ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
27 марта 2009 г.
N 01/3902-9-32
О ТИПОВЫХ ОШИБКАХ,
ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ ПДВ
В адрес Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регулярно поступают
обращения предприятий и организаций о неправомерных требованиях учреждений Роспотребнадзора при рассмотрении проектов нормативов
предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Так, рядом Управлений Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации при рассмотрении проектов ПДВ допускаются
следующие ошибки:
1. Оформление экспертных и
санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной документации
требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия материалов на
рассмотрение, ввиду отсутствия результатов натурных исследований атмосферного
воздуха.
2. Оформление экспертных и
санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной документации
требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия материалов на
рассмотрение, ввиду отсутствия заключения по проекту организации
санитарно-защитной зоны, в том числе с проведением натурных исследований в
полном объеме.
3. Включение в перечень документов, на
соответствие которым проводится санитарно-гигиеническая экспертиза проектной
документации, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
4. Предъявляются требования о разработке
ПДВ для объектов малого бизнеса, в том числе магазинов общей площадью менее
1000 кв. м, торговых палаток и тонаров, швейных
мастерских и др.
В связи с изложенным,
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
разъясняет следующее.
Согласно п.п.
4.2.3., 4.2.4. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к
обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" проекты
нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их
в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их
санитарным правилам.
Для проведения экспертизы по каждому
объекту должны представляться следующие материалы:
- инвентаризационный перечень
стационарных источников выбросов с качественной и количественной
характеристикой каждого из них;
- предложения по нормативам предельно
допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
- план мероприятий по достижению
предельно допустимых выбросов;
- способ учета фоновых концентраций;
- результаты прогнозных расчетов (при
необходимости - первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения
предельно допустимого выброса;
- ситуационный план с изолиниями
концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
Пунктом 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01
регламентируются общие требования к качеству атмосферного воздуха при
эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, которые не
относятся к установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ на
действующих объектах и процедуре разработки и рассмотрения проектов ПДВ.
Также обращаем Ваше внимание, что
требование об организации санитарно-защитной зоны по проекту ПДВ и проведении
натурных исследований неправомерно. Основным документом для установления
санитарно-защитной зоны является проект установления (сокращения)
санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха
и уровней воздействия физических факторов, выполненный в соответствии с
требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая
редакция", причем на первом этапе устанавливается расчетная
санитарно-защитная зона, а натурные исследования (систематические, не менее чем
годовые) проводятся на этапе окончательного установления размеров
санитарно-защитной зоны для подтверждения расчетных параметров и установления
линии градостроительного регулирования (п. 2.2. СанПиН
2.2.1./2.1.11200-03 в новой редакции).
Концентрации загрязняющих веществ на
источнике выбросов в атмосферный воздух не регламентируются гигиеническими
нормативами. Определение содержания загрязняющих веществ производится
в приземном слое атмосферы на границе нормируемых территорий (жилая застройка,
зона рекреации, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных
лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ,
коттеджной застройки, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных
участков).
Учитывая изложенное,
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" по субъектам
Российской Федерации предлагаю:
- при рассмотрении проектов ПДВ
руководствоваться требованиями п.п. 4.2.1.-4.2.8.
СанПиН 2.1.6.1032-01;
- не допускать необоснованных требований,
касающихся представления дополнительной документации, не относящейся к
установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ, в том числе, по
организации санитарно-защитных зон и проведению натурных исследований.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО