ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
20 апреля 2007 г.
N ГКПИ07-273
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой
Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пунктов 23, 24 и 27
Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан
в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004
г. N 6216, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты
отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).
М., являющийся
инвалидом, имеющий 2 степень ограничения трудовой деятельности, обратился в
Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими
пунктов 23, 24, 27 указанного Порядка в части, предусматривающей право на
использование средств ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) на оплату
социальных услуг без согласия получателя ЕДВ, по тем основаниям, что эти
положения противоречат Гражданскому кодексу РФ и нарушают его право на получение ЕДВ в полном объеме.
В обоснование своих требований он указал,
что на основании оспариваемых положений ему незаконно без его согласия в 2005 -
2007 гг. уменьшен размер ЕДВ.
В судебном заседании М. уточнил свое
требование и просил признать недействующими абзац 1 пункта 23, абзац 1 пункта
24, пункт 27 Порядка.
Представитель Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кузнецова Е.А.
возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые
положения нормативного правового акта соответствуют действующему
законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения заявителя и
представителя Минздравсоцразвития России, изучив материалы дела, принимая во
внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении заявления, суд
находит, что заявление М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 28.1. Федерального закона от 24
ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) гражданам, являющимся инвалидами,
установлена ежемесячная денежная выплата.
Согласно п. 7 ст. 28.1 указанного
Федерального закона часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться
на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.3.
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг,
указанных в статье 6.2. данного Федерального закона, осуществляется по месту
жительства гражданина с даты установления ему в
соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной
выплаты (п. 1). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является
календарный год (п. 2).
Гражданин, имеющий право на получение
социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий
ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных
услуг полностью либо частично (п. 3).
Пунктом 4 статьи 6.3. данного
Федерального закона установлено, что заявление об отказе от получения
социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года в
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным
способом. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал
заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в
следующем году социальные услуги продолжают ему предоставляться в установленном
порядке.
Согласно ст. 6.5. указанного Федерального
закона на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется
450 рублей в месяц (п. 1). Сумма средств, направляемая на оплату предоставления
набора социальных услуг (либо одной социальной услуги), удерживается из состава
начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в
соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
На федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное
правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, каковым
является Минздравсоцразвития России, пунктом 6 статьи 28.1. Федерального закона
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ возложено определение порядка осуществления
ежемесячной денежной выплаты, а пунктом 5 статьи 6.3. Федерального закона от 17
июля 1999 г. N 178-ФЗ - определение порядка предоставления гражданам набора
социальных услуг.
В соответствии с компетенцией,
предоставленной указанными Федеральными законами, Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации Приказом от 30 ноября 2004 г. N 294
утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным
категориям граждан в Российской Федерации.
Указанным Порядком
установлено, что ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом
волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной
услуги), предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной
помощи" (абз. 1 п. 23), заявление об отказе от получения социальных услуг
(социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или
иным способом (абз. 1 п. 24), в том случае
если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе
от получения социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в
следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом
стоимости набора социальных услуг (социальной услуги) (п. 27).
Анализируя содержание указанных
положений, суд приходит к выводу о соответствии установленного этими нормами
порядка начисления и выплаты ЕДВ приведенным выше положениям федерального
законодательства.
Так, абз. 1 п. 23 Порядка соответствует
пункту 3 статьи 6.3. Федерального закона N 178-ФЗ, предусматривающему
право гражданина отказаться полностью или частично от получения набора
социальных услуг, обратившись с соответствующим заявлением в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ, т.е. получить денежную компенсацию; абз. 1 п. 24,
п. 27 фактически воспроизводят положения пункта 4 названной статьи 6.3., и в
связи с этим у суда нет оснований полагать, что указанные положения не
соответствуют указанным Федеральным законам.
Доводы заявителя о противоречии
оспариваемых норм отдельным положениям Гражданского кодекса РФ нельзя признать
состоятельными, поскольку Гражданский кодекс РФ не регулирует отношения,
связанные с социальной защитой граждан.
Оспариваемые положения не нарушают прав
заявителя на получение ЕДВ в полном объеме, поскольку он не лишен права
обратиться в соответствии с п. 24 Порядка с заявлением о полном или частичном
отказе от получения социальных услуг.
Учитывая изложенное, суд считает, что,
издав Приказ от 30.11.2004 N 294 "Об утверждении Порядка осуществления
ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской
Федерации", Минздравсоцразвития России действовало в рамках своих
полномочий, оспариваемые пункты Порядка не противоречат нормам действующего
законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
М. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА