ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
ПРИКАЗ
12 июля 2007 г.
N 202
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В целях совершенствования
системы подготовки работников подведомственных федеральных государственных
учреждений здравоохранения со средним медицинским и фармацевтическим
образованием и во исполнение Решения Расширенной Коллегии ФМБА России 2007 г.,
приказываю:
1. Одобрить проект Концепции развития
сестринского дела в системе здравоохранения Федерального медико-биологического
агентства (приложение).
2. Руководителям
подведомственных образовательных учреждений ("Институт повышения
квалификации", "Электростальское медицинское училище",
"Саровский медицинский колледж", "Санкт-Петербургский центр
последипломного образования работников со средним медицинским и
фармацевтическим образованием", "Обнинский центр последипломного
образования работников со средним медицинским и фармацевтическим
образованием" в срок до 13.08.2007 представить предложения по проекту
Концепции и предложения к плану-графику реорганизации учреждений и создании на
их базе федерального государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Российский государственный медицинский
институт".
3. Заместителю
руководителя Л.Н.Бежиной, Начальнику управления правового обеспечения и
государственной службы Д.С.Звереву обеспечить подготовку и внесение в
установленном порядке на рассмотрение в Минздравсоцразвития России проекты
актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, направленных на
совершенствование системы подготовки работников подведомственных федеральных
государственных учреждений здравоохранения со средним медицинским и
фармацевтическим образованием.
Руководитель
В.В.УЙБА
Приложение
к Приказу ФМБА России
от 12.07.2007 г. N 202
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
(Проект)
1. Состояние
проблемы
Развитие сестринского дела в системе
Федерального медико-биологического агентства с одной стороны отражает общие
тенденции развития отрасли в здравоохранении Российской Федерации, с другой
стороны, имеет особенности, отражающие специфику деятельности агентства.
Негативная динамика
медико-демографических показателей населения Российской Федерации, вкупе со
сложной социально-экономической ситуацией требует поиска новых методов оказания
медицинской помощи, дающих возможность повысить качество медицинской помощи без
дополнительных материальных затрат.
Стремительно возрастающий поток
профессиональной информации; концептуальный переход к принципам медицины,
основанной на доказательствах во всех областях медицинской практики
требуют поиска новых путей совершенствования подготовки кадров и
профессиональной деятельности.
Одним из основных путей для решения
поставленных проблем является развитие сестринского дела, как составной части
системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и
реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей
населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Применительно к данной концепции
используются следующие определения:
Сестринский персонал - специалисты,
имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское,
Акушерское, Лечебное дело; повышенный уровень среднего образования по
специальности "Сестринское дело", высшее образование по специальности
"Сестринское дело" и допущенные к профессиональной деятельности в
установленном порядке.
Сестринское дело - важнейшая составная
часть системы здравоохранения, область профессиональной компетенции
специалистов сестринской практики, направленной на профилактику заболеваний, их
раннее выявление, комплексный уход за пациентами с различной патологией,
комплексную адаптацию пациентов к ситуации, связанной с состоянием здоровья.
Специфическое разнообразие функций
специалистов сестринского дела требует холистического понимания факторов,
влияющих на здоровье, причин болезней, способов их профилактики, лечения и
реабилитации, методов физиологической, психологической и социальной адаптации
пациента, а также экономических, правовых, социальных и иных условий, в которых
осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
Особое значение сестринского персонала
для улучшения качества медицинской помощи подчеркивается рядом документов
Всемирной организации здравоохранения, которая рассматривает специалистов
сестринской практики персонала как реальный потенциал для удовлетворения
растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.
ВОЗ подтверждает, что укрепление и
развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством: разработки
стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;
обеспечения условий для эффективной
деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего
профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских
работников.
Реформирование сестринского дела в
Российской Федерации проводится с начала 90-х годов XX века. Параллельно с
формированием научной и методической моделей сестринской практики принят ряд
основополагающих правовых документов, определяющих стратегию развития
сестринского дела в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения
и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление
реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической
эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных
отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения,
обеспечении доступности и качества предоставляемых
населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач
медико-социальной помощи отводится специалистам, сестринского дела.
Отраслевая программа развития сестринского
дела в Российской Федерации, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 9 января
2001 г. N 4, определила основные пути развития сестринского дела, цели и задачи
реформы.
В частности отраслевая программа
определяет:
1. роль, функции и организационные формы
деятельности сестринского персонала, изменившиеся в соответствии с новыми
задачами, стоящими перед здравоохранением:
развитие первичной медико-санитарной
помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья,
гигиеническое обучение и воспитание населения;
реструктуризация лечебно-профилактических
учреждений, направленная на сокращение сроков пребывания в стационаре;
расширение объемов помощи на дому;
увеличение объема реабилитационных
мероприятий;
формирование больниц/отделений с
различной интенсивностью лечения и ухода;
внедрение хосписов и оказанием
паллиативной помощи умирающим.
2. Список приоритетных проблем, требующих
решения в рамках проводимых преобразований:
совершенствование системы
профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
совершенствование нормативной правовой,
материально-технической и организационно-методической базы;
совершенствование управления сестринской
деятельностью;
информационное обеспечение организации
сестринского дела.
Миссия сестринского персонала медицинских
учреждений, подведомственных ФМБА России, с одной стороны полностью
соответствует задачам всей системы здравоохранения, с другой, - имеет ряд
особенностей, определяемых особенностями работы закрепленного контингента. В
частности, специфика работы сестринского персонала в системе ФМБА России
определяется следующими параметрами:
Особое значение медицины катастроф,
постоянная готовность к работе в условиях чрезвычайной ситуации.
Необходимость знаний по патологиям,
отражающим деятельность предприятий отрасли.
Значительный объем высокотехнологичных
видов помощи, требующих дополнительных знаний и навыков.
Неравномерный доступ к
высокотехнологичным видам медицинской помощи, информационным и образовательным
ресурсам, ресурсам кадрового обеспечения в зависимости от местоположения
медицинского учреждения.
Активное участие, как в федеральных, так
и в ведомственных проектах.
На сегодняшний день в системе медицинских
учреждений ФМБА России работают более 26000 средних медицинских работников.
При этом использование специалистов часто
неэффективно - на сестринский персонал возлагаются несвойственные функции, в
первую очередь - функции младшего медицинского персонала, что приводит к
снижению качества медицинской помощи. Соответственно, часть обязанностей
сестринского персонала вынуждены брать на себя врачи.
Осуществление необходимых изменений в
кадровой политике в области здравоохранения требует научно-обоснованных
подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров,
эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального
соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.
2. Цель и задачи
программы
Цель настоящей программы - улучшение
качества медицинской помощи за счет оптимизации кадрового обеспечения,
модернизации системы додипломной и постдипломной систем образования, расширения
возможностей и полномочий сестринского персонала.
Для решения поставленной цели
формулируются следующие задачи.
1. Персонифицированный анализ кадрового
потенциала, с учетом уровня подготовки, знаний и навыков, определенных
квалификационной характеристикой специальности, наличия документов, необходимых
для допуска к профессиональной деятельности.
2. Формирование единого ведомственного
заказа на подготовку специалистов со средним медицинским образованием для нужд
агентства и последипломную подготовку, отражающую специфику деятельности
агентства.
3. Создание учреждения высшего
медицинского образования - института сестринского дела - координирующего все
виды образовательной подготовки сестринского персонала.
4. Открытие в рамках института
сестринского дела факультета высшего сестринского образования для подготовки
администраторов сестринского дела по заказу агентства.
5. Открытие в рамках института
медицинского колледжа, производящего обучение по заказу
агентства.
6. Формирование модели сестринской
практики, отработка пилотного проекта, распространение методик эффективной
сестринской практики в ЛПУ, подведомственных ФМБА России.
7. Разработка программ последипломного
образования, акцентированных на реализацию программ профилактики, раннего
выявления заболеваний, эффективного ухода и комплексной медико-социальной
реабилитации больных. Внедрение организационных форм и методов непрерывного
образования, использование методик дистанционного образования, позволяющих
получить равный доступ к информации всем специалистам сестринского дела,
работающим в системе здравоохранения ФМБА России.
8. Обучение сестринского персонала
закрепленных ЛПУ силами ведомственных учреждений последипломного образования с
учетом разработанной модели.
9. Расширение границ компетенции
сестринского персонала за счет выделения стандартизированных элементов
медицинской помощи, разработки новых механизмов обучения пациентов; активного
включения специалистов сестринского дела в реализацию скрининговых программ,
разработки эффективных механизмов сестринского ухода.
10. Разработка нормативно-правовых актов,
отражающих возможности использования сестринского персонала в новых условиях.
Разработка форм документации, отражающих независимую сестринскую практику.
11. Совершенствование системы управления
сестринской деятельности. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
администраторов сестринского дела с учетом современных методов экономического
управления и достижений научных исследований в области сестринского дела.
12. Поиск, разработка и внедрение новых
ресурсосберегающих форм и методик оказания медицинской помощи с широким
использованием специалистов сестринского дела, в том числе открытие отделений
сестринской помощи, отделений долечивания и ранней реабилитации, отделений
сестринского ухода и хосписных отделений; внедрение форм доврачебного приема,
комплексного патронажа, сестринской практики.
13. Обеспечение развития научных
исследований в сестринском деле. Вовлечение специалистов сестринского дела в
исследования, проводимые профессиональными ассоциациями, научными группами и
т.д. Развитие системы обмена опытом, проведение конференций по профильной
тематике, открытие секций сестринского дела в рамках конференций, съездов и
т.д., проводимых ФМБА России.
14. Повышение профессионального и
социального статуса сестринского персонала за счет увеличения профессиональных
возможностей и профессиональной ответственности в обеспечении качества
медицинской помощи.
Решение поставленных задач достигается:
разработкой правовых и экономических
механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование
сестринского дела;
совершенствованием системы
профессиональной подготовки сестринского персонала;
использованием современных и экономически
приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе
сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико-социальной помощи, профилактическую направленность,
повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;
информационным, научно-методическим и
материально-техническим обеспечением сестринской деятельности.
Предполагается последовательное и
постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного
потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе
здравоохранения.
3. Основные
направления деятельности
3.1. Нормативное
правовое обеспечение сестринской деятельности
Для решения поставленных задач
предусматривается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических
документов, регламентирующих сестринскую деятельность в
лечебно-профилактических учреждениях, а также учреждениях медико-социальной
помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы,
объем и характер сестринской деятельности. Предполагается разработка:
модели сестринской практики, направленной
на достижение комплексной медико-социальной адаптации
пациента к ситуации, связанной со здоровьем, методических рекомендаций по ее
освоению и внедрению;
научных и методических рекомендаций по
реализации сестринского процесса с учетом специфики отрасли;
стандартов/протоколов сестринской практики
на различных этапах медицинской помощи;
форм документации, отражающей
самостоятельную деятельность сестринского персонала;
методических рекомендаций по пересмотру
дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно-профилактических
учреждений;
дополнений в существующие методы контроля
при проведении квалификационных и сертификационных экзаменов с учетом новых
форм и методов сестринской практики.
3.2. Основные
направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского
персонала
Исходя из роли
сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении
медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, а также
особенностей деятельности медицинского персонала в условиях медико-социального
обеспечения производств особого риска предусматривается комплекс мероприятий,
выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и
совершенствования сестринского дела:
разработка модели сестринской практики с
учетом реструктуризации системы медицинской помощи и внедрения
стационарозамещающих форм медицинской помощи;
изменения соотношения врачей и
сестринского персонала в сторону увеличения доли сестринского персонала. Изучение
международного опыта профессиональной деятельности сестринского персонала;
переход к 3-х степенной системе
обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности
младшей медицинской сестры по уходу. Расширение полномочий младших медицинских
сестер в осуществлении гигиенического ухода за пациентами;
разработка и внедрение образовательных
программ, реализуемых сестринским персоналом при работе с пациентами, семьями и
в организованных коллективах, направленных на профилактику и раннее выявление
заболеваний, расширение знаний закрепленного контингента по вопросам здорового
образа жизни, планированию семьи. Внедрение практики обучения пациентов,
направленного на комплексную медико-социальную
реабилитацию и адаптацию пациентов к существующему уровню здоровья;
разработка методик сестринской помощи,
отражающих специфику отрасли;
поэтапное проведение аттестации рабочих
мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их
профессиональной деятельности.
3.3. Развитие
системы профессионального образования и кадровой политики в области
сестринского дела
Предусматривается комплекс мер по
совершенствованию системы профессионального образования специалистов
сестринской практики на этапах додипломного и последипломного образования, а
также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом
реформирования системы здравоохранения и внедрения новых технологий сестринской
помощи, в том числе:
Внедрение принципов клинической
эпидемиологии и медицины, основанной на доказательствах в программы обучения.
Разработка образовательных модулей и
программ, отражающих научно-обоснованные принципы сестринской практики.
Разработка, издание и распространение
учебно-методической литературы, раскрывающей принципы сестринской практики.
Обеспечение доступа специалистов
сестринской практики к современным компьютерным технологиям, внедрение методов
дистанционного обучения.
Внедрение принципов непрерывного
образования, распространения опыта дискретного прохождения программ
последипломного образования с расширением форм и видов деятельности,
засчитываемых в рамках повышения квалификации.
Совершенствование контрольных материалов,
применяемых при прохождении квалификационных экзаменов и аттестационных
испытаний с учетом новых принципов сестринской деятельности. Пересмотр
требований к присвоению квалификационных категорий, отражающих способность
специалиста к освоению и использованию инновационных принципов сестринской
помощи.
Разработка технологии взаимодействия
образовательных и лечебно-профилактических учреждений, подведомственных ФМБА
России, по обеспечению научных исследований, экспериментальной работы и
практической подготовки специалистов сестринского дела.
3.4. Развитие
научных исследований в сестринском деле
Предусматривается обеспечение реализации
программы научных исследований по приоритетным направлениям в области
сестринского дела и прикладным дисциплинам. Для этой цели предусматриваются:
подготовка специалистов сестринской
практики, - в первую очередь администраторов сестринского дела среднего и
высшего уровней, - в области методологии научных исследований;
ознакомление практикующих специалистов с
методологией, ходом и результатами исследований в области сестринской практики,
в том числе проводимых в зарубежных странах;
проведение стажировок администраторов
сестринского дела и практикующих специалистов с целью ознакомления с
достижениями в области сестринской практики и обмена опытом;
создание научно-методического центра по
вопросам сестринской практики в системе образовательных учреждений ФМБА России;
проведение научно-практических
конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела;
внедрение практики проведения секций
сестринского дела в рамках научных и научно-практических конференций,
проводимых в рамках ФМБА России.
3.5. Информационное
обеспечение и управление сестринской деятельностью
Важным компонентом развития сестринского
дела является возможность свободного профессионального общения администраторов
сестринского дела и практикующих специалистов. Для решения поставленной задачи
предусматриваются:
обеспечение свободного доступа
сестринского персонала к современным компьютерным технологиям и справочным
ресурсам глобальных сетей;
создание порталов профессионального
общения на базе методических центров, образовательных учреждений,
подведомственных ФМБА России;
формирование тематических рассылок по
актуальным вопросам сестринской практики, в том числе по клиническим разделам и
вопросам нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности;
создание учебных отделов на базе крупных
ЦМСЧ/КБ с возложением на них функций зональных методических центров;
введение в практику телеконференций,
дистанционных интерактивных лекций и т.п. по актуальным вопросам сестринской
помощи с использованием Интернет-коммуникаций и
проецирующей техники. Возможность зачета подобных мероприятий в системе
последипломного образования;
использование публикаций в
профессиональной печати для обмена опытом и обсуждения наиболее актуальных
вопросов;
формирование позитивного общественного
мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения.
4. Ресурсное
обеспечение
Программа реализуется за счет средств
федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников,
не противоречащих законодательству Российской Федерации.
5. Механизм
реализации программы, организация и контроль за ее
исполнением
Настоящая программа осуществляется в
рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5
ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения
и медицинской науки в Российской Федерации".
Реализация программы определяется планом
мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных
мероприятий.
Основные направления и положения
программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и
эффективности использования выделенных средств.
Управление и контроль
за ходом реализации программы осуществляется Федеральным
медико-биологическим агентством.
6. Ожидаемые
конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных
настоящей Программой позволит:
улучшить качество медицинской помощи
закрепленному контингенту в системе здравоохранения ФМБА России;
снизить заболеваемость за счет активной
профилактики и раннего выявления заболеваний;
улучшить качество жизни пациентов за счет
комплексной медико-социальной адаптации пациента к
ситуации, связанной со здоровьем;
снизить затраты на оказание медицинской
помощи за счет широкого привлечения к ее оказанию сестринского персонала,
внедрения ресурсосберегающих методов оказания медицинской помощи;
совершенствовать систему подготовки и
повышения квалификации специалистов сестринского дела в контексте современных
подходов к сестринской практике;
удовлетворять спрос населения на
доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную
помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
рационально использовать кадровые и
финансовые ресурсы;
провести реструктуризацию учреждений
здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально
увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.