ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
8 апреля 2009 г.
N 01/4519-9-32
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ
ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В АРЕНДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В соответствии с
Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса
и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации
отдельных законодательных актов Российской Федерации" (часть 11 статьи 5)
бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки,
образования, а также архивным учреждениям (далее - арендодатели) предоставлено
право на дополнительный источник бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы
в пределах сумм доходов федерального бюджета от сдачи в аренду государственного
имущества (далее - федеральное имущество), переданного им в оперативное
управление, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной
структурой расходов Федерального бюджета.
Доходы, полученные
от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и
переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры
и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям,
отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах
Федерального казначейства (счет 40101), и направляются на содержание и развитие
их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных
ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека согласовывается сдача в аренду
временно свободных помещений. Согласование оформляется в письменном виде, на
основании обращения учреждения о разрешении на сдачу в аренду временно
свободных помещений, подписанного руководителем учреждения и пояснительной записки,
которая должна содержать характеристику зданий и помещений, предоставляемых в
аренду, экономические расчеты и влияние на результаты деятельности учреждения.
Для принятия арендодателями в
установленном порядке денежных обязательств, подлежащих оплате за счет
источника дополнительного бюджетного финансирования, Главные распорядители
средств федерального бюджета доводят до распорядителей лимиты бюджетных
обязательств на основании расходного расписания (п. 5.1. приказа Минфина России
от 30.09.2008 N 104-н). Распорядители бюджетных средств доводят расходными
расписаниями лимиты бюджетных обязательств до получателей средств федерального
бюджета (арендодателей), имеющих право распоряжения этими средствами в
соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации. Расходные
расписания оформляются по установленной приложением N 2 к приказу Минфина
России от 30.09.2008 N 104-н) форме и регистрируются Главным распорядителем
бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.
Расходование средств, получаемых от сдачи
временно свободных помещений в аренду, осуществляется на основании утвержденной
Главным распорядителем (распорядитель) средств федерального бюджета сметы.
Дополнительная
смета доходов и расходов от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества
составляется в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 24.02.2009 N 259
"Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
бюджетных учреждений" и представляется в Роспотребнадзор на утверждение
(3-и экземпляра), вместе с обоснованием плановых сметных показателей по
расходам в разрезе каждой статьи экономической классификации, а также
информацией по учету площадей,
сдаваемых в аренду и копиями договоров аренды, заключенных в установленном
законодательством Российской Федерации порядке. Сметы должны быть скреплены
печатью и подписаны руководителем и главным бухгалтером учреждения
(организации).
Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса
Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в
государственной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N
74н, расходы на уплату налогов и сборов в бюджетную систему Российской
Федерации, включаемые в состав расходов, относятся на статью 290 "Прочие
расходы" классификации операций сектора государственного управления. Таким
образом, для уплаты налога на прибыль бюджетному учреждению доводятся лимиты
бюджетных обязательств по коду 290 "Прочие расходы".
Порядок отражения в бюджетном учете
операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с
доходов от сдачи в аренду отражен в письме Минфина России от 19.02.2009 N
02-06-07/836.
Разъяснения об
особенностях определения федеральными бюджетными учреждениями налоговой базы по
налогу на прибыль с доходов от аренды будут доведены Министерством
финансов Российской Федерации дополнительно (письмо Минфина России от
14.11.2008 N 02-03-0/3467).
В соответствии со
статьей 17.1. главы четвертой Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров
безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав
владения (пользования) в отношении государственного имущества, которое
закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за
государственными учреждениями (унитарными предприятиями) и которым они могут
распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения
таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество
предоставляются на основании:
- актов Президента Российской Федерации,
решений Правительства Российской Федерации;
- решений суда, вступившего в законную
силу;
- федерального закона, устанавливающего
иной порядок распоряжения имуществом;
- государственным органам, органам
местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Центральному
банку Российской Федерации;
- в порядке предоставления
государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в
ст. 19 настоящего закона.
Условие о сроке договора аренды является
условием конкурсных торгов. Продление договора аренды по соглашению сторон
представляется возможным в случае, если это предусмотрено условиями договора,
заключенного по результатам торгов.
Федеральным законом
от 8 ноября 2008 года N 195-ФЗ в ч. 3 ст. 17.1. настоящего федерального закона
внесены изменения, которыми разрешается до 1 июля 2010 года заключение на новый
срок без проведения торгов договоров аренды с субъектами малого и среднего
предпринимательства за исключением субъектов малого и среднего
предпринимательства, указанных в части 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля
2007 года N 209-ФЗ, и субъектов малого и
среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных
ископаемых.
Организатором торгов должен быть
территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным
имуществом.
Конкурсная комиссия формируется из
представителей органа по управлению государственным имуществом и иных
заинтересованных организаций. Юридическое лицо, предоставляющее имущество в аренду,
может являться организатором торгов при наличии согласования ТУ Росимущества.
Определение стартового размера арендной
платы должно осуществляться на основании отчета об оценке объекта. Размер
арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные
договором аренды федерального имущества, но не чаще одного раза в год.
Следовательно, и оценку имущества, закрепленного за учреждением здравоохранения
и сдаваемого в аренду, целесообразно проводить один раз в год. Стартовый размер
арендной платы определяется на основании Федерального закона от 29.07.1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Постановления
Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по
обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования
федерального имущества" арендатор ежемесячно, не позднее 10-го числа
отчетного месяца, перечисляет арендную плату.
Для обеспечения своевременного
перечисления арендной платы учреждению необходимо предусмотреть в договоре
аренды неустойку за ненадлежащее исполнение его условий.
В соответствии с нормами законодательства
Российской Федерации установлены ограничения по предоставлению в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности.
Запрещено сдавать в аренду объекты
недвижимости учреждений здравоохранения:
- для
распространения алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его
основе" (ст. 2, 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об
ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков,
изготавливаемых на его основе; п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N
171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- для распространения табачных изделий
(п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении
курения табака";
- для распространения рекламы алкогольной
продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, табака, табачных
изделий и курительных принадлежностей (пп. 6, п. 2 ст. 21, пп. 6, п. 2 ст. 22,
пп. 6 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О
рекламе");
- для деятельности политических партий,
их структурных подразделений, общественно-политических и религиозных движений и
организаций (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О
политических партиях").
Учитывая
изложенное, в целях своевременного принятия арендодателями денежных
обязательств и осуществления платежей за счет источника дополнительного
бюджетного финансирования необходимо срочно представить на утверждение
расходные расписания и сметы доходов и расходов по заключенным контрактам с
обосновывающими документами.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО