ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 мая 2008 г.
N ГКПИ08-1185
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда Российской
Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании
недействующим пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 г. N
321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами
реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"
в части признания утратившим силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12
апреля 2006 г. N 282 "Об утверждении сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и
протезно-ортопедическими изделиями до их замены", устанавливавшего срок
пользования кремом защитным 1 тюбик на 1 месяц,
установил:
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации Приказом от 7 мая 2007 г. N 321
утвердило Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и
протезно-ортопедическими изделиями до их замены.
Согласно пункту 2
настоящего Приказа признан утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 282 "Об
утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами
и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", которым
предусматривалось обеспечение инвалидов по медицинским показаниям кремом
защитным (1 тюбик на 1 месяц).
Гражданин К.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 г. N
321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами
реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"
в части признания утратившим силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12
апреля 2006 г. N 282 "Об утверждении сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и
протезно-ортопедическими изделиями до их замены", устанавливавшего срок
пользования кремом защитным 1 тюбик на 1 месяц.
Как указывает заявитель, оспариваемые
положения нормативного правового акта противоречат нормативным правовым актам,
имеющим большую юридическую силу, и нарушают права инвалидов на социальную
защиту. Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации безосновательно исключило из специальных средств при нарушениях
функций выделения (моче- и калоприемники) крем
защитный: 1 тюбик на 1 месяц.
К. извещен о
времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в
его отсутствие.
Представители заинтересованного лица
Минздравсоцразвития России Карпова Т.В., Люкшин Н.Н., Минюста России Каравичев
В.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что
оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему
законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не
нарушают права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Выслушав объяснения представителей
заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Карповой Т.В., Люкшина Н.Н.,
Минюста России Каравичева В.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление
подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации
находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Гражданин, считающий, что принятым и
опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа
государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные
Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми
актами, вправе обратиться в суд с заявлением о
признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая
статьи 251 ГПК РФ).
Приказ Минздравсоцразвития России от 7
мая 2007 г. N 321 "Об утверждении Сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их
замены" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая
2007 г., регистрационный номер 9529 и опубликован в "Российской
газете" 2 июня 2007 г. N 117.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
определяет технические средства реабилитации инвалидов как устройства,
содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для
компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими
инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (статья 11.1).
Правительство Российской Федерации,
осуществляя правовое регулирование в области социальной защиты инвалидов,
утвердило Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями
(Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877).
В соответствии с данными Правилами
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
устанавливаются сроки пользования техническими средствами реабилитации,
протезами, протезно-ортопедическими изделиями до их замены (пункт 10 Правил).
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, реализуя предоставленные ему
полномочия, Приказом от 7 мая 2007 г. N 321 утвердило Сроки пользования
техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими
изделиями до их замены.
Согласно статье 10 Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
Распоряжением от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвердило такой перечень. Среди
технических средств реабилитации федеральный перечень технических средств реабилитации
называет специальные средства при нарушении функций выделения (моче- и калоприемники).
Как в ныне действующем Приказе
Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 г. N 321 "Об утверждении Сроков
пользования техническими средствами реабилитации, протезами и
протезно-ортопедическими изделиями до их замены", так и в Приказе
Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2006 г. N 282 называются специальные
средства при нарушениях функций выделения (моче- и
калоприемники), такие как двухкомпонентные калоприемники (с пластиной и
мешком), однокомпонентные калоприемники и мочеприемники и другие.
Доводы представителей заинтересованного
лица Минздравсоцразвития России о том, что крем защитный, являясь
вспомогательным, медикаментозным средством, не может квалифицироваться в
качестве специального технического средства, необходимого для осуществления
реабилитационных функций моче- и калоприемников;
включение крема защитного в перечень, ранее утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2006 г. N 282, неоправданно относило
данное изделие к комплектующим составным частям моче-
и калоприемников, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении
заявленных требований.
Социальная защита инвалидов - это система
гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной
поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Предусмотренные Федеральным законом меры
социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской
Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания,
относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходных обязательств по
обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе
изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет
средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Данных, свидетельствующих об уменьшении
средств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, суду не
представлено.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида представляет собой комплекс оптимальных для
инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы,
объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Так, из представленных заявителем
письменных документов следует, что в марте 2007 г. в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида К. должен быть обеспечен
однокомпонентным калоприемником: 30 шт. на месяц и кремом защитным: 1 тюбик на
1 месяц (л.д. 29-30).
Достигнутый уровень обеспечения за счет
средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации,
предусматривающий среди специальных средств при нарушениях функций выделения
(моче- и калоприемников), наряду с комплектующими
составными частями (элементы) моче- и калоприемников (пояса, катетеры, мешки,
зажимы), обеспечение кремом защитным, который является средством для защиты
кожи вокруг стомы, оспариваемыми положениями нормативного правового акта такие
меры социальной поддержки инвалидов снижает.
Учитывая, что оспариваемые положения
нормативного правового акта противоречат федеральному закону и нарушают права
инвалидов, заявление К. подлежит удовлетворению.
К. обратился в суд с заявлением об
оспаривании нормативного правового акта в апреле 2008 года, т.е. спустя почти
год со дня вступления в силу, поэтому суд признает оспариваемые положения
недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного
и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
заявление К. удовлетворить:
признать
недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 Приказа
Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 г. N 321 "Об утверждении сроков
пользования техническими средствами реабилитации, протезами и
протезно-ортопедическими изделиями до их замены" в части признания
утратившим силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2006 г. N 282
"Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации,
протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их
замены", устанавливавшего срок пользования кремом защитным 1 тюбик на 1
месяц.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ