ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2009 г.
N ГКПИ08-2365
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда Российской
Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Ильина Владимира Станиславовича о признании
недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 утверждены
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы (далее - Классификации и критерии). Приказ зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998,
опубликован в "Российской газете" N 210, 21 сентября 2005 г.,
"Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Пунктом 9 Классификаций и критериев
установлено, что оценка показателей способности к трудовой деятельности
производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Ильин В.С.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, ссылаясь на то, что до
февраля 2007 г. он признавался имеющим родовую травму со стойкими умеренными (2
степень) расстройствами функций организма, в частности, ограничение способности
к самообслуживанию 1 степени и ограничение способности к трудовой деятельности
1 степени, в связи с чем ему была
установлена III группа инвалидности - инвалид с детства с отметкой о наличии
противопоказаний к тяжелому физическому труду, труду с нагрузками на левую
руку. На основании оспариваемого пункта при прохождении переосвидетельствования
ему было отказано в определении ограничения способности к трудовой
деятельности, поскольку он не имеет профессии и был лишен статуса инвалида.
Заявитель считает,
что пункт 9 Классификаций и критериев ограничивает оценку показателей
способности к трудовой деятельности рамками определенной профессии, чем
нарушает право освидетельствуемых на полную оценку социальных последствий
расстройства здоровья, вытекающих из статей 1 и 7 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее -
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Ильин В.С. о дне слушания дела извещен в
установленном порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство здравоохранения и
социального развития РФ, а также Министерство юстиции РФ в представленных
возражениях возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на
то, что Классификации и критерии приняты Министерством здравоохранения и
социального развития РФ в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое
положение нормативного правового акта соответствует закону и прав заявителя не
нарушает.
Выслушав объяснения представителя
Министерства здравоохранения и социального развития РФ Шкулеву О.Н., исследовав
материалы дела, суд находит, что заявление Ильина В.С. не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона
Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ классификации и критерии
разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством
Российской Федерации Постановлением от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке
признания граждан инвалидами" утверждение Классификаций и критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, поручено
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по
согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации и с участием всероссийских
общественных объединений инвалидов.
В настоящее время
данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и
условиях признания лица инвалидом", которым также пунктом 2 Министерству
здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием
всероссийских общественных объединений инвалидов поручено разработать и по
согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации,
Министерством финансов Российской
Федерации утвердить названные Классификации и критерии.
Во исполнение указанных положений
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по
согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации Приказом от 22 августа 2005 г. N
535 утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Таким образом, Классификации и критерии
утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ в пределах
предоставленных Правительством Российской Федерации полномочий.
В соответствии со статьей 1 Федерального
закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалид - это лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом
ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности
или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и
заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется
федеральным учреждением медико-социальной экспертизы
(части первая, вторая и четвертая).
В силу части второй статьи 7 названного
Федерального закона медико-социальная экспертиза
осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе
анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных освидетельствуемого лица.
Таким образом, названные положения
Федерального закона предусматривают оценку ограничения способности к трудовой
деятельности, в том числе исходя из способности человека
обучаться и заниматься трудовой деятельностью, а также анализа
профессиональных данных.
Согласно пункту 5 Правил признания лица
инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20
февраля 2006 г. N 95, условиями признания гражданина инвалидом являются: а)
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение
жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или
заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты,
включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил
условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом
(пункт 6).
В соответствии с подпунктом "ж"
пункта 6 Классификаций и критериев способность к трудовой деятельности - это
способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к
содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
Разделом IV оспариваемого акта определены
критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Пункт 8 данного
раздела определяет способность к трудовой деятельности, состоящую из
способности человека: к воспроизведению специальных профессиональных знаний,
умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда; осуществлению
трудовой деятельности на рабочем месте, не требующем изменений
санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда,
специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести
работы; взаимодействию с другими людьми в
социально-трудовых отношениях; к мотивации труда; соблюдать рабочий график; к
организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной
последовательности).
По смыслу приведенной нормы, оценка
приведенных в ней показателей дает возможность установить наличие способности
трудиться вообще, в том числе выполнять неквалифицированные работы,
безотносительно к какой-либо трудовой деятельности, требующей профессиональных
знаний, умений и навыков.
Оспариваемый заявителем пункт 9 данного
раздела позволяет проводить оценку показателей способности к трудовой
деятельности с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Вместе с тем из пункта 9 не следует запрета на установление ограничений
способности к трудовой деятельности лицам, не имеющим профессиональных знаний,
умений и навыков.
Каких-либо ограничений рамками
определенной профессии ни вышеназванным Федеральным законом, ни Правилами, ни
Классификациями и критериями не установлено.
С учетом изложенного суд считает, что
пункт 9 Классификаций и критериев не противоречит статьям 1 и 7 Федерального
закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов"
и прав заявителя не нарушает.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав,
что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону
или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК
РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ильина Владимира Станиславовича
о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535, - оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА