ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 июля 2007 г.
N 45
О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ
ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И
ПОТРЕБЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с
обращением отходов производства и потребления, отмечаю, что в последнее время в
ряде субъектов Российской Федерации осуществлены организационные и практические
мероприятия по соблюдению санитарных норм и правил в этой сфере.
В г.г. Москве и Санкт-Петербурге,
Вологодской и Мурманской областях, Ставропольском и Приморском краях действуют
мусоросжигательные заводы, в г. Санкт-Петербурге, Белгородской, Ленинградской,
Свердловской и Самарской областях построены мусороперерабатывающие предприятия.
Количество мусороперерабатывающих комплексов возросло с 32 в 2005 г. до 39 в
2006 г.
Во многих регионах введены в действие
демеркуризационные или специализированные предприятия, осуществляющие
централизованный сбор, хранение и дальнейшую переработку ртутьсодержащих
отходов.
Активизировалась работа по ликвидации
несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах.
В Республике Татарстан, Саратовской,
Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской областях реализуются программы
утилизации пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов и
агрохимикатов.
Управлениями Роспотребнадзора в 2006 г.
проведены более двух тысяч проверок по соблюдению установленных требований в
части размещения, хранения, утилизации отходов производства и потребления, а
также содержания территории населенных мест.
Вместе с тем, в указанной сфере имеют
место многочисленные нарушения санитарного законодательства, создающие угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Низкой остается эффективность системы
плановой очистки территории от бытовых отходов. По-прежнему сохраняется дефицит
специализированного автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов,
несвоевременно осуществляется их вывоз.
В большинстве субъектов Российской
Федерации нарушаются требования СП 2.1.7.1.1038-01 "Гигиенические
требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых
отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2001 N 2826) и СанПиН
2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию
отходов производства и потребления" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2003
N 4526). Отсутствуют подъездные дороги с твердым покрытием, ограждения,
дезинфицирующие ванны, складирование мусора осуществляется без изоляционных
слоев, отмечается острая нехватка спецтехники для утилизации отходов. Многие
полигоны фактически превратились в свалки бытовых отходов с крайне высокой
заселенностью грызунами.
В Новосибирской, Иркутской, Томской,
Кировской и других областях продолжается эксплуатация от 15% до 40% полигонов с
коэффициентом заполнения 90%. Строительство новых полигонов ведется крайне
медленно.
В стране ежегодно образуется от 2,7 до
3,4 млрд. тонн отходов, однако практически не развита индустрия их вторичной
переработки и использования.
Многими хозяйствующими субъектами не
принимается должных мер по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов, в
том числе и чрезвычайно опасных. Продолжается практика их вывоза на полигоны
твердых бытовых отходов, несанкционированные свалки, а также накопление на
территории промышленных предприятий. Такое положение отмечается в Челябинской,
Пензенской, Новосибирской областях, Красноярском крае.
В Вологодской, Курской, Брянской,
Сахалинской областях, Краснодарском крае имеют место серьезные нарушения
хранения пестицидов и агрохимикатов.
Во многих лечебно-профилактических
учреждениях отмечается неправильное обращение с медицинскими отходами, что
создает возможность повторного применения использованного разового медицинского
оборудования, подвергая работников здравоохранения и население риску
возникновения травм и социально значимых заболеваний.
В результате несоблюдения санитарного
законодательства при обращении с отходами производства и потребления,
неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест,
происходит накопление токсичных веществ в почве, отмечается высокий уровень
бактериального загрязнения ее на территории жилой застройки.
Количество
исследованных проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по
санитарно-химическим показателям, составляет 11,4%. В Свердловской, Тульской,
Читинской областях, Краснодарском крае, г. Санкт-Петербурге доля таких проб в
3,7 - 4,4 раза больше, чем в целом по стране. При этом загрязнение происходит преимущественно тяжелыми металлами
(свинец, кадмий, ртуть), представляющих наибольшую
потенциальную опасность для здоровья населения.
В г. Москве, Республике Коми, Пермском и
Приморском краях, Вологодской и Ростовской областях количество проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям,
составляет от 30 до 50%.
Органы местного
самоуправления не принимают должных мер по реализации Федерального закона от
24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 29.06.1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1
(ч. 2) ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52, ст. 5498), низкой остается
требовательность к предприятиям и организациям в решении вопросов, связанных с
очисткой населенных мест, хранением, транспортировкой, переработкой и утилизацией
отходов.
Многие управления Роспотребнадзора не
обеспечивают действенного надзора и не привлекают к установленной законом
ответственности лиц, виновных в нарушениях санитарных правил и нормативов при
обращении с отходами производства и потребления.
Положение усугубляется тем, что не
разработана в должном объеме нормативно-правовая и методическая база по
вопросам обращения с отходами производства и потребления, в том числе о порядке
выдачи лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.
До настоящего времени не приняты меры по
выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818
"О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения
паспортизации опасных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации,
06.11.2000 N 45, ст. 4476).
В связи с
вышеизложенным и на основании статей 22 и 51 Федерального закона от 30.03.1999
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482; 2002, N 1
(ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007,
N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации
Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления".
1.2. Разработать или внести коррективы в
целевые программы в области обращения с производственными и бытовыми отходами,
предусмотрев в них осуществление организационных и практических мероприятий по
обеспечению эффективной системы плановой очистки населенных мест, строительству
полигонов промышленных и твердых бытовых отходов, мусоросжигательных и
мусороперерабатывающих заводов, мусоросортировочных комплексов.
1.3. Требовать от руководителей
организаций и предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами
производства и потребления, принять меры к ликвидации несанкционированных
свалок промышленных и бытовых отходов.
2. Рекомендовать Ростехнадзору:
2.1. Принять дополнительные меры по
совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в сфере обращения с
отходами производства и потребления.
2.2. Усилить контроль
за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
2.3. Усилить взаимодействие
территориальных органов Ростехнадзора с территориальными органами
Роспотребнадзора при выдаче лицензий на деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
3. Рекомендовать организациям,
осуществляющим деятельность по обращению с отходами обеспечить выполнение
требований санитарного законодательства по осуществлению плановой очистки
населенных мест, эксплуатации и рекультивации мест централизованного хранения,
захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления.
4. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить организационные и
практические мероприятия по неукоснительному соблюдению СанПиН 2.1.7.1322-03
"Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов
производства и потребления", а также по обращению с медицинскими отходами.
5. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному
транспорту:
5.1. Разработать совместно с
территориальными органами Ростехнадзора и внести в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения о
включении в целевые программы по обращению с отходами производства и
потребления мероприятия, направленные на совершенствование систем сбора,
транспортировки, хранения, переработки и обезвреживания отходов производства и
потребления.
5.2. В порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, осуществлять совместно с
территориальными органами Ростехнадзора проверки деятельности организаций в
сфере обращения с отходами производства и потребления и информировать о
результатах проверок органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также органы местного самоуправления с целью принятия
соответствующих мер.
5.3. Провести анализ работы по
осуществлению надзора за обращением с отходами производства и потребления,
принять меры по повышению его эффективности, повысить требовательность к
организациям и предприятиям за неукоснительным соблюдением требований
санитарного законодательства в этой сфере.
5.4. Направлять информацию о результатах
надзора за обращением с отходами производства и потребления, а также предложения
по совершенствованию этой работы в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с годовыми отчетами.
6. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" Роспотребнадзора разработать и согласовать с
Роспотребнадзором ведомственные отчетные формы о проводимой работе по надзору
за обращением с отходами производства и потребления, обобщенную информацию
представлять в срок до 15 июня ежегодно.
7. Контроль за
выполнением постановления возложить на заместителя Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО