсталых детей (далее - дома-интернаты) в реализации конституционного права
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, на образование Минобрнауки
России и Минздравсоцразвития России сообщают.
Право на образование является одним из
основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Статья 5 Закона Российской Федерации от
10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" устанавливает
государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом
возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации
независимо от их состояния здоровья и места жительства.
В целях реализации права на образование
граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов.
Дополнительные гарантии права детей-инвалидов
на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно
статье 18 указанного Федерального закона дошкольное, внешкольное воспитание и
образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с
органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. Воспитание и
обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях
являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания,
в том числе в домах-интернатах, имеют право на получение образования и
профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и
умственными способностями. Это право
обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального
обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и
мастерских трудового обучения в порядке, установленном законодательством.
В дом-интернат принимаются дети-инвалиды
в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по
состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской
помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся
в иной трудной жизненной ситуации.
Обучение детей-инвалидов, проживающих в
доме-интернате, может быть организовано путем зачисления их в специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии либо иное образовательное учреждение, организующее
обучение детей с отклонениями в умственном развитии, как правило, расположенное
территориально наиболее близко к дому-интернату.
Возможно также создание филиала
образовательного учреждения или самостоятельного образовательного учреждения с
использованием помещений, оборудования и другого имущества, принадлежащего
дому-интернату и предоставляемого им образовательному учреждению или его
филиалу на договорной основе.
Дети-инвалиды, проживающие в
домах-интернатах, зачисляются в образовательное учреждение в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
Учебные занятия могут быть организованы
как непосредственно в доме-интернате, так и в образовательном учреждении или
его филиале. При необходимости организуется подвоз детей-инвалидов и (или)
педагогических работников образовательного учреждения к месту проведения
учебных занятий и обратно.
К участию в образовательном процессе
целесообразно привлекать педагогических и медицинских работников
дома-интерната.
При организации образовательного процесса
для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, следует руководствоваться
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288.
Методические разъяснения специфики
образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе детей с
глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней
реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного)
образовательного учреждения содержатся в инструктивном письме Минобразования
России от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов"
(в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. N
3) и письме Минобразования России от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 "Об
организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".
Рекомендации по организации обучения
детей-инвалидов должны также содержаться в индивидуальной программе
реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При разработке образовательных программ,
учебных планов, годового календарного графика и расписания занятий необходимо
учитывать возраст, состояние здоровья, особенности психофизического развития и
индивидуальные возможности детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в
доме-интернате.
Образование детей-инвалидов, проживающих
в домах-интернатах, должно быть направлено на решение проблем максимально
возможной социализации детей, их допрофессиональной подготовки, последующего
профессионального обучения и трудоустройства.
Выпускникам образовательного учреждения,
имеющего государственную аккредитацию, проживающим в домах-интернатах, выдается
в установленном порядке свидетельство государственного образца об окончании
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или
специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.
Учитывая
изложенное, считаем целесообразным принятие органами управления образованием и
органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации мер по
созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая зачисление детей-инвалидов,
проживающих в домах-интернатах, в образовательное учреждение, обеспечение
учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработку
образовательных программ, учебных планов, организацию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов и образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов,
проживающих в домах-интернатах.
О принятых мерах просим проинформировать
соответственно Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня
2007 г.
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Н.ФРИДЛЯНОВ
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ