ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПИСЬМО
31 мая 2007 г.
N 73-18-394
Департамент
здравоохранения направляет Вам для информации и руководства в работе письмо
руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Г.В.Дегтева от
11.05.2007 г. N 77-13-389/7 о применении на практике основных положений
вступившего в силу 25.04.07 г. Федерального закона от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" и письмо Управления
Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы от 21.05.07 г.
N 23-21-584/7 о размещении государственного заказа у единственного поставщика
на основании ст. 46 ч. 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Заместитель руководителя
Департамента
В.И.ЗЫКОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
11 мая 2007 г.
N 77-13-389/7
Департамент города
Москвы по конкурентной политике обращает Ваше внимание, что 25.04.2007 вступил
в силу Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" (размещен на
официальном сайте города Москвы в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.tender.mos.ru в
подразделе "Нормативно-правовая документация" раздела
"Нормативно-методическая документация").
В этой связи Департамент направляет
первоочередные рекомендации по применению на практике его основных положений.
1. В соответствии с ч.
1 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которой вносятся изменения в ч. 2 ст. 1
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Закон о
размещении заказов применяется в случаях размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд вне
зависимости от стоимости таких товаров, работ и услуг.
При этом согласно части 2 ст. 3
Федерального закона N 53-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации приведен в
соответствие с Законом о размещении заказов.
Так, в соответствии
со ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального
закона N 53-ФЗ) бюджетные учреждения без заключения государственных или
муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не
превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного
размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими
лицами по одной сделке. Одноименные
товары, одноименные работы, одноименные услуги бюджетные учреждения без
заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в
течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера
расчетов наличными деньгами.
При этом согласно
п. "б" ч. 46 Федерального закона N 53-ФЗ, которым вносится изменение
в ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, государственный заказ на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму, не
превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного
размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими
лицами по одной сделке (60 тыс. руб.),
может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
2. Согласно п. 7 ст. 1 Федерального
закона N 53-ФЗ, которым внесены изменения в п. 10 ст. 7 Закона о размещении
заказов, принятие решения членами комиссии путем проведения заочного
голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не
допускается.
Создание комиссии осуществляется
государственным заказчиком в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о размещении
заказов. Методические рекомендации по порядку формирования комиссий по
размещению государственного заказа утверждены приказом руководителя Тендерного
комитета от 20.02.2006 N 70-01-26/6, в соответствии с которыми
создание комиссии утверждается приказом государственного заказчика.
В связи с вышеизложенным Департамент
считает необходимым осуществлять замену члена комиссии только по решению
государственного заказчика путем издания соответствующего приказа о внесении
изменений (дополнений) в приказ.
3. Пункт "а"
ч. 8 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которым вносится изменение в абзац
первый ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов, установил обязанность (а не
право, как это было раньше) государственного заказчика отказаться от заключения
государственного контракта с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок
либо при уклонении победителя конкурса, аукциона, запроса котировок от
заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с
которым заключается такой контракт, в случае установления фактов, указанных в
ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов.
4. Пунктом
"д" ч. 8 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ внесены изменения в ч. 6
ст. 9 Закона о размещении заказов, согласно которым предусмотрено право
государственного заказчика по согласованию с поставщиком (исполнителем,
подрядчиком) в ходе исполнения контракта изменить не более чем на десять
процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при
изменении потребности в них и соответственно цену контракта
пропорционально объему указанных дополнительных товаров, работ и услуг.
5. В соответствии с
пунктом "з" ч. 8 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которым вносится
изменение в ст. 9 Закона о размещении заказов, при размещении государственного
заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена
государственного или муниципального контракта определяется на весь срок
выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет
планируемого периода исполнения контракта.
6. В соответствии с
пунктом "б" ч. 9 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, который вносит
изменения в ст. 10 Закона о размещении заказов, размещение государственного,
муниципального заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или
муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона (указанный пункт
вступает в силу с 01.01.2008 в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 53-ФЗ).
В целях получения
наиболее качественных работ при размещении вышеуказанного заказа в соответствии
с положениями Федерального закона N 53-ФЗ Департамент считает крайне
необходимым осуществлять тщательную проработку документации об аукционе, в том
числе проекта государственного контракта и технической части документации, в
части определения функциональных и качественных характеристик работ, включения
требования обеспечения исполнения государственного контракта, а также
обязательного условия о порядке осуществления государственным заказчиком приемки выполняемых работ согласно п. 9 ст. 1 Федерального
закона N 53-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом
"к" ч. 8 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, который вносит изменения
в ст. 9 Закона о размещении заказов, в случае просрочки исполнения поставщиком
(исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или
муниципальным контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату
неустойки (штрафа, пеней).
7. Пунктом "в" ч. 9 ст. 1
Федерального закона N 53-ФЗ внесены изменения в п. 6 ст. 10 Закона о размещении
заказов, в соответствии с которыми совместные торги могут проводиться не только
на поставки одноименных товаров, но и на выполнение одноименных работ, оказание
одноименных услуг.
8. В п. "г" ч. 9 ст. 1
Федерального закона N 53-ФЗ, которым внесено изменение в ст. 10 Закона о
размещении заказов, дано определение одноименных товаров, работ, услуг.
Так, под одноименными товарами,
одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги,
относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с
номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд,
утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
9. Пункт "а" ч. 11 Федерального
закона N 53-ФЗ дополнил п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов новым
основанием для недопущения конкурсной комиссией к участию в конкурсе - наличие
в заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную)
цену контракта (цену лота).
10. В соответствии с п.
"в" ч. 19, ч. 22, п. "б" ч. 31, п. "д" ч. 32
Федерального закона N 53-ФЗ внесены изменения в ст. 21, ч. 3 ст. 24, ст. 33,
ст. 34 Закона о размещении заказов, изменены сроки и порядок внесения изменений
в документацию о торгах, а также разделены понятия "изменение в извещении
о проведении торгов" и "изменение в документацию".
При этом в обоих случаях действует
правило: решение об изменении принимается не позднее
чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. Срок подачи
заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня
опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте
внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты
окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем
двадцать дней, при изменении срока подачи заявок на участие в аукционе - не
менее чем пятнадцать дней.
При внесении изменений в конкурсную
документацию (документацию об аукционе) обязательно направление всем
участникам, которым была предоставлена документация, заказных писем или
электронных документов.
11. Частью 19, 31 ст. 1 Федерального
закона N 53-ФЗ внесены изменения в ст. 21, 33 Закона о размещении заказов в
части содержания извещения о проведении открытого конкурса (аукциона).
Пунктом
"б" ч. 20, п. "б" ч. 32 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ
также внесены изменения в содержание конкурсной документации, документации об
аукционе (п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов), согласно
которым она должна включать в себя начальную (максимальную) цену контракта
(цену лота), форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг, источник
финансирования заказа и др.
Также обращаем
внимание, что пунктом "а" ч. 52 Федерального закона N 53-ФЗ вносится
изменение в п. 7 ст. 65 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым
государственным заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса,
приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации
должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом о размещении заказов,
а также их содержание и значимость.
12. Пунктом
"а" ч. 20, п. "а" ч. 32 статьи 1 Федерального закона N
53-ФЗ внесены изменения в ст. 22, 34 Закона о размещении заказов, не
допускается включать в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том
числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара,
работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским
свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе
требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у
участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой
репутации, требования о наличии у участника размещения
заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых,
финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения
работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В этой связи в
целях обеспечения государственных нужд города Москвы качественными товарами,
работами, услугами Департамент считает необходимым особое внимание обратить на
тщательную проработку конкурсной документации, документации об аукционе, в том
числе государственного контракта, в части определения функциональных,
качественных характеристик товара, работ, услуг и условия поставки товаров,
выполнения работ, оказания услуг, во взаимосвязи с требованием обеспечения
исполнения государственного контракта.
13. Законом о размещении заказов
предусмотрено право государственного заказчика устанавливать требование
обеспечения исполнения государственного контракта.
Пунктом
"б" ч. 20 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ вносятся изменения в п. 9
ст. 22 Закона о размещении заказов, согласно которым предусмотрена обязанность
государственного заказчика, уполномоченного органа устанавливать требования
обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов
начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере
аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса, в случае, если начальная (максимальная) цена
контракта (цена лота) превышает 50 млн. рублей.
Вместе с тем в
соответствии с поручением Мэра Москвы Ю.М.Лужкова от 26.03.2007 N 4-19-6188/7 о
необходимости применения государственными заказчиками обязательных требований о
предоставлении победителями размещения заказа обеспечения надлежащего
исполнения государственных контрактов Департамент считает необходимым применять
положения пункта 20 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ и в случае, если
начальная цена контракта не превышает 50 млн. рублей.
14. Пункт "г"
ч. 23, п. "в" ч. 33 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ вносят
изменения в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов, согласно
которым не допускается требовать от участника размещения заказа не только
документы, но и сведения, не предусмотренные п. 3 ст. 25 и п. 2 ст. 35 Закона о
размещении заказов соответственно.
15. В соответствии с п.
"г" ч. 25, п. "б" ч. 27, п. "д" ч. 34, п.
"б" ч. 36 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которые вносят изменения
в ч. 5 ст. 27, ст. 29, ч. 6 ст. 36, ст. 38 Закона о размещении заказов,
государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со
дня размещения на официальном сайте протокола
оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона), а при
проведении закрытого конкурса (аукциона) - со дня подписания протокола оценки и
сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона).
Что касается
размещения заказа путем запроса котировок, то согласно п. "г" ч. 43
ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которым вносится изменение в ст. 47 Закона о
размещении заказов, государственный контракт может быть заключен не ранее чем
через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и
оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
16. Пунктом "б" ч. 26
Федерального закона N 53-ФЗ вносится изменение в п. 4 ст. 28 Закона о
размещении заказов, согласно которому цена государственного контракта является
обязательным критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
17. В соответствии с п. "в" ч.
26 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ, которым внесены изменения в п. 5 ст. 28
Закона о размещении заказов, расширен перечень работ и услуг, при проведении
конкурса на которые предусмотрен такой критерий оценки заявок, как квалификация
участника конкурса.
В этот перечень
дополнительно включены проектные, изыскательские и аварийно-спасательные
работы, работы по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов
Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов,
входящих в состав библиотечных фондов, оказание медицинских, аудиторских услуг,
услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по
размещению государственного заказа.
18. Пунктом "а" ч. 30
Федерального закона N 53-ФЗ вносится изменение в п. 3 ст. 32 Закона о
размещении заказов, согласно которому увеличена максимальная цена контракта,
заключаемого по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, до
одного миллиона рублей.
19. Увеличена максимальная сумма
государственного контракта, заключаемого по результатам проведения запроса
котировок до 500 тыс. руб. (п. "а" ч. 39 ст. 1 Федерального закона N
53-ФЗ).
20. Пунктом
"а" ч. 41 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ внесены изменения в п. 1
ст. 45 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми при проведении
запроса котировок на заключение государственного контракта на сумму, не
превышающую 250 тыс. руб., срок размещения на официальном сайте извещения о
проведении запроса котировок и проекта контракта, заключаемого по результатам
проведения такого запроса, остается прежним (4
рабочих дня). При объявлении запроса котировок на право заключения контракта на
сумму, превышающую 250 тыс. руб., срок приема заявок составляет не менее 7
рабочих дней. При этом обязательным для размещения на официальном сайте
является проект государственного контракта.
21. Пунктом "б" ч. 46
Федерального закона N 53-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 55 Закона о размещении
заказов, которым расширен перечень случаев размещения заказа у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, размещение заказа у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется государственным заказчиком
также в случае, если:
- при повторном размещении заказа путем
запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с ч. 8
ст. 46 Закона о размещении заказов;
- осуществляются поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на
сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных
товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик
вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на
сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными
деньгами;
- возникла потребность у заказчика,
уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в
официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса или
извещения о проведении открытого аукциона;
- осуществляется размещение заказа на
поставку российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным
производителем, у поставщика такого вооружения и военной техники, включенного в
реестр единственных поставщиков такого вооружения и военной техники. Порядок
ведения реестра единственных поставщиков такого вооружения и военной техники,
порядок формирования цены на такое вооружение и военную технику устанавливаются
Правительством Российской Федерации;
- осуществляется размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у
поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением
Президента Российской Федерации.
22. Также обращаем
внимание, что в соответствии с п. "в" ч. 19 ст. 1 Федерального закона
N 53-ФЗ, который вносит изменения в ст. 21 Закона о размещении заказов,
государственный заказчик вправе принять решение о внесении изменений в
извещение о проведении открытого конкурса (аукциона) не позднее, чем за пять
дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах. Изменение
предмета конкурса (аукциона) не допускается. При этом срок
подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) должен быть продлен так, чтобы
со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном
сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты
окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем
двадцать дней.
Руководитель Департамента
Г.В.ДЕГТЕВ
УПРАВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПИСЬМО
21 мая 2007 г.
N 23-21-584/7
В Управлении рассмотрено уведомление от
14.05.2007 года N 1-10/1093 о заключении государственного контракта с ГУЗ
"Ивановская областная станция переливания крови" на поставку для
родильных домов города препарата иммуноглобулин человека антирезус Rho (D).
Для согласования права размещения
государственного заказа у единственного поставщика в сложившейся ситуации необходимо
руководствоваться требованиями статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 года
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 8
статьи 46 Закона в случае, если при повторном размещении заказа путем запроса
котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган
вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или
направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии
котировочных заявок соответственно в уполномоченные орган на осуществление
контроля в сфере размещения заказа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации.
По согласованию с таким органом заказчик
вправе принять решение о размещении заказа у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика).
Порядок согласования возможности
заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем,
подрядчиком) установлен Приказом Министерства экономического развития и
торговли Российской Федерации от 03.05.2006 г. N 124 "Об утверждении
порядка согласования проведения закрытого конкурса, возможности заключения
государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком
(исполнителем, подрядчиком)". (размещено
на сайтах www.ecbez.mos.ru и www.tender.mos.ru)
Заместитель начальника Управления
И.В.ГОРДЕЕВ