ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
29 мая 2008 г.
N 01/5609-8-32
О РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ" В 2007 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ реализации
"Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" (далее
- Программа) в 2007 году, и сообщает следующее.
К началу третьего этапа реализации
Программы, рассчитанного на 2008-2010 гг. на большинстве территорий страны
созданы условия, способствующие элиминации кори.
Всего в 2007 году
зарегистрировано 173 случая кори, 38 из них - завозные, преимущественно из
Узбекистана (23 случая). Показатель
заболеваемости корью по стране в целом впервые составил 0,12 на 100 тыс.
населения и (без учета завозных случаев) практически достиг критерия элиминации
кори ВОЗ (менее 1 на 1 млн. населения).
По сравнению с предыдущим 2006 годом
заболеваемость снизилась в 8 раз; 58 территорий (68,2%) оставались свободными
от кори, на остальных 27 - показатель не превышал 1,0 на 100 тыс. населения.
Низкий уровень заболеваемости
определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В
настоящее время охват детей в декретированных возрастах двумя прививками против
кори по стране превышает 96%, что соответствует регламентированным показателям
и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.
Реализация постановления Главного государственного
санитарного врача от 09.03.04 N 13 "Об усилении мероприятий по
профилактике кори" позволила значительно повысить охват вакцинацией против
кори взрослых до 35 лет (не привитых, с неизвестным прививочным анамнезом).
Необходимость этого мероприятия определялась ведущей ролью данного контингента
в возрастной структуре заболевших на протяжении последних пяти лет. Трудности в
реализации названного Постановления были связаны с недостаточным объемом
финансирования из местных бюджетов закупок живой коревой вакцины.
В 2007 году тенденция преобладания
взрослого населения в общей структуре заболеваемости корью также сохранилась,
хотя и на более низком уровне - 139 из 173 заболевших корью - лица 15 лет и
старше. Соотношение доли заболевших детей и взрослых составило соответственно
19,7% и 80,3%, или 1:4. Половину всех случаев заболевания корью составили
взрослые 20-29 лет - 86 человек (49,7%).
В целях усиления
мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской
Федерации издано Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.08.07 N 63, в соответствии с которым в 2008 году
планируется завершить вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших,
не имеющих сведений о прививках, с первоочередной вакцинацией студентов высших
и средних учебных заведений, призывников,
мигрантов, других труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных
переселенцев, религиозных общин и др.), а также лиц из групп риска -
медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее
95% от числа подлежащих.
Приказом
Минздравсоцразвития России от 30.10.2007 N 673 "О внесении изменений и
дополнений в приказ Минздрава России от 27.06.2001 N 229 "О национальном
календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим
показаниям" иммунизация против кори подростков и взрослых до 35 лет, не
болевших, не привитых и не имеющих сведений о профилактических прививках против
кори введена в Национальный календарь профилактических прививок. В 2008 году планируется привить 900 тыс. человек данного возраста.
С 2007 года активно начата иммунизация
против кори военнослужащих по контракту в возрасте 18-35 лет, вакцинация
которых введена в календарь профилактических прививок Министерства обороны
Российской Федерации.
Анализ прививочного
статуса заболевших корью выявил, что среди заболевших детей 13 (38,2%) - не
привиты против кори (без учета детей в возрасте до 1 года), 13 (38,2%) -
заболели на разных сроках после проведенной вакцинации, в том числе 10 детей
через 2-4 года после прививки. У
заболевших корью взрослых, напротив, 64,0% - не имели сведений о прививках, а
21,6% - оказались не привитыми. В основном это лица до 35 лет, которые
подлежали дополнительной вакцинации.
Таким образом, на территории Российской
Федерации по-прежнему сохраняется контингент, восприимчивый к кори, что при
заносе инфекции приводит к формированию очагов.
На этапе спорадической заболеваемости
чрезвычайно важной составляющей эпиднадзора является оперативность проведения
противоэпидемических мероприятий в очагах. В 2007 году было зарегистрировано
125 очагов кори, из них 108 очагов (86,4%) с 1 случаем кори, 17 (13,6%) -
разной степени интенсивности.
В 2007 году зарегистрированы вспышки
кори, в том числе в гг. Нижнем Новгороде (25 случаев), Владивостоке (11
случаев), Красноярске (10 случаев), характеризующиеся разной степенью
интенсивности и распространенности и наличием импортированного источника
инфекции: из Узбекистана случаи кори завезены в Нижний Новгород, из Китая - во
Владивосток и Красноярск.
Следует отметить, что в отдельных
регионах недостаточно внимания уделяется расследованию случая кори, выяснению
источника инфекции, возможных и вероятных контактов, что особенно важно для
территорий, где в течение месяца регистрируется один местный случай или
единичные не связанные друг с другом случаи заболевания.
Снижение заболеваемости корью до
спорадического уровня требует проведения более тщательного эпидемиологического
надзора за инфекцией. В период элиминации для территорий, где случаи кори не
регистрируются, основным направлением работы является активный поиск возможных
пропущенных случаев заболевания среди больных другими экзантемными
заболеваниями (с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью) независимо от
первичного диагноза. В 2005 году при обследовании 1537 человек с лихорадкой и
сыпью выявлено 14 (0,9%) случаев кори, в 2006 г. из 2546 обследованных выявлено
- 45 (1,8%) больных корью, в 2007 г. обследовано 2922 человека, из них 14
(0,5%) случаев кори.
Объем запланированных обследований лиц с
экзантемой и лихорадкой в целом по стране приближался к целевому показателю (не
менее 2 на 100 тыс. населения). Однако на ряде территорий (Калужская,
Смоленская, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская, Тюменская, Новосибирская
области, Пермский край, Республики Саха и Бурятия) фактическое число
обследованных больных в 2007 году значительно меньше предусмотренного планом.
Кроме того, до настоящего времени ряд
территорий остаются "молчащими", в том числе Московская и Орловская
области, а также Чеченская Республика и другие.
Осуществление активного надзора за корью
позволило получить обоснованное доказательство отсутствия местных случаев кори
на большинстве территорий Российской Федерации.
О достаточно устойчивом
эпидблагополучии по кори в стране свидетельствуют также результаты
генотипирования диких штаммов вирусов кори, циркулирующих на территории России.
В 2007 году отмечено нарастание роли множественного импортирования в Российскую
Федерацию как традиционного для России генотипа D6 из сопредельных регионов, в
основном стран СНГ, так и нехарактерных генотипов (D5, D8, H1) из отдаленных
регионов земного шара. Штаммы генотипа D6, выделенные в России в 2003-2007 гг.,
характеризуются низкой вариабельностью, что отражает ограниченное число звеньев
трансмиссии и демонстрирует генетическую стабильность вируса, циркулирующего на
низком эндемическом уровне в регионах с высоким уровнем популяционного
иммунитета.
В целом ход выполнения Программы
ликвидации кори в Российской Федерации позволяет прогнозировать благополучную
эпидемическую ситуацию по данной инфекции и демонстрирует факт элиминации
местных случаев кори на отдельных территориях, а также возможность начала
процедуры сертификации. О качественных и количественных изменениях
эпидемического процесса кори свидетельствуют также:
- снижение значимости сезонного фактора в
распространении инфекции, вспышечный характер заболеваемости корью;
- низкие показатели заболеваемости
детского населения (0,16 на 100 тыс. нас.; в 2007 году корью заболело всего 34
ребенка, из которых 9 - выявлены активно);
- отсутствие распространения инфекции в
86,5% очагов;
- наличие социркуляции штаммов вируса
кори разных генотипов.
Вместе с тем, в результате
многофакторного анализа заболеваемости корью, охвата населения прививками живой
коревой вакциной выявлены территории риска, возрастные и профессиональные
группы риска заболевания.
Согласно форме
государственной статистической отчетности N 6 "Сведения о контингентах
детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний",
охват прививками лиц 18-25 лет по субъектам Российской Федерации составляет
более 80%, однако на большинстве территорий охват взрослых 30-35 лет не
превышает 50%. К территориям риска заболевания и распространения кори в случае
ее заноса, прежде всего, следует отнести Чеченскую республику (до 80% лиц 18-35 лет - более 170000 человек остаются не привитыми против
кори), Республику Северная Осетия (Алания), Ставропольский край и другие.
К группам риска относятся: иностранные
граждане или лица без гражданства, получающие разрешение на временное
проживание, вид на жительство, и/или разрешение на работу в Российской
Федерации, труднодоступные группы населения (цыгане, вынужденные переселенцы,
религиозные общины), неработающее население, военнослужащие, студенты и т.п. В
основном это лица 18-35 лет - возрастная группа, которая согласно Национальному
календарю профилактических прививок должна быть привита против кори. Лишь
безусловное выполнение этого мероприятия позволит не допустить распространения кори
в случае ее заноса.
В целях реализации Программы ликвидации
кори в Российской Федерации к 2010 году предлагаю:
1. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации:
1.1. Обеспечить повсеместное поддержание
высокого уровня (95-98%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори
строго в сроки, установленные национальным календарем профилактических
прививок, в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и
региона в целом.
1.2. Завершить в 2008
г. согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.07.2007 N 63 вакцинацию взрослых до 35 лет, не
привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках, с первоочередной
вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников,
мигрантов и труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев,
религиозных общин и др.), а также взрослых из групп риска - медицинских
работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее
95-98% от числа подлежащих.
1.3. Обеспечить
действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей
в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе в детских
организованных коллективах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях
системы здравоохранения, воинских коллективах, среди иностранных граждан или
лиц без гражданства, получающих разрешение на временное проживание, вид на
жительство, и/или разрешение на работу в Российской Федерации.
1.4. Обеспечить активное выявление и
обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими
экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в
целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2
обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).
1.5. Обеспечить соблюдение
регламентированных сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов
в региональные центры для серологического подтверждения диагноза кори.
1.6. При возникновении очагов кори
своевременно выявлять источники инфекции и проводить иммунизацию против кори по
эпидпоказаниям всем не привитым, не болевшим корью ранее, а также не имеющим
сведений о прививках, независимо от возраста.
1.7. Обеспечить сбор и доставку в
Национальный научно-методический центр по надзору за корью материала:
1.7.1. от всех больных корью (при
возникновении вспышек обследуются первые 5 больных) - для вирусологических
исследований;
1.7.2. из очагов кори - для инфекции для
проведения молекулярно-генетических исследований в целях установления источника
инфекции.
1.8. Обеспечить систематическое
взаимодействие и обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о
случаях заболевания корью, по вопросам диагностики, организации и проведения
профилактических и противоэпидемических мероприятий.
1.9. Активизировать работу по широкому
информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и
негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
1.10. Принять необходимые меры по
обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и
хранения коревой вакцины.
1.11. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения
коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи, прежде всего на 3-4 уровнях.
2. Национальному научно-методическому
центру по надзору за корью:
2.1. Разработать критерии элиминации кори
на территории Российской Федерации для подготовки процедуры сертификации
территорий, свободных от кори.
2.2. Подготовить предложения о создании
Комиссии по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010
году.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО