МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
1 июня 2007 г.
N 03-04-06-02/104
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросам применения
единого социального налога и в соответствии со ст. 34.2. Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. В соответствии с п. 1
ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам,
занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), в день сдачи крови и ее
компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования
работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее
компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов
за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные
в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит
в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в
трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты
производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем
по поводу осуществления трудовой деятельности.
Учитывая изложенное,
суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни
сдачи крови и дополнительный день отдыха в соответствии с трудовым
законодательством, не включаются в объект налогообложения единым социальным
налогом на основании положений п. 1 ст. 236 Кодекса.
2. В соответствии со ст. 170 Трудового
кодекса работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места
работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных
обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти
обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктами 1 и 2 ст.
6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" установлено, что граждане на время медицинского обследования
для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения
военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной
работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Компенсация
указанных расходов в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных
организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти
цели Министерству обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации
в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых
документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам
Российской Федерации средства.
Таким образом, суммы среднего заработка,
выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том
числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального
бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым
договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.
Одновременно сообщаем, что вопросы уплаты
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний относятся к компетенции Фонда
социального страхования Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН