ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2008 г.
N КАС07-763
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В.,
Меркулова В.П.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании
недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней
вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)"
по кассационной жалобе М. на решение
Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года, которым в
удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ
Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения и
социального развития РФ Германовой А.Л., возражавшей против удовлетворения
кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей
кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16
августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка
проведения этих осмотров (обследований)" утверждены Перечень вредных и
(или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1), Перечень работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение
N 2) и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и
(или) опасными производственными факторами (Приложение N 3).
М. обратился в
Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими
названного выше Приказа, т.к. он издан неуполномоченным органом государственной
власти, а также пунктов 2 и 10 Порядка проведения предварительных и
периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на
вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными
факторами (далее - Порядок).
В обоснование
своего требования указал на то, что оспариваемый в целом Приказ, пункты 2 и 10
Порядка противоречат статьям 20, 213 Трудового кодекса Российской Федерации,
Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695
"О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе
деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных
веществ и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающими в условиях повышенной
опасности" и нарушают его право на трудоустройство, т.к. обязывают при
трудоустройстве до заключения трудового договора проходить обязательное
психиатрическое освидетельствование в рамках обязательного предварительного
медицинского осмотра.
Решением Верховного Суда РФ от 15 ноября
2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе М. ставит вопрос об
отмене судебного решения, указав на то, что судом первой инстанции неправильно
определены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела, установленным судом. В жалобе ссылается на то, что статья
20 Трудового кодекса РФ определяет работника как лицо, уже заключившее трудовой
договор с работодателем. Считает, что до заключения трудового договора не
обязан проходить предварительный медицинский осмотр и осмотр психиатра.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда.
Обязанность
проходить предварительные и периодические медицинские осмотры установлена
частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646 "О
вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
В соответствии с Трудовым кодексом РФ
работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых
обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований),
обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских
противопоказаний (ст. 212).
Статья 213
Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работника проходить
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение
трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить
внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст.
214).
В силу статьи 213 ТК РФ вредные и (или)
опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми
актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации (часть 3).
Пунктом 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646
"О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при
выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские
осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)"
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации
поручено утвердить порядок проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Реализуя предоставленные полномочия,
Министерство здравоохранения и социального развития России издало Приказ от 16
августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка
проведения этих осмотров (обследований)". Приказ зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г., регистрационный
N 6015, опубликован в "Российской газете" 16 сентября 2004 г., N 202.
Таким образом, вывод суда о том, что
оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным федеральным органом
исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, обоснован.
Согласно пункту 2 Порядка предварительные
медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью
определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого)
поручаемой ему работе и соответствуют требованиям части 1 статьи 213 ТК РФ,
предусматривающей обязанность проходить такие осмотры.
В соответствии с
пунктом 10 Порядка работник для прохождения предварительного медицинского
осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в
котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные
работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту
или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих
работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, -
решение врачебной психиатрической
комиссии. Данный пункт предусматривает обязанность работника представить
решение врачебной психиатрической комиссии только в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, что не противоречит федеральному
законодательству.
Утверждения заявителя о противоречии
пунктов 2 и 10 Порядка статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации суд
обоснованно признал несостоятельными.
Согласно части 5 статьи 213 Трудового
кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, работники,
осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками
повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных
производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности,
проходят обязательное психиатрическое
освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во
исполнение этой нормы закона 23 сентября 2002 г. приняло Постановление N 695,
которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического
освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в
том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (влиянием
вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в
условиях повышенной опасности.
Правилами
установлено, что освидетельствование работника проводится на добровольной
основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (п. 2), с
целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к
осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях
повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (п. 3).
Ссылка заявителя на противоречие
оспариваемых пунктов статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации
несостоятельна, поскольку данная норма определяет стороны трудовых отношений,
их права и обязанности и не регулирует вопросы прохождения предварительных и
периодических медицинских осмотров.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993
N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для
осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности,
связанной с источником повышенной опасности, которым в отношении некоторых
видов профессиональной деятельности предусмотрен обязательный предварительный
при поступлении на работу медицинский осмотр.
Вывод суда о том, что обязанность
представлять в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
решение врачебной психиатрической комиссии не противоречит приведенным нормам
федерального законодательства и не нарушает принцип добровольности, правомерен.
При таких обстоятельствах суд пришел к
правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные положения не
противоречат законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов
заявителя не нарушают, а наоборот направлены на недопущение причинения
работнику вреда здоровью при его трудоустройстве на работу с вредными и (или)
опасными производственными факторами.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК
РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит
федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, законных оснований
для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не
имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда РФ от 15 ноября
2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ