МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
3 июля 2008 г.
N ШС-6-3/473@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет
письмо Минфина России от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11 по отдельным вопросам
налогообложения единым социальным налогом.
Доведите указанное письмо до нижестоящих
налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
27 мая 2008 г.
N 03-04-07-02/11
Минфин России
рассмотрел письмо ФНС России по вопросам налогообложения единым социальным
налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями
врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в
мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе", а также о применении регрессивной шкалы
ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате
реорганизации юридического лица, и сообщает следующее.
1. По вопросу налогообложения
единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями
работникам, призванным на военные сборы, в том числе лицам, участвующим в
мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на
военную службу по контракту, а также врачам-специалистам и среднему
медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с
реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной
службе", Минфин России уточняет свою позицию, ранее изложенную в
письме от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18, направленном в адрес ФНС.
Объектом налогообложения единым
социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты
физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по
трудовым договорам.
Вместе с тем в
отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны
освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности)
на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях,
если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в
рабочее время и если выполняемая в рамках исполнения государственных и
общественных обязанностей работа не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации.
Пунктами 1 и 2
статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности
и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), в частности, установлено, что
граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о
призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов
освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и
выплатой среднего заработка по месту
постоянной работы.
Указанные выплаты не связаны с
выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не
за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального
бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые
привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Учитывая изложенное,
данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.
"Правилами
компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской
Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), предусмотрено, что
выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального
бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями
компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические
расходы.
Если какие-либо из поименованных в пункте
2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть
получена компенсация, не производились или отсутствуют документы,
подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях,
направляемых в военный комиссариат, не указываются.
Кроме того, военные комиссариаты не
обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать
от организаций произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им
военных сборов.
По вопросу
налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему
медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с
реализацией Закона N 53-ФЗ, следует учитывать, что такие лица при направлении в
военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского
освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности
только вне постоянного места работы.
Оснований, обязывающих
врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях,
связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, вне рамок трудовых или
гражданско-правовых отношений в настоящее время, по нашему мнению, не имеется.
В связи с этим выплаты упомянутым
врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом
налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Таким образом, в
отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на
основании подпункта 3 пункта 2 вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации
расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка
врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по
их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья,
командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального
налога и страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, начисленных на
выплаты данного среднего заработка.
Аналогичное разъяснение было направлено в
Минобороны России письмом от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13.
2. В отношении вопроса о применении
регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе
возникшего в результате реорганизации юридического лица сообщаем, что позиция
Минфина России, изложенная в письме, осталась неизменной.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что
предусмотренные пунктом 3 статьи 55 Кодекса правила определения налогового
периода для вновь созданной организации в результате реорганизации не применяются
в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым
присоединяются одна или несколько организаций.
С.Д.ШАТАЛОВ