ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2008 года
ПРОТОКОЛ N 11-2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ В 2008 ГОДУ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ
МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Заслушав и обсудив доклад начальника
отдела контроля за лекарственным обеспечением
стационарных лечебно-профилактических учреждений Управления фармации Шилкиной
С.В., коллегия отмечает, что в 2008 году лекарственное обеспечение лечебно-профилактических
учреждений осуществлялось в полном объеме в соответствии с заявками
лечебно-профилактических учреждений в рамках выделенного финансирования.
Закупка лекарственных препаратов в рамках
городского заказа представляет собой комплекс мероприятий: планирование закупок
- формирование заявок, проведение закупок: подготовка аукционной документации,
ее согласование, конкурсный отбор, в том числе работа экспертной группы; контроль за размещением государственного заказа.
Лекарственное обеспечение стационарных
лечебно-профилактических учреждений осуществляется по трем направлениям.
I. Обеспечение лекарственными препаратами
в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в рамках
федеральных программ за счет средств федерального бюджета.
Фармацевтический аспект реализации
проекта выполняется, в частности, по блокам "Профилактика ВИЧ-инфекции,
гепатитов B и C, выявление и лечение больных ВИЧ", "Профилактика,
диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа", "Неотложные меры по борьбе
с туберкулезом в России", "Сахарный диабет", "Иммунизация
населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа".
II. Обеспечение специфическими
лекарственными препаратами за счет бюджетных средств Департамента
здравоохранения по заявкам лечебно-профилактических учреждений.
Порядок проведения заявочной кампании и
формирования плана-графика для размещения государственного заказа определяется
ежегодно распоряжением Департамента здравоохранения.
Номенклатура дорогостоящих лекарственных
препаратов для централизованного обеспечения лечебно-профилактических
учреждений рассматривается на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов
обеспечения лекарственными средствами и ИМН лечебно-профилактических учреждений
и населения города Москвы, утверждается ежегодно приказом Департамента
здравоохранения "Об обеспечении лекарственными препаратами
лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения" (на 2008
г. приказ от 10.09.2007 г. N 389).
За счет бюджетных
средств Департаментом здравоохранения закуплены специфические лекарственные
препараты для оказания медицинской помощи в стационарных ЛПУ: в 2008 г. - в
размере 2,7 млрд. руб. (+18% в сравнении с 2007 г.), на 2009 год определено
финансирование в размере 3,2 млрд. рублей (+15% в сравнении с 2008 г.). Удовлетворение фактически заявленной лечебно-профилактическими
учреждениями потребности на медикаменты в суммовом выражении в 2008 г.
составляло 80%, на 2009 г. определено в размере 100% за исключением 4 профилей:
"кардиология", "рентгеноконтрастные препараты",
"инфузионные растворы", "парентеральное питание". Объемы
закупок этих профилей определены в суммовом выражении на уровне 2008 г.
Увеличение расходов связано с ростом
потребности в специфических лекарственных средствах, а также введением в
стационарный приказ новых профилей.
Лекарственные препараты и изделия
медицинского назначения закупаются по конкурсу, с 15 мая 2007 г. путем
проведения аукционов на понижение цены, в соответствии с Федеральным законом от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в
редакциях с изменениями и дополнениями).
В 2007 г. проведено 15 конкурсов и 7
аукционов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Общая сумма заключенных государственных контрактов в 2007 году составила 2,247
млрд. рублей. Снижение стартовой стоимости составило 5% от выставленной суммы.
В 2008 году (9 месяцев) проведено 11
аукционов и 2 конкурса на поставку медикаментов в лечебно-профилактические
учреждения. Общая сумма заключенных государственных контрактов составила 478,
123 млн. рублей. Снижение стартовой стоимости составило 5,6% от выставленной
суммы.
Стартовые цены были
сформированы согласно рекомендательному письму Департамента экономической
политики и развития города Москвы от 01.03.2007 N ДПР/7-1415 на основе цен
производителей препаратов с учетом НДС и торговой надбавки, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 23.04.2002 N 303-ПП (в редакциях), в
размере 15% на лекарственные средства отечественного производителя и 20% на
лекарственные средства иностранного производителя.
В соответствии с
вступившим в действие с 01.10.2008 постановлением Правительства Москвы от
16.09.2008 N 836-ПП "Об установлении торговых надбавок к ценам на
лекарственные средства" предельная оптовая надбавка к стоимости
лекарственных средств российского производителя по-прежнему не должна превышать
15%, для иностранных производителей - не более 20%. Установлена торговая
надбавка для поставки лекарственных средств в лечебно-профилактические
учреждения, которая составляет 15%. В целях обеспечения государственного контроля за ценами на
лекарственные средства оформляется протокол согласования цен поставки
лекарственных средств, реализуемых на территории города Москвы.
Существуют проблемы при осуществлении
лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений: отсутствие на
фармацевтическом рынке жизненно важных лекарственных препаратов, отсутствие
предложений к участию в конкурсах и аукционах, некорректное составление заявок
лечебно-профилактическими учреждениями.
Требования Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ не позволяют осуществлять корректировку количества
закупленной продукции более чем на 10%, как в сторону увеличения, так и в
сторону уменьшения, при этом только в рамках позиции согласно спецификации.
Поэтому корректировка заявки в сторону уменьшения осуществляется при наличии
согласования от других ЛПУ о принятии данного препарата, а корректировка в
сторону увеличения возможна при выделении дополнительного финансирования.
При отсутствии на фармацевтическом рынке
лекарственного препарата Департаментом здравоохранения совместно с главными
внештатными специалистами анализировалась ситуация и направлялась информация в
сеть с предложениями по дальнейшему лекарственному обеспечению.
III. Обеспечение лекарственными
препаратами за счет денежных средств ЛПУ, а также средств обязательного
медицинского страхования и за счет средств управлений здравоохранения
административных округов (для лечебно-профилактических учреждений окружного
подчинения).
В целях
осуществления контроля за организацией самостоятельных закупок медикаментов
лечебно-профилактическими учреждениями Управлением фармации совместно со
специалистами Управления организации медицинской помощи Департамента
здравоохранения, специалистами организационно-методических отделов, главными внештатными
специалистами Департамента здравоохранения и специалистами Центра медицинской
инспекции осуществлены проверки по вопросам организации закупочной
деятельности, соблюдения фармпорядка, целесообразности назначения и
использования лекарственных средств в соответствии с согласованными планами
проверочных мероприятий.
Всего в 2008 г. (по состоянию на
13.10.2008) проверено 60 лечебно-профилактических учреждений Департамента
здравоохранения. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок:
1. Закупка медикаментов
на сумму до 100 тыс. рублей у коммерческих фирм-дистрибьюторов по завышенным
ценам, в сравнении с ценами на аналогичные наименования, имевшиеся в наличии в
ГУП города Москвы "Столичные аптеки" (Родильный дом N 3 УЗ ЗАО,
Родильный дом N 5 УЗ СВАО, Родильный дом N 14 УЗ ЦАО, ГКБ N 55, ГКБ N 72 УЗ
ЗАО, Психиатрическая больница N 7, Психиатрическая
клиническая больница N 12, Детская психоневрологическая больница N 32 УЗ ЮВАО,
Детская инфекционная больница N 4 УЗ САО, Детская инфекционная больница N 5 УЗ
СВАО).
2. Отсутствие
маркетинговых справок и протоколов обоснования выбора поставщика в ЛПУ
(Городская онкологическая больница N 62, ГКБ N 19, ГКБ N 31, Психиатрическая
клиническая больница N 12, Детская психиатрическая больница N 6, Детская
психиатрическая больница N 11, Детская психоневрологическая больница N 32 УЗ
ЮВАО, Гинекологическая больница N 2 УЗ СЗАО, Гинекологическая больница N 11,
Детская инфекционная больница N 8, Детская инфекционная больница N 4 УЗ
САО, Детская инфекционная больница N 5, Детская инфекционная больница N 6 УЗ
САО, ГБ N 49 УЗ ЮВАО, Родильный дом N 1 УЗ СЗАО, Родильный дом N 3 УЗ ЗАО,
Родильный дом N 10 УЗ ЮЗАО).
3. Нарушения в части
ведения документации, определенной приказом МЗ СССР от 02.06.1987 N 747, в ЛПУ
(Родильный дом N 1 УЗ СЗАО, Родильный дом N 3 УЗ ЗАО, Родильный дом N 14 УЗ
ЦАО, ГКБ N 72 УЗ ЗАО, Психиатрическая больница N 12, Детская
психоневрологическая больница N 32 УЗ ЮВАО, ГКБ N 52).
4. Отсутствие лицензии на
фармдеятельность при наличии и функционировании аптеки ЛПУ с укомплектованным
штатом сотрудников (Московский НПЦ наркологии).
5. Нарушения в части
соблюдения фармпорядка в ЛПУ (ГКБ N 6, ГКБ N 19, ГКБ N 31, N ГКБ N 33, ГБ N 56
УЗ ЮАО, ГКБ N 53, ГКБ N 57, ГКБ N 59, ГКБ N 60, ГКБ N 72 УЗ ЗАО, НИИ неотложной
детской хирургии и травматологии, Психиатрическая клиническая больница N 2 им.
О.В.Кербикова, Психиатрическая клиническая больница N
4 им. П.Б.Ганнушкина, Клиническая специализированная больница N 8 им.
З.П.Соловьева "Клиника неврозов", Психиатрическая больница N 7,
Психиатрическая больница N 10, Психиатрическая клиническая больница N 12,
Детская психиатрическая больница N 11, Детская психоневрологическая больница N
18, Детская психоневрологическая больница N 32 ЮВАО, Городская больница N 49 УЗ
ЮВАО, Московский НПЦ наркологии, Наркологическая клиническая больница N 17,
ИКБ N 1, Гинекологическая больница N 2 УЗ СЗАО,
Гинекологическая больница N 1 УЗ ВАО, Гинекологическая больница N 5 УЗ ВАО,
Гинекологическая больница N 11, Детская инфекционная больница N 4 УЗ САО,
Детская инфекционная больница N 6 УЗ САО, Детская инфекционная больница N 8,
Детская инфекционная больница N 12, Тушинская ДГБ, Родильный дом N 1 УЗ СЗАО,
Родильный дом N 3 УЗ ЗАО, Родильный дом N 5 УЗ СВАО,
Родильный дом N 6 им. А.А.Абрикосовой УЗ ЦАО, Родильный дом N 10 УЗ ЮЗАО,
Родильный дом N 14 УЗ ЦАО).
6. Нарушения в
обоснованности назначения лекарственных средств в ЛПУ (ГБ N 3, ГКБ N 6, ГБ N 8,
ГКБ N 33, ГБ N 43 УЗ САО, ГКУБ N 47, ГБ N 49 УЗ ЮВАО, ГКБ N 50, ГКБ N 60, ГКБ N
63, ИКБ N 1, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Психиатрическая
клиническая больница N 2 им. О.В.Кербикова, Клиническая
специализированная больница N 8 им. З.П.Соловьева "Клиника неврозов",
Психиатрическая больница N 7, Психиатрическая клиническая больница N 12, Детская
психиатрическая больница N 11, Детская психоневрологическая больница N 18,
Московский НПЦ наркологии, Наркологическая клиническая больница N 17,
Гинекологическая больница N 2 УЗ СЗАО, Гинекологическая больница N 5 УЗ ВАО,
Гинекологическая больница N 11, Детская инфекционная больница N 4 УЗ САО, Детская инфекционная больница N 6 УЗ САО, Родильный дом N 1 УЗ
СЗАО, Родильный дом N 5 УЗ СВАО, Родильный дом N 10 УЗ ЮЗАО, Родильный дом N 14
УЗ ЦАО).
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад начальника
отдела контроля за лекарственным обеспечением
стационарных лечебно-профилактических учреждений Управления фармации Шилкиной
С. В. об обеспечении в 2008 году лечебно-профилактических учреждений
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и отметить, что
обеспечение медикаментами осуществляется по заявкам ЛПУ в рамках выделенного
финансирования. Закупка медикаментов проводится в соответствии с требованиями
законодательства о размещении государственного заказа.
2. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений
городского подчинения:
2.1. при
осуществлении самостоятельных закупок лекарственных средств и изделий
медицинского назначения на сумму до 100 тыс. рублей в целях экономии бюджетных
средств проводить маркетинговый анализ ценовых предложений на имеющиеся на
рынке лекарственные препараты. Выбор
поставщика осуществлять комиссионно;
2.2. взять под личную ответственность
подготовку и представление заявок на размещение городского государственного
заказа, а также обеспечение гарантии его финансирования;
2.3. осуществлять контроль
за сроками заключения государственных контрактов и их исполнением в
строгом соответствии со спецификациями к данным контрактам.
3. Заместителю руководителя Департамента
здравоохранения (Лешкевич И.А.), начальнику Управления организации медицинской
помощи (Гайнулин Ш.М.), начальнику Управления организации медицинской помощи
детям и матерям (Прошин В.А.) совместно с главными внештатными специалистами
Департамента здравоохранения, начальнику Управления фармации (Иванов С.О.):
3.1. усилить контроль
за качеством представляемых заявок лечебно-профилактических учреждений;
при формировании перспективной потребности учитывать изменения коечной сети и
открытие новых лечебно-профилактических учреждений и отделений;
3.2. совместно с Центром медицинской
инспекции (Гриднев О.В.) продолжить осуществление регулярных проверок ЛПУ по
вопросам организации закупочной деятельности, соблюдения фармпорядка,
целесообразности назначения и использования лекарственных средств, с дальнейшим
обобщением и анализом проведенных проверок.
4. Заместителю
руководителя Департамента здравоохранения (Соболев В.А.), заместителю
руководителя Департамента здравоохранения (Зыков В.И.), начальнику Управления
фармации (Иванов С.О.), заведующей сектором по организации и проведению
конкурсов и аукционов (Антипова Ю.О.) осуществлять постоянный контроль за
соблюдением сроков подготовки конкурсной (аукционной) документации и
проведением торгов на поставку лекарственных средств для обеспечения
лечебно-профилактических учреждений и своевременным заключением государственных
контрактов.
5. Начальнику Управления фармации (Иванов
С.О.) осуществлять контроль за поставками
лекарственных средств, закупаемых централизованно для обеспечения
лечебно-профилактических учреждений в рамках государственных контрактов.
6. Контроль за
исполнением решения коллегии возложить на первого заместителя руководителя
Департамента здравоохранения Полякова С.В.
Заместитель председателя коллегии,
первый заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
С.В.ПОЛЯКОВ