ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПИСЬМО
6 марта 2008 г.
N 72-18-323
Главным управлением МЧС России по городу
Москве проведена работа по анализу пожаров, произошедших в 2007 году на
объектах здравоохранения города Москвы.
За прошедший период количество пожаров
увеличилось, количество погибших и травмированных при пожарах людей также
возросло.
За 40 дней 2008 года произошли пожары в 3
лечебно-профилактических учреждениях.
Данный факт говорит о том, что
руководители медицинских учреждений уделяют мало внимания вопросам пожарной
безопасности во вверенных учреждениях.
Учитывая вышеизложенное,
Департамент здравоохранения обязует Вас под личную ответственность принять
безотлагательные организационно-практические меры по наведению должного
противопожарного порядка во вверенных Вам медицинских учреждениях:
- проработать на совещаниях "Анализ
пожаров на объектах здравоохранения в городе Москве за 2007 год"
(приложение 1);
- обеспечить выполнение рекомендаций,
указанных в "Анализе пожаров на объектах здравоохранения в городе Москве
за 2007 год";
- производить финансирование противопожарных
мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, в пределах
консолидированных фондов.
Отчет о принятых мерах представить в
Департамент здравоохранения до 30.04.2008 года в отдел материально-технического
обеспечения Департамента здравоохранения Буторину А.Ф. (2-ой Щемиловский
переулок, д. 4А, стр. 4, каб. 206).
Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
В.И.ЗЫКОВ
АНАЛИЗ ПОЖАРОВ НА
ОБЪЕКТАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
Г. МОСКВЕ ЗА 2007 ГОД
Согласно статистическим данным в 2007
году в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных на территории
Москвы, произошел рост количества пожаров. К концу года зарегистрировано 29
пожаров, что на 3,6% больше, чем в прошлом году. На пожарах погибли 2 человека
и 2 - получили травмы. В 2006 году погибли 47 человек и 12 - травмированы.
Материальный ущерб вырос в 26 раз и составил 3807 тыс. рублей.
Основные данные по пожарам и последствиям от них в
зданиях лечебно-профилактических учреждений
3807
10000 ─┐
┌────┐ ┌────────┐
│
│ │ │ 2007 г.│
│ │ │ │ 2006 г.│
│
│ │ └────────┘
│
│ │
1000 ─┤
│ │
│ /\ │ │
│ /
\
│ │
│ /
\
│ │ 114
│ /┐ -\ │ │
100 ─┤ │3,6%│ │ │ ┌─────┐
│ └────┘ 47 │ │ │ │
│ 29
28 ┌────┐ │ │ │ \ │
│ ┌────┐
┌────┐ │ │ 12
│ │ │ / \ │
│ │ │ │ │ │ │ ┌────┐ │
│ │/ \│
10 ─┤
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ││26
││
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ││р.
││
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │└───┘│
│ │ │ │ │
2 │ │
2 │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
┌────┐ │ │
┌────┐ │ │
│ │ │ │
1 ─┼─┴────┴─┴────┴─┬─┴────┴─┴────┴─┬─┴────┴─┴────┴─┬─┴────┴─┴─────┴───
│ пожары гибель травмы ущерб
(в тыс. руб.)
Наибольшее количество пожаров в
лечебно-профилактических учреждениях произошло в Центральном и Южном
административных округах - 6 и 5 случаев соответственно. Рост
числа пожаров, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года,
зарегистрирован в Западном и Юго-Восточном административных округах - на 3 и 2
соответственно, в Центральном, Северо-Восточном и Зеленоградском
административных округах - на 1. Отмечен рост погибших при пожарах людей
на 2 человека в Северо-Западном административном округе и травмированных на 1
человека в Юго-Восточном административном округе.
Распределение пожаров в зданиях лечебно
профилактических учреждений по
административным округам
6 6
6 ─┐ ┌──┐ 5 5 ┌──┐ ┌───────┐
│ │ ├──┐ ┌──┤ │ │2007 г.│
│ │ │
│ 4 │
│ │ 4
4 │2006
г.│
4 ─┤ │ 20% │ ┌──┐ │
│ │ ┌──┐ ┌──┐ └───────┘
│ │ │
│ 3 │
│ │ │
│ │ │ │ │
3
│ │ │
│ ┌──┐
│ │2 │
│ │ 2 │
│ │ │ 2 ┌──┐ 2 2
2 ─┤ │ │
│ 100% │
│ │ ├──┐
│ │ │ ┌──┤ │ │ 300% ┌──┤ │ ┌──┬──┐ 100%
│ │ │
│ 1 1 │
│ │ 100%│ │
│ │ │ │
│ │ │ 1 │
│ │ │ │
│ 1
│ │ │
│ ┌──┐ 0 ┌──┤ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ ├──┐
│ │ │ │ │
│ ┌──┐ 0
0 ─┴─┴──┴──┴┬┴──┴──┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴──┴┬┴──┴───┐
ЦАО СВАО
ВАО ЮВАО ЮАО
ЮЗАО ЗАО СЗАО
САО ЗелАО
Вызывает озабоченность значительный рост
числа пожаров в ЛПУ, подведомственных Департаменту здравоохранения города
Москвы и его окружным управлениям. В 2007 году на указанных объектах произошло
19 пожаров, что почти в два раза больше прошлогоднего. Один человек погиб и
один получил травмы. Материальный ущерб увеличился с 1184 тыс. рублей в 2006
году до 2822 тыс. рублей в 2007 году.
Учитывая изложенное, положение с пожарами
и противопожарным состоянием объектов системы здравоохранения нельзя признать
удовлетворительным.
Во многих лечебно-профилактических
учреждениях со стороны администрации, по-прежнему, не уделяется должного
внимания вопросам надлежащего контроля за состоянием и
безопасной эксплуатацией электросетей и электрооборудования.
Допускается эксплуатация ветхой
электропроводки, открытых электросветильников и распаячных коробок в
пожароопасных помещениях.
Замер сопротивления изоляции
электропроводов с последующим устранением выявленных недостатков в
установленные сроки не проводится, что нередко ведет к возникновению пожаров.
07 сентября в помещении электрощитовой
детской поликлиники N 148, расположенной по адресу: ул. Белореченская, д. 26,
корп. 1, в результате нарушения правил технической эксплуатации и выбора
аппаратов защиты электрических сетей произошел пожар. При пожаре получил травму
1 чел., установленный материальный ущерб составил 2 млн. 354 тыс. руб.
12 октября во вспомогательном помещении
детской городской поликлиники N 143, расположенной по адресу: ул.
Авиаконструктора Миля, д. 5, корп. 1, в результате замыкания в установке для
обеззараживания медицинских отходов произошел пожар. Установленный материальный
ущерб составил 248 тыс. руб.
29 января 2007 года в
административно-служебном помещении городской клинической больницы N 40,
расположенной по адресу: ул. Касаткина, д. 7, в результате короткого замыкания
электропроводки произошел пожар. Установленный материальный ущерб составил 30
тыс. рублей.
Основными причинами произошедших пожаров
явились: неосторожное обращение с огнем - 15 случаев, в том числе курение - 4
случая, а также нарушение требований Правил устройства электроустановок (ПУЭ) -
10 случаев.
Наиболее часто пожары регистрировались в
больницах - 65,5% от их общего количества и поликлиниках - 20,7%.
Высокий процент пожаров от неосторожного обращения
с огнем, в том числе и при курении, свидетельствует об ослаблении контроля со
стороны администрации лечебных учреждений за соблюдением во вверенных зданиях и
помещениях противопожарного режима.
1 декабря в палате инфекционной
клинической больницы N 1, расположенной по адресу: Волоколамское шоссе, д. 63,
в результате неосторожного обращения с огнем пациента произошел пожар, при
котором, от действия продуктов горения, один человек скончался.
5 марта в гардеробной психо-неврологического
диспансера N 13, расположенного по адресу: Зюзинская ул., д. 1, в результате
неосторожности при курении произошел пожар. При пожаре был травмирован 1
человек.
Несмотря на осложнение оперативной
обстановки с пожарами, руководство Департамента и управлений здравоохранения
административных округов свои полномочия по привлечению к дисциплинарной
ответственности должностных лиц, виновных в возникновении пожаров, практически
не использует.
Созданными в управлениях здравоохранения
административных округов пожарно-техническими комиссиями проводится
определенная работа. Однако, права и полномочия данные
Комиссиям в полной мере не используются. Необходимая практическая помощь
руководителям ЛПУ в организации противопожарных мероприятий не оказывается,
принципиальная оценка работе ПТК медицинских учреждений не дается.
Проведенные в 2007
году территориальными органами государственного пожарного надзора Главного
управления МЧС России по г. Москве проверки противопожарного состояния ЛПУ
показали, что в основном остаются не выполненными следующие мероприятия: монтаж
и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и
оповещения о пожаре, вывод сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны,
надлежащее содержание электросетей и электрооборудования, содержание путей
эвакуации и эвакуационных выходов в
соответствии с требованиями пожарной безопасности.
При этом мероприятия по усилению пожарной
безопасности лечебно-профилактических учреждений, подведомственных окружным
управлениям, предусмотренные руководящими документами Департамента
здравоохранения Москвы и предписанные органами ГПН в полном объеме не
реализуются и целый ряд вопросов, связанных с обеспечением пожарной
безопасности лечебно-профилактических учреждений, остается вне контроля
администрации.
Вместе с тем, на многих объектах, как и в
прошлом году, безопасное пребывание людей на случай пожара должным образом не
организовано. Коридоры, лестничные клетки и эвакуационные выходы загромождаются
мебелью и другими посторонними предметами. В нарушение
действующих норм и правил пожарной безопасности, в отдельных ЛПУ допускается
использование под складские цели подвальных помещений, сообщающихся через
лестничные клетки или шахты лифтов с наземными этажами здания. Зачастую
электрооборудование "спиртовых" и других пожароопасных помещений не
соответствует классу зоны по взрывопожарной опасности.
Объем знаний в области пожарной
безопасности отдельных руководителей лечебно-профилактических учреждений не
позволяет им обеспечить организацию необходимого комплекса противопожарных
мероприятий. Занятия по изучению основ пожарной безопасности
(пожарно-технический минимум) с обслуживающим персоналом, практическая
отработка действий на случай возникновения пожара с сотрудниками лечебных учреждений
и дежурным персоналом проводятся редко. Нормативная литература по пожарной
безопасности (Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения ППБО
07-91) на объектах отсутствует.
В марте 2007 года прошло расширенное
совместное совещание с руководителями ЛПУ и государственного пожарного надзора
Главного управления МЧС России по г. Москве, на котором намечены пути решения
задач по обеспечению пожарной безопасности в медицинских учреждениях. В рамках
совещания проведены показательные пожарно-тактические учения подразделений
гарнизона пожарной охраны с привлечением дежурного персонала и администрации
больницы.
В ноябре 2007 года комиссией
Правительства Москвы проведена плановая проверка работы Департамента и
подведомственных организаций и учреждений в части выполнения полномочий по
обеспечению пожарной безопасности, изложенных в Федеральном законе о пожарной
безопасности (69-ФЗ). Проверка показала, что за последние три года Департамент
достиг существенных результатов в повышении пожарной безопасности
лечебно-профилактических учреждений. Вместе с тем, в данном направлении
деятельности выявлен ряд недостатков, которые изложены в Акте проверки.
В целях предупреждения пожаров,
обеспечения безопасности людей и улучшения противопожарного состояния объектов
здравоохранения, расположенных на территории города, на основе проведенного
краткого анализа пожаров и последствий от них, Управление государственной
противопожарной службы предлагает осуществить следующие основные
организационные и инженерно-технические мероприятия:
Разработать целевую программу пожарной
безопасности подразделений и учреждений Департамента здравоохранения - комплекс
мер, предусматривающий плановое финансирование конкретных противопожарных
мероприятий, включающий в себя:
- Установку автоматических систем
противопожарной защиты.
- Модернизацию имеющихся противопожарных
систем.
- Техническое обслуживание
противопожарных систем и систем противопожарного водоснабжения.
- Создание системы централизованного контроля за состоянием пожарной автоматики на
подведомственных объектах.
- Комплектование учреждений средствами
защиты органов дыхания и самоспасения.
- Работы по приведению
объемно-планировочных решений в зданиях ЛПУ в соответствие с современными
требованиями пожарной безопасности.
- Работы по своевременной замене
автоматических приборов электрозащиты.
- Обучение в области пожарной
безопасности всего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений,
в том числе медицинских учреждений с круглосуточным пребыванием людей,
относящимся к маломобильным группам, по специальным программам.
- Работы по созданию пожарной охраны во
всех лечебно-профилактических учреждениях Москвы в соответствии с перечнем,
утвержденным Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 19.09.03 N
571.
- Создание, в соответствии с решениями
Комиссии Центрального федерального округа по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденными
полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном
округе от 10.05.2007 года N А 50-3054, подразделений
пожарной охраны во всех подведомственных стационарах.
Кроме того, предлагается:
- Создать актуализированную базу данных
подведомственных объектов, содержащую в себе информацию о планировке, технической
оснащенности, расчете и расстановке сил и средств, задействованных в ликвидации
чрезвычайных ситуаций и т.п.
- Повысить требовательность к
руководителям объектов, допустившим несоблюдение требований пожарной
безопасности. В случае возникновения пожара в учреждении, рассматривать вопрос
о роли руководителя в вопросах обеспечения пожарной безопасности
подведомственного учреждения с организационными выводами.
- Активнее привлекать к работе
пожарно-технических комиссий окружных управлений образования и лечебно-профилактических
учреждений в качестве специалистов или консультантов, сотрудников
государственного пожарного надзора.
- Обеспечить помещения первичными
средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм
положенности. Имеющие краны внутреннего противопожарного водопровода
доукомплектовать недостающим оборудованием.
- Не реже одного раза в три года
проводить замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и
осветительного оборудования.
- Обеспечить надлежащее содержание путей
эвакуации, систем аварийного и эвакуационного освещения.
- Регулярно отрабатывать порядок
совместных действий администрации учреждений здравоохранения и пожарных частей
на случай возникновения пожара.
- Не допускать сдачу в аренду и
перепрофилирование помещений без согласования с соответствующим органом ГПН.
- Исключить случаи установки
металлических дверей с труднооткрываемыми запорами в лифтовых холлах, коридорах
и на эвакуационных выходах.
- Усилить контроль за
соблюдением противопожарного режима сотрудниками охранных структур и дежурным
персоналом ЛПУ.
- О недостатках и нарушениях, допущенных
дежурными пожарной охраны, информировать органы государственного пожарного
надзора для принятия в установленном порядке мер к организациям,
предоставляющим услуги в области пожарной безопасности.
- Не допускать курение и применение
электронагревательных приборов в не отведенных для этих целей местах, повысить
требовательность к пациентам в части соблюдения правил пожарной безопасности.
Управление Государственного
пожарного надзора Главного
управления МЧС России
по г. Москве