ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
20 марта 2008 г.
N 01/2426-8-32
О ВСПЫШЕЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007 ГОДУ
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
информирует, что в 2007 году в Российской Федерации по оперативным данным в
соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от
31.05.2005 N 376 "О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных
ситуациях санитарно-эпидемиологического характера", зарегистрировано 88
вспышек инфекционных болезней (в 2006 году-112 вспышек).
Общее количество пострадавших составило
более 5700 человек, в том числе 3470 детей до 17 лет. Погибло 7 человек, в том
числе 5 взрослых (легионеллез, г. Верхняя Пышма Свердловской области) и 2
ребенка (ротавирусная инфекция, дер. Старый Каишкуль Тюменской области, ОКИ
неустановленной этиологии, п. Тугулесский Бор Московской области).
В структуре эпидемических очагов
преобладали инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, составившие
95,5%. Доминировали сальмонеллезы, на долю которых пришлось 27,2% вспышек (24
очага). Удельный вес шигеллезов и острых кишечных инфекций с установленным и
неустановленным возбудителем составил по 14-16% (14; 14 и 12 вспышек,
соответственно). Было зарегистрировано 7 очагов острого гепатита A, 5 -
псевдотуберкулеза, 3 - гнойно-септической инфекции среди новорожденных, 2 -
энтеровирусной инфекции, по одному - брюшного тифа, легионеллеза, чесотки,
контактного дерматита, инфекционной эритемы.
Наиболее часто
вспышки регистрировались в Центральном (29 очагов), Сибирском (16 очагов),
Дальневосточном (12 очагов), Уральском (11 очагов) и Южном (10 очагов)
федеральных округах. Самыми
неблагополучными регионами по количеству эпидемических очагов явились
Московская область и г. Москва (16 очагов). Ставропольский край (5 очагов),
Свердловская, Читинская области и Ханты-Мансийский автономный округ (по 4 очага).
Наибольшее число вспышек наблюдалось в
детских организованных коллективах - 35 очагов (31%) (18 - в дошкольных
учреждениях, 8 - в оздоровительных учреждениях, 6 - в общеобразовательных
школах, 3 - в домах сирот), в лечебно-профилактических учреждениях - 25 очагов
(28,4%), среди населения городов и поселков - 16 очагов (18%).
Пищевой путь передачи инфекции был
реализован в 67% вспышек (59 очагов), контактно-бытовой - в 18% (16 очагов),
водный - в 10% (9 очагов). Эпидемические очаги с аэрозольным механизмом
передачи инфекции составили 5% (4 очага).
Причиной 78% вспышек (46 очагов) пищевого
характера послужили блюда, приготовленные на пищеблоках учреждений с нарушением
санитарных и технологических требований. Факторами передачи при этом наиболее
часто являлись холодные закуски, не подвергающиеся повторной термической
обработке. С продукцией предприятий общественного питания (холодные закуски,
сложные салаты, кондитерские изделия) в структуре пищевых вспышек связано 9
очагов (15%), с продукцией промышленных, молокоперерабатывающих производств - 3
(5%).
Вспышки контактно-бытового характера были
обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях,
заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, не соблюдением
гигиенических норм.
Эпидемические очаги с водным путем
передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных
систем, не соблюдением питьевого режима при использовании воды
децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды
населению.
В июле-августе 2007 года среди жителей г.
Верхняя Пышма Свердловской области была зарегистрирована вспышка легионеллеза с
числом пострадавших более 100 человек. Причиной явилось активное размножение
легионелл в системе горячего водоснабжения города в условиях длительного застоя
воды при плановом отключении, теплой погоде, отсутствии дезинфекции системы
перед подачей воды потребителям, недостаточной температуры воды в первые часы
после возобновления горячего водопользования. Заражение пострадавших произошло
вследствие вдыхания водного аэрозоля с большим количеством возбудителя.
Несмотря на положительную тенденцию к
снижению числа вспышек по сравнению с предыдущим годом, необходимо указать
также и на недостатки в работе специалистов Управлений Роспотребнадзора.
В первую очередь - это несвоевременное и
некачественное проведение плановых мероприятий по контролю.
Так, в ходе
эпидемиологического расследования вспышек в Ставропольском крае, связанных с
молочной продукцией 3-х производств региона, в которых пострадало 1046 человек,
в том числе 975 детей, было установлено, что плановый контроль по соблюдению
требований санитарного законодательства специалистами Управления
Роспотребнадзора по Ставропольскому краю более 2-х лет не проводился на 14,8%
молокоперерабатывающих производств.
В ряде случаев плановые и внеплановые
проверки осуществлялись формально: в актах были не полностью отражены
существующие грубые нарушения санитарных правил и норм, не предъявлялась
должная требовательность к руководителям предприятий для своевременного их
устранения, не был установлен надлежащий контроль за
выполнением сделанных предписаний.
В некоторых регионах имелись факты выдачи
санитарно-эпидемиологических заключений на объекты с изначальным
несоответствием требованиям санитарного законодательства.
В качестве примера можно привести крупные
вспышки сальмонеллеза с числом пострадавших более 100 человек в каждом, в ДОУ N
35 г. Твери, ДОУ "Светлячок" г. Югорск Ханты-Мансийского автономного
округа, когда пищеблок, спроектированный для работы на полуфабрикатах,
функционировал на сырье. При этом, несоответствие по набору
помещений способствовало несоблюдению санитарных правил к технологическим
процессам и содержанию пищеблоков: разделка сырой продукции проводилась в одном
помещении с приготовлением холодных закусок, инвентарь использовался не по
назначению, нарушались требования к хранению продуктов и срокам приготовления
блюд, не соблюдались правила мытья столовой посуды, кухонного инвентаря, нормы
личной гигиены.
При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений школам перед началом учебного года не всегда обращается внимание на
состояние овощехранилищ. Так, в декабре 2007 года в Прибайкальском районе
Республики Бурятия была зарегистрирована вспышка псевдотуберкулеза, в которой
пострадали 62 учащихся. Школа имела подсобное хозяйство и овощехранилище,
которое не соответствовало санитарным требованиям. Плановая дератизация
проводилась без оценки эпизоотологической ситуации. В условиях сельской
местности с наступлением холодов складские помещения быстро заселились
грызунами, что привело к формированию эпидемического очага.
Существенным фактором, способствующим
развитию вспышек, являлся также формальный подход к гигиеническому обучению
персонала пищеблоков и медицинских работников оздоровительных учреждений.
Так, при
эпидемиологическом расследовании вспышки пищевой токсикоинфекции
стафилококковой этиологии в загородном оздоровительном учреждении
"Селен" Свердловской области было установлено, что для работы на
пищеблоке были привлечены сотрудники кафе, которые прошли гигиеническое
обучение, но при этом не имели опыта работы в детских учреждениях и оказались
не знакомы с требованиями, предъявляемыми к приготовлению питания для разных
возрастных категорий. Вследствие этого,
меню лагеря состояло из сложных и разнообразных блюд, что способствовало
возникновению групповой заболеваемости.
В детском оздоровительном лагере
"Литвиново" Московской области, где в результате вспышки дизентерии
Зонне пострадал 61 человек, больные размещались в изоляторе и реабилитационном
отделении лагеря. В медицинском пункте ДОЛ учет и регистрация инфекционных
заболеваний не проводилась должным образом, сведения в ОРУИБ не подавались
своевременно. Фактически, была попытка сокрытия вспышки инфекционных
заболеваний.
В некоторых городах и поселках остается
острой проблема качественного водоснабжения. В одних и тех же регионах
периодически возникают вспышки инфекций с водным путем передачи, при этом не
решаются вопросы по благоустройству систем водопользования.
В г. Нижнем Новгороде после крупной
вспышки гепатита A в 2005 году, связанной с неудовлетворительным состоянием
системы водоснабжения, вопросы улучшения состояния коммунальных сетей были не
решены. В 2007 г. в городе наблюдался эпидемический подъем заболеваемости
энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным менингитом, в результате
которого пострадали 296 человек (265 детей). В ходе эпидемиологического
расследования было установлено, что в течение летнего периода в городе 41 проба
питьевой воды не соответствовала санитарным нормативам по микробиологическим
показателям. При вирусологическом исследовании воды обнаружены РНК энтеровируса
в 5-ти пробах, отобранных в контрольных точках открытых водоемов города. Таким
образом, если коммунальное хозяйство города не будет реконструировано, то
следует быть готовыми к возникновению очередных вспышек и подъемов заболеваемости
любыми инфекционными нозологиями, механизм передачи которых реализуется водным
путем.
При работе в очагах инфекционных
заболеваний специалистами также допускался ряд недоработок, влияющих на
качество и полноту противоэпидемических мероприятий. В первую очередь это
касается эпидемиологического обследования очагов, одним из важнейших элементов
которого является опрос пострадавших и контактных лиц. Не полный сбор
эпидемиологического анамнеза в г. Твери при расследовании вспышки сальмонеллеза
в детском саду привел к несвоевременному определению полного круга контактных
лиц, позднему выявлению бактерионосителей и продлению периода локализации
очага.
Не уделялось должного внимания
ретроспективному и оперативному анализу заболеваемости с целью сопоставления
уровней спорадической заболеваемости на данной территории в наблюдаемый период
времени, что затрудняет своевременное определение границ эпидемического очага и
организацию противоэпидемических мероприятий в полном объеме.
Одним из проблемных вопросов остается
лабораторная диагностика. В 2007 году 12 вспышек (14%), зарегистрированных по
оперативным данным, остались этиологически нерасшифрованными. В ряде случаев
это связано не столько с материально-техническим оснащением лабораторий, как
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", так и лечебно-профилактических
учреждений, сколько с качеством, количеством и наименованием избранного
материала. Так, в очагах инфекционных заболеваний с доминированием клиники
гастрита и гастроэнтерита (пищевые токсикоинфекции) часто не проводился отбор
проб рвотных масс у пострадавших лиц, а исследование ректальных смывов и
испражнений не приводили к желаемым результатам. Неправильное применение
методик по концентрации проб воды снижало вероятность обнаружения вирусов в
материале из окружающей среды и определения причинно-следственной связи в
очагах острых кишечных инфекций.
В целях недопущения возникновения вспышек
инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации предлагаю:
1. Обеспечить своевременное и
качественное проведение плановых мероприятий по контролю за
соблюдением санитарного законодательства, в первую очередь в отношении объектов
пищевой промышленности, предприятий общественного питания, детских
образовательных, социальных и оздоровительных учреждений, коммунального
хозяйства.
2. Не допускать выдачу
санитарно-эпидемиологических заключений на объекты с изначальным
несоответствием требованиям санитарного законодательства.
3. Обеспечить качественное гигиеническое
обучение лиц из перечня декретированных групп населения.
4. Проанализировать и заслушать на
заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы водопользования на
территориях, принять меры по улучшению качества водообеспечения населения и
благоустройству населенных пунктов.
5. При работе в очагах инфекционных
заболеваний обеспечить полноту проведения эпидемиологического обследования с
учетом данных оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа,
принять меры к улучшению качества лабораторной диагностики.
6. Обеспечить своевременность и полноту
представления внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях
санитарно-эпидемиологического характера в соответствии с Приложением.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
к письму Роспотребнадзора
от 20.03.2008 г. N 01/2426-8-32
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМАЯ
ВО ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЯХ О
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Наименование населенного пункта,
объекта, учреждения, принадлежность (для оздоровительных учреждений и др.).
2. Период времени (дата начала, дата
окончания), в течение которого наблюдается ситуация.
3. Количество пострадавших, в том числе
детей до 17-ти лет.
4. Диагноз (предварительный,
окончательный).
5. Доминирующие симптомы заболеваний.
6. Форма и степень тяжести клинических
проявлений (указать число лиц с тяжелыми и среднетяжелыми клиническими
формами).
7. Число госпитализированных больных, в
какое учреждение.
8. Число пострадавших и контактных лиц, в
материале которых определен предполагаемый возбудитель, место и метод определения
возбудителя (для диагностических систем - наименование и производитель).
9. Краткая характеристика объекта
(численность учреждения, размещение, водоснабжение, канализация, организация
питания).
10. Дата последнего проведения плановых
мероприятий по контролю за соблюдением санитарного
законодательства на объекте (документ, номер).
11. Контингенты,
вовлеченные в эпидемический процесс (социальная, возрастная, половая структура,
ученики определенных классов, дети каких групп, жители каких населенных
пунктов, больные каких палат, отделений и т.д.).
12. Динамика развития ситуации (распределение
случаев по датам заболеваний, выявлений (обращений), госпитализации).
13. Эпидемиологическая ситуация на
территории (населенный пункт, субъект Российской Федерации) по предполагаемой
нозологии (или группе нозологий) в предшествующий период и по среднемноголетним
данным в наблюдаемый период времени.
14. Предварительный эпидемиологический
диагноз (предполагаемый путь, вероятные факторы передачи инфекции, источник,
возможные причины, рабочие версии, установление связи с различными
производствами и предприятиями).
15. Нарушения
санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), выявленные при
внеплановых мероприятиях по контролю и способствующие формированию
эпидемического очага.
16. Нестандартные результаты лабораторных
исследований с объектов внешней среды, количество отобранных проб.
17. Перечень
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и
ликвидации очага, включая вопросы взаимодействия между различными учреждениями,
муниципальными органами управления и др.
18. Принятые меры по выявленным
нарушениям санитарного законодательства.
19. Планируемые мероприятия, потребности,
проблемы.