МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
16 сентября 2008 г.
N 493
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации пункта 10 Положения о
Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004
г. N 321, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о
Департаменте охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия
человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Министр
Т.ГОЛИКОВА
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
от 16 сентября 2008 г. N 493
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее -
Департамент) является структурным подразделением Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает
деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению.
2. В своей деятельности Департамент
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а
также настоящим Положением.
3. К ведению Департамента относятся
следующие вопросы:
организации медицинской профилактики
неинфекционных и инфекционных заболеваний (включая СПИД), в том числе
обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и образа
жизни;
организации профилактики профессиональных
заболеваний, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и
трудового процесса;
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
защиты прав потребителей;
технического регулирования, в части
обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека;
медико-биологической оценки воздействия
на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
обеспечения биологической и химической
безопасности.
4. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами
Министерства, подведомственными Министерству территориальными органами и
организациями, федеральными службами и федеральным агентством (далее -
федеральные службы и федеральное агентство) и их территориальными органами,
государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует
Министерство, (далее - государственные внебюджетные фонды), федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и другими организациями.
II. Задачи
Департамента
5. Основными задачами Департамента
являются:
5.1. обеспечение реализации функций
Министерства по выработке основных направлений государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по
вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.2. обеспечение реализации полномочий
Министерства по самостоятельному осуществлению правового регулирования по
вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.3. обеспечение реализации функций
Министерства по координации и контролю деятельности федеральных служб и
федерального агентства, а также координации деятельности государственных
внебюджетных фондов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.4. информационно-аналитическое и
организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к
компетенции Департамента.
III. Функции
Департамента
6. Департамент в пределах вопросов,
отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет следующие функции:
6.1. разрабатывает предложения по
совершенствованию законодательства Российской Федерации;
6.2. организует разработку проектов
федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.3. принимает участие в деятельности
рабочих групп по разработке проектов федеральных законов и иных нормативных
правовых актов;
6.4. организует и проводит экспертизу
проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
6.5. готовит предложения по федеральным
целевым и ведомственным программам;
6.6. принимает
участие в подготовке проектов разъяснений, в том числе по вопросам применения
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей, а также готовит предложения о
порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными
органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей;
6.7. готовит предложения по созданию
координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в
том числе межведомственных;
6.8. осуществляет организационное
обеспечение деятельности Правительственной комиссии по вопросам профилактики,
диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции) и Правительственной комиссии по вопросам биологической и
химической безопасности Российской Федерации, а также обеспечивает участие
Министерства в работе Правительственной комиссии по техническому регулированию,
включая организацию разработки технических регламентов;
6.9. оказывает органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации методическую помощь по вопросам
разработки проектов нормативных правовых актов;
6.10. разрабатывает проекты нормативных
правовых актов по вопросам:
6.10.1. санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, в том числе:
профилактики заболеваний в соответствии с
санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
установления
санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания
для здоровья человека, в том числе: к планировке и застройке городских и
сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения,
товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к потенциально
опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам
продукции, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а
также контактирующим с ним материалам и изделиям и технологиям их производства, к продукции, ввозимой на
территорию Российской Федерации, к организации питания населения, к водным
объектам, питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к
атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях
промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений,
жилых и других помещений, к почвам, содержанию территорий городских и сельских
поселений, промышленных площадок, к сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и
потребления, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к условиям труда
(производственным процессам и технологическому оборудованию, организации
рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму
труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников), к условиям работы с
биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и
их токсинами, к условиям работы с источниками физических факторов
воздействия на человека, к условиям воспитания и обучения;
осуществления
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе:
санитарной охраны территории Российской Федерации, ограничительных мероприятий
(карантина), производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными
заболеваниями, обязательных медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического
воспитания и обучения;
контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий и соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими
деятельности;
создания экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении
законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственного
санитарно-эпидемиологического нормирования;
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
сертификации продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность для человека;
лицензирования видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально
опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов
продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также
впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического
мониторинга в Российской Федерации;
научных исследований в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
мер по своевременному информированию населения
о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений), состоянии среды обитания и проводимых
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и
обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за
нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия человека;
6.10.2. предупреждения распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции), а также профилактику, диагностику и лечение заболеваний,
ассоциированных с ВИЧ;
6.10.3. иммунизации населения Российской
Федерации, в том числе:
порядок отпуска гражданам медицинских
иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
перечень инфекционных болезней, при
угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по
эпидемическим показаниям;
перечень медицинских противопоказаний к
проведению профилактических прививок;
порядок и сроки проведения
профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
национальный календарь профилактических
прививок;
акты об обеспечении государственных и
муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими
препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный
календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по
эпидемическим показаниям;
порядок регистрации профилактических
прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических
прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических
прививок;
6.10.4. формирования, ведения, сохранения
и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур
опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов в
системе здравоохранения;
6.10.5. иным вопросам, относящимся к
компетенции Департамента;
6.11. готовит предложения по вопросам:
укрепления индивидуального и
общественного здоровья и формирования у граждан Российской Федерации здорового
образа жизни;
планирования мер по снижению рисков для
здоровья населения, в том числе профессиональных рисков для здоровья
работников;
совершенствования национального календаря
профилактических прививок (совместно с иными структурными подразделениями
Министерства);
порядка функционирования Национального
радиационно-эпидемиологического регистра;
организации деятельности межведомственных
экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и
смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов;
иным вопросам, относящимся к компетенции
Департамента;
6.12. обеспечивает организацию
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области
биологической и химической безопасности Российской Федерации;
6.13. совместно с подведомственными
Министерству федеральными службами и агентством участвует в подготовке
международных проектов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
6.14. осуществляет взаимодействие с
органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами
гигиены и эпидемиологии, территориальными органами федеральных служб,
руководителями образовательных и научных учреждений, профессиональными
медицинскими ассоциациями, другими общественными организациями по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
6.15. организует и проводит совещания,
конференции, семинары по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6.16. в соответствии с утвержденным
графиком участвует в организации приема граждан;
6.17. обеспечивает своевременное
исполнение поручений Министра здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (далее - Министр) и его заместителей;
6.18. участвует в подготовке или
подготавливает программные документы Правительства Российской Федерации;
6.19. готовит предложения в проекты
планов заседаний Правительства Российской Федерации, планов законопроектных
работ Правительства Российской Федерации;
6.20. принимает участие в подготовке
ведомственного плана законопроектной деятельности Министерства в пределах
компетенции Департамента;
6.21. разрабатывает акты ненормативного
характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Министерства;
6.22. совместно с Департаментами
Министерства готовит или участвует в подготовке заключений, отзывов, поправок
на проекты федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов,
поступающих на рассмотрение в Министерство;
6.23. обобщает практику применения
законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по
вопросам, определенным в пункте 3 настоящего Положения;
6.24. готовит предложения Министру и его
заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями,
общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
6.25. организует совещания, семинары и
иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.26. готовит справочные и иные материалы
по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента в целях обеспечения участия
должностных лиц Министерства в комиссиях, совещаниях, семинарах и иных
мероприятиях;
6.27. привлекает с согласия руководителей департаментов Министерства работников этих
департаментов для подготовки проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий,
проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на него функциями;
6.28. осуществляет рассмотрение обращений
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, членов Совета
Федерации, депутатов Государственной Думы, граждан и организаций в
установленный срок по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.29. дает разъяснения структурным
подразделениям Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента,
а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
6.30. готовит совместно с Финансовым
департаментом соответствующие предложения в целях реализации функции
Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него
функций;
6.31. готовит
совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения по
формированию федерального бюджета, предложения по формированию бюджетов и
финансированию федеральных служб и федерального агентства, совместно с
Департаментом развития социального страхования и государственного обеспечения -
предложения по проектам федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этих
бюджетов;
6.32. готовит план работы Департамента на
год, отчет об исполнении этого плана и предложения в план работы Министерства;
6.33. по вопросам, отнесенным к
компетенции Департамента, готовит проекты поручений территориальным органам
Министерства и подведомственным организациям, федеральным службам, федеральному
агентству, государственным внебюджетным фондам и контролирует их исполнение;
6.34. осуществляет совместно с
заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение ежегодных планов
работы и показателей деятельности федеральных служб и федерального агентства, а
также отчетов об их исполнении, в части вопросов, отнесенных к компетенции
Департамента, для представления и последующего утверждения Министром;
6.35. запрашивает
справки и другие документы, необходимые для реализации возложенных на
Министерство полномочий, у территориальных органов Министерства и подведомственных
организаций, федеральных служб, федерального агентства, государственных
внебюджетных фондов, а также у органов и организаций, подведомственных
указанным федеральным службам, федеральному агентству и государственным
внебюджетным фондам, в порядке, установленном Типовым регламентом о
взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, и Типовым регламентом внутренней организации
федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 01.08.2005, N 31, ст. 3233);
6.36. осуществляет совместно с
заинтересованными департаментами рассмотрение документов, представленных в
Министерство федеральными службами, федеральным агентством, государственными
внебюджетными фондами и подведомственными организациями;
6.37. принимает участие в рассмотрении
поступающих документов по награждению государственными и ведомственными
наградами;
6.38. представляет Министру предложения
об отмене противоречащих законодательству Российской Федерации решений
федеральных служб и федерального агентства;
6.39. обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6.40. участвует в подготовке проведения
конкурсов и в организации заключения государственных контрактов на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных
государственных нужд в установленной сфере деятельности;
6.41. направляет Министру предложения по
вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской
службы в Министерстве;
6.42. готовит предложения по вопросам
утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его
содержание;
6.43. участвует в подготовке предложений
по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностного
регламентов;
6.44. принимает участие в мобилизационной
подготовке Министерства;
6.45. осуществляет иные функции в
соответствии с решениями Министра и его заместителей;
6.46. осуществляет организацию ведения
делопроизводства в Департаменте.
IV. Руководство
Департамента
7. Директор Департамента назначается на
должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром.
8. Директор Департамента:
8.1. осуществляет непосредственное
руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины;
8.2. представляет предложения Министру и
его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
8.3. представляет для утверждения
Министру положение о Департаменте;
8.4. вносит на рассмотрение Министру
предложения о структуре и штатной численности работников Департамента,
служебном распорядке, административном и должностном регламентах;
8.5. участвует в совещаниях у Министра и
его заместителей, проводимых по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
8.6. по поручению Министра и его
заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых
присутствуют работники Министерства;
8.7. направляет по решению Министра и его
заместителей работников Департамента для участия в работе межведомственных
рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам,
отнесенным к компетенции Департамента;
8.8. рассматривает поступившие в
Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по
вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные проекты и
подписывает экспертные заключения на них;
8.9. визирует и подписывает проекты
служебных документов;
8.10. распределяет обязанности между
своими заместителями;
8.11. утверждает положения об отделах
Департамента;
8.12. представляет Министру предложения о
назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о
повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об установлении
размеров должностных окладов, надбавок отдельным работникам Департамента и
наложении на них взысканий;
8.13. представляет мотивированный отзыв
об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за
аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения
аттестации;
8.14. требует от гражданского служащего
объяснения в письменной форме для принятия решения о применении дисциплинарного
взыскания;
8.15. участвует в работе по профессиональной
подготовке работников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и
стажировке;
8.16. дает поручения работникам
Департамента;
8.17. организует работу Департамента в
соответствии с требованиями по охране труда и технике безопасности.
9. Заместители директора Департамента
обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в
соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей
между ним и его заместителями.
В случае временного отсутствия директора
Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению
Министра.
10. Должностные обязанности работников
Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностном
регламентах, служебном контракте.