ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2007 года
ПРОТОКОЛ N 7-1
О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИЗЫВА НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В 2006 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2007 ГОД
Заслушав и обсудив доклад начальника
отдела амбулаторно-поликлинической помощи Борзенкова С.А. "О медицинском
обеспечении призыва на действительную военную службу в 2006 году и задачах на
2007 год", коллегия отмечает, что Департаментом здравоохранения, органами
и учреждениями городского здравоохранения проводится целенаправленная работа по
обеспечению медицинской помощью допризывно-призывной молодежи.
Обеспечение допризывно-призывной молодежи
необходимой медицинской помощью является одним из приоритетных направлений
деятельности Департамента здравоохранения, управлений здравоохранения
административных округов и лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53 "О
воинской обязанности и военной службе" и во исполнение соответствующих
распоряжений Правительства Москвы приказами Департамента здравоохранения от
31.03.2006 N 141 "О призыве граждан Российской Федерации в городе Москве
на военную службу в 2006 году", от 29.03.2007 N 125 "О призыве
граждан Российской Федерации в городе Москве на военную службу в 2007
году" утверждены планы основных организационных мероприятий по обеспечению
призыва граждан, объявлены перечни (реестры) медицинских учреждений для
проведения обследования призывников и стационаров для диагностики спорных
случаев. В период призыва руководители управлений здравоохранения
административных округов еженедельно заслушиваются на совещаниях руководителя
Департамента здравоохранения о ходе проведения призыва на действительную
военную службу, медицинского освидетельствования лиц призывного возраста как в амбулаторных, так и в стационарных условиях,
вырабатываются конкретные меры по улучшению обеспечения юношей необходимой
лечебно-диагностической помощью. Ежегодно вопросы медицинского обеспечения
призыва юношей на действительную военную службу обсуждаются на заседаниях
коллегии департамента. Департаментом здравоохранения, в том числе совместно с
Городским военным комиссариатом, в 2006 году проводились проверки деятельности
подростковых кабинетов лечебно-профилактических учреждений и городских больниц,
осуществляющих медицинское обследование и лечение лиц призывного возраста.
Особое внимание уделяется укомплектованию
военно-врачебных комиссий города медицинскими кадрами. На время призыва в
состав призывной комиссии Горвоенкомата направляются врачи-специалисты и
медицинские сестры. Так, в соответствии с графиком проведения
медицинского освидетельствования и обследования граждан, подлежащих призыву на
военную службу в период весеннего призыва 2006 года, для работы в составе
призывной комиссии города был направлен врач-дерматолог, для участия в
медицинском осмотре и обследовании на городском сборном пункте были направлены
10 медицинских сестер из лечебно-профилактических учреждений административных
округов. На время осеннего призыва 2006 года в состав городской
призывной комиссии были направлены офтальмолог, психиатр, нарколог и 6
медицинских сестер. С врачами-специалистами и средним медицинским персоналом,
привлекаемыми к медицинскому освидетельствованию граждан, регулярно проводились
инструктивно-методические занятия и сборы.
Персональная ответственность за
организацию медицинского обеспечения призыва юношей на военную службу возложена
на начальников управлений здравоохранения административных округов.
Амбулаторно-поликлиническая помощь
подросткам осуществляется в территориальных поликлиниках, где имеется 230
подростковых кабинетов. Продолжают выполнять свои функции два подростковых
центра в Юго-Западном и Юго-Восточном АО, подростковые отделения в городских
поликлиниках N 105 и N 201 Зеленоградского АО, N 127 Южного
АО и ВФД N 6 Западного АО. Консультативно-диагностическая помощь
подросткам оказывается также в ГП N 156 и на кафедре терапии и подростковой
медицины РМАПО в ГКБ N 81.
Стационарная медицинская помощь осуществляется
в подростковом отделении городских клинических больниц N 59, N 81,
психиатрической больницы N 14, наркологической больницы N 17 и других
многопрофильных, хорошо оснащенных больницах города.
План периодических осмотров юношей
15-17-летнего возраста выполнен в 2006 году по городу на 98,6% (2005 год -
97,7%). Наименьший процент выполнения отмечается среди юношей, работающих на
промпредприятиях.
Проводимые периодические осмотры,
активная диспансеризация привели к увеличению выявляемости и росту численности
подростков, состоящих под диспансерным наблюдением. Если в 2002 году контингент
диспансерных больных составлял 32676 на 100 тыс. населения, в 2004 году -
34380, в 2005 г. - 44810, то в 2006 г. - уже 47246 на 100 тыс. населения, что
свидетельствует о более активной работе подростковых врачей-терапевтов,
качественном проведении комплексных обследований, направленных на диагностику
хронических заболеваний.
В 2006 году отмечено снижение показателя
общей заболеваемости у подростков до 322347 на 100 тыс. населения (2005 г. -
350993), в том числе у юношей - до 161448 на 100 тыс. населения (2005 г. -
174562).
Как и в прежние годы в структуре
заболеваемости у юношей высокие показатели вновь отмечены по болезням органов
дыхания - 72508 на 100 тыс. (в 2005 г. - 63660), увеличились показатели по
болезням кожи и подкожной клетчатки - 7233 на 100 тыс. (2005 г. - 6560).
Остаются на высоком уровне показатели заболеваемости по болезням органов
пищеварения - 9349 (в 2005 г. - 8878), костно-мышечной системы - 6062 (в 2005
г. - 5860), глаз - 3432 (в 2005 г. - 3256), мочеполовой системы - 1690 (в 2005
г. - 1682) на 100 тыс. населения.
Несмотря на постоянную пропаганду
здорового образа жизни, не снижается число подростков,
употребляющих спиртные напитки и табачные изделия и особенно - употребляющих
наркотические вещества.
В психоневрологических диспансерах взято
под наблюдение с впервые в
жизни установленным диагнозом в 2006 году 607 юношей (в 2005 г. - 595).
При проведении первоначальной постановки
на воинский учет в 2006 году медицинское освидетельствование прошли более 52
тыс. человек. Показатель годности к военной службе составил 69,4% (в 2005 г. -
74,9%).
В 2006 году при призыве на военную службу
прошли медицинское освидетельствование более 112 тыс. человек. Показатель
годности к военной службе составил 70,5% (2005 г. - 73,1%). Процент признанных
негодными по состоянию здоровья в 2006 году составил 29,5% (в 2005 г. - 26,9%).
Всего за призыв 2006 года признано ограниченно годными, временно не годными и
не годными к военной службе (по категориям годности "В",
"Г" и "Д") 33292 человека.
В структуре
заболеваний, послуживших причиной ограничения годности граждан от призыва на
военную службу по состоянию здоровья, ведущее место занимают болезни
костно-мышечной системы - 14,9% (в 2005 г. - 12,3%), болезни органов
пищеварения - 11,5% (в 2005 г. - 11,7%), психические расстройства - 10,9% (в
2005 г. - 12,8%) и болезни нервной системы - 10,6% (в 2005 г. - 13,1).
Наибольший показатель годности к военной
службе отмечен в ОВК Раменского (78,1%), Люблинского (77,4%), Останкинского,
Черемушкинского, Тимирязевского и Гагаринского районов (более 74,0%). Наиболее
низкий этот показатель в ОВК Савеловского, Кузьминского и Даниловского районов
(от 62,4% до 65,1%). Наибольший процент негодности в 2005
году был отмечен в Зеленоградском - более 30% и Южном - 29,0% административных
округах.
Показатель годности к военной службе от
первоначальной постановки на воинский учет в 2005 году до призыва на военную
службу в 2006 году снизился на 4,4%. Как и в 2005 году, практически у каждого
пятого призывника (18,0%) заболевания были выявлены впервые.
В период призыва 2006 года на
дополнительное обследование было направлено 9,3% призывников от всех
освидетельствованных (в 2005 г. - 15,6%). Госпитализация призывников
осуществлялась в стационарные медицинские учреждения города в строгом
соответствии с утвержденным приказом Департамента здравоохранения от 31.04.2006
N 141 "О призыве граждан Российской Федерации в городе Москве на военную
службу в 2006 году" перечнем (реестром) медицинских учреждений для
проведения обследования призывников. Управлением организации
медицинской помощи Департамента проведен контроль сроков госпитализации, при
этом отмечаются сроки ожидания госпитализации свыше 7 дней призывников
Северо-Восточного АО в гастроэнтерологическое отделение ГКБ N 63,
травматологическое отделение ГКБ N 67, кардиологическое отделение ГКБ NN 36,
40, призывников Юго-Западного АО - в гастроэнтерологическое отделение ГКБ N 4,
аллергологические отделения ГКБ NN 57, 63, призывников Западного АО - в
аллергологическое отделение ГКБ N 52 (14 дней),
эндокринологическое отделение ГКБ N 67 (от 7 до 10 дней), терапевтические
отделения ГКБ NN 31,71 (от 3 до 7 дней), неврологическое отделение ГКБ N 71 (от
5 до 10 дней), призывников Северо-Западного АО - в аллергологическое отделение
ГКБ N 52 (от 7 до 14 дней), отделение травматологии и ортопедии ГКБ N 67 (до 5
дней). В остальных округах сроки госпитализации не превышают 1-2 суток.
Возврат граждан, подлежащих призыву на
военную службу, по состоянию здоровья со сборного пункта города Москвы в 2006
году составил 0,9% (в 2005 г. - 1,9%) от общего числа осмотренных лиц. Наибольший показатель возврата на дообследование отмечен в ОВГ
Замоскворецкого (4,1%). Тверского (3,4%), Чертановского (2,2%),
Кунцевского (1,9%), Бутырского (1,8%) районов. В структуре заболеваний при этом
занимали психические расстройства (20 случаев), заболевания органов дыхания (12
случаев), болезни кожи и подкожной клетчатки (6 случаев) и болезни нервной
системы (5 случаев). Третий год подряд повышается показатель возврата по
психическим заболеваниям, что свидетельствует о невнимательном отношении
врачей-психиатров.
Число досрочно уволенных по состоянию
здоровья призывников весеннего призыва 2006 г. составило 17 (2005 г. - 14).
Наибольшее число случаев возврата в Северо-Восточном АО - 5, в Северном,
Восточном, Юго-Восточном, Западном и Северо-Западном АО - по 2, Южном и
Юго-Западном АО - по 1. При этом основную патологию в отличие от предыдущих лет
составили психические расстройства и заболевания нервной системы - у 7 чел.,
хирургические заболевания - у 6 (все - заболевания опорно-двигательного
аппарата), врожденная аномалия - у 2-х, заболевание желудочно-кишечного тракта
- у 1, болезни кожи - у 1.
По всем случаям возврата проведены
служебные расследования совместно с главными специалистами Департамента
здравоохранения. Врачам, допустившим нарушения при медицинском
освидетельствовании призывников, объявлены дисциплинарные взыскания.
При совместной
проверке Департамента здравоохранения и Горвоенкомата организации медицинских
осмотров и лечебно-оздоровительных мероприятий призывникам в
лечебно-профилактических учреждениях административных округов установлено, что
не во всех управлениях здравоохранения выполняются положения действующего
приказа Министерства обороны и Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения
подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".
Медицинская документация из детских
городских поликлиник в ряде случаев несвоевременно передается во взрослую сеть.
Не всегда проводится анализ расхождения диагнозов у подростков, передаваемых из
детских поликлиник. Не во всех поликлиниках в амбулаторных картах юношей,
состоящих на диспансерном учете, направленных военкоматами на обследование и
лечение по спискам N 1, N 2 и N 3, а также имеющим отсрочку от призыва по
состоянию здоровья, имеется индивидуальный план лечебно-оздоровительных
мероприятий. Не всегда представляются амбулаторные карты на призывников в
райвоенкоматы, а в тех, которые представляются, зачастую отсутствуют общие
медицинские анализы и флюорография.
По оценке результатов показателей
лечебно-оздоровительной работы среди допризывно-призывной молодежи наименьший
охват ежегодными профилактическими осмотрами 15-16 летних юношей отмечен в
Северном (85,0%), Западном (86,4%) административных округах.
Отмечается низкая эффективность
проведения лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами
от первоначальной постановки на воинский учет до их призыва на военную службу
и во всех округах она оценивается как неудовлетворительная, за исключением
Юго-Восточного, Западного административных округов, где оценивается на
"отлично". Наихудшие показатели отмечены в Северном (-7,3%),
Северо-Восточном (-4,1%) и Зеленоградском (-9,9%) АО.
Эффективность лечебно-оздоровительных
мероприятий с гражданами 15-16 лет до их первоначальной постановки на воинский
учет составляет 7,9% в Северном, 3,6% в Юго-Восточном АО, где оценивается как
неудовлетворительная.
Не всегда в поликлиниках и стационарах
юношам проводится необходимый объем обследований, предусмотренный приказами
Департамента здравоохранения, в связи с чем, призывники направляются на повторное
стационарное обследование в подростковое отделение ГКБ N 81, где находилось 147
таких призывников. Наиболее частой причиной повторной госпитализации было
некачественное заполнение акта исследования состояния здоровья призывника,
неверная формулировка диагноза, неполное обследование, учет анамнестических
данных и обследование призывников только по линии направительного диагноза.
Среди стационарных лечебно-профилактических учреждений, госпитализация по
которым городским военкоматом и медицинскими комиссиями ОВК проводилась
повторно, - ГКБ NN 23 им. Медсантруд, 50, 71.
Указанные недостатки свидетельствуют о
недостаточном контроле за проведением
лечебно-оздоровительной работы с призывниками как в поликлиниках управлений
здравоохранения административных округов, так и в городских стационарах.
Устранение недостатков, а также решение
задач, направленных на улучшение состояния физического и психического здоровья
подростков и молодежи города Москвы, позволит на более раннем этапе жизни
выявлять отклонения в состоянии здоровья и заболевания, проводить
целенаправленную профилактику, что в дальнейшем обеспечит направление на службу
в Вооруженные Силы РФ здорового пополнения.
На основании изложенного и в целях улучшения организации медицинского обеспечения призыва граждан
на военную службу
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад начальника
отдела амбулаторно-поликлинической помощи Борзенкова С.А. "О медицинском
обеспечении призыва на действительную военную службу в 2006 году и задачах на
2007 год" и продолжить практику ежегодных обсуждений этого вопроса на
заседаниях коллегии.
2. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений
городского подчинения, участвующим в медицинском обеспечении призыва:
2.1. Устранить выявленные при проверках
недостатки в медицинском обеспечении призыва граждан к военной службе,
информацию об исполнении представить в Департамент здравоохранения. Срок: до
15.06.2007.
2.2. На особом контроле держать вопросы:
2.2.1. Укомплектованности кадрами врачей
и среднего медперсонала медицинских комиссий военных комиссариатов. Срок:
постоянно.
2.2.2. Своевременности, объема и качества
выполнения, предусмотренных нормативными документами диагностических, лечебных
и реабилитационных мероприятий при обследовании и лечении допризывно-призывной
молодежи, качества оформления медицинской документации, преемственности в
работе, как между учреждениями здравоохранения, так и с военкоматами,
достоверности информации по вопросам медицинского обеспечения призыва,
представляемой в Департамент здравоохранения. Срок: постоянно.
2.2.3. Соблюдения принципа внеочередной
госпитализации призывников в стационарные лечебно-профилактические учреждения и
внеочередного обследования в амбулаторно-поликлинических учреждениях. С целью
ликвидации очереди на госпитализацию активно использовать возможности дневных
стационаров амбулаторных и стационарных лечебно-профилактических учреждений,
амбулаторное обследование пациентов. Срок: постоянно.
2.3. Обеспечить в подведомственных
лечебно-профилактических учреждениях и структурных подразделениях выполнение
приказа Департамента здравоохранения от 29.03.2007 N 125 "О призыве
граждан Российской Федерации в городе Москве на военную службу в 2007
году".
3. Начальнику отдела государственной
службы и кадров (Шаталова Л.М.) продолжить практику повышения квалификации
врачей по вопросам медицинского обеспечения подростков и медицинского
обеспечения призыва граждан на военную службу на кафедре терапии и подростковой
медицины РМАПО.
4. Начальнику управления организации
медицинской помощи Департамента здравоохранения (Гайнулин Ш.М.):
4.1. Совместно с главными специалистами
Департамента здравоохранения:
4.1.1. Обеспечить методическое
руководство подготовки врачей-специалистов по вопросам подростковой медицины,
диспансеризации и выполнения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий,
проводимых с допризывно-призывной молодежью в подведомственных
лечебно-профилактических учреждениях, участия врачей-специалистов в работе
военно-врачебных комиссий.
4.1.2. Пересмотреть Инструкцию по
комплексной оценке состояния здоровья детей и подготовить Методические
рекомендации по диспансеризации детей и подростков с распространением и
использованием в работе подведомственных лечебно-профилактических учреждений, в
целях уточнения критериев групп здоровья в комплексе мероприятий по сохранению
и укреплению здоровья детей разных возрастных групп. Срок: до 01.10.2007.
4.1.3. Совместно с Городским военным
комиссариатом определить контингенты лиц допризывно-призывной молодежи для
амбулаторного и стационарного обследования. Срок: до 01.10.2007.
4.2. Обеспечить планирование и практику
проведения систематических семинаров под руководством главных специалистов
Департамента здравоохранения для врачей-специалистов непосредственно в
управлениях здравоохранения административных округов. Срок: по плану.
4.3. Организовать контроль качества
диспансеризации и диспансерно-динамического наблюдения детей в детских
лечебно-профилактических учреждениях, разработку четких критериев в
мероприятиях по передаче подростков из детских во взрослые лечебно-профилактические учреждения. Срок: до
01.10.2007.
5. Заместителю руководителя Департамента
здравоохранения (Шевченко В.А.) продолжить практику проверок учреждений
здравоохранения по вопросам медицинского обеспечения призыва граждан на военную
службу.
6. Решение коллегии от 27.04.2006 г.
(протокол N 6-2) "О медицинском обеспечении призыва на действительную
военную службу в 2005 году и задачах на 2006 год" с контроля снять.
7. Контроль за
выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя руководителя
Департамента здравоохранения Шевченко В.А.
Заместитель председателя коллегии,
первый заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
С.В.ПОЛЯКОВ
Секретарь коллегии
Е.П.НЕУСТРОЕВА