19 июля 2007 года N 128/2007-ОЗ
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 11 июля 2007 г. N 39/14-П
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ, БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ
И МАТЕРЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008-2011 ГОДОВ"
Статья 1
Утвердить областную целевую Программу
"Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и
матерям в Московской области на период 2008-2011 годов". (Приложение).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1
января 2008 года.
Губернатор Московской области
Б.В.ГРОМОВ
19 июля
2007 года
N
128/2007-ОЗ
Приложение
к Закону Московской области
от 19 июля 2007 г. N 128/2007-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ,
БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И МАТЕРЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2008-2011 ГОДОВ"
Паспорт
областной целевой Программы
"Совершенствование
медицинской помощи новорожденным, беременным
женщинам
и матерям в Московской области на период
2008-2011 годов"
Наименование Областная целевая Программа
Программы "Совершенствование медицинской
помощи
новорожденным,
беременным женщинам
и матерям в Московской
области на период
2008-2011 годов"
(далее - Программа)
Основания для Послание
Президента Российской Федерации
разработки В.В.Путина Федеральному Собранию
Программы Российской Федерации от 10 мая 2006
года;
распоряжение
Губернатора Московской
области от 24.05.2006
N 295-РГ "О Плане
действий Правительства
Московской области
по реализации задач,
поставленных
Президентом Российской
Федерации
В.В.Путиным в Послании
Федеральному
Собранию Российской
Федерации от 10 мая
2006
года" (с изменениями, внесенными
распоряжениями
Губернатора Московской
области от 07.08.2006
N 496-РГ,
от 07.05.2007 N 309-РГ);
Закон Московской
области N 240/2005-ОЗ
"О
здравоохранении в Московской области"
Государственный Министерство здравоохранения Московской
заказчик Программы области
Разработчик Министерство здравоохранения Московской
Программы области
Цели Программы Государственная поддержка материнства
и детства;
преодоление кризисных демографических
тенденций за счет
снижения материнской,
перинатальной,
младенческой
заболеваемости и
смертности;
сохранение и
укрепление здоровья будущих
поколений
Задачи Программы Удовлетворение потребностей населения
в медицинской помощи
по восстановлению
и сохранению
репродуктивного здоровья
за счет реализации медико-экономических
мероприятий,
направленных на создание
оптимальных условий
для рождения здоровых
детей, в том числе
путем:
создания и развития
сети медицинских
учреждений,
оказывающих
специализированную
медицинскую помощь
женщинам фертильного
возраста
с нарушениями
детородной функции;
снижения материнской и младенческой
смертности за счет
улучшения качества
медицинских услуг
женщинам в период
беременности и родов,
новорожденным
и детям первого года
жизни;
совершенствования
организации работы
службы родовспоможения
по оказанию
квалифицированной
медицинской помощи
беременным женщинам с сопутствующей
патологией путем
развития окружных
акушерских стационаров
и создания
перинатальных центров;
улучшения в родовспомогательных
учреждениях
качества помощи
новорожденным,
находящимся
в критическом и
неотложном состоянии;
совершенствования
организации этапного
оказания специализированной медицинской
помощи детям первого
года жизни
с перинатальными
заболеваниями;
снижения
заболеваемости беременных
женщин, родильниц и младенцев
путем
внедрения в
практическое здравоохранение
современных достижений
в области
акушерства и
гинекологии, медицинской
генетики, неонатологии,
педиатрии
раннего возраста;
развития
материально-технической базы и улучшения
качества подготовки
кадров
лечебно-профилактических
учреждений,
оказывающих
специализированную
медицинскую помощь
женщинам,
новорожденным и детям
первого года жизни;
разработки и внедрения
информационных
технологий,
образовательных программ
для населения по
вопросам сохранения
репродуктивного
здоровья
Сроки реализации 2008-2011 годы
Программы
Исполнители Министерство здравоохранения Московской
Программы области;
Государственное
учреждение "Московский
областной
научно-исследовательский
клинический институт
им. М.Ф.Владимирского"
(далее
- Московский областной
научно-исследовательский клинический
институт им. М.Ф.Владимирского);
Государственное
учреждение
здравоохранения "Московский областной
научно-исследовательский институт
акушерства и
гинекологии"
(далее
- Московский областной НИИ
акушерства и
гинекологии);
Государственное
учреждение
здравоохранения "Московский областной
перинатальный
центр" (далее - Московский
областной перинатальный центр);
органы управления
здравоохранением
муниципальных
образований Московской
области по
согласованию
Объемы и источники Программа финансируется за счет средств
финансирования бюджета Московской области.
Программы Объем финансирования составит
409,15 млн.
рублей, в том числе по
годам:
2008 год - 129,75 млн.
рублей.
2009 год - 85,2 млн. рублей.
2010 год - 93,4 млн.
рублей.
2011 год - 100,8 млн.
рублей
Ожидаемые конечные В результате выполнения Программы
результаты ожидается:
реализации повышение на 25-30% уровня
доступности
Программы женщинам с нарушениями детородной
функции
высокотехнологичных
видов помощи;
снижение материнской
смертности до 20,0%
на 100 тысяч родившихся
живыми;
снижение перинатальной
смертности до 8,5%
на 1000 родившихся живыми и мертвыми;
снижение младенческой
смертности до 8,0%
на 1000 родившихся живыми;
снижение частоты
осложнений беременности
и родов у женщин на
10-15%;
снижение
заболеваемости новорожденных
в акушерских стационарах на 15-20%;
качественное развитие
материально-технической базы, улучшение
оснащенности
современной
лечебно-диагностической аппаратурой
учреждений
родовспоможения и детства
Контроль Контроль
реализации Программы
за реализацией осуществляет Правительство Московской
Программы области и Московская областная Дума
в соответствии с
законодательством
Российской Федерации и
законодательством
Московской области
I. Характеристика
проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Из общих медико-демографических проблем
Московской области выделяется своей общественно-социальной значимостью проблема
здоровья женщин, с которым связано состояние здоровья поколений и,
следовательно, вопросы национальной безопасности государства.
С 1996 года в Московской области
сохраняется низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводства
населения. На протяжении последних пяти лет смертность населения почти в 2 раза
превышала рождаемость. В общей численности населения отмечается уменьшение числа
детей и женщин детородного возраста. Серьезной демографической проблемой в
Московской области остается распространенность среди женщин фертильного
возраста абортов, негативно влияющих на частоту осложнений при последующих
беременностях, на уровень материнской смертности.
На фоне низкой рождаемости наблюдается
ухудшение качественных показателей здоровья девочек, девушек, женщин
репродуктивного возраста и детей первого года жизни. За последние 10 лет
репродуктивное здоровье девочек-подростков, которые будут определять в
2010-2020 годы качество потомства в Московской области, совокупно ухудшилось на
23%. В 6 раз чаще у подростков стали выявлять заболевания, передающиеся половым
путем, ВИЧ-инфекцию. Гинекологическая заболеваемость у женщин детородного возраста
по основным формам болезней выросла на 27%. Негативные тенденции в состоянии
здоровья наблюдаются у беременных женщин. Частота нормальных родов у женщин
Московской области не превышает 35-40%.
Снижение индекса здоровья женщин
определило ухудшение качества потомства. В структуре причин смертности детей до
одного года жизни более 70% детей умирает в возрасте до одного месяца от
патологических состояний, которые формируются в период вынашивания ребенка
женщиной. В 2,5 раза выросла общая и инфекционная заболеваемость новорожденных.
Ежегодно 5% детей рождаются с наследственной и врожденной патологией. Около
2-3% новорожденных и детей раннего возраста нуждаются в оказании реанимационной
помощи и интенсивной терапии. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на уровень
младенческой смертности и здоровье потомства, особое место заняли вредные
привычки будущих родителей: употребление наркотиков, алкоголя, курение.
Благодаря целенаправленным мероприятиям
за последние годы в Московской области удалось снизить и стабилизировать
показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности, однако темпы
их снижения отстают от желаемых.
Сохраняющийся высокий уровень
репродуктивных потерь населения Московской области во многом определяется
состоянием материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений
родовспоможения и детства, их низкой обеспеченностью медицинским персоналом. В
2006 году Московская область занимала 75-80 место среди субъектов Российской
Федерации по обеспеченности населения акушерскими койками, врачами
акушерами-гинекологами и неонатологами. Потребности Московской области только
на 40% удовлетворены койками для реанимации, выхаживания больных и маловесных
новорожденных, которые имеются в муниципальных и государственных учреждениях
здравоохранения. Из 50 муниципальных роддомов в 6 нет круглосуточной врачебной
акушерской помощи, а в 30 отсутствует круглосуточная врачебная помощь
новорожденным детям. За пять лет укомплектованность акушерских стационаров
врачами неонатологами снизилась с 77% до 55%. Число физических лиц акушерок за
10 лет сократилось на 750 единиц.
Медико-социальная значимость состояния репродуктивного здоровья населения обусловливает
необходимость решения проблемы по его улучшению программными методами при
активной государственной поддержке. Реализация программы
"Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и
матерям в Московской области на период 2008-2011 годов" позволит
объединить усилия центральных исполнительных органов государственной власти
Московской области, органов самоуправления муниципальных образований Московской
области в осуществлении задач по охране здоровья женщин и детей.
II. Цель и основные
задачи Программы
Целью Программы является усиление мер
государственной поддержки материнства и детства для улучшения демографической
ситуации в Московской области путем снижения материнской, перинатальной и
младенческой смертности, заболеваемости новорожденных и детей первого года
жизни.
Программа направлена на решение задач по
коренному улучшению качества медицинских услуг, направленных на реализацию
репродуктивной функции женщин, на улучшение помощи новорожденным и детям
первого года жизни; на развитие и совершенствование материально-технической
базы и кадровых ресурсов лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и
детства, без чего невозможно внедрение современных перинатальных технологий в
практическое здравоохранение.
III. Сроки
реализации Программы
Реализация Программы намечена на
2008-2011 годы.
IV. Основные
разделы программных мероприятий
Система программных мероприятий
предусматривает следующие приоритетные направления реализации задач по
улучшению качества и повышению доступности высококвалифицированной медицинской
помощи женщинам, в том числе в период беременности и родов, новорожденным и
детям первого года жизни в Московской области:
развитие сети медицинских учреждений,
оказывающих специализированные виды помощи женщинам фертильного возраста с
нарушениями детородной функции;
улучшение качества медицинских услуг
женщинам в период беременности и родов, новорожденным и детям первого года
жизни путем развития окружных акушерских стационаров и создания перинатальных
центров;
улучшение в муниципальных
родовспомогательных учреждениях качества помощи новорожденным, находящимся в
критическом и неотложном состоянии;
совершенствование организации этапного
оказания специализированной медицинской помощи детям первого года жизни с
перинатальными заболеваниями;
внедрение в практическое здравоохранение
современных достижений в области акушерства и гинекологии, медицинской
генетики, неонатологии, педиатрии раннего возраста;
развитие и укрепление
материально-технической базы муниципальных и государственных учреждений
родовспоможения и детства;
подготовку кадров
лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную медицинскую
помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни;
совершенствование информационных программ
для населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
V. Источники
финансирования
Программа финансируется за счет средств
бюджета Московской области.
VI. Ожидаемые
социально-экономические результаты
от реализации Программы
Реализация программных мероприятий
позволит:
уменьшить негативное влияние национального
демографического кризиса на процесс воспроизводства населения в Московской
области;
повысить социальную значимость и
клинико-экономическую эффективность работы службы родовспоможения в Московской
области;
повысить на 25-30% уровень доступности женщинам
с нарушениями детородной функции высокотехнологичных видов помощи;
снизить материнскую смертность до 20,0%
на 100 тысяч родившихся живыми;
снизить перинатальную смертность до 8,5%
на 1000 родившихся живыми и мертвыми;
снизить младенческую смертность до 8,0%
на 1000 родившихся живыми;
снизить частоту наступления осложнений
беременности и родов у женщин на 10-15%;
снизить заболеваемость новорожденных и
детей первого года жизни на 15-20%;
улучшить состояние
материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства.
VII. Механизм
реализации и контроль исполнения Программы
Контроль реализации Программы
осуществляет Правительство Московской области и Московская областная Дума в
соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Государственный заказчик Программы -
Министерство здравоохранения Московской области:
обеспечивает оперативное управление и
текущий контроль выполнения Программы;
организует взаимодействие и осуществляет
координацию работы исполнителей по реализации программных мероприятий;
вносит на рассмотрение Правительства
Московской области, по согласованию с исполнителями, предложения по
корректировке отдельных мероприятий Программы;
ежегодно до 1 марта года, следующего за
отчетным периодом, в установленном порядке информирует Правительство Московской
области о ходе реализации Программы.