ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
24 августа 2007 г.
N 247
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
"О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В ЦЕЛЯХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО
НА РЕЗУЛЬТАТ"
В соответствии с решением постоянно
действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей от 24 июля 2007, протокол N 10 "О порядке использования
социально-гигиенического мониторинга в целях повышения результативности
бюджетных расходов и оптимизации системы управления органами и организациями
Роспотребнадзора", приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации
"О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях
бюджетирования, ориентированного на результат" (Приложение).
2. Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации":
2.1. внедрить методические рекомендации в
работу при переходе на бюджетирование, ориентированное
на результат;
2.2. использовать методические
рекомендации при подготовке планов работы Управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
субъектах Российской Федерации на 2008 год.
3. Контроль за
исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Н.В.Шестопалова.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Роспотребнадзора
от 24.08.2007 г. N 247
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
НОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ЦЕЛЯХ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА
РЕЗУЛЬТАТ
1. Разработаны Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Н.В.Шестопалов, Л.М.Симкалова, О.В.Митрохин); Управлением Роспотребнадзора по
Воронежской области (М.И.Чубирко, Н.М.Пичужкина), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии
в Воронежской области" (Ю.И.Степкин, И.В.Колнет); Управлением
Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С.Сбоев), ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Пермском крае" (И.А.Муц); Управлением Роспотребнадзора по
Вологодской области (И.А.Кузнецова), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Вологодской области" (Б.В.Лимин); Управлением Роспотребнадзора по Липецкой
области (С.И.Савельев), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой
области" (В.А.Бондарев); Управлением Роспотребнадзора по
Новосибирской области (В.Н.Михеев), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Новосибирской области (Л.К.Иванова).
2. Одобрены на заседании постоянно
действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека 24 июля 2007 г.
3. Утверждены Руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 24
августа 2007 г.
4. Введены в действие с ___ августа 2007
г.
1. Область
применения
1.1. Методические рекомендации определяют
порядок использования социально-гигиенического мониторинга при подготовке и
реализации ведомственных целевых программ (ВЦП) в целях бюджетирования,
ориентированного на результат.
1.2. Методические рекомендации
предназначены для использования органами и организациями Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Нормативные
ссылки
1. Концепция реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249.
2. Указ Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской
Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 "Об утверждении Положения о
разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
4. Постановление Правительства Российской
Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о
проведении социально-гигиенического мониторинга".
3. Общие положения
Развитие системы социально-гигиенического
мониторинга позволило унифицировать подходы по сбору, обработке и оценке
информации о состоянии окружающей среды и показателях здоровья населения на
федеральном, региональном и местном уровнях. Сформированные информационные
фонды социально-гигиенического мониторинга являются источником информации при
подготовке ведомственных целевых программ, направленных на осуществление
государственных функций в установленной сфере деятельности для решения
тактических задач и достижения соответствующего конечного общественно значимого
результата.
Анализ показателей здоровья населения,
среды его обитания, определение факторов, обуславливающих риск для здоровья,
является основой для формирования цели и задач ВЦП. С учетом долевого вклада
факторов среды обитания в ухудшение состояния здоровья населения определяются
приоритетные проблемы, существующие на территории. Установление на основе
системного анализа, оценки риска здоровью населения территорий, возрастных
групп и факторов риска позволяет придерживаться принципа целевого планирования
мероприятий. Достижимость поставленных задач обосновывается с учетом динамики и
прогноза показателей и имеющихся ресурсов.
С целью унификации подходов при
разработке ВЦП органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящих методических
рекомендациях представлены система индикативных показателей для измерения
результатов реализации ВЦП и перечень конечных показателей, количественно
характеризующих достигаемый общественно значимый результат.
Применение показателей
социально-гигиенического мониторинга позволит перейти к оценке результата,
оптимизировать процедуру принятия решения о расходовании бюджетных средств,
исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах
Российской Федерации.
Основные термины и
определения
Ведомственная целевая программа (ВЦП) -
утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо
выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений
расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической
задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов).
Конечный результат - показатель,
характеризующий состояние целевых групп.
Непосредственный результат - показатель,
характеризующий количество и качество выполнения государственных функций.
Оценка непосредственного результата
деятельности - анализ изменения динамики показателей
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ)
- государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния
здоровья населения и среды обитания человека, а также определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием
на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению
вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.
Оценка риска здоровью населения - один из
действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье
населения, нацеленный на выявление или прогноз вероятности неблагоприятного для
здоровья результата воздействия на человека вредных веществ, загрязняющих среду
обитания или производственную среду.
4. Алгоритм
использования социально-гигиенического
мониторинга в целях бюджетирования,
ориентированного
на результат
Социально-гигиеническому мониторингу
отводится основная роль на этапе планирования деятельности по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях бюджетирования,
ориентированного на результат. Планирование деятельности направлено на
управление результатом и включает в себя несколько этапов (рис. 1):
- сбор и определение показателей,
характеризующих состояние факторов среды обитания и здоровье населения;
- анализ показателей и выявление проблем;
- определение целей, постановка задач;
- разработка и обоснование мероприятий по
решению проблем с учетом поставленных задач;
- составление и обоснование ВЦП;
- реализация, контроль, корректировка
мероприятий программы.
На первом этапе планирования проводится
анализ показателей, характеризующих состояние факторов среды обитания и
здоровье населения. Перечень показателей определяется исходя из данных,
собираемых в процессе ведения социально-гигиенического мониторинга, и указаний
нормативных и методических документов. Показатели должны отвечать требованиям
актуальности, социальной значимости.
По результатам анализа определяются
приоритетные факторы риска для здоровья населения, выделяются территории риска
и целевые группы населения. Методом экспертной оценки выделяются проблемы,
требующие первоочередного решения. Выделение приоритетных проблем основано на
результатах многосредовой оценки риска здоровью населения, установлении
причинно-следственных связей между показателями качества среды обитания и
состоянием здоровья населения и прогнозе показателей здоровья населения и среды
обитания.
Рис. 1. Алгоритм использования СГМ в целях БОР
┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│Сбор
данных и определение показателей, характеризующих│
│состояние
факторов среды обитания и здоровье населения│
└─────────┬────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Анализ
показателей и выявление проблем │
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│Определение приоритетных факторов
риска для здоровья│
│населения │
└─────┬──────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│Определение целевых групп
населения │
└─────┬──────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Определение
целей, постановка задач │
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Разработка
и обоснование мероприятий по решению проблем с │
│учетом
поставленных задач │
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Определение
ресурсоемкости │
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Составление
и обоснование ведомственной целевой программы │
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Реализация
│
└─────────┬────────────────────────────────────────────────────┘
│
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Контроль
│
└─────────┬───┬───────┬────────────────────────────────────────┘
│ │
│ Внутренний контроль
│ │
\/
│ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐
│ │ │Оценка непосредственных
результатов деятельности│
│ │ └────────────────────────────────────────────────┘
│ │
│ │
Внешний контроль
│ \/
│ ┌────────────────────────────────────────┐
│ │Оценка конечных результатов
деятельности│
\/ └────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Корректировка │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Одновременно с определением проблем
происходит обозначение и формулировка цели деятельности. При разработке
показателей и критериев оценки деятельности в рамках ВЦП необходимо
руководствоваться тем, что непосредственный результат выражается в исполнении
государственных функций в установленной сфере деятельности, а конечный
результат отражает эффект данной деятельности.
В ВЦП непосредственный результат
деятельности представлен системой программных мероприятий, в качестве
индикативных показателей их оценки приняты показатели последствия этих действий
(динамика состояния объектов и факторов среды обитания).
Конечный результат деятельности в ВЦП
представлен показателями, характеризующими состояние целевых групп, в т.ч.
состояние здоровья населения. Использование методологии оценки риска позволяет
прогнозировать возможные изменения здоровья населения в результате изменения
параметров среды обитания.
Целью деятельности по контролю и надзору
в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должен
являться общественно значимый результат, например, снижение уровня риска
смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 10%,
снижение показателей заболеваемости детей миопией на 20%, рассчитанный на
основе прогнозирования заболеваемости с учетом изменения параметров среды
обитания.
С учетом поставленных целей и задач
осуществляется разработка и обоснование мероприятий, направленных на их
достижение, определение их ресурсоемкости. Результативность реализации ВЦП
оценивается с использованием данных мониторинга за состоянием здоровья
населения и факторами среды обитания в динамике.
Оценка непосредственного результата
деятельности представлена положительной динамикой санитарного состояния
объектов надзора: снижением удельного веса объектов, относящихся к III группе
санэпидблагополучия; снижением удельного веса исследований факторов среды
обитания, не отвечающих гигиеническим нормативам и т.д. На рисунке 2 представлена
схема использования данных СГМ в целях бюджетирования, ориентированного на
результат.
Рис. 2. Схема использования данных СГМ в целях
БОР
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │
│┌──────────────────────────────────────┐│ │┌──────────────────────────────┐│
┌───┼───>│ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ├────────┼──>│ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ВЦП ├┼──>│ УПРАВЛЕНИЕ СИТУАЦИЕЙ ││
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────┘ │
│└─────────────────┬────────────────────┘│ │└──────────────────────────────┘│
│ │
│ │ \/ │ │ │
│ │
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ │┌──────────────────────────────────────┐│ │┌──────────────────────────────┐│
│ │
│ Система
социально-гигиенического мониторинга │ │
││1. Определение цели ВЦП и критериев ││ ││ Обеспечение органов ││
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────┘ │
││ ее достижения ││ ││ государственной власти, ││
│ │ ┌─────────────────────┐ │ ││2. Определение
необходимого ││ ││ местного самоуправления ││
│ │┌────────────────────┐ │┌───────────────────┐│ ┌─────────────────┐│ ││обеспечения для достижения
цели ││ ││ актуальной и достоверной ││
│ ││ Среда обитания │
││ Оценка риска для ││ │
Социально- ││ ││3. Определение приоритетности
и ││ ││информацией о состоянии среды ││
│ │└────────────────────┘ ││ здоровья ││ │ экономические ││ ││этапности мероприятий ││ ││ обитания и здоровье населения││
│ │ │└───────────────────┘│ │
показатели ││ ││4. Разработка механизма
(программы) ││ ││ ││
│ │┌────────────────────┐ │┌───────────────────┐│ │ ││ ││реализации решения ││ ││ ││
│ ││Анализ гигиенических│ ││ Выявление ││ └─────────────────┘│ ││ ││ ││ ││
│ ││объектов окружающей
│ ││ причинно- ││ │ ││ ││ ││ ││
│ ││
среды (атмосферный │ ││ следственных ││ ┌─────────────────┐│ ││ ││ │└──────────────────────────────┘│
│ ││ воздух, питьевая │
││ связей в системе ││ │Экономическая и ││ ││ ││ │ │
│ ││вода, вода открытых
│ ││"окружающая
среда" ││ │ социальная
││ │└─────────────────┬────────────────────┘│ │ │
│ ││ водоемов, почва, │
│└───────────────────┘│ │ инфраструктура: ││ │ │ │ │┌──────────────────────────────┐│
│ ││ продукты питания) │ │┌───────────────────┐│ │доходы населения,││ │ \/ │ ││ Внесение предложений в ││
│ ││ Анализ условий │<─┤│ Гигиеническое ││<─┤ обеспеченность ││ │
┌───────────────────┐ │ ││органы государственной власти,││
│ ││ труда │
││
ранжирование ││ │ жильем, уровень ││ │
│ Реализация │ │ ││ местного самоуправления о ││
│ ││ Анализ условий │
││ факторов риска ││ │
медицинского ││ │
│ мероприятий БОР │ │ ││ реализации мер по
улучшению ││
│ ││ воспитания и │
││ для здоровья
и ││ │
обеспечения ││ │
└──────────┬────────┘ │ ││санитарно-эпидемиологической ││
│ ││ обучения │
││ территорий
по ││ │
и т.д. ││ │ \/ │ ││ обстановки ││
│ │└─────────┬──────────┘ ││степени санитарно- ││ │ ││ │┌──────────────────────────────────────┐│ ││ ││
│ │ │ ││эпидемиологического││ │ ││ ││ Оценка эффективности реализации ││ ││ ││
│ │ │ ││ благополучия ││ │ ││ ││ мероприятия (в том числе ││ ││ ││
│ │ │ │└───────────────────┘│ │ ││ ││ на этапах реализации) ││ ││ ││
│ │ │ │┌───────────────────┐│ └────────┬────────┘│ │└───────────────┬───────────┬──────────┘│ ││ ││
│ │ │ ││ Прогнозирование ││ │ │ │ │ │ │ ││ ││
│ │ │ ││ состояния среды ││ │ │ │
Эффект не │ │Эффект │
│└──────────────────────────────┘│
│ │ │ ││ обитания и ││ │ │ │
удовлетворяет │ │удовлет- │
│
│
│ │ │ ││ общественного ││ │ │ │ \/ │воряет │
│
│
│ │ │ ││ здоровья ││ │ │ │┌────────────────────┐ │ │ │ │
│ │ │ │└───────────────────┘│ │ │ ││ Анализ причин │
│ │ │┌──────────────────────────────┐│
│ │ │ └─────────────────────┘ │ │ ││ недостаточной │
│ │ ││ Мероприятия по надзору за ││
│ │ │ /\ │ │ ││ эффективности │
│ │ ││ соблюдением санитарного ││
│ │ │ ┌────────────────────┴──────────────────┐ │ │ ││ мероприятий │
│ │ ││ законодательства ││
│ │ │ │ Медико-демографические │ │ │ │└──────────┬─────────┘ │ │ ││ ││
│ │ │ │ показатели │ │ │ │Объективные│Субъективные │ │ │└──────────────────────────────┘│
│ │ │ │
Заболеваемость населения │ │ │ │
причины │ причины │ │ │ │
│ │ │ │ Инвалидность │ │ │ │
┌─────┴──────┐ │ │ │ │
│ │ │ │
Физическое развитие детей │ │ │ │ \/
\/ \/ │ │ │
│ │ │ │ Репродуктивное здоровье │
│ │ │┌───────────┐
┌─────────┐ ┌────────────┐│ │┌──────────────────────────────┐│
│ │ │ └───────────────────────────────────────┘ │ │ ││Отказ от │ │Корректи-│
│Разработка ││ ││ Принятие мер по пресечению ││
│ │ │ /\ │ │ ││меропри- │ │ровка │ │и реализация││ ││ нарушений санитарного ││
│ │ \/ │ \/ │
││ятия, поиск│ │меропри-
│ │мер по ││ ││ законодательства ││
│ │┌──────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐│ ││нового │ │ятия │ │стабилизации││ ││ ││
│ ││ Здоровье
населения ││ ││решения │ │ │ │эффекта ││ ││ ││
│ │└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘│ ││управления │ │ │ │ ││ ││ ││
│ └───────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘ │└───────────┘
└─────────┘ └────────────┘│ │└──────────────────────────────┘│
│ │ └──────┬───────────┬─────────┬───────────┘ └──────────────┬─────────────────┘
│ \/ │ │ │ │
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ │
│ │┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐│ │ │ │ │
│ ││ Обоснование перечня и объема лабораторных
исследований ││ │ │ │ │
│ ││ контроля за
факторами среды обитания ││ │ │ │ │
│ │├───────────────────────────────────────────────────────────────────┤│ │ │ │ │
│ ││ Обоснование количества и расположения мониторинговых
││ │ │ │ │
│ ││ точек контроля за
факторами среды обитания ││ │ │ │ │
│ │└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘│ │ │ │ │
│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ │
│
\/ \/ \/
\/
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
5. Определение
индикативных показателей,
характеризующих состояние факторов среды
обитания и достижение конечных
общественно
значимых результатов
5.1. Индикативные
показатели, характеризующие состояние атмосферного воздуха
Приоритетное место по дозовому
воздействию и возможным биологическим эффектам для здоровья населения занимает
загрязнение атмосферного воздуха. Одной из осуществляемых государственных
функций является санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного
воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека. Основной
задачей мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха в целях бюджетирования,
ориентированного на результат, является выявление приоритетных загрязняющих
веществ и объектов, представляющих риск здоровью населения.
Для формирования
информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, характеризующего
атмосферный воздух населенных мест, используются данные статистических отчетных
форм N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации
за 20___ г."; 2тп - воздух "Сведения об охране атмосферного воздуха
за _____ год", а также данные общего объема и состава выбросов
загрязняющих веществ от стационарных источников и от автотранспорта в разрезе
административно - территориальных делений; максимально разовые, среднесуточные, среднегодовые концентрации
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по данным ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в субъекте Российской Федерации" и ГУ "Центр по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" субъекта Российской
Федерации; среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в рецепторных точках
(по предприятиям), полученные с использованием методов математического
моделирования приземных концентраций загрязняющих веществ.
Оценка непосредственных результатов
деятельности проводится путем оценки изменений параметров индикативных
показателей в динамике:
- удельного веса результатов исследований
атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам
(%);
- максимально-разовых, среднесуточных и
среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (мг/куб.
м);
- коэффициента суммарного загрязнения
атмосферного воздуха (Катм.);
- индекса загрязнения атмосферного
воздуха (ИЗА).
Оценка конечных результатов деятельности
осуществляется по следующим показателям:
-
снижение индивидуального канцерогенного риска здоровью до
-4
верхней границы
приемлемого уровня (1 x 10
);
- снижение коэффициентов (HQ) и индексов
опасности (HI) до 1;
- снижение популяционного риска;
- снижение количества экспонированного
населения, находящегося под
воздействием загрязняющих веществ
атмосферного воздуха.
5.2. Индикативные
показатели, характеризующие качество и безопасность питьевой воды систем
централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
Для формирования
информационного фонда социально-гигиенического мониторинга по показателям
качества и безопасности питьевого водоснабжения населения используются
официальные сведения статистических отчетных форм N 18 "Сведения о
санитарном состоянии субъекта Российской Федерации за 20__ г."; 2тп -
водхоз "Отчет об использовании воды", данные лабораторных
исследований за качеством питьевой воды из систем хозяйственно-питьевого
водоснабжения, а так же данные хозяйствующих субъектов, на балансе которых
находятся объекты водоснабжения
населения.
С использованием методологии оценки риска
здоровью населения определяют:
- территории риска;
- источники загрязнения с целью оценки
долевого вклада в потенциальное ухудшение качества питьевой воды;
- приоритетные загрязнители, вносящие
вклад в риск для здоровья населения;
- возрастные группы риска.
На основе расчетов риска для здоровья
населения в соответствии с "Руководством по оценке риска для здоровья
населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую
среду" (Р 2.1.10.1920-04), обосновывается
перечень веществ, приоритетных с точки зрения влияния на здоровье, для
последующего включения их в систему мониторинга. Оценку риска для здоровья при
воздействии химических веществ, загрязняющих питьевую воду, необходимо
проводить для разных возрастных групп, в том числе детей до 1 года, с учетом
возможности использования питьевой воды для приготовления мелочных смесей при
переходе на искусственное вскармливание.
Полученные данные используются для
формирования целей, задач и ожидаемых результатов при разработке и реализации
ВЦП, при планировании мероприятий по надзору, определению перечня и объема
лабораторных исследований.
В качестве показателей оценки
непосредственного результата деятельности принимаются следующие индикативные
показатели, характеризующие динамику:
- удельного веса объектов водоснабжения,
относящихся к III группе санэпидблагополучия (%);
- удельного веса исследований питьевой
воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
показателям (%);
- удельного веса исследований питьевой
воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (%);
- коэффициента суммарного загрязнения
питьевой воды (Квода);
Конечные результаты деятельности могут
быть оценены по следующим показателям:
- доля населенных пунктов, обеспеченных
питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам (%);
-
снижение индивидуального канцерогенного риска здоровью до
-5
верхней границы
приемлемого уровня (1 x 10
);
- снижение коэффициентов (HQ) и индексов
опасности (HI) до 1;
- снижение популяционного риска.
5.3. Индикативные
показатели, характеризующие санитарно-эпидемиологическую безопасность почвы
населенных мест
Опасность загрязнения почвы определяется
уровнем ее возможного отрицательного влияния на контактирующие среды (вода,
воздух), пищевые продукты и прямо или опосредованно на человека.
Гигиеническая
оценка качества почвы населенных мест основывается на дачных статистических
отчетных форм N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской
Федерации за 20__ г."; 2тп - отходы "Сведения об образовании,
использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов
производства и потребления"; ф. 9-сх "Сведения о внесении удобрений и
проведении работ по химической мелиорации земель за год" и данных
лабораторного контроля почвы.
Используя данные мониторинга за
санитарно-эпидемиологической безопасностью почвы в рамках реализации ВЦП на
основе системного анализа и оценки риска для здоровья, определяются:
- приоритетные загрязняющие вещества,
вносящие вклад в риск для здоровья, и потенциальные источники загрязнения;
- территории и объекты риска;
- прогноз риска для здоровья населения,
обусловленного загрязнением почвы.
Оценка непосредственных результатов
деятельности проводится путем анализа изменения динамики индикативных
показателей:
- удельного веса проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (%);
- удельного веса проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (%);
- удельного веса проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям (%);
- суммарного показателя загрязнения почвы
(Zc).
С учетом полученных результатов
планируется проведение мероприятий по надзору за соблюдением санитарного
законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими сбор, временное
хранение, обезвреживание и захоронение отходов производства и потребления.
Оценка конечных результатов выражается в:
- снижении
индекса опасности, характеризующего величину неканцерогенного риска здоровью;
- снижении показателей индивидуального
и популяционного канцерогенного рисков здоровью.
5.4. Индикативные показатели,
характеризующие состояние питания населения, качество и безопасность
продовольственного сырья и пищевых продуктов
Состояние питания населения является
одним из важнейших факторов, определяющих здоровье нации.
Для гигиенической
оценки состояния питания населения используют данные территориальных органов
Федеральной службы государственной статистики об уровнях потребления основных
продуктов питания на душу населения, таблиц N 7 "Гигиеническая
характеристика продовольственного сырья и продуктов", N 11 "Сведения
о пищевых отравлениях и массовых неинфекционных заболеваниях",
статистической отчетной формы N 18 "Сведения о санитарном состоянии
субъекта Российской Федерации за 20__ год".
Анализ непосредственного результата
деятельности проводится путем оценки динамики следующих индикативных
показателей:
- удельного веса объектов, относящихся к
III группе санэпидблагополучия (%);
- удельного веса проб пищевых продуктов,
не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (%);
- удельного веса проб пищевых продуктов,
не отвечающих гигиеническим нормативам но
микробиологическим показателям (%);
- удельного веса проб пищевых продуктов,
не отвечающих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям (%);
- удельного веса проб пищевых продуктов,
полученных с использованием генетически модифицированных организмов, в
маркировке которых не декларировано их наличие (%);
- соотношения уровня потребления основных
групп продуктов на душу населения к нормам потребления.
Используя данные мониторинга за
контаминацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, на основе оценки
риска здоровью населения определяют:
- приоритетные загрязнители пищевых
продуктов;
- наиболее опасные группы продуктов;
- возрастные группы риска.
Полученные данные используются при
планировании мероприятий ВЦП по надзору за оборотом пищевых продуктов,
определению перечня и объема лабораторных исследований. Изучение организации
питания отдельных групп населения позволяют выявить дефицит поступления
микроэлементов, что важно при разработке предложений по обогащению продуктов
питания микроэлементами, витаминами.
В качестве
показателей конечного результата при реализации ВЦП могут быть приняты:
- отсутствие случаев массовых пищевых
отравлений в организованных коллективах;
- динамика показателей заболеваемости
населения, связанной с алиментарным фактором (анемии, ожирение, болезни
эндокринной системы, болезни органов пищеварения и др.);
- количество выпускаемой продукции,
обогащенной микронутриентами и витаминами в расчете на 1 человека.
5.5. Индикативные
показатели, характеризующие условия труда и профессиональную заболеваемость
Основными задачами
социально-гигиенического мониторинга состояния условий труда и профессиональной
заболеваемости работающего населения при обосновании мероприятий ВЦП являются:
- гигиеническая оценка факторов
производственной среды, трудового процесса и состояния здоровья работников;
- установление причин и выявление условий
возникновения и распространения заболеваний на производстве, обусловленных
воздействием неблагоприятных факторов производственной среды и трудового
процесса.
Для гигиенической оценки состояния
условий труда и профессиональной заболеваемости работающего населения
используются данные статистических отчетных форм N 18 "Сведения о
санитарном состоянии субъекта Российской Федерации за 20__ г."; N 24
"Сведения о числе лиц с впервые установленными профессиональными
заболеваниями (отравлениями) за год"; N 16-ВН "Сведения о причинах
временной нетрудоспособности".
Оценка непосредственных результатов
деятельности проводится путем анализа изменения динамики показателей,
характеризующих условия труда:
- удельного веса
работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам (%);
- удельного веса женщин, работающих во
вредных и неблагоприятных условиях труда (%);
- удельного веса исследованных проб на
пары и газы, не отвечающие гигиеническим нормативам (%);
- удельного веса обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму (%);
- удельного веса обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по вибрации (%);
- удельного веса обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по показателям
микроклимата (%);
- удельного веса обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по электромагнитным
полям (%);
- удельного веса обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по освещенности (%);
- удельного веса лиц, охваченных
периодическими медицинскими осмотрами (%);
- удельного веса объектов III группы
санитарно-эпидемиологического благополучия (%).
Анализ показателей
социально-гигиенического мониторинга в разрезе административно -
территориальных делений позволяет на основе ранжирования выявить:
- территории, определяющие наибольший
вклад в утрату здоровья работающего населения;
- предприятия риска по видам
экономической деятельности;
- приоритетные факторы, обуславливающие
риск для здоровья населения;
- тенденции изменения показателей и
данных состояния условий труда и здоровья работающего населения.
Полученные данные на основе результатов
анализа и прогноза используются для планирования мероприятий, направленных на
достижение конечного результата:
- стабилизация или снижение показателей
профессиональной заболеваемости работающих;
- снижение показателей профессиональной
заболеваемости среди женщин.
5.6. Индикативные
показатели, характеризующие условия воспитания и обучения детей и подростков
Дети в силу возрастных особенностей
относятся к наиболее уязвимым контингентам в отношении воздействия факторов
среды обитания.
Для гигиенической оценки условий
воспитания и обучения детей и подростков используют статистические отчетные
формы N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации
за 20__ год", N 9-05-санэпид "Сведения о санитарно-эпидемическом
состоянии учреждений для детей и подростков", N 21-санэпид "Сведения
о санитарно-эпидемическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных
учреждений".
Оценка непосредственных результатов
деятельности проводится по следующим показателям:
- удельный вес учреждений III группы
санитарно-эпидемиологического благополучия (%);
- удельный вес охвата школьников горячим
питанием, в том числе 1-4 классов, 5-11 классов (%);
- удельный вес исследований воздушной
среды закрытых помещений, не отвечающих гигиеническим нормативам, в том числе
по веществам 1 и 2 классов опасности (%);
- удельный вес обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму (%);
- удельный вес обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по освещенности (%);
- удельный вес обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по параметрам
микроклимата (%);
- удельный вес обследованных объектов
(рабочих мест), не отвечающих гигиеническим нормативам по электромагнитным
полям (%);
- удельный вес мебели, на соответствие
росто-возрастным особенностям, не отвечающим гигиеническим нормативам (%).
Анализ индикативных показателей позволяет
выявить основные проблемы, определить необходимый объем лабораторных
исследований и использовать полученную информацию в процессе принятия управленческих
решений.
Показателями конечного результата
являются:
- увеличение удельного веса охвата
школьников горячим питанием;
- снижение удельного веса детей с
пониженной остротой зрения;
- снижение удельного веса детей с
нарушением осанки;
- отсутствие случаев массовых
инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- увеличение удельного веса детей в
летних оздоровительных учреждениях, имеющих выраженный оздоровительный эффект.
6. Индикаторные
показатели, характеризующие
состояние здоровья населения
Конечным общественно значимым результатом
бюджетирования, ориентированного на результат, являются показатели здоровья
населения.
Исходную информацию для
медико-статистических исследований и интегральной оценки состояния здоровья
населения получают из ежегодных отчетных форм государственного статистического
наблюдения, представленных в перечне показателей и данных для формирования
Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга: N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных,
проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения"; N 31
"Сведения о медицинской помощи детям и подросткам"; N 32
"Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам";
N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями"; N 7
"Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями"; N 63
"Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриентной
недостаточностью"; N 10 "Сведения о заболеваниях с
психическими расстройствами и расстройствами поведения"; N 11
"Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами"; С-51
"Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам
смерти"; персонифицированных баз данных по отдельным классам болезней или
нозологическим формам, данных эпидемиологических исследований, результатов
исследований донозологических состояний.
К показателям здоровья, требующим более
детального анализа, могут быть отнесены:
- демографические показатели, включающие
младенческую, детскую, общую смертность, смертность от злокачественных
новообразований;
- показатели заболеваемости разных
социальных и половозрастных групп населения: распространенность отдельных
нозологических форм, выделение специфических заболеваний;
- показатели профессиональной
заболеваемости;
- медико-генетические показатели,
включающие рождение детей с низкой массой тела, частоту врожденных пороков
развития новорожденных, патологию новорожденных;
- показатели репродуктивного здоровья,
представленные частотой различных исходов беременности и родов;
- показатели физического развития детей;
- показатели инвалидизации, включающие
структуру и частоту первичной инвалидизации.
Оценка состояния здоровья населения
проводится по следующим параметрам: соотношение местных и региональных
показателей; динамика показателей; уровни заболеваемости с учетом рассчитанных
фоновых значений.
В целях
максимальной информативности анализ и оценку состояния здоровья населения
следует проводить с использованием системы индикативных показателей: нарушения
репродуктивной функции женщин; показатели экологически обусловленных
заболеваний детей и подростков (болезни органов дыхания; болезни системы
кровообращения; болезни нервной системы и органов чувств; болезни органов
пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни крови; аллергозы);
онкозаболеваемость, инвалидность; смертность
населения.
Раннее выявление лиц с повышенным риском
экологически обусловленных состояний позволяет своевременно проводить
профилактические и оздоровительные мероприятия. Учитывая это, для анализа
состояния здоровья населения необходимо внедрять и использовать
донозологические показатели, включающие частоту функциональных расстройств и
отклонений со стороны органов и систем, обнаружение ксенобиотиков в
биосубстратах.
На основе проведенной оценки состояния здоровья
определяют:
- территории риска;
- возрастные группы риска;
- наиболее информативные показатели
здоровья.
Данная информация используется при
планировании мероприятий ВЦП с целью выявления факторов, обуславливающих
распространенность и рост заболеваемости среди населения. Мониторинг за
индикативными показателями, характеризующими здоровье населения, позволяет
оценить эффективность принимаемых мер.
7. Использование
результатов социально-гигиенического
мониторинга для принятия управленческих решений по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
Важным элементом в достижении конечных
результатов при реализации ВЦП является информирование лиц, принимающих
управленческие решения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. При этом важно понимать, что в формировании
санитарно-эпидемиологического благополучия принимают участие три субъекта:
- органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, органы местного самоуправления, несущие ответственность
за санитарно-эпидемиологическую обстановку и принимающие управленческие решения
по ее обеспечению;
- хозяйствующие субъекты, исполняющие
санитарное законодательство и проводящие мероприятия по его обеспечению;
- органы и организации Роспотребнадзора,
осуществляющие контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Полученный в ходе проведения
социально-гигиенического мониторинга обширный объем данных должен быть
преобразован в форму информации, понятную и приемлемую для лиц, принимающих
решения.
Реализация порядка
информирования направлена на разработку предложений с целью принятия
управленческих решений для руководителя управления Роспотребнадзора субъекта
Российской Федерации, начальников отделов управления (внутренний механизм информирования)
и предусматривает использование результатов, полученных при проведении СГМ, при
планировании мероприятий по надзору в целях повышения его эффективности, а
также оценки эффективности мероприятий, проводимых на объектах, представляющих
риск для здоровья населения.
Реализация внешнего механизма
информирования проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2006
г. N 383 "Об утверждении Порядка информирования органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах полученных при проведении
социально-гигиенического мониторинга".